- Эвелина Николаевна, расскажите, о ТЦАВС, его задачах и основных направлениях работы.
- Наше агентство было создано 22 января 1969 г., и в прошлом году мы отметили 30-летие его деятельности. Сейчас мы являемся свидетелями появления и исчезновения новых родственных структур, но в отличие от них ТЦАВ с его историей и традициями олицетворяет стабильность и надежность работы. Именно эти качества помогли ему не только выжить, но и завоевать авторитет и признание в рыночных условиях хозяйствования. Основным направлением первых лет деятельности агентства было обеспечение потребностей Тюменской области в доставке людей и грузов в отдаленные районы Севера. В его нынешнем виде агентство сохранило все структуры и подразделения, которые оно имело раньше. За годы, прошедшие со дня основания, агентство, начав практически с нуля, добилось прочного успеха и сейчас занимает второе место в России по объемам продаж после ГАВС ГА.
- Какие виды услуг ТЦАВС предоставляет своим клиентам?
- В агентстве клиентов ожидает весь спектр обязательных и дополнительных услуг, предусмотренных отраслевым стандартом. В двух словах, - это внутренние и международные перевозки и все, что так или иначе связано с ними: трансферы, бронирование, автоматизированная продажа билетов и т. д. Весь комплекс услуг обеспечивает ТЦАВС и его 19 филиалов с персоналом численностью 380 человек. В 1980 г. в ТЦАВС открылся отдел по международным перевозкам, сейчас мы обслуживаем регулярные перевозки в Германию, Испанию, Турцию, Китай и другие страны Европы и Азии. В связи с падением объема воздушных перевозок и исходя из необходимости выживания в жестких рыночных условиях мы сейчас занимаемся не только воздушными, но и железнодорожными перевозками. Их объем у нас достиг 60% от общего объема продаж. Я имею в виду количество физически проданных билетов, поскольку по выручке авиация все равно впереди, но спрос на железную дорогу больше. Таким образом, мы предоставляем пассажиру совмещенную услугу: он может приобрести в одной кассе билет до конечного пункта маршрута, включая воздушную и наземную его составляющие с учетом удобства стыковки рейсов. Этот вид услуг распространяется и на международные рейсы. По желанию клиента мы также можем забронировать номер в гостинице. Из дополнительных услуг, которые мы наладили в последнее время, отмечу фотоуслуги техникой фирм "Кодак" и "Коника". На филиалах ТЦАВС мы установили 8 фотомашин по проявке и печати. Там же организована продажа всех сопутствующих товаров: фотоаппаратов, фотопленки и т. д. Производим ламинирование и копирование документов. Все это помогает нам удержаться на плаву, помогает сохранить людей. Это наш дополнительный бизнес.
- Таким образом, ваше предприятие сумело найти свое место в сфере неавиационного бизнеса?
- И не только в плане наземных видов транспорта. Мы занимаемся и коммерческой деятельностью. Создали свой коммерческий отдел, который осуществляет закупки необходимого и снабжение наших фирменных агентств и предприятий. Занялись и туристической деятельностью, то есть стали, как сейчас принято говорить, туроператором. Наше турбюро существует уже 4 года. Разрабатываем и реализуем собственные туристические программы. Продаем турпакет как полностью, так и по частям, например, только авиабилет к туру, без гостиницы. Скажу больше: с прошлого года мы берем в аренду самолеты у авиакомпаний в летний период и сами производим перевозки пассажиров. Одной из таких авиакомпаний, с которой мы очень активно сотрудничаем, является "Уральские авиалинии".
- Какой отпечаток на деятельность агентства накладывает его географическое положение?
- ТЦАВС имеет 19 филиалов на территории Тюменской области. Некоторые из них, такие, как Красноселькуп, Березово, Толька, Игрим, Тарко-Сале, в силу их малонаселенности и отсутствия какой бы то ни было промышленности являются для нас убыточными. Однако мы вынуждены там держать "политические кассы", людей и оборудование, так как другого вида связи, кроме воздушного транспорта, с Большой землей там просто нет. В принципе мы как акционерное общество могли бы отказаться от них, и никто не вправе нас заставить работать там себе в убыток. Некоторые авиакомпании так и сделали - отменили туда свои рейсы. Но это противоречило бы нашим принципам и традициям. Наконец, элементарно непорядочно по отношению к людям, связавшим свою судьбу с Севером.
- С какими авиакомпаниями приходится работать вашему агентству?
- Прежде всего, с такими перевозчиками, как "Тюменские авиалинии" (базируется в Тюмени), "Тюмень Авиатранс" (Сургут), "Ямал" (Салехард), "Когалымавиа" (Когалым), "Уральские авиалинии" (Екатеринбург), "Внуковские авиалинии" (Москва). Распыление производственных мощностей среди большого числа мелких авиакомпаний не способствует активизации воздушного сообщения и укреплению крупных авиакомпаний, как "Тюменские авиалинии", которые сейчас переживают не лучшие дни. Мы выбираем для работы в первую очередь сильные, надежные авиакомпании, которые в состоянии обеспечить регулярные отправки. Мы располагаем 62 прямыми договорами с заказчиками. С частью компаний, выполняющих в основном транзитные рейсы, мы работаем через Транспортную клиринговую палату.
- Расскажите, пожалуйста, о системах бронирования, автоматизации и контроля, используемых вашим агентством.
- Для быстрого и качественного обслуживания пассажиров ТЦАВС работает со специализированными автоматизированными системами бронирования (АСБ) "Сирена-2000" и "Gabriel".
- Какие преимущества получает клиент, приобретая билет через ТЦАВС, не проще ли ему взять билет в представительстве самой авиакомпании?
- Начну с того, что не каждый пассажир в состоянии разобраться в такой массе авиакомпаний. Может быть, есть категория пассажиров-патриотов, предпочитающих летать только одной любимой авиакомпанией, но основной массе все равно чем лететь, лишь бы вовремя и недорого. Замечу, что даже если вы - такой уж патриот именно этой авиакомпании, то все равно вам, не будет предоставлен какой-то особый сервис или какие-то немыслимые льготы, до всего этого нам пока еще далеко. Поэтому прямо надо сказать, что только ТЦАВС предоставит пассажиру всю объективную информацию о всех рейсах, выполняемых разными авиакомпаниями. Нам все равно, билет какой авиакомпании приобрел пассажир, ни одной из них мы не отдаем преимущества. Что же касается представительств авиакомпании, то каждая из них будет доказывать, что у них "и вода мокрее", и кресла удобнее.
- Не было ли у вас соблазна затянуть передачу выручки от продажи билетов авиакомпании?
- Ни в коем случае. Мы переводим деньги авиакомпании день в день, это один из важнейших принципов нашей работы и на этом построен наш рейтинг. Мы работаем честно и добросовестно по деньгам. Нам бы не хотелось потерять свое лицо честного и надежного партнера из-за соблазна сиюминутной выгоды. При этом некоторые авиакомпании предпочитают не брать деньги, а осуществляют взаиморасчеты. В этом случае деньги по желанию авиакомпаний Центр взаиморасчетов отправляет туда, куда они нам скажут, например, на оплату топлива, за аэронавигацию, за аэропортовые расходы и т. д. Эти услуги определяются договорами. Например, аэропорт "Рощино" выставляет авиакомпании "Тюменские авиалинии" счета каждые 10 дней, и мы производим необходимые расчеты из выручки авиакомпаний. Оставшиеся от расчетов средства переводим на счета авиакомпании. Это очень удобно нашим партнерам. Для реализации подобных договоров у нас создано программное обеспечение.
- Что могли бы вы сказать об оборудовании ТЦАВС и его филиалов, как у вас используются достижения современной информационной технологии?
- Мы всегда старались идти в ногу со временем, верны этому принципу и сейчас. Все рабочие места, начиная от кассиров, оборудованы современной компьютерной техникой. Сейчас на рабочих местах переходим на PC "Pentium". У нас есть и свой вычислительный центр, оснащенный самым современным оборудованием, создана своя локальная компьютерная сеть, имеем электронную почту и выход в Интернет. Обработку данных и продажу перевозок в отдаленных северных пунктах мы производим только посредством электронной почты. Все данные по продажам и выручке в конце каждого рабочего дня наши филиалы сбрасывают нам по электронной почте. Иначе работать с филиалами было бы просто невозможно. Забронировать билет пассажир может и через Интернет. Это позволяет сделать АСБ "Сирена-2000", которая на данный момент соответствует всем международным требованиям.
- Как вы оцениваете репутацию агентства и его перспективы?
- У нас неплохой рейтинг, и мы приложим все силы, чтобы удержаться на хорошем счету у наших партнеров. Нужно, однако, отметить, что мы не сможем удержаться только на продаже воздушных перевозок. Чтобы сохранить коллектив, реализовать его потенциал, будем развивать сектор новых дополнительных услуг. Например, совсем недавно мы стали предлагать совершенно новый, в чем-то экзотический вид услуг - доставка подарков по заказам. Вы можете заказать поздравление вашему знакомому или родственнику в каком-либо удаленном, северном селении: Надыме, Уренгое и т. д. Для этого вы приходите в ТЦАВС, оформляете заказ, и там, на месте, вашему знакомому в условленное время вручат цветы, торт, бутылку шампанского и т. д. При реализации этой услуги мы совершенно неожиданно столкнулись с неординарными подарками, например, одному юбиляру заказчики поручили установить спутниковую антенну. О нашем рейтинге можно судить хотя бы по тому, что по объему продаж мы занимаем второе место по стране после ГАВС ГА. С гордостью могу отметить наш фирменный стиль оформления офисов, дизайн центрального офиса и его филиалов выполнен в одном стиле. Это наша марка, и она работает на наш рейтинг. Со стороны ТКП или ФСВТ к нам нет никаких претензий. Не так давно нас проверяла комиссия ФСВТ по лицензированию, которая высоко оценила наш уровень. До визита к нам они считали, видимо, так: "Тюмень - провинция, что с них взять?" После посещения ТЦАВС и его филиалов их представление резко изменилось.
- Эвелина Николаевна, в гражданской авиации не так много женщин-руководителей такого ранга, как вы. Как вы считаете, что помогло вам занять этот ответственный пост?
- После окончания КИИГА мне было предложено по распределению много точек по всей стране, включая Москву и Симферополь, но я выбрала Сибирь. Сейчас это многим покажется странным, но в ту пору мы думали не о теплом месте и удобствах, мы были по-другому воспитаны, критерии ценностей были другие. Я - инженер-экономист по организации коммерческой эксплуатации самолетов и воздушных линий. В те годы наш выпуск КНИГА по этой специальности был первым, и мы были вправе выбирать среди многих заманчивых предложений, но я, повторяю, предпочла Западную Сибирь, Березово. Жизнь показала, что это был правильный выбор. Я благодарна судьбе, что мое становление как специалиста прошло в самых трудных, жестких северных условиях. Я занималась там всем: и почтовыми, и грузовыми, и пассажирскими перевозками, вплоть до погрузки и выгрузки оборудования. Когда начинался аврал, мы все работали не покладая рук, не зная сна и отдыха и различий в положении. Поэтому именно там я прошла хорошую трудовую школу, получила сибирскую закалку. При переводе в Тюмень все эти качества мне пригодились. Я не делала карьеру, я просто честно и добросовестно работала. Главное, что я ценю в людях, - порядочность, честность, верность данному слову. Я не сторонник того, что женщины должны занимать руководящие посты, у них и без того много своих, чисто женских хлопот и обязанностей. Женщина, прежде всего должна оставаться женщиной, это ее главное предназначение.
- Эвелина Николаевна, редакция "Воздушного транспорта", пользуясь случаем, поздравляет вас с праздником весны, Международным женским днем 8 Марта. Что вы хотели бы сказать в этот день всем женщинам гражданской авиации нашей страны?
- В этот чудесный день я хотела бы пожелать моим коллегам-женщинам мирного неба над головой, семейного благополучия, чтобы они были по-человечески, по-хорошему счастливы. Желаю здоровья и радости, чтобы как можно меньше было семейных, бытовых проблем, чтобы больше было тепла и заботы от мужчин, чтобы они могли почувствовать по-настоящему этот праздник, а не на бегу между работой и бытовыми трудностями. Хочу, чтобы мужчины почаще вспоминали, что рядом с ними работают не просто сотрудники и коллеги по работе, а женщины.