- Наш вуз, как и многие вузы России, работает сегодня в сложных экономических условиях. Прежде всего, в финансовом плане. В настоящее время бюджетное финансирование учебных заведений, в том числе и нашего, осуществляется только по статьям "Зарплата" и "Стипендия". Ни на какие другие цели средства из госбюджета вуз не получает, на коммунальные платежи, хозяйственные расходы, приобретение оборудования, развитие материально-технической базы. Мы вынуждены в этих условиях искать пути, которые нам позволяют выжить. И эта ситуация продолжается довольно долго.
- И как же ваш вуз в создавшихся условиях решает задачу выживания?
- Мы творчески подошли к данной проблеме, научились сами зарабатывать средства. И пришло такое время, когда мы от тезиса "Как нам выжить?" перешли к другому: "Как нам жить и развиваться в этих условиях". Мы получаем внебюджетные средства на функционирование вуза из трех источников. Первый: мы ввели платное обучение студентов как российских, так и иностранных. А учатся у нас студенты из 25 стран мира. Все иностранные студенты оплачивают свою учебу. Российские не все, а только 15 процентов. Ведем мы большую работу по переподготовке и повышению квалификации кадров воздушного транспорта. Для этого у нас создан специальный центр, который работает на хозрасчетных условиях. Мы решаем и общеотраслевую задачу - повышения квалификации авиаработников, и свою собственную - обеспечиваем наших преподавателей работой. И к тому же получаем дополнительные средства на развитие и содержание вуза. И, наконец, третий источник: сдача в аренду наших помещений. И что интересно, если вначале доходы от аренды превышали доходы от других видов деятельности, то сейчас - и мы этим гордимся - за счет нашей основной деятельности - обучения - мы получаем значительно больше средств, чем от аренды.
- Но ведь помимо обучения в вузе ведутся и научные исследования...
- Их объем, правда, за последнее время несколько снизился, но, тем не менее, у нас есть договоры с авиапредприятиями. Мы выполняем научно-исследовательские работы по программам ФСВТ ГА, то есть продолжаем развивать научное направление
В прошедшие пять лет продолжалось развитие и совершенствование многоуровневой системы образования. Было подготовлено 63 бакалавра, 7 магистров и 2740 инженеров. 95 выпускников получили дипломы с отличием.
- Владимир Георгиевич, а состав вашего научного коллектива удалось сохранить?
- Он сократился, и существенно. В основном штатные работники. А вот преподавательский состав, который всегда вел научную работу, остался прежним. Главная задача любого вуза, чтобы он не превратился в простую школу, - обучение студентов необходимо проводить на основе своих научных исследований. Это процесс неразрывный. И вот, когда у нас снизились объемы хоздоговорных НИР - деньги, которые мы получали со стороны, - вуз изыскал возможность финансировать наши научные работы за счет своих же внебюджетных средств. Мы платим деньги нашим сотрудникам - в форме грантов - за их научные исследования. Ежегодно выделяем порядка 15 грантов на конкурсной основе для того, чтобы преподаватели и студенты смогли проводить фундаментальные исследования.
- Насколько я знаю, научно-педагогический персонал вашего вуза имеет достаточно высокую квалификацию.
- У нас около 80 процентов преподавателей имеют степени и звания и 19 процентов - это профессора и доктора наук. Мы гордимся тем, что наши ученые создали крупнейшие научные школы гражданской авиации. Это Николай Николаевич Смирнов, Анатолий Иванович Козлов, Виктор Петрович Фролов, Евгений Алексеевич Коняев и многие другие. У нас в аспирантуру всегда есть конкурс, хотя во многих вузах тяга к знаниям через аспирантуру снижается. Еще один примечательный факт: более половины наших аспирантов защищают диссертации в срок.
- А какой у вас конкурс среди абитуриентов?
- Достаточно высокий. В этом году в среднем по университету было подано 3,2 заявления на место. И что отрадно, повышается конкурс на технические специальности. Лет пять назад картина была другая. На экономические специальности у нас было по десять человек на место, а на специальности механиков и электриков абитуриентов еле-еле набирали. В общем, интерес к таким специальностям, как приборостроение, вычислительная техника, механика, у молодежи сегодня начинает пробуждаться. Наш народ начинает понимать, что производство скоро начнет развиваться, и эти специальности снова станут престижными.
- Владимир Георгиевич, а чем, на ваш взгляд, студент 80-х отличается от студента 90-х годов?
- Уровень подготовки нынешних абитуриентов заметно снизился. Мы вынуждены были ввести на первом курсе дополнительные занятия по математике, физике, с тем, чтобы подтянуть их по этим предметам до уровня обучения в университете.
- А новые специальности за последнее время в университете появились?
- Лет пять назад была открыта специальность "Прикладная математика", она ориентирована на подготовку специалистов в области математического моделирования системы процессов, происходящих в гражданской авиации, системах программирования. Появилась у нас специальность "Безопасность технологических процессов и производств". В рамках этой специальности мы планируем готовить специалистов, которые, работая в авиапредприятии, будут заниматься вопросами обеспечения безопасности производственных процессов. Прежде всего, безопасностью такого процесса, как полет.
- А в перспективе, какие новые специальности планируется открыть?
- Сейчас трудно сказать. Позиция Минобразования сейчас состоит в укрупнении специальностей. В области инженерного образования насчитывается сегодня около 400 специальностей. И Минобразование проводит работу по их сокращению раза в три. Но наши специальности все сохранены. Мы сумели доказать, что они необходимы, что они имеют большое отраслевое значение и ни с какими другими объединены быть не могут. А уж тем более ликвидированы.
- А каков сегодня микроклимат в вашем студенческом коллективе, чем живет молодежь?
- Нам, наверное, везет: к нам приходит хорошая молодежь. У нас нет случаев хулиганства, пьянства. Главное, у нее есть интерес к учебе и общественной жизни, своя жизненная позиция. Они, конечно, другие, чем мы. Они по-другому понимают жизнь, и, по-моему, ближе воспринимают экономическую систему, существующую сегодня. Они лучше, чем мы, адаптировались к рыночной экономике. К сожалению, многим студентам приходится подрабатывать, что, безусловно, сказывается на посещаемости и успеваемости. Стипендия в два минимальных оклада - это, конечно, очень мало.
- Ну а преподаватели не жалуются на маленькую зарплату?
- У преподавателей зарплата довольно низкая. Но они имеют возможность подрабатывать - на курсах повышения квалификации, на подготовительном отделении. Есть у нас и своя система стимулирования. Оплачиваем мы преподавателям и подготовку учебных пособий. Есть еще один небольшой плюс: зарплата у нас выдается регулярно.
- Есть ли у студентов проблемы с трудоустройством?
- Конечно, есть. Ведь сегодня вуз распределением не занимается. Однако мы стараемся помогать выпускникам. Перед выпуском информируем о подготовленных специалистах наши авиапредприятия.
- МИИ ГА в былые времена славился своими спортивными достижениями...
- Спортом у нас активно занимаются и преподаватели, и сотрудники, и студенты. Для преподавателей организовано несколько спортивных групп по волейболу, футболу, теннису, тяжелой атлетике и так далее. Достаточно хорошо развит у нас и студенческий спорт. Мы выиграли "Кубок Аэрофлота" по мини-футболу, где участвовали кроме нас команды Московского авиаузла. В университете хорошая волейбольная команда. Она играет в высшей студенческой лиге. В меньшей степени интерес у студентов вызывает художественная самодеятельность. Однако сейчас клубную работу мы начали развивать более активно, организовали кружки самодеятельности.
- В общем, в будущее смотрите с уверенностью и оптимизмом?
- Наш вуз - единственный в России авиационный вуз эксплуатационного профиля. Поэтому востребованность наших выпускников есть и будет всегда. И, думаю, в дальнейшем с улучшением экономической ситуации в стране потребность в наших выпускниках будет только возрастать.
- Владимир Георгиевич, возможно, не все знают, что Вам исполнилось недавно шестьдесят лет. Разрешите поздравить вас с этим замечательным юбилеем. И пожелать вам дальнейшей успешной работы на столь ответственном руководящем посту!