У корпорации "МиГ", как мы уже отмечали, на этот год серьезные планы. Поэтому новым ее экспортным проектам мы решили посвятить отдельный разговор. А первый заместитель генерального директора - генерального конструктора РСК "МиГ" Сергей ЦИВИЛЕВ согласился ответить на вопросы корреспондента "ВПК".
- Сергей Викторович, скажите, пожалуйста, с какими новыми странами вы ожидаете подписать контракты по поставке самолетов марки "МиГ" в этом году?
- Я бы не хотел называть конкретные страны. Мы находимся в довольно жестких рамках с точки зрения положений закона о ВТС, недавно ужесточенных президентом России. До подписания конечных соглашений мне сложно озвучивать подробности. Тем не менее скажу, что работа в этом направлении ведется, и очень серьезная.
- Известно, что в алжирском контракте предусмотрена возможность дополнительной партии самолетов. Как можно ее реализовать?
- В контракте зафиксированы даты поставки самолетов первой партии. Мы хотим досрочно исполнить эту часть контракта так, чтобы быстрее выйти на опцион. Первые машины будут отгружены Алжиру уже в этом году.
- Недавно прошла информация о переговорах по возможным поставкам истребителей МиГ-29СЭ в Египет...
- Да, такие переговоры ведутся. Предложение по базовому варианту МиГ-29СЭ достаточно серьезно проработано. В случае положительного исхода переговоров это может быть хороший контракт. Но сегодня говорить о том, когда мы выйдем на подписание некого соглашения (с учетом сделанных выше замечаний) я бы не хотел.
- Почему именно МиГ-29СЭ предлагается Египту?
- Наш подход на переговорах с Египтом полностью соответствует стратегии РСК по продвижению продукции фирмы на новые рынки сбыта. В основе этой стратегии - индивидуальный подход к каждому заказчику. Сегодня РСК "МиГ" располагает широким спектром вариантов модернизации МиГ-29. Мы смотрим, какой уровень боевых возможностей группировки истребителей и, соответственно, цены в расчете на один самолет оптимальны для данной конкретной страны. По мере возрастания требований заказчика к своей группировке мы можем модернизировать самолеты, нарастить их возможности.
- В Египте эксплуатируется много советской техники. Был перерыв в ее поддержке со стороны производителя. Как обстоят дела сегодня? Возможно ли использование trade-in при поставке МиГ-29СЭ?
- У нас налажены очень хорошие связи с Египтом. Мы серьезно, плотно работаем. Что касается возможных поставок новой техники с использованием схемы trade-in, исходим из того, что сначала мы должны ее полностью отработать. У нас уже есть один такой контракт, который еще предстоит выполнить. Если схема будет полностью отработана, то, думаю, у нас будет много потенциальных заказчиков, которые захотят поменять имеющиеся у них "миги" на новые.
- Как продвигается работа с Индией по модернизации ранее поставленных МиГ-29 и МиГ-27М?
- Идет серьезная совместная работа по обсуждению контракта на модернизацию МиГ-29 в Индию. Надеемся подписать его в этом году. По МиГ-27 работа тоже продвигается. Этот контракт ведет "Рособоронэкспорт", а мы у них выступаем в роли субподрядчика.
- Появилась информация об отгрузке самолетов МиГ-23 в Ливию. Соответствует ли она действительности? Участвует ли в этом РСК "МиГ"?
- Я не знаю, кто это озвучил и каким образом, поэтому и не буду комментировать.
- По МиГ-31БМ все еще продолжается НИОКР или уже ведется модернизация самолетов строя?
- Уже идет серийная модернизация самолетов этой марки на НАЗ "Сокол". Она будет развиваться. В Государственной программе вооружений есть пункты по этой программе.
- Планирует ли РСК "МиГ" принять участие в тендере на легкий боевой самолет (ЛБС)? Известно, что "Яковлев" готов выставить на него одноместный штурмовик на базе Як-130.
- Я не располагаю информацией об этом тендере - будет ли он, когда его объявят и так далее. Мы говорим о том, что не отрицаем позиции Як-130 в той части, в которой он закрывает свой спектр функционала. И не отрицаем позиции МиГ-АТ. Мы говорим о том, что эти самолеты находятся в разных нишах. Точнее, их можно развести по разным нишам на рынке. Мы над этим сейчас и работаем. Могу сказать больше. Подписаны договоры между ОКБ им. А.С. Яковлева и РСК "МиГ". По этим договорам специалисты РСК "МиГ" привлекаются к работам по боевым качествам Як-130. Дело здесь не в том, смогут или не смогут специалисты "Яковлева" самостоятельно справиться с этой работой. Наверное, смогут. Более того, яковлевские конструкторы этим занимаются: на ударный вариант Як-130 они устанавливают радиолокатор и "продвинутый" прицельно-навигационный комплекс. Но мы исходим из того, что комплексирование лучших кадров даст лучшие результаты.
- РСК "МиГ" рассматривается в качестве возможного участника в программе Россия-Европа по конвертации пассажирских лайнеров А320 в грузовые. Как вы оцениваете свои шансы?
- Пока программа утверждается в EADS. Недавно к нам приезжала большая и представительная делегация. Она осмотрела несколько производственных площадок в России. В том числе и производственный комплекс РСК "МиГ" в Луховицах. Посетила наш новый сборочный цех. Считаю, что у РСК "МиГ" есть "большие плюсы", чтобы получить значительную роль в таком проекте. И прежде всего очень тесная кооперация с НПК "Иркут". В том числе и по боевой авиации. Часть комплектующих, на производство которых у нас не хватает собственных мощностей, мы заказываем на "Иркуте". По ним отработана процедура "сквозной приемки", другие элементы логистической цепочки. Это дает нам определенные новые возможности и в гражданской сфере. Известно, что "Иркут" уже освоил производство компонентов для самолетов Airbus и ведет работу по расширению их спектра. Рассматривается вариант "сквозного" бизнес-процесса. Комплектующие, сделанные на "Иркуте", передаются на "МиГ". И здесь, на "МиГе", выполняются только конвертационные работы.
- Как соответствующий проект будет организационно оформлен?
- Думаю, что это будет совместное предприятие. Вопрос обсуждается, наверное, будет СП "50 на 50".
- А достаточно возможностей комплекса в Луховицах, чтобы потянуть и военные, и гражданские программы?
- Если мы говорим о полном переносе производственных мощностей, которые у нас есть в Москве по выпуску боевой авиатехники, в Луховицы, то ресурсов может и не хватить. Наверное, сделать там полноценный завод полного цикла - от обработки первичных материалов до полномасштабного производства и сборки самолетов - сегодня будет сложно. Особенно с точки зрения человеческих ресурсов. Если же мы говорим об окончательной сборке и конвертации пассажирских лайнеров в грузовые, то возможностей Луховиц вполне хватит. Так, например, цех для конвертации самолетов или окончательной сборки может вполне обойтись персоналом в 500 человек, как максимум. Конечно, требуется приложить определенные усилия, особенно по более серьезному подходу к человеческим ресурсам. Смотрим, что можно дополнительно сделать по повышению квалификации специалистов, подготовке новых кадров. Открыли на территории предприятия техникум. Планируем открыть отделение факультета Московского авиационного института.
- Когда можно ожидать решения по запуску этого проекта конвертации А320?
- Сроки зависят не только от нас. Работа с EADS ведется. Мы можем объявить о некоторых итогах до конца года.