ЦАГИ - без десяти сто
Алексей Кондратов, Екатерина Соболь, AVIA.RU 28 ноября 2008 года
1 декабря 2008 года Центральному Аэрогидродинамическому Институту (ЦАГИ) исполняется 90 лет. "Именно с момента его открытия, - уверен генеральный директор Института, Сергей Чернышев, - можно говорить о начале всей авиационной отрасли нашей страны. Благодаря ЦАГИ авиастроение вошло список в наиболее приоритетных задач государства и перестало быть просто увлечением горстки энтузиастов".
Сергей Чернышев, генеральный директор ЦАГИ
В Музее ЦАГИ
Центральный аэрогидродинамический институт - прочный фундамент для возрождения всей авиационной отрасли, аналог которому как в России, так и в мире найти сложно.
"И сегодня в XXI веке - говорит Сергей Чернышев, - он один из самых авторитетных в мире. Здесь успешно решаются самые сложные задачи в областях аэро- и гидродинамики, аэроакустики, динамики полета, прочности и ресурса авиационных конструкций".
По истории ЦАГИ можно изучать историю России. Идея строительства института принадлежит Николаю Жуковскому. В 1918 году он обратился к властям с предложением по созданию в Советской России комплексного научного центра в области авиации. Правда, открыли его только после смерти ученого - в 1921 году. В рекордные сроки были построены уникальные объекты.
Аэродинамическая труба Т101 построена в 1939 году
К примеру, один из самых монументальных комплексов - аэродинамическая труба Т101, крупнейшая в Европе (аналогичный комплекс появился в США лишь в 1956 году), был запущен в эксплуатацию всего за четыре года в 1939 году.
Размеры Т101 впечатляют
В войну институт, благодаря исследованиям и испытаниям, помогал авиационным КБ в создании новых, необходимых фронту самолетов, благодаря чему были спасены тысячи жизней летчиков. Итогом широкого развертывания фундаментальных и прикладных исследований ЦАГИ совместно с ОКБ в послевоенные годы стало появление таких легендарных самолётов как МиГ-15, МиГ-17, МиГ-21, Су-7Б, Ту-16. Кстати, трофейные немецкие самолеты, здесь тоже проверялись на прочность.
Уникальный стенд для тестирования современных планирующих парашютов, установленный в аэродинамической трубе непрерывного действия Т-101
После войны при непосредственном участии ЦАГИ создавались не только летательные аппараты, но и ракетная техника. Космические челноки, например "Буран", тоже прошли испытания в его лабораториях. В конце 60-х развернулись работы по созданию фронтовых истребителей нового поколения МиГ-29 и Су-27. Важный вклад внесли специалисты ЦАГИ в создание пассажирских и транспортных самолетов, в том числе и нового поколения - Ил-96, Ту-204, Ан-124.
Трансзвуковая труба Т-128 с рабочей частью размером 2,75x2,75 м
ЦАГИ стал колыбелью целого ряда научных институтов, которые и сегодня являются становым хребтом российской авиационной науки: 1930 - Центральный институт авиационного моторостроения им Л.И Баранова (ЦИАМ), 1931 - Всесоюзный институт гидромашиностроения (ВИГМ), Центральный ветроэнергетический институт (ЦВЭИ), 1932 - Всероссийский научно-исследовательский институт авиационных материалов (ВИАМ), 1936 - авиационный научно- технический комплекс (АНТК) им. А.Н. Туполева, 1941 - Летно-исследовательский институт им. Громова (ЛИИ), 1946 - Государственный Сибирский научно-исследовательский институт авиации им. С.А. Чаплыгина (СибНИА), 1987 - Научно-исследовательский центр автоматизированных систем конструирования (НИЦ АСК).
Статические испытания реального самолета SSJ-100 с серийным номером 95002: 2/3 пути уже позади
Сегодня ЦАГИ активно участвует в возрождении российского самолетостроения. Недавно завершились сертификационные испытания Ту-334. Самолет совершил 50 полетов, начало пассажирских перевозок с его использованием запланировано на 2010 год. Здесь же проходит испытания и SSJ-100, 2/3 пути уже позади. Скоро лайнер начнет ресурсные испытания в Новосибирске.
Несмотря на ряд замечаний к SSJ-100, "жирных" минусов в конструкции не было
На вопрос, почему начало его поставок авиакомпаниям перенесено на 2009 год, Александр Дзюба, начальник отдела статической и тепловой прочности отвечает, что в этом нет ничего необычного. "Несмотря на ряд замечаний к SSJ-100, "жирных" минусов в конструкции не было. На первом этапе, - говорит он, - мы с "Сухим" дорабатывали некоторые детали. Но это стандартный процесс для любого самолета".
В ходе экспериментов используются специальные нагружающие устройства: рычажные системы, более 100 гидроцилиндров с независимым автоматизированным управлением.
Его коллега Александр Чевагин добавляет, что "ЦАГИ первым заявил о ряде недостатков модели. Но самолетостроение это, как спорт. Здесь нельзя останавливаться, поэтому любое движение и развитие можно только поприветствовать. А негатив, который сейчас выливается на страницы прессы скорее политика, чем реальное положение вещей".
Во время испытаний каждый элемент самолета подвергают максимальной нагрузке, при которой может произойти разрушение.
Испытывается здесь и иностранная техника, в том числе и новейший, в конструкцию которого заложены все самые прогрессивные достижения мирового авиастроения, самолёт Boeing 787 Dreamliner. Сертификационная работа проводится и с другими конструкциями, которые должны обладать определенными аэрогидродинамическими характеристиками. В частности, здесь же испытывали модель моста под Сургутом. Заключен договор по испытанию подвижных составов РЖД. В планах института и сертификационная работа по новому российскому лайнеру - проект МС-21.
Для исследования напряженного состояния в элементах конструкции самолёта установлены 6500 тензодатчиков.
ЦАГИ задействован сегодня в пятнадцати активных программах. Например, в "Федеральной целевой программе по развитию авиационной техники". Институт выиграл тендер на участие в этом проекте, благодаря чему получил ежегодное финансирование - 1,5 млрд. рублей в год.
Именно в аэродинамической трубе Т101 проходила испытания на прочность модель Живописного моста, построенного в Москве
Пережив непростое время (персонал ЦАГИ за полтора десятилетия безвременья сократился в пять раз) институту все же удалось сохранить основной костяк специалистов. Сегодня в ЦАГИ работают 3700 сотрудников. Благодаря повышению зарплат (средняя з/п 26-28 тыс. в месяц) привлекаются и молодые кадры. По данным Сергея Чернышева, их приходит в ЦАГИ 35-40 человек в год.
Эта модель самолета SSJ-100 проходила испытания в трансзвуковой трубе Т-128
ЦАГИ участвует и в ряде фьючерсных проектов. Немалые средства будут выделяться на строительство Национального Центра Авиастроения (НЦА), который создается, в том числе, и на базе института. Государством планируется выделение на эти нужды около 12,5 млрд. рублей в течение трех лет. По мнению Сергея Чернышева - синергетический эффект от создания этого центра будет велик.
Тематическая модель "Ритм" использовалась для проработки вариантов аэродинамических компоновок маневренных самолетов
Непосредственное участие ЦАГИ будет принимать и в создании нового выставочного комплекса на базе "МАКСа". Благодаря институту, по замечанию главы городского округа Жуковский Александра Бобовникова, авиасалон приобрел огромную популярность и поднялся на высочайший уровень. К 2010 году запланировано строительство новой подъездной дороги к национальному выставочному комплексу. А с 2012 экспозиция МАКСа приобретет статус постоянной.
Руководитель г. Жуковский Александр Бобовников, генеральный директор ЦАГИ Сергей Чернышев и заместитель директора Департамента авиационной промышленности Минпромторга Валерий Воскобойников отвечают на вопросы журналистов.
Руководством института и городскими властями ведется работа и по улучшению уровня жизни граждан Жуковского и сотрудников ЦАГИ. Так на недавно присоединенных землях к городскому округу планируется строительство жилого комплекса. Предполагается, что жилье будет выделяться молодым кадрам, персоналу, научным сотрудникам, которые должны будут прибыть сюда для создания НЦА.
"Мы должны приложить все усилия, - резюмирует Сергей Чернышев, - чтобы не отдать, те позиции, которые были завоеваны нами ранее. Россия уникальная страна с сильнейшим потенциалом в области самолетостроения".
"Невозможно переоценить вклад Центрального Аэрогидродинамического Института в становление и развитие российской авиации, укрепление обороноспособности страны, развитие военной и гражданской авиационной промышленности, прославление России как великой авиационной державы. И рекордные перелёты 30-х годов, и победы над полями сражений в 40-е, и покорение сверхзвука в послевоенные годы, все эти достижения были бы невозможны без самоотверженного труда специалистов ЦАГИ. И сегодня мы с оптимизмом смотрим в будущее отечественной авиации, и в первую очередь потому, что Россия обладает уникальной научной базой, неотъемлемым сегментом которой является ЦАГИ".
Главный редактор AVIA.RU
Роман Гусаров
|
|
Архив:Февраль |
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
---|
| | | | | 1 | 2 |
3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 |
17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 |
24 | 25 | 26 | 27 | 28 | | | | | |
|
|
erid: LatgC9sMF
|