CR929, ШФДМС (широкофюзеляжный дальнемагистральный самолёт) — проект перспективного совместного российско-китайского широкофюзеляжного самолёта на 250—300 пассажиров. Разрабатывается российской «Объединённой авиастроительной корпорацией» и китайской COMAC.
Базовая модель будет называться CR 929—600. Младшая версия — CR 929—500. Старшая версия — CR 929—700. Латинские буквы C и R обозначают названия государств участвующих в проекте: С — China, R — Russia.
Ожидаемая стоимость разработки самолёта порядка 13-20 миллиардов долларов. Россия и Китай участвуют в проекте на паритетных началах, инвестируя по 50 % от стоимости. Разработка лайнера и создание производственных мощностей обойдутся в 13 млрд долларов, ещё 7 млрд долларов пойдут на систему поставки запчастей, маркетинг и поддержку продаж — субсидирование и гарантию остаточной стоимости.
Первый полёт должен состояться не позже 2022 года. Поставки серийных самолётов заказчикам начнутся через 10-12 лет после запуска проекта, ориентировочно в 2026-27 годах. Вся программа рассчитана до 2045 года. Цена ШФДМС определена в 113,5-117,8 млн долларов; в первый год он должен быть на 20 % дешевле конкурентов.
Россия рассматривает поставки различных компонентов для совместного с Китаем проекта по созданию дальнемагистрального широкофюзеляжного самолета, в частности, силовых установок, заявил первый вице-премьер РФ Денис Мантуров.
Плановый срок начала серийных поставок российско-китайского самолета CR929 сдвигается на 2028-2029 годы. Как заявил гендиректор ПАО "Корпорация Иркут" Равиль Хакимов, в настоящий момент идет сбор и анализ предложений всех поставщиков с целью определения конечной конфигурации воздушного судна.
Создатели российско-китайского пассажирского самолета отказались от очных мероприятий, перейдя в режим видеоконференций из-за распространения коронавируса, заявил советник гендиректора Объединенной авиастроительной корпорации Валерий Окулов.
Французская компания Safran может принять участие в проекте российско-китайского пассажирского самолета CR929. Проект создания широкофюзеляжного дальнемагистрального лайнера реализуется с 2014 года.
Вузы России и Китая выпустили первую группу инженеров, которые займутся созданием перспективного российско-китайского самолета CR929 на предприятиях Ростеха и его партнеров в КНР. Дипломы совместной магистратуры Московского авиационного института (МАИ) и Шанхайского университета Цзяо Тун (ШУЦТ) защитили 29 российских и 23 китайских студента.
Компания Dassault Systèmes, мировой лидер в области решений для 3D-проектирования, создания цифровых 3D-макетов и управления жизненным циклом изделий, заинтересована в работе над программой перспективного совместного российско-китайского широкофюзеляжного самолёта CR929. Об этом рассказал генеральный директор Dassault Systèmes в России и СНГ Алексей Рыжов.
Президент Объединенной авиастроительной корпорации Юрий Слюсарь в рамках ПМЭФ-2019 принял участие в бизнес-диалоге «Россия – Китай». В ходе выступления Юрий Слюсарь рассказал о стратегическом партнёрстве двух стран в авиастроении и совместном проекте по созданию российско-китайского широкофюзеляжного дальнемагистрального самолета CR929, который реализуется Объединенной авиастроительной корпорацией (ОАК) и Китайской корпорацией гражданского авиастроения (COMAC).
Президент Объединенной авиастроительной корпорации Юрий Слюсарь принял участие в сессии "Формируя индустрию будущего. Цифровые технологии в промышленности", которая состоялась в первый день работы XXIII Петербургского международного экономического форума. Он рассказал о планах корпорации по цифровой трансформации.
В ближайшие годы на программу разрабатываемого в сотрудничестве с Китаем широкофюзеляжного дальнемагистрального самолета CR929 из средств федерального бюджета России планируется выделить 17 миллиардов рублей. При этом, как заявил министр промышленности и торговли РФ Денис Мантуров, сумма еще будет уточняться.
Испытания российско-китайского широкофюзеляжного дальнемагистрального лайнера состоятся в период с 2023 по 2025 год. Как заявил президент корпорации Юрий Слюсарь, начало поставок самолета ожидается в период с 2025 по 2027 год.
Китай не предлагал России разделить продажи по программе CR929. ОАК и СОМАС не планируют проведения переговоров по этому вопросу. Продажи самолета – одна из основных функций созданного материнскими компаниями ОАК и СОМАС совместного предприятия – CRAIC (China-Russia Commercial Aircraft International Corporation). Об этом сегодня сообщили в пресс-службе ОАК, комментируя информацию в СМИ об угрозе проекту российско-китайского самолета.
Китайская компания СОМАС предлагает Объединенной авиастроительной компании разделить продажи разрабатываемого совместно широкофюзеляжного пассажирского самолета CR929. Для России это предложение лишает проект смысла.
Нижегородский «Гидромаш» (ведущий российский производитель шасси, гидроцилиндров и гидроагрегатов для всех типов летательных аппаратов), швейцарский концерн LIEBHERR и ведущая китайская компания по разработке и производству взлетно-посадочных устройств LAMC Aviation представили на рассмотрение СП «Китайско-российская международная коммерческая авиастроительная компания» совместное предложение на разработку и поставку системы шасси для дальнемагистрального широкофюзеляжного самолета CR929.
Франция планирует принять участие в создании российско-китайского широкофюзеляжного дальнемагистрального самолета CR929. При этом во французском Управлении гражданской авиации не уточнили, какую часть разработок и производства готовы взять на себя.
Китайская корпорация AECC Commercial Aircraft Engine Co, Ltd (AECC CAE) и российская Объединенная двигателестроительная корпорация (ОДК, входит в «Ростех») ведут переговоры о создании совместного предприятия по производству двигателей для широкофюзеляжного дальнемагистрального самолета. Об этом рассказали три источника, знакомые с ходом переговоров. По их словам, в бизнес-плане Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК), с октября также входящей в «Ростех», и ОДК указано, что до 2060 года должно быть произведено около 600 таких силовых установок.
Самарское предприятие «Авиаагрегат» холдинга «Технодинамика» (входит в Госкорпорацию Ростех) завершило научно-исследовательские работы по созданию облика шасси широкофюзеляжного дальнемагистрального самолета CR929.
Холдинг «Технодинамика» Госкорпорации Ростех представил для компании COMAC в Шанхае презентацию по системам пожарной защиты и обеспечения экипажа кислородом для нового российско-китайского широкофюзеляжного дальнемагистрального самолета.
Двигатель для российско-китайского широкофюзеляжного самолета CR929 может быть создан в течение как минимум десяти лет. Он будет разработан на базе перспективного ПД-35.
«Объединенная авиастроительная корпорация» (ПАО «ОАК») и «Китайской корпорации гражданского авиастроения» (COMAC) в первый день работы авиасалона China Airshow в Чжухае презентовали полномасштабный макет широкофюзеляжного дальнемагистрального самолета CR929.
С 6 по 11 ноября 2018 года ПАО «Объединенная авиастроительная корпорация» (ОАК) примет участие в международной выставке Airshow China, которая пройдет в Чжухае. Выставка является крупнейшей в регионе и проводится с 1996 года под патронажем Государственного совета Китайской Народной Республики, а также Министерства гражданской авиации, Министерства авиационной промышленности, Совета по содействию международной торговле и Правительства города Чжухай.
Китайская корпорация коммерческой авиации (СОМАС) создала инновационный центр искусственного интеллекта. Его деятельность направлена на содействие всестороннему применению технологий искусственного интеллекта в разработке коммерческих самолетов Китая и на укрепление инновационных возможностей компании.
Минфин предложил докапитализировать Объединенную авиастроительную корпорацию (ОАК) на сумму 17 млрд рублей в 2019-2021 году для реализации проекта создания широкофюзеляжного дальнемагистрального самолета, следует из разработанного Минфином законопроекта «О федеральном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов».
Шесть компаний, включая General Electric и Rolls Royce, направили предложения по разработке силовой установки для российско-китайского широкофюзеляжного дальнемагистрального самолета CR929, заявил министр промышленности и торговли РФ Денис Мантуров.
Россия и Китай представят на авиасалоне в китайском Чжухае в ноябре этого года макет совместно разрабатываемого широкофюзеляжного дальнемагистрального самолета CR929, заявил в пятницу журналистам министр промышленности и информатизации КНР Мяо Вэй.
31 июля «Китайско-российская международная коммерческая авиастроительная компания» (CRAIC), принадлежащая ПАО «Объединенная авиастроительная корпорация» (ПАО «ОАК») и «Китайской корпорации гражданского авиастроения» (COMAC), выпустила запрос о предоставлении предложения (RFP) потенциальным поставщикам системы шасси по программе широкофюзеляжного дальнемагистрального самолета CR929. В списке потенциальных кандидатов представлены компании из России, Китая и Европы.
6 июня «Объединенная авиастроительная корпорация» (ПАО «ОАК») и «Китайская корпорация гражданского авиастроения» (COMAC) согласовали общий вид широкофюзеляжного дальнемагистрального самолета CR929.
Самарское предприятие «Авиаагрегат» холдинга «Технодинамика» (входит в Госкорпорацию «Ростех») заключило договор с «Гражданскими самолетами Сухого» на работы по созданию облика шасси широкофюзеляжного дальнемагистрального самолёта CR929.
Китайско-российская международная коммерческая авиастроительная компания (CRAIC) приступила к согласованию конструкторской концепции корпуса и хвостовой части российско-китайского широкофюзеляжного самолета CR929.
Rolls-Royce собирается поставлять двигатели для будущего китайско-российского дальнемагистрального самолета CR929. Ни у России, ни у Китая пока нет собственных конкурентоспособных двигателей для этого лайнера, сборка которого будет организована в Китае.
27 марта в г. Шанхае совместное предприятие ПАО «Объединенная авиастроительная корпорация» (ПАО «ОАК») и «Китайской корпорации гражданского авиастроения» (COMAC) – CRAIC объявило о начале этапа JCDP по программе российско-китайского широкофюзеляжного дальнемагистрального самолета CR929.
21 декабря 2017 года Совет директоров совместного российско-китайского предприятия CRAIC, которое выступает оператором программы широкофюзеляжного дальнемагистрального самолета CR929, одобрил результаты проведения контрольного рубежа Gate 2 и рекомендовал управляющему комитету программы CR929 принять решение о переходе программы на следующий этап. Основной целью контрольного рубежа Gate2 являлась защита технической концепции семейства ВС.
Авиационный двигатель ПД-35, который предполагается устанавливать на российско-китайский широкофюзеляжный дальнемагистральный самолет CR929, планируется разработать вместе с Китаем.
Вице-премьер РФ Дмитрий Рогозин и вице-премьер Госсовета КНР Ван Ян обсудили возможности создания нового семейства самолетов на базе прототипа российско-китайского широкофюзеляжного дальнемагистрального самолета CR929.
Для сохранения статуса России как мировой авиационной державы в гражданском самолётостроении, помимо Sukhoi SuperJet 100, необходимо создавать и другие современные типы воздушных судов. Об этом говорится в пояснительной записке к проекту Стратегии развития авиационной промышленности Российской Федерации на период до 2030 г.
Холдинг «Технодинамика» Госкорпорации Ростех вошел в шорт-лист претендентов на поставку систем и компонентов для российско-китайского широкофюзеляжного дальнемагистрального самолета CR929. Финальный отбор поставщиков систем начнется до конца 2017.
Отбор поставщиков для российско-китайского самолета, которому присвоили официальное название CR929, начнется в этом году. Об этом журналистам сообщил президент Объединенной авиастроительной корпорации Юрий Слюсарь.
ПАО «Объединенная Авиастроительная Корпорация» и «Китайская корпорация гражданского авиастроения» (COMAC) в торжественной обстановке присвоили наименование широкофюзеляжному дальнемагистральному самолету нового поколения, а также презентовали ливрею лайнера.