Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Интервью


Владимир Воробьев:
"В будущее смотрим с оптимизмом"


Декабрь 1999 года Валерий Цеюков, газета "Воздушный транспорт" №49


Московский государственный технический университет гражданской авиации (МГТУ ГА) - ведущее высшее учебное заведение России по подготовке специалистов гражданской авиации. Раньше он носил статус института. Многие его знают, как МИИГА. А в 1993 году, когда было введено новое положение о вузах страны, где была утверждена классификация вузов по степени значимости, он получил статус университета. В 1998 году после проверки работы вуза в период с 1993 по 1998 год комиссия Минобразования этот статус подтвердила.

Владимир Воробьев
Владимир Георгиевич Воробьев окончил Ленинградский электротехнический институт, защитил кандидатскую диссертацию, с 1971 года работает в МГТУ ГА, пришел сюда на должность доцента, с 1973 года работал на должности проректора, с 1983 года - ректор. Трижды переизбирался на эту должность. В 1982 году в Академии ГА защитил докторскую диссертацию. Владимир Георгиевич Воробьев - профессор, доктор технических наук, академик Международной инженерной академии, академик Академии транспорта РФ, академик Академии науки, авиации и воздухоплавания, заслуженный деятель науки и техники РФ, кавалер ордена "Знак Почета" и "Ордена Дружбы".

- Наш вуз, как и многие вузы России, работает сегодня в сложных экономических условиях. Прежде всего, в финансовом плане. В настоящее время бюджетное финансирование учебных заведений, в том числе и нашего, осуществляется только по статьям "Зарплата" и "Стипендия". Ни на какие другие цели средства из госбюджета вуз не получает, на коммунальные платежи, хозяйственные расходы, приобретение оборудования, развитие материально-технической базы. Мы вынуждены в этих условиях искать пути, которые нам позволяют выжить. И эта ситуация продолжается довольно долго.

- И как же ваш вуз в создавшихся условиях решает задачу выживания?

- Мы творчески подошли к данной проблеме, научились сами зарабатывать средства. И пришло такое время, когда мы от тезиса "Как нам выжить?" перешли к другому: "Как нам жить и развиваться в этих условиях". Мы получаем внебюджетные средства на функционирование вуза из трех источников. Первый: мы ввели платное обучение студентов как российских, так и иностранных. А учатся у нас студенты из 25 стран мира. Все иностранные студенты оплачивают свою учебу. Российские не все, а только 15 процентов. Ведем мы большую работу по переподготовке и повышению квалификации кадров воздушного транспорта. Для этого у нас создан специальный центр, который работает на хозрасчетных условиях. Мы решаем и общеотраслевую задачу - повышения квалификации авиаработников, и свою собственную - обеспечиваем наших преподавателей работой. И к тому же получаем дополнительные средства на развитие и содержание вуза. И, наконец, третий источник: сдача в аренду наших помещений. И что интересно, если вначале доходы от аренды превышали доходы от других видов деятельности, то сейчас - и мы этим гордимся - за счет нашей основной деятельности - обучения - мы получаем значительно больше средств, чем от аренды.

- Но ведь помимо обучения в вузе ведутся и научные исследования...

- Их объем, правда, за последнее время несколько снизился, но, тем не менее, у нас есть договоры с авиапредприятиями. Мы выполняем научно-исследовательские работы по программам ФСВТ ГА, то есть продолжаем развивать научное направление

В прошедшие пять лет продолжалось развитие и совершенствование многоуровневой системы образования. Было подготовлено 63 бакалавра, 7 магистров и 2740 инженеров. 95 выпускников получили дипломы с отличием.

- Владимир Георгиевич, а состав вашего научного коллектива удалось сохранить?

- Он сократился, и существенно. В основном штатные работники. А вот преподавательский состав, который всегда вел научную работу, остался прежним. Главная задача любого вуза, чтобы он не превратился в простую школу, - обучение студентов необходимо проводить на основе своих научных исследований. Это процесс неразрывный. И вот, когда у нас снизились объемы хоздоговорных НИР - деньги, которые мы получали со стороны, - вуз изыскал возможность финансировать наши научные работы за счет своих же внебюджетных средств. Мы платим деньги нашим сотрудникам - в форме грантов - за их научные исследования. Ежегодно выделяем порядка 15 грантов на конкурсной основе для того, чтобы преподаватели и студенты смогли проводить фундаментальные исследования.

- Насколько я знаю, научно-педагогический персонал вашего вуза имеет достаточно высокую квалификацию.

- У нас около 80 процентов преподавателей имеют степени и звания и 19 процентов - это профессора и доктора наук. Мы гордимся тем, что наши ученые создали крупнейшие научные школы гражданской авиации. Это Николай Николаевич Смирнов, Анатолий Иванович Козлов, Виктор Петрович Фролов, Евгений Алексеевич Коняев и многие другие. У нас в аспирантуру всегда есть конкурс, хотя во многих вузах тяга к знаниям через аспирантуру снижается. Еще один примечательный факт: более половины наших аспирантов защищают диссертации в срок.

- А какой у вас конкурс среди абитуриентов?

- Достаточно высокий. В этом году в среднем по университету было подано 3,2 заявления на место. И что отрадно, повышается конкурс на технические специальности. Лет пять назад картина была другая. На экономические специальности у нас было по десять человек на место, а на специальности механиков и электриков абитуриентов еле-еле набирали. В общем, интерес к таким специальностям, как приборостроение, вычислительная техника, механика, у молодежи сегодня начинает пробуждаться. Наш народ начинает понимать, что производство скоро начнет развиваться, и эти специальности снова станут престижными.

- Владимир Георгиевич, а чем, на ваш взгляд, студент 80-х отличается от студента 90-х годов?

- Уровень подготовки нынешних абитуриентов заметно снизился. Мы вынуждены были ввести на первом курсе дополнительные занятия по математике, физике, с тем, чтобы подтянуть их по этим предметам до уровня обучения в университете.

- А новые специальности за последнее время в университете появились?

- Лет пять назад была открыта специальность "Прикладная математика", она ориентирована на подготовку специалистов в области математического моделирования системы процессов, происходящих в гражданской авиации, системах программирования. Появилась у нас специальность "Безопасность технологических процессов и производств". В рамках этой специальности мы планируем готовить специалистов, которые, работая в авиапредприятии, будут заниматься вопросами обеспечения безопасности производственных процессов. Прежде всего, безопасностью такого процесса, как полет.

- А в перспективе, какие новые специальности планируется открыть?

- Сейчас трудно сказать. Позиция Минобразования сейчас состоит в укрупнении специальностей. В области инженерного образования насчитывается сегодня около 400 специальностей. И Минобразование проводит работу по их сокращению раза в три. Но наши специальности все сохранены. Мы сумели доказать, что они необходимы, что они имеют большое отраслевое значение и ни с какими другими объединены быть не могут. А уж тем более ликвидированы.

- А каков сегодня микроклимат в вашем студенческом коллективе, чем живет молодежь?

- Нам, наверное, везет: к нам приходит хорошая молодежь. У нас нет случаев хулиганства, пьянства. Главное, у нее есть интерес к учебе и общественной жизни, своя жизненная позиция. Они, конечно, другие, чем мы. Они по-другому понимают жизнь, и, по-моему, ближе воспринимают экономическую систему, существующую сегодня. Они лучше, чем мы, адаптировались к рыночной экономике. К сожалению, многим студентам приходится подрабатывать, что, безусловно, сказывается на посещаемости и успеваемости. Стипендия в два минимальных оклада - это, конечно, очень мало.

- Ну а преподаватели не жалуются на маленькую зарплату?

- У преподавателей зарплата довольно низкая. Но они имеют возможность подрабатывать - на курсах повышения квалификации, на подготовительном отделении. Есть у нас и своя система стимулирования. Оплачиваем мы преподавателям и подготовку учебных пособий. Есть еще один небольшой плюс: зарплата у нас выдается регулярно.

- Есть ли у студентов проблемы с трудоустройством?

- Конечно, есть. Ведь сегодня вуз распределением не занимается. Однако мы стараемся помогать выпускникам. Перед выпуском информируем о подготовленных специалистах наши авиапредприятия.

- МИИ ГА в былые времена славился своими спортивными достижениями...

- Спортом у нас активно занимаются и преподаватели, и сотрудники, и студенты. Для преподавателей организовано несколько спортивных групп по волейболу, футболу, теннису, тяжелой атлетике и так далее. Достаточно хорошо развит у нас и студенческий спорт. Мы выиграли "Кубок Аэрофлота" по мини-футболу, где участвовали кроме нас команды Московского авиаузла. В университете хорошая волейбольная команда. Она играет в высшей студенческой лиге. В меньшей степени интерес у студентов вызывает художественная самодеятельность. Однако сейчас клубную работу мы начали развивать более активно, организовали кружки самодеятельности.

- В общем, в будущее смотрите с уверенностью и оптимизмом?

- Наш вуз - единственный в России авиационный вуз эксплуатационного профиля. Поэтому востребованность наших выпускников есть и будет всегда. И, думаю, в дальнейшем с улучшением экономической ситуации в стране потребность в наших выпускниках будет только возрастать.

- Владимир Георгиевич, возможно, не все знают, что Вам исполнилось недавно шестьдесят лет. Разрешите поздравить вас с этим замечательным юбилеем. И пожелать вам дальнейшей успешной работы на столь ответственном руководящем посту!




комментарии (0):













Материалы рубрики

Игорь Елков, Игорь Черняк
Российская газета
Сколько осталось пилотам? Летчик-испытатель Сергей Богдан - о боях между ИИ и человеком в авиации
Андрей Коршунов
Известия
«Российские двигатели будут безопасно возвращать ступени ракеты на Землю»
Илья Доронов
РБК
Глава «Роскосмоса» — РБК: «Бесплатная услуга — это разврат»
Наталия Ячменникова
Российская газета
Идея внедрить виртуального пилота набирает обороты. Сможет ли он обеспечить безопасность авиапассажиров

РИА "Новости"
"Мы видим спрос на кадры для беспилотной авиации"
Анастасия Львова, Герман Костринский, Ирина Парфентьева
РБК
Глава Red Wings — РБК: «Представление о Red Wings упрощенно»
Андрей Коршунов
Известия
«На Луне испытатели тестируют робота, напоминающего кентавра»
Елена Пономарева, Артем Рукавов
Интерфакс
Научный руководитель Института космических исследований РАН: Луна - не место для прогулок



Алена Чилей
Pro Космос
Новый российский космический корабль будет садиться в Амурской области
Матвей Мальгин
Взгляд
Как будет работать беспилотная «летающая «Газель»
Александр Пинчук
РИА Новости
Роман Таскаев: искусственный интеллект никогда не заменит экипаж самолета

ИА Report
Коммерческий директор AZAL: Цена билета не всегда зависит от желания авиакомпании

Reuters, Ростех
Сергей Чемезов — про ВПК, санкции, экспорт вооружений, авиастроение
Елена Мягкова
АТОР
От Калининграда до Китая и Таиланда: куда зимой будут рейсы из Пулково и какие новинки ждут пассажиров

Интерфакс
Первый замгендиректора "Роскосмоса": консолидируем промышленность вокруг Российской орбитальной станции
Владимир Гаврилов
Известия
«Мы рисовали самолет вокруг людей и их багажа»
Мария Агранович
Российская газета
Ректор МАИ Михаил Погосян рассказал "РГ" о подготовке суперинженеров, аэротакси и беспилотниках
Богдан Логинов
Вслух.ру
Командир вертолета Ми-26 Юрий Волосков: В нашей работе приходится импровизировать

РБК
Вице-президент «Ростелекома» — о беспилотных технологиях для бизнеса
Наина Курбанова
Известия
«Рейсы из Санкт-Петербурга в Москву будут каждые 15 минут»

RT
«Купол безопасности»: разработчик — о возможностях стационарного антидронного комплекса «Серп»
Андрей Коршунов
Известия
Генеральный конструктор КБ «Салют» имени В.М. Мясищева Сергей Кузнецов — о развитии новой российской тяжелой ракеты и ее модификациях
Денис Кайыран
РИА Новости
Алексей Варочко: выходим на серийное производство ракет "Ангара"
Роман Гусаров
NEWS.ru
Наследник Ан-24 самолет «Ладога»: когда полетит, зачем нужен

ФАУ "ЦАГИ"
105 лет: полет успешный
Мария Гришкина
86.ru
«Дико для мужчин видеть девушку в такой профессии»: история югорчанки, которая работает авиамехаником
Наталия Ячменникова
Российская газета
Как готовить специалистов по борьбе с кибератаками на самолеты

Транспорт России
Виталий Савельев: голосовать на выборах – значит разделять ответственность за будущее России
Андрей Коршунов
Известия
«Парение в невесомости Гагарин впервые испытал уже после полета в космос»
Надежда Алексеева, Алина Лихота, Екатерина Кийко
RT
Арктическая навигация: специалист ААНИИ — о развитии БПЛА в Северном Ледовитом океане
Андрей Смирнов
Pro Космос
Юрий Борисов: «Ракета «Амур-СПГ» и сверхлегкий носитель будут многоразовыми»
Наталия Славина
Российская газета
Новое поколение авиации: на чем будем летать. Интервью с академиком Сергеем Чернышевым
Андрей Коршунов
Известия
«На станции будут отрабатываться технологии для полетов на Луну или Марс»
Роман Гусаров
NEWS.ru
Вслед за вылетевшей из самолета дверью «улетает» и доверие к «Боингу»

NEWS.ru
Самолет МС-21 научили приземляться на автомате: почему это так важно
Евгений Гайва
Российская газета
Василий Десятков: Десятки аэропортов модернизируют в России в ближайшие годы
Мария Амирджанян
ТАСС
Генеральный директор "Яковлева": импортозамещенный МС-21 может получить новые версии
Вячеслав Терехов
Интерфакс
Научный руководитель Института астрономии РАН: космический мусор становится все более опасным
Артем Кореняко, Ирина Парфентьева
РБК
Глава «Победы» — РБК: «Приходится уходить на запасные аэродромы»
Евгений Гайва
Российская газета
Глава Росавиации: В этом году в Россию стало летать больше иностранных авиакомпаний
Мария Амирджанян
ТАСС
Замглавы Минпромторга: производство беспилотников будет только расти
Георгий Султанов, Анна Носова
ТАСС
Глава "Швабе" Вадим Калюгин: стремимся сделать наши БПЛА более устойчивыми к РЭБ
Наталия Ячменникова
Российская газета
Александр Блошенко: Мы впервые в истории садимся на Южный полюс Луны
Виктор Лошак
Ростех; Коммерсантъ
Вадим Бадеха: «Нет ничего более технически интересного, чем авиационный двигатель»

Интерфакс
Гендиректор аэропорта "Храброво" Александр Корытный: "Хотим вписать Калининград в накатанную авиатрассу между Китаем, Москвой и Петербургом"
Тимофей Дзядко, Артем Кореняко
РБК
Глава Внуково — РБК: «В ближайшие 10 лет не будет пассажиров в Европу»

Ростех
Евгений Солодилин: «Задачу, которую перед нами поставили акционеры, мы выполнили»
Наталия Ячменникова
Российская газета
Ректор МАИ Михаил Погосян - о том, какие профессии будут популярны в ближайшие пять лет, и почему стране нужны инженеры с креативным мышлением
Екатерина Москвич
ТАСС
Анна Кикина: космонавты летят в космос, чтобы жить
Мария Амирджанян
ТАСС
Гендиректор ОАК Слюсарь: испытания SSJ New с российскими двигателями начнутся осенью

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer