Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Интервью


Виктор Васильев:
"Безопасность полетов - наша стратегия"


Декабрь 1999 года Петр Курочкин, "Воздушный транспорт" №51


Безопасность полетов, прежде всего, достигается профессиональной подготовкой летного состава и техническим вооружением воздушных судов. Процесс профессиональной подготовки летного состава гражданской авиации подразделяется на три этапа: первоначальная подготовка в средних и высших учебных заведениях, ввод в строй в авиакомпаниях и авиапредприятиях на конкретном типе самолета, переподготовка и повышение квалификации в авиационно-учебных центрах (АУЦ).

Виктор Васильев
Виктор Васильевич Васильев в 1975 году окончил Академию гражданской авиации. В системе гражданской авиации работает более тридцати лет. Был инспектором и главным штурманом Управления ГА центральных районов и Центрального аппарата Министерства гражданской авиации. С 1992 года - заместитель начальника управления государственного надзора за безопасностью полетов Федеральной службы воздушного транспорта России. Заслуженный штурман России, академик РАТ, доктор транспорта.

- Виктор Васильевич, в отечественной авиации много различных проблем. Одна из них - безопасность полетов. Каковы основные направления обеспечения безопасности полетов?

- Безопасность полетов, прежде всего, достигается профессиональной подготовкой летного состава и техническим вооружением воздушных судов. Есть, конечно, и другие факторы, непосредственно влияющие на нее. Скажем, техническое обслуживание самолетов, деятельность всех наземных служб, инспекторский контроль, профилактическая работа, состояние сертификации и лицензирования, состояние аэродромов и их оборудование, УВД, человеческий фактор, метеобслуживание...

Но в основе безопасности, прежде всего, находятся пилот и его команда - летный экипаж.

Процесс профессиональной подготовки летного состава гражданской авиации подразделяется на три этапа: первоначальная подготовка в средних и высших учебных заведениях, ввод в строй в авиакомпаниях и авиапредприятиях на конкретном типе самолета, переподготовка и повышение квалификации в авиационно-учебных центрах (АУЦ).

После распада СССР в гражданской авиации количество высших учебных летных училищ уменьшилось. В России осталось одно высшее учебное заведение по подготовке пилотов - в Ульяновске. И Академия ГА. Остальные - средние учебные заведения, готовящие летный состав для малой авиации.

Получив летную специальность, в дальнейшем пилот постоянно совершенствуется непосредственно в авиапредприятии при подготовке и выполнении каждого полета. Здесь же экипажи готовят к особенностям эксплуатации в различных климатических и сезонных условиях и т. п. Также проходят ввод в строй после переподготовки в авиационно-учебных центрах.

- И как ныне организован учебный процесс в авиационно-учебных центрах ГА?

- В гражданской авиации действуют более 50 авиационно-учебных центров, многие из которых имеют многолетний опыт работы. Их деятельность заключается в подготовке, переподготовке и повышении квалификации летных экипажей и других авиаспециалистов ГА с соблюдением утвержденных программ и Федеральных авиационных правил. Авиационно-учебные центры обеспечивают теоретическую, тренажерную и летную подготовку. Они имеют соответствующие научно-технические условия: оборудованные учебные аудитории, тренажерные комплексы, учебные аэродромы и самолеты. АУЦ, его преподаватели и инструкторы летного и тренажерного обучения должны быть сертифицированы.

Вместе с тем в АУЦ продолжается процесс становления и развития, внедряется положительный зарубежный опыт. Например, применяются программы подготовки экипажей с учетом новых знаний относительно человеческого фактора; обучения членов летных экипажей эффективному взаимодействию не только при отказах авиатехники, но и в различных ситуациях в рейсовом полете. Крупные АУЦ ГА получили возможность подтверждать не на воздушном судне, а на его тренажере право экипажа на выполнение взлета и посадки в условиях различной категории сложности, что дает значительную экономию средств.

В гражданской авиации действует Ассоциация авиационных учебных центров, которая была организована в 1992 г. В настоящее время она объединяет свыше 50 процентов учебных центров. Ассоциация способствует повышению эффективности деятельности всех АУЦ, координирует методические разработки, обеспечение средств подготовки и улучшение учебного процесса, активно участвует в обсуждении других важных вопросов в области профессиональной подготовки летных экипажей и авиаспециалистов гражданской авиации.

Только за последние два года переподготовку и повышение квалификации прошли свыше пятидесяти тысяч авиаспециалистов.

- Виктор Васильевич, в Санкт-Петербурге состоялось отраслевое совещание АУЦ-99. Каким вопросам оно было посвящено?

- Управление государственного надзора за безопасностью полетов для его проведения разработало программу, утвержденную директором Федеральной службы воздушного транспорта России В. Андреевым: "Применение в практической деятельности авиационных учебных центров и авиапредприятий ГА Федеральных авиационных правил: - Сертификация авиационных учебных центров; - Подготовка авиаперсонала в авиапредприятиях; - Выдача свидетельств авиаперсоналу".

В работе совещания приняли участие более 80 представителей различных регионов страны. Участники совещания заслушали и обсудили все вопросы по утвержденной программе.

Начальник отдела сертификации и подготовки летного состава ФСВТ России Н. Столяров выступил с докладом "Сертификация АУЦ ГА" и их взаимосвязь с другими ведомственными нормативными документами. О практической деятельности АУЦ ГА в обеспечении безопасности полетов доложили директору УТЦ г. С.-Петербурга И. Кузнецов, директор УТЦ-21 А. Меркулов. О практике подготовки летного состава в авиапредприятиях рассказал летный директор авиакомпании "УАЛ" В. Чикилев. М. Цебулевский доложил о подготовке авиационных специалистов в авиапредприятиях. О задачах деятельности центров сертификации АУЦ рассказали начальник ИРРСО Академии ГА Н. Сухих и главный штурман УВАУ А. Матвеев.

Главный специалист отдела сертификации и подготовки летного состава ФСВТ России И. Тарасов сделал два доклада: "Практика проведения сертификации АУЦ ГА" и "Аттестация пилотов авиации общего назначения".

Председатель ВКК ФСВТ России М. Беднов сообщил о содержании ФАП "Выдача свидетельств авиационному персоналу". Отраслевое совещание одобрило работу координационно-методического совета по повышению квалификации преподавателей английского языка и решило ввести в его состав представителей АУЦ.

Тезисы докладов и иллюстративные материалы решено разослать участникам отраслевого совещания.

Итак, в докладах и выступлениях прозвучал высокий уровень требований к подготовке летных экипажей и других авиационных специалистов, от которых зависит устранение авиационных происшествий в гражданской авиации.

- Наблюдается ли в последнее время стабилизация в обеспечении безопасности полетов?

- Происшедшие в стране перемены в экономике отрицательно отразились на деятельности гражданской авиации, но не изменили основные задачи по обеспечению безопасности полетов. Дальнейшее совершенствование деятельности в этом важнейшем вопросе продолжает оставаться приоритетной государственной проблемой. Этой проблемой занимаются ФСВР России, ее межрегиональные управления и другие органы, осуществляющие государственный контроль за обеспечением безопасности полетов. За последнее время имеются определенные положительные результаты. Так, за прошедшие два года не было авиационных происшествий на регулярных воздушных линиях. Это результат целенаправленной работы по сертификации и лицензированию, совершенствованию процедур государственного контроля за обеспечением безопасности полетов.

Однако уровень аварийности в сфере нерегулярных перевозок существенно не изменяется. Не лучше положение с выполнением авиаработ в народном хозяйстве. Таким образом, сфера нерегулярных полетов и авиаработ в народном хозяйстве стала определять аварийность на воздушном транспорте. В течение девяти месяцев 1999 года с гражданскими воздушными судами РФ произошло 17 авиационных происшествий, в том числе шесть катастроф, в которых погиб 41 человек. По предварительным данным, списано девять воздушных судов. Основное влияние на состояние безопасности полетов оказала высокая аварийность вертолетов, с которыми произошло 76% от общего числа авиационных происшествий, в том числе все катастрофы. Неудовлетворительным сохраняется уровень безопасности полетов при выполнении грузовых чартерных рейсов. Приведенные данные подтверждают, что на чартерных рейсах и в авиации общего назначения аварийность остается высокой. Обеспечение безопасности полетов касается всего авиационного персонала ГА, и в первую очередь руководства авиакомпаний, авиапредприятий. Сейчас вопрос поставлен так: если авиакомпании хотят работать на рынке воздушных перевозок, то они обязаны создавать и выполнять надежную систему обеспечения безопасности полетов.

Федеральной службе воздушного транспорта предоставлены большие полномочия по обеспечению безопасности полетов. Надо ими пользоваться и в центральном аппарате, и в подведомственных органах. В этом деле должен быть установлен и осуществляться самый жесткий порядок. Мы упорно и настойчиво добиваемся от всех авиапредприятий гражданской авиации обеспечения безопасности полетов.

- А как мы с решением проблемы безопасности полетов вписываемся в требования ИКАО?

- Являясь членом Международной организации гражданской авиации (ИКАО), Россия поддерживает и одобряет и работу по развитию программы контроля за обеспечением безопасности полетов. Всемирная конференция Международной организации гражданской авиации, посвященная исключительно вопросу безопасности полетов, выработала конкретные выводы и рекомендации, направленные на уменьшение частоты авиационных происшествии в глобальном масштабе и сохранение за гражданской авиацией репутации самого безопасного вида транспорта. ИКАО считает, что эффективная программа контроля за обеспечением безопасности полетов будет способствовать значительному сокращению авиапроисшествий. Последняя 32-я сессия Ассамблеи ИКАО сделала вывод, что повышение уровня сотрудничества государств и международных авиационных организаций служит необходимым стимулом для достижения еще больших результатов в 1999 году и начала следующего столетия.

В связи с этим следует определить направленность наших совместных усилий, рассчитанных на перспективу.

У нас создана новая нормативно-правовая основа, обеспечивающая деятельность ГА в условиях становления рыночной экономики. Вступил в силу Воздушный кодекс Российской Федерации. Приняты постановления Правительства РФ, определяющие пути развития гражданской авиации.

Подготовлен перечень мер по реализации в ГА России решений и рекомендаций 32-й сессии Ассамблеи ИКАО, на которой РФ была избрана в Совет ИКАО по группе государств, играющих ведущую роль на воздушном транспорте.

В сентябре 2000 года ИКАО проведет проверку системы безопасности полетов в ГА России, которая будет проводиться в рамках программы контроля за безопасностью полетов в странах, входящих в ИКАО. Эксперты проверят фактическое состояние дел в этой сфере работы воздушного транспорта, полноту законодательной базы, наличие у ФСВТ необходимого пакета нормативных документов, оценят имеющиеся ресурсы и их использование при контроле за безопасностью полетов. Подвергнутся проверке и непосредственно авиакомпании.

В целях повышения уровня безопасности полетов необходимо четко определить обязанности по контролю за обеспечением безопасности полетов в отношении конкретных воздушных судов и экипажей.

Безопасность полетов напрямую связана с грамотным и аккуратным обращением с самолетом. Большинство пилотов, постоянно совершенствуя свою профессию, летают без каких-либо происшествий. Известный летчик М. Громов писал: "Со мной никогда ничего не случится, потому что, как бы я ни торопился и кто бы ни осматривал мой самолет, я всегда проверю его сам, а, входя, вытираю ноги". В его летной биографии не было серьезных ошибок и каких-либо авиационных происшествий.

Данный пример лишь подтверждает неопровержимую истину, что пилот перед взлетом и в каждом полете обязан соблюдать все процедуры безопасности. Профилактическая работа должна быть целеустремленной и профессиональной во всех действиях летного экипажа и других авиаспециалистов гражданской авиации.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Игорь Елков, Игорь Черняк
Российская газета
Сколько осталось пилотам? Летчик-испытатель Сергей Богдан - о боях между ИИ и человеком в авиации
Андрей Коршунов
Известия
«Российские двигатели будут безопасно возвращать ступени ракеты на Землю»
Илья Доронов
РБК
Глава «Роскосмоса» — РБК: «Бесплатная услуга — это разврат»
Наталия Ячменникова
Российская газета
Идея внедрить виртуального пилота набирает обороты. Сможет ли он обеспечить безопасность авиапассажиров

РИА "Новости"
"Мы видим спрос на кадры для беспилотной авиации"
Анастасия Львова, Герман Костринский, Ирина Парфентьева
РБК
Глава Red Wings — РБК: «Представление о Red Wings упрощенно»
Андрей Коршунов
Известия
«На Луне испытатели тестируют робота, напоминающего кентавра»
Елена Пономарева, Артем Рукавов
Интерфакс
Научный руководитель Института космических исследований РАН: Луна - не место для прогулок



Алена Чилей
Pro Космос
Новый российский космический корабль будет садиться в Амурской области
Матвей Мальгин
Взгляд
Как будет работать беспилотная «летающая «Газель»
Александр Пинчук
РИА Новости
Роман Таскаев: искусственный интеллект никогда не заменит экипаж самолета

ИА Report
Коммерческий директор AZAL: Цена билета не всегда зависит от желания авиакомпании

Reuters, Ростех
Сергей Чемезов — про ВПК, санкции, экспорт вооружений, авиастроение
Елена Мягкова
АТОР
От Калининграда до Китая и Таиланда: куда зимой будут рейсы из Пулково и какие новинки ждут пассажиров

Интерфакс
Первый замгендиректора "Роскосмоса": консолидируем промышленность вокруг Российской орбитальной станции
Владимир Гаврилов
Известия
«Мы рисовали самолет вокруг людей и их багажа»
Мария Агранович
Российская газета
Ректор МАИ Михаил Погосян рассказал "РГ" о подготовке суперинженеров, аэротакси и беспилотниках
Богдан Логинов
Вслух.ру
Командир вертолета Ми-26 Юрий Волосков: В нашей работе приходится импровизировать

РБК
Вице-президент «Ростелекома» — о беспилотных технологиях для бизнеса
Наина Курбанова
Известия
«Рейсы из Санкт-Петербурга в Москву будут каждые 15 минут»

RT
«Купол безопасности»: разработчик — о возможностях стационарного антидронного комплекса «Серп»
Андрей Коршунов
Известия
Генеральный конструктор КБ «Салют» имени В.М. Мясищева Сергей Кузнецов — о развитии новой российской тяжелой ракеты и ее модификациях
Денис Кайыран
РИА Новости
Алексей Варочко: выходим на серийное производство ракет "Ангара"
Роман Гусаров
NEWS.ru
Наследник Ан-24 самолет «Ладога»: когда полетит, зачем нужен

ФАУ "ЦАГИ"
105 лет: полет успешный
Мария Гришкина
86.ru
«Дико для мужчин видеть девушку в такой профессии»: история югорчанки, которая работает авиамехаником
Наталия Ячменникова
Российская газета
Как готовить специалистов по борьбе с кибератаками на самолеты

Транспорт России
Виталий Савельев: голосовать на выборах – значит разделять ответственность за будущее России
Андрей Коршунов
Известия
«Парение в невесомости Гагарин впервые испытал уже после полета в космос»
Надежда Алексеева, Алина Лихота, Екатерина Кийко
RT
Арктическая навигация: специалист ААНИИ — о развитии БПЛА в Северном Ледовитом океане
Андрей Смирнов
Pro Космос
Юрий Борисов: «Ракета «Амур-СПГ» и сверхлегкий носитель будут многоразовыми»
Наталия Славина
Российская газета
Новое поколение авиации: на чем будем летать. Интервью с академиком Сергеем Чернышевым
Андрей Коршунов
Известия
«На станции будут отрабатываться технологии для полетов на Луну или Марс»
Роман Гусаров
NEWS.ru
Вслед за вылетевшей из самолета дверью «улетает» и доверие к «Боингу»

NEWS.ru
Самолет МС-21 научили приземляться на автомате: почему это так важно
Евгений Гайва
Российская газета
Василий Десятков: Десятки аэропортов модернизируют в России в ближайшие годы
Мария Амирджанян
ТАСС
Генеральный директор "Яковлева": импортозамещенный МС-21 может получить новые версии
Вячеслав Терехов
Интерфакс
Научный руководитель Института астрономии РАН: космический мусор становится все более опасным
Артем Кореняко, Ирина Парфентьева
РБК
Глава «Победы» — РБК: «Приходится уходить на запасные аэродромы»
Евгений Гайва
Российская газета
Глава Росавиации: В этом году в Россию стало летать больше иностранных авиакомпаний
Мария Амирджанян
ТАСС
Замглавы Минпромторга: производство беспилотников будет только расти
Георгий Султанов, Анна Носова
ТАСС
Глава "Швабе" Вадим Калюгин: стремимся сделать наши БПЛА более устойчивыми к РЭБ
Наталия Ячменникова
Российская газета
Александр Блошенко: Мы впервые в истории садимся на Южный полюс Луны
Виктор Лошак
Ростех; Коммерсантъ
Вадим Бадеха: «Нет ничего более технически интересного, чем авиационный двигатель»

Интерфакс
Гендиректор аэропорта "Храброво" Александр Корытный: "Хотим вписать Калининград в накатанную авиатрассу между Китаем, Москвой и Петербургом"
Тимофей Дзядко, Артем Кореняко
РБК
Глава Внуково — РБК: «В ближайшие 10 лет не будет пассажиров в Европу»

Ростех
Евгений Солодилин: «Задачу, которую перед нами поставили акционеры, мы выполнили»
Наталия Ячменникова
Российская газета
Ректор МАИ Михаил Погосян - о том, какие профессии будут популярны в ближайшие пять лет, и почему стране нужны инженеры с креативным мышлением
Екатерина Москвич
ТАСС
Анна Кикина: космонавты летят в космос, чтобы жить
Мария Амирджанян
ТАСС
Гендиректор ОАК Слюсарь: испытания SSJ New с российскими двигателями начнутся осенью

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgBd1wK
Грузоперевозки: http://perevozki.youdo.com/country/geo/kaluga/, описание.
YouDo: https://youdo.com/auto/brand/landrover/, смотрите ссылку.
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer