Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Полет во тьму бездушия


31 августа 2000 г. Олег Владыкин, Евгений Никитин, "Общая газета"


Экипаж авиалайнера отвел беду от европейского города и был объявлен виновным в катастрофе

        На днях руководителю екатеринбургской авиакомпании "СПАЭР" Валерию Спурнову было выдано на руки официальное заключение международной комиссии, снявшей наконец всякие недомолвки, да и прямые обвинения в адрес экипажа самолета ИЛ-76, погибшего под Белградом ровно 4 года назад.

        В ночь с 19 на 20 августа 1996 года сразу после взлета из аэропорта югославской столицы у российского лайнера ИЛ-76 отказала бортовая энергетика. В пилотской кабине отключились все электроприборы, исчезла связь с землей и перестала работать гидросистема рулей управления. Самолет, уже пробивший нижний слой облаков, в прямом смысле потерял землю. А облачность сверху закрывала экипажу звезды. Правда, машина шла ровно благодаря исправно работавшим двигателям. Но сохранять неизменным курс в слепом полете означало все больше погружаться в губительную тьму. Экипаж, сумев разглядеть слабо пробивавшуюся сквозь облака подсветку от огней большого города и взяв ее за ориентир, попытался определить свое положение в пространстве. Начали маневрировать. Однако отказавшая гидросистема даже для небольшого поворота судна вынуждала летчиков работать буквально на пределе физических сил человека.

        На пленке бортового самописца (так называемого "черного ящика") осталась зафиксированной последняя фраза радиста Николая Тимофеева: "Да здесь почти ничего не действует; вот и выпрямительное устройство уже не работает"... После этого остановился и сам регистратор.

        Многие жители Белграда, почувствовав неладное в небе над городом, в тревоге покидали свои квартиры и, задрав головы, слушали, как в облаках над городом гул авиатурбин то усиливался до жуткого рева, то затихал, словно перехваченное дыхание.

        В это время наземные службы аэропорта пытались как-то помочь ИЛу сесть. Искали способы войти с ним в контакт. Запретили полеты всех воздушных судов, следующих через Югославию. Были экстренно подготовлены к вылету военные истребители. Их предполагалось использовать в качестве лидеровщиков при выводе ИЛа на посадку. Однако сложные метеоусловия заставили отказаться от этого плана.

        После двух часов слепого полета по кругу и безуспешных попыток подключить генераторы к бортовой электросети, экипаж ИЛа попытался самостоятельно сделать посадку. И самолет неожиданно пошел курсом прямо на взлетную полосу... Диспетчеры аэропорта, следившие за ним по экранам локаторов, бросились передавать в эфир: "513-й снижайтесь, снижайтесь, полоса перед вами". Но радиосвязь с ИЛом по-прежнему отсутствовала. Лайнер проревел где-то высоко над аэродромом.

        Потом последовал третий, четвертый, пятый заход. И всякий раз результат был один и тот же. Экипаж в условиях фактически полного отсутствия видимости никак не решался снизить машину над городскими кварталами, опасаясь столкновения с домами.

        Да, отнюдь не о своих жизнях думали летчики. Себя спасти они в принципе могли: на борту находилось военное оборудование, в том числе 50 комплектов парашютов. Покинуть машину аварийно можно было бы без особых трудностей. Но куда рухнет неуправляемый самолет?

        На исходе третьего часа блуждания в небе над Белградом самолет начал уходить от города в сторону полей. И тут, когда машина снизилась до высоты 50 метров, пилоты вдруг увидели землю. Капитан воздушного судна Владимир Стариков, прижимая самолет к земле, боясь снова войти в облака, решил все же еще раз попытать удачи и приблизиться к аэродрому. Машина прошла над стартом, ушла в поля, развернулась, пронеслась рядом с диспетчерской, вышла из зоны аэродромного ограждения, начала разворот для визуального захода на полосу и... Стрелки командирских часов остановились в 01 час 16 мин. 30 сек.

        ...Говорят, что страшнее смерти может быть только оскорбление чести покойного. С членами экипажа ИЛ-76, погибшими под Белградом, случилось именно это - самое скверное. Великолепных летчиков поспешили на родине сделать главными виновниками катастрофы. Комиссия Государственного центра безопасности полетов Федеральной авиационной службы России, проведя предварительное расследование причин катастрофы, выдала заключение:

        "Обесточивание бортовой сети ИЛ-76Т RA 76513 произошло по причине взлета самолета с отключенными выпрямительными устройствами ВУ-6А и практически полностью разряженными аккумуляторными батареями". И затем объяснялось, из-за чего это могло случиться. Сработала автоматическая защита, отключившая выпрямители от бортовой сети, в которой возникла неисправность, или же ошибочно действовал экипаж, готовивший машину к полету на стоянке в Белградском аэропорту. И хотя указывались две возможные причины, последнюю из них почему-то в дальнейшем стали рассматривать как основную, если не сказать единственную. Несколько лет подряд всякое упоминание (и на официальном уровне, и в келейных разборках) о катастрофе российского лайнера под Белградом неизменно оборачивалось обвинением погибшего экипажа в непрофессионализме, халатности, нарушении каких-то инструкций. Ведь порой бывает очень удобно списывать максимум на тех, кто уже не может ответить за себя.

        Генеральному директору авиакомпании Валерию Спурнову за 4 года пришлось отвечать по нескольким десяткам исков, так или иначе выдвигавшимся против "СПАЭР" в связи с катастрофой. Лишь теперь, в 2000-м, и только от международной комиссии по расследованию того авиапроисшествия Спурнов получил наконец заключение: "Экипаж в полном объеме и тщательно выполнил свои обязанности, ошибок со стороны экипажа и со стороны авиакомпании "СПАЭР" нет". Наиболее вероятной причиной катастрофы указан технический просчет изготовителей самолета. Кстати, давно известный российским авиаторам.



комментарии (0):













Материалы рубрики

Елизавета Гриценко
Известия
Небо в джеточку: самолет с двигателем ПД-8 совершил первый полет
Юлия Леонова, Андрей Федоров
Известия
Страж полета: для аэропортов России разработана система защиты от БПЛА

Деловой Петербург
Доставки на высоте: как и почему меняется сегмент воздушных перевозок
Евгений Берсенёв
Октагон
Даст ли Россия «Боингу» добро на посадку
Иван Ткачёв, Петр Канаев, Ирина Парфентьева, Герман Костринский
РБК
Торговая палата США в России предложила снять санкции с авиации
Кирилл Фенин, Алена Нефедова, Анастасия Костина
Известия
Восточное крыло: прямые рейсы из Москвы в Мьянму запустят в 2025-м
Антон Белый
Известия
Вымести из орбит: в РФ создают первый многоразовый космический мусоросборщик
Герман Костринский, при участии Анна Балашова
РБК
Власти ускорят выдачу разрешений на полеты дронов до одних суток



Дилимбетов Олег
MASHNEWS
Чиновники знали, что эксперименты с беспилотниками в пяти регионах заведомо провальные
Елизавета Борисенко
Известия
Рейсы-рельсы: санкции мешают полетам между Москвой и Улан-Батором
Татьяна Серебрякова
TourDom.ru
Эксперты назвали условия возобновления прямых рейсов между Россией и США
Гаврилов Владимир
Известия
Вокзал для своих: охране в аэропортах выдадут пистолеты, каски и ружья
Марина Туркушева (Сахалинская область)
Российская газета
Авиабилеты для туристов на Сахалине будут в два раза дороже, чем для местных
Наталья Башлыкова
Известия
Штурвал проблем: штрафы за несанкционированные полеты вырастут до 1 млн
Михаил Задорожный
Вгудок
Железка теряет кейс и прайс. Деловой пассажир бежит со стальных магистралей на самолёт
Екатерина Шокурова
РБК
Совфед анонсировал эксперимент по доставке грузов в Китай дронами
Евгений Белицкий
MASHNEWS
Мотор без планера: конкретного плана по использованию авиадвигателя ПД-35 пока нет

Интерфакс
Биотопливо просит поддержки
Денис Гриценко
Известия
Дистанция обслуживания: связь для наноспутников поможет проследить за экологией Земли
Наталия Ячменникова
Российская газета
35 лет назад СССР открыл свое небо для полетов по кроссполярным маршрутам через Ледовитый океан
Екатерина Тропова
АТОР
Самые опасные аэропорты России
Дарья Дмитриева
Деловой Петербург
Выпуск альтернативных запасных частей решит проблемы российской авиации
Михаил Захаров
Регнум
«Мой первый заход»: что стало понятно из переговоров экипажа самолёта AZAL
Татьяна Тюменева (Санкт-Петербург )
Российская газета
В Северной столице появятся инклюзивные авиарейсы для людей с аутизмом
Елизавета Борисенко, Кирилл Фенин
Известия
Кавказский привет: прямое авиасообщение простимулирует рост поездок в Абхазию
Владимир Гаврилов, Богдан Степовой
Известия
Концептная программа: на NAIS-2025 представили технологии борьбы с вражескими БПЛА
Андрей Коршунов
Известия
В дело с «Гонцом»: как приход нового руководства «Роскосмоса» изменит отрасль
Иван Афанасьев
«Вгудок»
Новосибирск между рельсами и небом
Владимир Гаврилов, Юлия Леонова
Известия
Следующая авиастанция: на NAIS показали новый двигатель для SSJ-100 и перспективные дроны
Владимир Гаврилов, Богдан Степовой, Андрей Коршунов
Известия
Крылья, советы: что увидят зрители международной авиавыставки NAIS
Кирилл Комаров
Профиль
Плохой год: становится ли мировая гражданская авиация менее безопасной
Герман Костринский
РБК
Иск Генпрокуратуры к Домодедово: что известно о деле и бизнесе аэропорта
Мария Кузнецова
Российская газета
Новогодние каникулы в Китае повлияют на скорость доставки грузов

Business FM
Авиакомпаниям придется обосновать цены на билеты
Кирилл Фенин
Известия
Держать станцию: усилят ли РФ и США кооперацию в космосе с приходом Трампа
Андрей Коршунов, Юлия Леонова
Известия
Целевой напор: новая система стабилизации улучшит точность наведения дронов
Мария Кузнецова
Российская газета
Российские авиакомпании получили рекордное количество вертолетов
Наталия Ячменникова
Российская газета
Полоса препятствий: почему участились выкатывания самолетов за ВПП
Елена Балаян, София Прохорчук
Известия
Вещественное обязательство: прилетевшего в Россию пассажира задержали за таблетки от кашля
Антон Белый
Известия
Понятного полета: в России запущен в опытную эксплуатацию первый в мире вертопорт
Джереми Богайски, перевод Ксении Лычагиной
Forbes
Быстрее, выше, дешевле: как Маск и Безос делят космос
Любовь Соловьева
«Беларусь сегодня»
В Беларуси развивают полетную программу из областных аэропортов
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Выйти из пике: производитель SSJ-100 разработал меры по предотвращению катастроф своих лайнеров
Екатерина Хамова
Известия
Госотказ: более 1,8 тыс. россиян не смогли въехать в Мексику в 2024 году
Герман Костринский, Елена Сухорукова
РБК
Связанная с совладельцами Внуково компания вышла из перевозчика iFly
София Черных
Ведомости
Российские авиакомпании увеличили пассажиропоток второй год подряд
Мария Кузнецова
Российская газета
Повышение компенсации при задержке рейсов будет не выгодно самим пассажирам
Михаил Захаров
ИА Регнум
«Удар птиц». Что показали переговоры экипажа упавшего под Актау самолёта
Андрей Коршунов
Известия
Лунный след: НАСА приступило к серийному запуску аппаратов к спутнику Земли
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Смахнули не глядя: в аэропортах РФ повредили шесть самолетов из-за халатности буксировщиков

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgBx96M
Смотрите тут - http://courier.youdo.com/products-delivery/geo/mitishi/, смотреть здесь.
Автоперевозки: http://perevozki.youdo.com/arenda/manipulyator/ здесь.
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer