Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Специальные репортажи

Не чужое небо Индостана
Ольга Поспелова специально для AVIA.RU. «Аэроиндия», Бангалор.
11 марта 2009 года

«Нельзя объять необъятное» - это известное изречение Козьмы Пруткова как нельзя лучше подходит к описанию 7-ой международной выставки в области авиации, космонавтики и обороны «АэроИндия -2009», состоявшейся с 11 по 15 февраля на территории авиабазы ВВС Индии Елаханка, в окрестностях Бангалора. Так много современных достижений в области аэрокосмической индустрии и оборонной промышленности в целом представили на суд зрителей более чем 500 экспонентов из 25 стран мира. По признанию большинства специалистов год от года возможности и масштабы выставки увеличиваются. В текущем году в ней приняли участие ведущие мировые производители самолетов, вертолетов, беспилотных летательных аппаратов, силовых установок, электронного оборудования, авиационных систем и агрегатов. В их числе: российская Объединенная авиастроительная корпорация («ОАК»), европейский концерн «EADS», израильская «IAI», «Finmeccanica», «Raytheon», «BAE Systems», «LockheedMartin», «Boeing», «Eurofighter», «Thales», «Bell Helicopter», «Sikorsky», «Embraer», «Bombardier», «Elbit», «Pratt and Witney», «Northrop Grumman», «Rafael», «SAAB» и многие другие.

«Аэроиндия» традиционно считается одним из крупнейших международных мероприятий такого рода, а многие западные эксперты признают его третьим по значимости аэрокосмическим шоу после Фарнборо (Великобритания) и Ле-Бурже (Франция). В церемонии открытия «Аэроиндия-2009» приняли участие Министр обороны Индии А.К. Энтони и Командующий ВВС Индии Маршал Ф.Х. Мейджор, официально заявившие о ближайших планах по дальнейшему укреплению и развитию национальных вооруженных сил и оборонного комплекса. Особо при этом подчеркивалась необходимость снижения зависимости страны от импорта ВВТ, путем развития собственного высокотехнологичного производства, внедрения самых современных достижений и технологий в оборонной промышленности Индии. Выставку посетили Командующие ВВС Германии и Великобритании, представители дипломатической элиты многих стран, руководители ведущих в мире компаний в области аэрокосмической индустрии и других стратегических отраслей. Глава корпорации «HAL» Ашок К. Баведжа выразил надежду на дальнейшее укрепление взаимовыгодных кооперационных и производственных связей оборонно-промышленных предприятий России и Индии. Посол России в Индии Вячеслав Трубников, отметил возросший потенциал отечественной экспозиции: компаний «Рособоронэкспорт» и «ОАК», представивших широкий спектр продукции входящих в них предприятий, а также положительно оценил работу российских фирм, развивающих сотрудничество с индийскими партнерами. В частности, компании «Русавиа», в сферу деятельности которой входят поставки запасных частей для самолетов семейства МиГ, в том числе, МиГ-21, МиГ-23 и МиГ-27.

Программа демонстрационных полетов включала большое количество современной авиатехники, в том числе, и представленных на статической стоянке. Зрителей без преувеличения заворожил пролет Dornier и летающего танкера Ил-78, одновременно заправляющего в воздухе два истребителя Mirage-2000. В небо Елоханки поднимались С-17, C-130, группа Suryakiran, Saras, Jaguar, Lancer, Ми-8, легкие вертолеты Sarang (AdvancedLight Helicopter) и DRUV. Фаворитом показа стал Су-30МКИ, окрашенный в цвета флага Индии. Национальная гордость индийцев – демонстрационные полеты легких боевых самолетов (LCA) Tejas, произведенных компанией «HAL». Свой первый 18-минутный полет Tejas совершил в январе 2001г., а сегодня проект перешел ко второй фазе развития со сроками ее завершения в 2010г. Разработано 7 версий самолета, планируется создание его корабельного варианта. В рамках программы LISP (LimitedSeries Production) «HAL» планирует изготовить 8 Tejas. ВВС Индии заказано 20 самолетов, дальнейшее их количество будет определено в ходе внесения конструктивных улучшений и дополнений, согласно предложениям военного ведомства.

088.jpg 092.jpg 093.jpg 112.jpg
117.jpg 121.jpg 129.jpg 136.jpg
139.jpg 141.jpg 143.jpg 158.jpg
 

Какой самолет самый лучший?

И все же, основное внимание присутствующих было приковано к представлению в небе возможностей основных претендентов на участие в тендере в классе средних многофункциональных боевых самолетов (Medium Multi-Role Combat Aircraft) для ВВС Индии, объявленном в апреле минувшего года. Речь идет о приобретении Индией 126 современных боевых «машин», призванных заменить отслужившие свой срок МиГ-21 и МиГ-27, в том числе, и модернизированные, еще советского производства. Пока здесь определилась шестерка лидеров. Это МиГ-35 российского производства, F/A18E/F Super Hornet («Boeing» - США), Rafale («Dassault Aviation» - Франция), Eurofighter EF-2000 Typhoon («EADS» - Германия). В более «легком весе» выступают F-16IN Super Viper («Lockheed Martin») – в одноместном и двухместном вариантах- и шведский Gripen NG («Saab»).

На развитие программы MMCA Индия только до 2012г. выделяет около $12 млрд., и потому, жесткую конкуренцию ведущих мировых производителей за продвижение своей продукции на индийский рынок не только в авиационных кулуарах, но даже публично в СМИ, открыто называют не иначе, как «борьбой за большой кусок индийского военного пирога». И непрозрачно намекают: «кто успел, тот и съел». «EUROJETTurbo GmbH» - ведущий европейский консорциум по производству двигателей для самолетов в области военной авиации, представил на стенде силовую установку EJ200, которой сейчас оснащены Eurofighter Typhoon. Всего же консорциумом подписаны контракты на производство более 1500 двигателей EJ200 для 707 этих многофункциональных истребителей с 6 странами. Более 400 EJ200 эксплуатируются в ВВС Германии, Великобритании, Италии, Испании и Австрии, насчитывая к концу 2008г. свыше 100 тысяч часов работы в полете. Кроме того, EJ200 считается вполне реальной альтернативой для установки на легкие боевые самолеты индийского производства (LCA) Tejas. Исследования, проведенные индийским Агентством по развитию авиации (ADA) в 2008г., подтвердили соответствие EJ200 для оснащения Tejas. Развитие сотрудничества и кооперационных связей с индийскими фирмами, судя по всему, становится для большинства компаний одним из стратегических приоритетов в деле реализации планов долгосрочного присутствия на рынке региона. «Northrop Grumman», например, в целях развития стратегического партнерства с индийскими компаниями объявила о выборе «Bharat Electronics Limited» и «Dynamatic Technologies Limited», расположенных в Бангалоре, для производства компонентов радара огневого контроля F-16 APG-68 (V)9. Первые поставки продукции индийского производства начнутся во второй половине 2009г.

В ближайшие два-три месяца должны начаться летные испытания «избранных» ММСА-участников в различных климатических условиях: пустыни, в морской зоне, в северных районах страны и т.д, затем будет определен «короткий список», сокращающий количество претендентов до 2-3. Позднее начнется стадия коммерческих «торгов», где основными критериями станут сочетание цены и качества боевых «машин», а также предполагаемая степень передачи технологий производства, как самих самолетов, так и их основных компонентов. Весь процесс, по планам ВВС Индии, должен быть завершен максимум до конца 2014г.

Всего же, по словам Командующего ВВС Индии Маршала Ф.Х. Мейджора, согласно плану, утвержденному Минобороны Индии на ближайшие 5 лет, расширяющиеся потребности индийского рынка потребуют размещения комплексных заказов для нужд Вооруженных Сил, ВМС и ВВС этой страны на сумму около $100 млрд. При этом около 30% ($30 млрд.) составят офсетные программы. В течение 20 лет сумма вложений может увеличиться еще на $100 млрд. А на развитие двадцатилетней программы в области авиации и космонавтики, включая передачу технологий (Transferof Technology), укрепление национального производства и расширение взаимовыгодного индустриального партнерства с зарубежными компаниями, будет направлено более $30 млрд.

Так что, в смысле освоения «львиной» доли заказов от ВВС Индии, действительно, есть, за что побороться. Цифры говорят сами за себя. По прогнозам экспертов, потенциал ВВС этой страны в ближайшие 10-12 лет значительно увеличится. К 2020г. 45 эскадрилий боевой авиации будут располагать в общей сложности 900 самолетами. В их числе 360 Су-30МКИ, около 50 Миг-29 разных модификаций, 50 Mirage 2000, примерно 200 средних многофункциональных боевых самолетов (MMCA), объявленных в текущем тендере, а также до 110 Jaguar и 125 LCA (Lightcombat aircraft) типа Tejas.

В 12 эскадрильях транспортной авиации предполагается наличие 160-170 воздушных судов. Это 24 тяжелых транспортных Ил-76, грузоподъемностью 45-50 т (Heavytransport aircraft); 6-12 очень (сверх) тяжелых транспортников от 70 до 80 т (Very heavy transport aircraft), выбор поставщиков которых осуществляется в настоящее время; 12 средних 20-тонных транспортных самолетов типа C-130J; 40-50 МТА (medium transport aircraft), после завершения совместных российско-индийских работ по этому самолету; 70-80 модернизированных Ан-32, плюс несколько легких транспортных самолетов типа Donier DO-228, дополнительный заказ на которые не так давно размещен.

В ближайшее время индийские ВВС намерены объявить тендер на приобретение транспортных самолетов грузоподъемностью от 40 до 70 тонн и тяжелых транспортных вертолетов для замены Ми-26 советского производства. По заявлению Маршала Ф.Х. Мейджора, подготовка тендерной документации находится в финальной стадии, и решение по этому вопросу будет принято в самые короткие сроки. Сейчас идет процесс формирования требований. Основными критериями для выбора тяжелых транспортных самолетов в классе до 70 тонн им названы наличие широкого фюзеляжа, возможность использования самолетов на коротких ВПП, в том числе, с травяным покрытием, и способность максимально быстрого взлета из зон боевых действий. «В ближайшие несколько лет я вижу сочетание модернизированных Dornier, Ан-32, специальных транспортных C-130J, Ил-76 и самолеты средней, тяжелой и очень (сверх) тяжелой грузоподъемности для оснащения нашего транспортного воздушного флота», - отметил он, говоря о состоянии транспортной авиации Индии в целом. Продолжается выполнение российско-индийского межправительственного соглашения по совместной разработке и производству двухмоторного МТА (среднего транспортного самолета). В то же время, Маршал отметил, что парк Ан-32, состоящих на вооружении ВВС Индии, вскоре будет подвергнут серьезной модернизации.

На сегодняшний день ВВС Индии размещен заказ на 6 C-130J, в планах – опцион еще на 6 машин. Контракт с «Lockheed Martin» на поставку шести самолетов, которые начнутся в 2011г., заключен при поддержке Правительства США. Он включает три года гарантийной послепродажной поддержки с предоставлением услуг команды технических специалистов поставщика, находящихся в Индии. Документом предусмотрены подготовка индийских летного и технического составов, обеспечение C-130J запасными частями, обслуживание «на земле», в том числе, сервисный пакет, тестовое оборудование, предоставление грузоподъемников, грузовых платформ и других необходимых средств. Сами самолеты представляют собой «удлиненную» версию C-130J, состоящих на вооружении ВВС США, и приспособлены, согласно требованиям ВВС Индии, цитата: «для специальных полетных целей». Они оснащены инфракрасными датчиками определения (Infrared Detection Set – IDS), могут осуществлять полет на очень низких высотах, выполнять снижение и посадку в условиях плохой видимости. Современные системы самозащиты увеличивают шансы на выживание C-130J в условиях враждебной среды. Для расширения радиуса действия самолеты оборудованы системами дозаправки в воздухе. Представители «Lockheed Martin» особо подчеркивают, что C-130J, предназначенные для ВВС Индии, имеют обновленную авионику, разработанную на основе цифровой архитектуры, применены и новые решения в отношении силовых установок. Четыре двигателя AE 2100D3, производства «Rolls Roys», по 4,591 л.с. каждый, обеспечивают 15% экономию топлива по сравнению с предыдущей версией самолета. Кроме того, ряд новых систем C-130J, посредством применения компьютерных технологий, позволяют осуществлять полный цифровой контроль работы двигателей в полете. На базе C-130J разработан и вариант самолета-танкера КС-130, способный производить дозаправку в воздухе истребителей и вертолетов.

Для замены Ту-142МК, подлежащих списанию, ВМС Индии будут приобретены 8 новых самолетов морского патрулирования Р-8I, производства фирмы «Boeing». По комментариям ее представителей, поставки P-8I - модификации, созданной для Индии на базе P-8A Poseidon, разработанных для ВМС США, знаменуют собой «начало работ по обеспечению Индии современными противолодочными и противокорабельными системами вооружения». Компанией «Raytheon» для программы Р-8А Poseidon разработан многофункциональный радар морского, берегового и наземного наблюдения AN/APY-10. Ими же предлагается оснастить P-8I. Контракт «Raytheon» с «Boeing» на поставку четырех AN/APY-10 для Р-8А оценивается в $70 млн. Сумма контрактации на реализацию всего «радарного» проекта для этих самолетов может составить от $500 до 800 млн. 

В различные программы по продвижению своей продукции на индийский рынок «Boeing» намерен инвестировать в общей сложности около $15 млрд. Из них $2 млрд. в проект Р-8I, и $7-8 млрд. - в ММСА. По мнению вице-президента по развитию международного бизнеса «Boeing Integrated Defense  Systems» Марка Кроненберга, у Индии еще есть потребность в 16-24 тяжелых вертолетах, и в этой нише компания намерена предложить CH-47 Chinook.  «Мы ждали этого больше года, и полагаем, что ВВС Индии в ближайшее время будут готовы ускорить этот проект. К тому же, хорошим дополнением могут стать С-17 в составе воздушного флота в будущем», - подчеркнул Марк Кроненберг. Кроме того, военное подразделение «Boeing» намерено реализовать на рынке Индии три крупных проекта: поставки многофункциональных танкеров-транспортников А330 (MultiRole Tanker Transport – MRTT), транспортных 9-тонных С-295 (бестселлер продаж армиям разных стран) и самолетов морского патрулирования С-295. А итальянская «Alenia Aeronautica» «продвигает» транспортный двухмоторный С-27J собственной разработки и производства, во многом благодаря его совместимости с С-130J.

В целях обеспечения эффективной защиты границ, контроля воздушного пространства и предотвращения террористических угроз, особенно после известных событий в Мумбае, военным руководством Индии объявлено о необходимости формирования единой системы защиты воздушного пространства, которая объединит радары и другое оборудование (гражданское и военное) под одним началом даже в мирное время. По данным исследований, индийские ВВС нуждаются в оснащении их радарами разных классов: высокой и средней мощности, предлагаемых западными производителями, и, кроме того, мобильными радарами низкого уровня (Low-LevelTransportable Radars – LLTR) производства России и Израиля. Потребность в радарах средней мощности на сегодняшний день удается частично удовлетворить поставками в ВВС Индии продукции местной фирмы «Rohini». По мнению специалистов, сегодня требуется ввод в эксплуатацию большого количества аэростатов постоянного наблюдения, которых пока было заказано и поставлено только 2. Кстати, такую продукцию представил на выставке «Lockheed Martin», а его представители выразили надежду на развитие этой тематики в Индии в будущем. В ноябре 2003г. Индией, российским ФГУП «Рособоронэкспорт» и израильской компанией «IAI» («Israel Aerospace Industries») был подписан контракт на общую сумму около $1,5 млрд. о поставке 3 А-50Е/Phalcon – самолетов, оснащенных системами дальнего обнаружения и контроля (AWACS). Самолет создан на базе платформы Ил-76МФ, произведенной «ТАПО» (Ташкентским авиационным производственным объединением) и модернизированной «ТАНТК им. Г.М. Бериева» под требования заказчика. В сферу ответственности израильской компании входит установка сенсорного оборудования. Первый А-50Е/Phalcon планируется поставить ВВС Индии в 2009г., второй и третий будут переданы им в сентябре 2009г. и в августе 2010г. соответственно. В ноябре минувшего года проведены переговоры о возможной поставке еще четырех А-50Е/Phalcon, общей суммой контрактации более $1,5 млрд.

В дополнение к израильским системам Phalcon Индия при поддержке Организации оборонных исследований и разработок Минобороны Индии (DRDO) разрабатывает собственные бортовые системы раннего предупреждения и контроля (AEW&C systems) c возможностями ESM/SIGINT/CSM, несущей платформой для которых выбран Embraer ERJ-145. Всего же к 2020г. ВВС Индии планируется формирование 7 эскадрилий многоцелевой авиации контроля и защиты воздушного пространства, включающих 12 самолетов Ил-78, 6 самолетов-платформ с системой AWACS (Phalconsystem) и 80-100 беспилотных UCAV (Heron, Searcher + HALE).

Рынок БПЛА в Индии, считают эксперты, становится в последнее время «золотым дном», и конкуренция в этой области стремительно возрастает.          В ходе выставки можно было оценить множество предложений, вызвавших профессиональный интерес специалистов, особенно, после заявления Маршала Ф.Х. Мейджора о необходимости усиленного развития направления беспилотной авиации в обозримой перспективе. «Гвоздь программы» был представлен «BAE Systems», занимающей в этом году отдельный павильон. А именно, состоялся дебют беспилотной автономной системы (UnmannedAutonomous System - UAS) Mantisпоследнего поколения. Этот БПЛА не имеет гидравлики, разбирается на части и помещается в С-130 Hercules, приспособлен для длительных автономных полетов и многофункционален. Ведущее агентство Индии в области развития авиационного сектора ADE (Aeronautical Development Establishment) вскоре передаст вооруженным силам страны первый тактический БПЛА индийского производства UAV (Unmanned Aerial Vehicle) NISHANT. Еще один масштабный проект, к которому приступает ADE, – создание многофункционального средневысотного БПЛА – MALE (MediumAltitude Long  Distance) RUSTAM, радиусом действия до 300 км и полезной нагрузкой 200 кг. По планам, он будет готов к летным испытаниям в течение 3 лет.

160.jpg 163.jpg 177.jpg 188.jpg
190.jpg 234.jpg 237.jpg 260.jpg
261.jpg 263.jpg 264.jpg 265.jpg
 

Где мы находим, где теряем?

Говоря о развитии российско-индийского сотрудничества в области авиации и космонавтики, нельзя не отметить определенную озабоченность отечественных авиационных кругов началом откровенной экспансии ведущих мировых производителей на индийский рынок, большая часть которого традиционно считалась российской. Многие специалисты считают, что именно сейчас международное давление на Индию с точки зрения ВТС, все более возрастает, и наступил решающий момент, когда нашей стране необходимо, как говорят, расставить точки над «i», четко определив перспективы своего дальнейшего присутствия в этой области. При этом приводят пример частичной потери Россией рынка транспортной авиации. Ведь для замены отслуживших свой срок Ан-12 и Ту-142МК Индия на сегодняшний день сделала выбор в пользу самолетов C-130J и Р-8I американского производства. И это серьезно, с учетом того, что российско-индийский проект по совместному созданию и производству МТА – среднего транспортного самолета, на который Россия возлагает большие надежды в части укрепления своих позиций на индийском рынке, только развивается. С момента подписания межправительственного соглашения по разработке и созданию МТА прошло не так уж мало времени, к тому же, на него, действительно, есть заказы: 100 самолетов от ВВС России и 35 - от ВВС Индии. Определены условия партнерства двух стран на паритетной основе, разработан детальный бизнес-план, в основном, согласованы финансовые вопросы. Стоимость разработки МТА, по словам Президента, Председателя Правления ОАО «ОАК» Алексея Федорова должна составить около $6 млн., а финансирование будет осуществляться 50х50 обеими сторонами-участниками проекта. Тем не менее, приступить к реальной стадии его реализации планируется только через 2-3 месяца, по завершении процесса создания совместного предприятия, пока же идет предварительная разработка облика этого самолета специалистами КБ «Ильюшина» и компании «HAL». Что касается будущих поставок Индии летающих танкеров Ил-78МКИ, на которые, безусловно, Россия может претендовать, во многом благодаря уникальности этого самолета и ранее сложившимся кооперационным связям, а также предложения МиГ-35 в качестве ММСА, то эти тендеры надо еще выиграть. Да, МиГ-35 сегодня признают одним из лидеров среди претендентов на роль среднего многофункционального боевого самолета для ВВС Индии, и не случайно в ходе выставки состоялась его официальная презентация. Маршал авиации в отставке Хариш Масанд, посвятивший значительную часть своей карьеры полетам на МиГ-29, опробовал МиГ-35 в небе, и, похоже, остался доволен его возможностями. Одним из ключевых критериев при выборе ММСА ВВС Индии названо оборудование самолета радаром с AESA (activeelectronically scanned array) – Активной фазированной антенной решёткой, и это условие с разной долей успеха в достижении цели соблюдено всеми претендентами на победу в тендере. МиГ-35 оснащен радаром с активной фазированной антенной решеткой (ФАР) «Жук» производства российской компании «Фазотрон», признанным специалистами одним из лучших образцов. Иными словами, в техническом плане МиГ-35 полностью соответствует требованиям, заявленным индийской стороной.

Кроме того, Россия предлагает не только прямые поставки этих самолетов для ВВС Индии, но и развитие в перспективе широкой кооперации с индийской авиапромышленностью по их производству, в том числе, и лицензионному в сочетании с созданием центров подготовки летного и технического составов, а также единой системы послепродажного обслуживания. «ММП им. В.В. Чернышева», производящее силовые установки РД-33МК для Миг-35, уже реализует проект передачи Индии в лицензионное производство двигателей РД-33 третьей серии, используемых для оснащения семейства МиГ-29. Предприятие выпускает и двигатели для корабельных МиГ-29К/КУБ. Этими самолетами должен быть оснащен тяжелый авианесущий крейсер «Адмирал Горшков», индийское название «Викрамадитья», проданный Индии в 2007г. при условиях необходимой модернизации ТАНК и обучения обслуживающего персонала принимающей его стороны. В силу ряда причин график выполнения работ по проекту претерпел серьезные изменения во времени, и это, естественно, негативно повлияло на отношения с заказчиком. Пока суд да дело, французская фирма «Dassault Aviation» в ходе «АэроИндия-2009» довольно настойчиво предлагала Индии рассмотреть вариант поставки корабельного варианта «Rafale», для «Викрамадитьи» вместо российских МиГ-29К. А индийские СМИ показательно задавали прямые вопросы руководству «ОАК», о том, не будут ли сорваны или «сдвинуты вправо» планы поставок Су-30МКИ и МиГ-29, а также в перспективе самолетов МиГ-35, в случае их победы в тендере по ММСА.

Конечно, в удержании лидирующих позиций на индийском аэрокосмическом рынке России помогает сегодня более чем 50-летний опыт партнерства с этой страной. А это не только налаженные связи в части поставок ВВТ, но и реальное взаимодействие ведущих предприятий оборонной промышленности двух государств по производству, в том числе, лицензионному, ряда образцов высокотехнологичной продукции, и, в частности, авиатехники. Практика передачи индийской стороне ключевых технологий, помощь в построении системы подготовки персонала - летного и технического, организации послепродажного обслуживания и поддержки изделий в эксплуатации, действительно, дают России определенные преимущества при заключении крупных контрактов. Например, это касается лицензионного производства совместно с НПК «Иркут», самолетов Су-30 МКИ на мощностях фирмы «HAL», где в разные годы производились по лицензии Миг-21 и МиГ-27. Уже намечены полномасштабные программы модернизации парка Су-30МКИ и МиГ-29, поставленных ранее, и состоящих на вооружении ВВС Индии. Совместное  российско-индийское предприятие «BrahMos Aerospace» в 2010г. на базе Су-30 начнет испытания авиационной модификации сверхзвуковой ракеты «BrahMos», установленных сейчас на ряд кораблей ВМС Индии. Проводятся работы по модернизации наземной версии ракеты, экспериментальные исследования по совершенствованию ее силовой установки, с применением твердого и жидкого видов топлива. При участии экспертов Лаборатории оборонных исследований и развития (Defence Research and Development Laboratory – DRDL) идет создание ее гиперзвукового варианта. В перспективе «BrahMos» будет иметь возможности запуска с любых платформ: морских, наземных, авиационных и с подводных лодок.

Помимо консолидации опыта, накопленного в сотрудничестве с Индией, для укрепления позиций России на международном и внутреннем авиарынках, «ОАК» предпринят ряд стратегических шагов по оптимизации ресурсов и концентрации усилий внутри самого холдинга. Вслед за созданием ТС (Транспортные самолеты) ОАК, и подразделения гражданской авиации, объявлено о начале формирования дивизиона военной авиации, что де-факто на практике означает объединение РСК «МиГ» и АХК «Сухой» под «одним крылом». Михаил Погосян, возглавляющий компанию «Сухой», назначен одновременно генеральным директором РСК «МиГ» и отвечает теперь за работу новой бизнес-единицы. По его словам, основной задачей сейчас является интеграция возможностей двух компаний в части инженерных ресурсов, маркетинга, проектирования, разработок, производства и сертификации, управления цепочкой поставок и целого ряда других направлений. «Это повышение эффективности за счет внедрения комплексных программ и технологий бережливого производства, создания единых центров интегрированной логистической поддержки, совместных программ обучения для самолетов «Сухого» и «МиГа», - отметил Михаил Погосян. Говоря о конкретных планах российско-индийского сотрудничества, руководитель дивизиона военной авиации подчеркнул, что кроме названных выше программ, важными направлениями станут организация капитального ремонта самолетов обоих семейств на базе индийских промышленных предприятий, например «HAL», и создание оптимальной структуры их послепродажного обслуживания. Для корпорации «МиГ» в этом году в числе главных задач определено обеспечение in-time поставок МиГ-29К/КУБ для ВМС Индии, график которых теперь не «привязан» напрямую к ходу работ на «Викрамадитье». Четыре корабельных самолета уже переданы заказчику, на них проводится обучение летчиков. Остальные должны быть поставлены в течение 2009г. «Пока кроме Индии заказчиков на этот самолет нет», - пояснил Михаил Погосян, - «хотя мы обсуждаем вопрос поставок МиГ-29К ВМФ России, который сегодня эксплуатирует Су-33 на ТАНК «Адмирал Кузнецов». Думаю, что в ГПВ на 2011-2020гг. будет предусмотрена закупка определенной партии МиГ-29К».

Одним из основных совместных проектов России и Индии, в рамках реализации межправительственного соглашения, подписанного в конце 2007г., является разработка и создание на паритетной основе перспективного авиационного комплекса 5го поколения. Работы по нему, по словам Алексея Федорова, ведутся в соответствии с намеченным графиком, а испытания начнутся уже в этом году. «Разработка самолета продолжается», - рассказал Михаил Погосян, - «по отдельным системам, например, по планеру, большая часть работ завершена. По радиолокатору этот процент несколько меньше. Надо учитывать, что есть целый ряд модификаций базового самолета. Например, его двухместный вариант и вариант корабельного базирования. Нам еще предстоит сделать очень много, но тот объем работ, который выполнен, позволяет нам в течение года начать испытания этого самолета». «ОАК» стремится к тому, чтобы технические задания на самолет 5го поколения для ВВС России и ВВС Индии были максимально унифицированы, а базовая конфигурация – единой. «Что касается развития программ МиГ-35 и самолета 5го поколения, то, - это два совершенно разных направления», - подчеркнул Михаил Погосян. Первый, по его словам, является развитием линии семейства МиГ-29, второй - Су-30. Предполагается, что они будут хорошо дополнять друг друга, и программа 5го поколения, привнесет новые технологии, например, по активным фазированным антенным решеткам в развитие МиГ-35, повысив его шансы на успех в ММСА-тендере.

Семейства МиГ-29, Су-27 и Су-30, в том числе, и в процессе модернизации, как отметил Михаил Погосян, планируется «максимально унифицировать и сделать взаимодополняющими друг друга. Чтобы заказчик в любом регионе мог в зависимости от тех целей, которые он перед собой ставит, выбрать то или иное семейство, или самолеты обоих типов, имея единую систему ППО, обучения и единую инфраструктуру, которая будет обеспечивать производство и поддержку этих самолетов. И Индия может стать примером того, насколько нам удастся создать такое взаимодополняющее семейство на одном рынке».

Общий портфель заказов РСК «МиГ» сейчас оценивается более чем в 110 млрд. руб.  В ближайшее время он может увеличиться еще на 50 млрд. руб. Всего же, по прогнозам, без учета программы МиГ-35, объем потенциального рынка продукции «МиГ» может составить до $8 млрд. Недавно корпорация получила поддержку от государства в виде субсидий на увеличение уставного капитала, и, кроме того, начала поставку самолетов для ВВС РФ. В рамках контракта, подписанного с Министерством обороны РФ в декабре 2008г. на 28 МиГ-29, 12 самолетов переданы заказчику. В перспективе планируются и поставки МиГ-35.

Заместитель генерального директора ФГУП «Рособоронэкспорт» Виктор Комардин не сомневается в том, что у российско-индийского военно-технического сотрудничества большое будущее. «Около одной трети всего российского экспорта вооружений приходится на Индию», - отмечает он, - «десятилетняя программа нашего сотрудничества (2001-2010гг.), включает более 200 различных проектов и оценивается около $ 18 млрд. На сегодняшний день мы поставили различных материалов, связанных с обороной, на сумму около $ 10 млрд. В 2008г. Москва предложила Нью Дели новый проект программы до 2020г.» В числе наиболее значимых направлений Виктор Комардин назвал лицензионное производство Су-30 МКИ и Т-90S MBT; поставки многоцелевых вертолетов Ми-17V-5; морских патрульных самолетов Ил-38, модернизированных системами распознавания цели и разведки «Морской змей» (Sea Serpent); а также контракты на поставки МиГ-29К/КУБ и вертолетов Ка-31 корабельного базирования.

Кроме передачи индийской стороне полной технологий производства двигателей РД-33 третьей серии в рамках контракта по лицензионному производству СУ-30МКИ, Россия разработала новый газотурбинный двигатель АЛ-55И для индийских учебно-тренировочных самолетов  HJT-36.

В ближайшее время начнется реализация контракта, заключенного ФГУП «Рособоронэкспорт» на модернизацию 66 самолетов МиГ-29-9.12 (Fulcrum-A) и МиГ-29-9.13(Fulcrum-A) для ВВС Индии. Общая сумма контрактации составляет около $960 млн. и включает лицензионное производство двигателей РД-33 третьей серии на заводе фирмы «HAL» в Карапуте. Модернизация самолетов предусматривает оснащение их радарами Жук-МЕ, новыми дисплеями кабины пилотов, современной авионикой, предполагает увеличение вместимости топливных баков и повышение эффективности систем впрыска топлива, установку некоторых субсистем израильского производства и дополнительного авиационного вооружения. Планируется, что РСК «МиГ» возместит Индии около 30% стоимости контракта путем основания на территории страны сервисных центров и складов запчастей, а также предоставления необходимого тренажерного оборудования.

266.jpg 270.jpg 271.jpg 272.jpg
276.jpg 279.jpg 284.jpg 285.jpg
287.jpg 294.jpg 295.jpg 315.jpg
 

Пассажирам «не до жиру»?

Индийский рынок воздушного транспорта бурно развивается. По данным исследований, проведенных компанией «AmSafe», рост пассажирских авиаперевозок в этой стране может составить около 14%, грузовых – 25%. В ближайшие 20 лет Индии потребуется до 1000 самолетов, общей стоимостью около $100 млрд. Если сейчас потенциальный спрос в этом сегменте оценивается в $15 млрд., то к 2015г., по прогнозам, он увеличится до $50 млрд.

Интересно, что наряду с большим количеством гражданских модификаций «Boeing» и «Airbus» индийскими авиакомпаниями эксплуатируется много самолетов советского производства, и ни одного – российского. По словам Алексея Федорова, дисбаланс этот необходимо преодолеть. Поэтому кроме военных самолетов «ОАК» предлагает Индии SSJ-100, создаваемый компанией «Сухой» в широкой международной кооперации. «Мы оцениваем перспективы программы SSJ-100 на мировом рынке более чем в 1000 самолетов, а рынок Юго-восточной Азии в области региональной авиации - более 500 самолетов, и полагаем, что можем претендовать на значительную его часть», - подчеркнул Михаил Погосян. В связи с реструктуризацией внутри «ОАК» передача «ГСС» (Гражданских самолетов Сухого) в бизнес-единицу Гражданские самолеты ОАК пока не планируется. Два SSJ-100 проходят летные испытания, выполнено более 100 полетов, налет составляет более 300 часов, в 2009г. планируется завершить первый этап программы сертификации самолета.

Вместе с тем, «ОАК» и рядом индийских авиакомпаний ведутся переговоры о возможной поставке последним перспективного российского узкофюзеляжного среднемагистрального МС-21. То же касается турбовинтового регионального Ил-114, речь идет даже о перспективе сотрудничества «ОАК» и промышленных предприятий Индии по его производству. «ММП им. В.В. Чернышева» в свою очередь готов поставлять силовые установки для этого самолета - ТВ-7-117СМ, в том числе, и с условием поддержки продукции в эксплуатации. По мнению Президента «ОАК», для определения потенциальной доли индийского рынка для этих турбовинтовых самолетов и целесообразности финансовых вложений в развитие международной производственной кооперации необходимо завершить маркетинговые исследования, которые сейчас и проводит «ОАК». Что касается развития его транспортной версии - легкого транспортного самолета Ил-112, статус программы пока не определен.

        

322.jpg 326.jpg 344.jpg 348.jpg
366.jpg 372.jpg 379.jpg 382.jpg
404.jpg 407.jpg 398.jpg 408.jpg
 

Винтокрылая «авангвардия»

Вертолеты, как военные, так и гражданские – отдельная страница развития индийской авиации. К 2020г. ВВС Индии по прогнозам экспертов будут насчитывать около 30 вертолетных соединений, имеющих на вооружении более 400 «крылатых машин». Это 12 вертолетов тяжелой грузоподъемности, например, Ми-26. Около 150 средней грузоподъемности, возможно, - различных модификаций Ми-17. 150-200 легких вертолетов (ALH), в том числе, новых модификаций и 40-50 легких боевых вертолетов (LHC). На сегодняшний день, как признают индийские специалисты, количество имеющихся в распоряжении вертолетов, не в полной мере удовлетворяет растущим потребностям не только армии и военизированных подразделений. Ощущается дефицит вертолетной техники, используемой для спасательных целей, в том числе, и санитарных «бортов».

В соответствии с достигнутыми ранее соглашениями в период до 2013г. в ВВС Индии будут поставлены 80 Ми-17V5 российского производства. По словам заместителя генерального директора ОАО «Вертолеты России» Игоря Пшеничного, в этой стране сегодня находятся в эксплуатации около 200 вертолетов Ми-8, Ми-17 и Ми-17V5. В классе легких вертолетов заказаны 38 «машин» разработки и производства индийской компании «HAL»: Dhruv и ALH с двигателями французской фирмы «Turbomeca», плюс еще 16 вертолетов в боевой модификации. «НАL» сейчас осуществляет работы по многофункциональному вертолету IMRH (IndianMulti Role Helicopter) для нужд ВВС, ВМС и Вооруженных Сил Индии, дальностью 500 км, максимальным потолком высоты 6,5км и 10-13т взлетной массы. Кроме того, заявка-требование ВВС Индии включает приобретение 125 легких вертолетов на замену подлежащих списанию Chetak/Cheetah и 22 боевых вертолета (ранее было заявлено 40) на замену действующим 30 Ми-25/Ми-35, постепенно вырабатывающих свой ресурс. Основными претендентами на поставку 22 боевых вертолетов называют «AgustaWestland», входящую в группу компаний «Finmeccanica» и предложившую AW129 Mangusta; «Bell Helicopter Textron» -  AH-1Z Viper; российскую компанию «Оборонпром» - Ка-52 (Аллигатор) и Ми-28НЕ; «Boeing» – AH-64D Longbow Apache; «Eurocopter» - TigerARH.

AW101 (ранее EH-101) выбраны в качестве вертолетов VIP-версий. Контракт на поставку Индии 8 таких «машин» в начале 2010г. может быть подписан уже в марте 2009г. Кроме того, «Agusta Westland», и индийская «Tata Sons» подписали меморандум о взаимопонимании (MOU) о создании совместного предприятия, которое установит линию по финальной сборке вертолетов AW119 в Индии, и, в том числе, будет отвечать, за продвижение AW119 заказчикам по всему миру. Первый вертолет, сошедший с новой линии, планируется поставить в 2011г., и по прогнозам, рост их производства составит до 30 единиц ежегодно. Ожидается, что СП станет поставщиком для текущей программы вертолетов разведки и наблюдения (RSH) для Вооруженных Сил Индии, в рамках которой «Agusta Westland» уже предложила AW119, запланированные к производству в Индии. Интересы этой компании на индийском рынке распространяются и на возможную модернизацию парка вертолетов Sea King, эксплуатируемых ВМС Индии, поставку вертолетов береговой охраны (в том числе, для поисково-спасательных операций и морского патрулирования). Всего 16 многофункциональных вертолетов для нужд ВМС и, потенциально, 22 легких боевых вертолета для ВВС Индии.

«Lockheed Martin» предлагает для ВМС Индии многофункциональный боевой вертолет МН-60, разработки фирмы «Sicorsky», способный выполнять противолодочные и противокорабельные функции, осуществлять наблюдение за кораблями противника и целеуказание, а также поисково-спасательные, медико-эвакуационные операции и доставку грузов. На стенде «LockheedMartin»  были представлены ракетные системы Hellfire различных модификаций, в том числе, с возможностью запуска с воздушных, морских и наземных платформ автономно и с применением дистанционного управления. Система лазерного наведения Hellfire обеспечивает высокую точность достижения цели даже в условиях значительных оптико- и радиоэлектронных помех. Hellfire оснащены большинство боевых вертолетов ВВС США: Apache, Kiowa Warrior, Cobra, Seahawk иTiger, а также БПЛА Predator. Специалистами компании разработан DAGR – комплекс наведения для 2,75-дюймовых ракет, полностью совместимый с системами Hellfire, и предназначенный для уничтожения невооруженных и легко вооруженных целей с минимальным побочным эффектом. Еще одна разработка, предлагаемая для продвижения на рынок Индии, - вертолет К-МAX, модернизированный «Lockheed Martin» и «Kaman Aerospace Corporation» для осуществления пилотируемых и беспилотных полетов военного снабжения, способный нести на внешней подвеске до 6 тысяч фунтов (около 3,72 тонн) груза. Он также может выполнять различные функции гуманитарного характера, эвакуации, снабжения войск, разведки и наблюдения. Кроме того, «Lockheed Martin» продолжит развивать программу поставок индийской армии наземных автоматически управляемых транспортных средств и навигационных систем для нужд ВМС. Что касается предложений для сферы национальной безопасности Индии, здесь «Lockheed Martin» продемонстрировал широкий спектр продукции и технологий, в том числе, «летающие радары» E-2D Advanced Hawkeye, БПЛА вертикального взлета и посадки MQ-8B Fire Scout и многофункциональный экспедиционный JMEC (Joint Multi-Mission Expeditionary Craft).

«Agusta Westland» рассчитывает на получение заказов для нужд гражданского и государственного транспорта Индии, рынок которых оценивается около 10-15 вертолетов в год.

Из вертолетов гражданского назначения, ОАО «Вертолеты России» предлагают к поставке в Индию многофункциональные Ми-172. В соответствии с реализацией международного соглашения, подписанного в ходе аэрокосмического салона «Фарнборо-2008» с индийской компанией «Vectra Group», основано российско-индийское СП (51х49 % акций) по созданию на территории Индии сертифицированного сервисного центра по техобслуживанию и ремонту вертолетов российского производства в окресностях г. Чандигарх – столицы штатов Пенджаб и Харьяна. «Vectra Group» уже имеет опыт подобного взаимодействия с «западными» компаниями. В рамках российско-индийского проекта планируется построить ремонтную базу, склады запчастей и расходных материалов. Сервисный центр будет введен в действие к марту 2010г. Его функции включают предоставление различных видов сервиса, в том числе, промежуточное ТО, ремонт и выполнение специальных задач ТОиР. Все это относится к вертолетам гражданского назначения, но, при необходимости, СЦ сможет выполнить заказы и от военных. До открытия «АэроИндия-2009» состоялось заседание Совета директоров СП, где была утверждена стратегия развития компании на 2009г. и рассмотрен инвестиционный план по созданию сервисного центра. «Практически всю инфраструктуру предстоит создавать с «нуля», - пояснил Игорь Пшеничный. Работа будет осуществляться поэтапно, а инвестиции разделены на паритетной основе, согласно долям участия сторон в компании. В предварительном порядке оценен объем инвестиций, требуемый для создания офисно-инженерного центра – около $3-4 млн. на начальном этапе. В перспективе в сервисном центре будут обслуживать вертолеты, эксплуатируемые в соседних с Индией странах. Кроме того, СП займется продвижением вертолетов российского производства в Индии, а в будущем маркетинговая стратегия ОАО «Вертолеты России», как отметил Игорь Пшеничный, не исключает возможности сборки вертолетов российского производства, прежде всего, гражданских, на территории Индии и других стран.

Интересные предложения представили в рамках «АэроИндия»  производители оборудования для вертолетов. На стенде компании «Sanmina-SCI», открывшей в Индии завод по производству своей продукции, можно было оценить возможности широкого спектра бортовых цифровых интеркоммуникативных систем и систем интерфейса для вертолетов MH-60K, MH-47, UH-60M, VH-60N, HH-60J, CH-53E/K, CH-47F, CV-22, AH-64D и других. Российский государственный рязанский приборный завод продемонстрировал новое поколение систем телеориентации управляемого оружия, обеспечивающих высокоточное наведение, в том числе, многоканальную лазерно-лучевую систему управления, предназначенную для обзорно-прицельных комплексов. Предприятие принимает участие в программе НИИ приборостроения им. В.В.Тихомирова («НИИП») по разработке новых радаров с пассивной фазированной антенной решеткой «Ирбис» для самолетов Су-35 для замены радаров «Барс», установленных сегодня на Су-30, и планирует в дальнейшем их серийное производство.

На стенде Уральского оптико-механического завода («УОМЗ») состоялась презентация современных гиростабилизированных оптико-электронных систем, предназначенных для работы в составе вертолетов, которые помогают в любое время суток на расстоянии 7-10км определить объект, его основные характеристики, дать указание «на поражение» в соответствующую прицельную систему или сообщить его координаты наземным службам. Эти разработки были использованы на вертолетах Ми-8 во время контртеррористических операций в Чечне. В условиях сплошной «зеленки» ночное видение позволяло выделить объекты по источникам тепла и определить расстояние до них с помощью дальномера. В гражданской сфере такие системы могут быть использованы для мониторинга трафика дорожного движения, отслеживания перемещений транспорта нарушителя, передачи информации в ГИБДД, в том числе, с примененим на дирижаблях и аэростатах. С их помощью можно контролировать очаги лесных пожаров, спасать людей, терпящих бедствие в море, даже ночью на расстоянии до 7 км и при шторме до 3 баллов.

«УОМЗ» представил современные образцы оптико-прицельной системы GOES-342 (ОПС-24). Они уже установлены на вертолетах Ми-35 для Венесуэлы, а недавно предприятие заключило новый контракт для Бразилии. В Индии оптико-прицельными системами российского производства  вместо израильских предлагается оснастить действующий парк Ми-17. Учитывая, что на ОПС самолетов семейств Су и Миг (Миг-29, Су-27, Су-30) установлен колпак из обычного стекла, «УОМЗ» в числе своих новых разработок предлагает стекло из сапфира, которое в 6 раз повышает надежность изделия. Во время взлета самолета посторонние предметы, попав на него, не могут причинить повреждений, в то время как на обычном стекле в этом случае появляется «заматованность», что искажает точность прицеливания. По желанию заказчика во время капитального ремонта специалистами «УОМЗ» может быть проведена модернизация ОПС, замена колпаков на сапфировые и установка нового дальномера, в 2,5 увеличивающего расстояние обнаружения цели.

Отдельной темой в обсуждении вертолетной тематики стало направление двигателестроения. Известно, что большинство вертолетов российского производства сегодня оснащены моторами украинской компании «Мотор-Сич»: ТВ3-117, ВК-2500. На «Аэроиндия-2009» многими специалистами обсуждался вопрос о необходимости организации полного производственного цикла этих двигателей в России. Среди потенциальных промышленных площадок называют «ММП им. В.В. Чернышева» (г. Москва) и завод им. В.Я.Климова (г. Санкт-Петербург). В Санкт-Петербурге организован выпуск ряда деталей и узлов для этих силовых установок, есть опытное производство. На «ММП им. В.В.Чернышева» осваивают изготовление ремкомплектов для ремонта двигателей действующего вертолетного парка, разрабатывается силовая установка ТВ7-117В (вертолетный вариант), мощностью до 3000 л.с., имеющая преемственность с ТВ7-117СМ. Со стороны Индии, по словам представителя ФГУП «Рособоронэкспорт», кроме запросов на поставки, поступают заявки об организации производства, как самих вертолетов, так и двигателей на территории этой страны.

 ОАО «Мотор-Сич» сотрудничает с Индией более 15 лет. Поставляет новые двигатели для нужд Минобороны, ВВС и авиации ВМС, осуществляет комплекс услуг по поддержанию их летной годности. В том числе, ремонт самолетных и вертолетных двигателей и снабжение запчастями. «Самолетная» тематика включает АИ-20Д для действующего парка транспортных самолетов Ан-32 индийских ВВС, АИ-20М для Ил-38 ВМС Индии. «Вертолетная» - ТВ3-117 и Д-136 для Ми-8, Ми-17, Ми-24, а также двигателей для различных модификаций вертолетов фирмы Камова. Из новых направлений, «Мотор-Сич» проводит работу по продвижению двигателей МС-400 для БПЛА. Предприятие участвует в тендере на поставку в Индию самолетов Ан-74 для береговой охраны, оснащенных моторами Д-36. Планируется поставить первую партию из 6 Ан-74, общее число которых может составить более 20 «машин». В настоящее время идет процесс согласования планов, где обязательным условием со стороны заказчика является наличие офсетной программы для всего самолета полностью. «Мотор-Сич» намерено принять участие и в совместной российско-индийской программе по созданию МТА, предлагая для его оснащения силовые установки SPM-21. Неплохие перспективы, по мнению представителей этого предприятия, может иметь в Индии транспортный самолет Ан-70 с двигателями Д-27. Кроме того, украинские двигателестроители предлагают турбореактивный АИ-9500Ф с форсажной камерой сгорания и системой автоматического управления типа FADEC для использования в составе силовых установок тактических самолетов. По желанию заказчика для него может быть разработано сопло с управляемым вектором тяги.

410.jpg 413.jpg 415.jpg 427.jpg
429.jpg 436.jpg 437.jpg 439.jpg
447.jpg 450.jpg 459.jpg 460.jpg
 

Цели и средства их достижения

В ходе «АэроИндия-2009» отчетливо проявилось стремление многих компаний по укреплению своего присутствия в этой стране. И не только путем представления современных образцов продукции и технологий, но и реализации планов по расширению сотрудничества с индийскими фирмами: организации совместных консалтинговых структур, новых представительств, центров техобслуживания и послепродажной поддержки эксплуатируемой авиатехники, подготовки и повышения квалификации местного персонала.

В выставке приняли участие 33 компании Великобритании, в том числе, Общество Британских Аэрокосмических компаний («SBAC») – национальная торговая ассоциация Великобритании, в которую ходят организации, связанные со снабжением сфер гражданского авиационного транспорта, обороны, национальной безопасности и космоса. «SBAC» включает в себя Британскую Группу аэропортов и вместе с региональными партнерами представляет интересы более 2600 компаний, оказывая им помощь в развитии бизнеса по всему миру. Облегчает продвижение инноваций, преодоление конкуренции, обеспечивает регулирующие услуги в области технических стандартов и аккредитации. В рамках проведения Аэрошоу ассоциация заявила о намерении открыть в Бангалоре офис для оказания содействия британским компаниям, работающим в аэрокосмической индустрии и перспективных разработок в этой области, в их продвижении на быстро растущий индийский рынок. «AERO» – региональный офис перспективных разработок будет функционировать при поддержке «UKNI» (Организация торговля и инвестиций Великобритании). Основная задача его сотрудников - обеспечение доступа заинтересованным британским компаниям на рынок Индии, и тесной взаимосвязи с ними в работе по продвижению продукции и услуг. По словам Главы «SBAC» Иана Годдена, аннонсация планов по открытию офиса подтверждает уверенность компании в том, что Индия становится ключевым партнером для этого сектора. «Индия – динамично развивающийся, , быстро растущий рынок для аэрокосмического бизнеса Великобритании. Если в 2007г. его объем оценивался $ 20 млн., то к 2015г. ожидается рост до $ 2 млрд. Аэрокосмическая индустрия - одна из самых успешных отраслей промышленности Великобритании, отличается высокими достижениями в разработке и производстве качественной продукции. Важная роль при этом отводится экспорту в целях обеспечения положительного торгового баланса страны. Мы надеемся оказать содействие компаниям Великобритании в достижении максимально эффективного и взаимовыгодного сотрудничества с индийскими бизнес-партнерами...», - подчеркнул Иан Годден. Аэрокосмическая промышленность Соединенного королевства считается одной из самых крупных в мире после США. В 2007г. ее оборот составил около &20 млрд., кадровый состав насчитывает более 164 тысяч работников, а на исследования и разработки в минувшем году было затрачено около &2,74 млрд.

О планах на будущее по продвижению своей продукции на рынке авиадвигателестроения Индии, заявила французская компания «Snecma», входящая в «SAFRAN Group». По мнению одного из топ-менеждеров «CFM International», в этой стране есть спрос и на двигатели и на их обслуживание, и «Snecma» должна расширить свое присутствие в этом бизнесе. Услугами «CFM International» – совместного предприятия (50х50) «Snecma» и «General Electric», поставляющего двигатели CFM56 для Boeing 737 и Airbus 320, пользуется большинство индийских авиакомпаний: «Jet Airways», «Jetlite», «Air India», «Air India Express», «Spice Air», «Go Air». Около 280 CFM56 уже находятся в эксплуатации, есть заказы еще на 350, а к 2020г., по прогнозам компании, их число увеличится до 1000 двигателей. «Snecma» активизирует развитие направления сервисной поддержки CFM56 в Индии, включая реализацию программ подготовки регионального персонала по обслуживанию этих моторов, и усилению разного рода технической помощи. Планируется открыть четыре обучающих центра и создать центр поддержки двигателей CFM56 в эксплуатации, с возможностью полной замены силовых установок, а не только поставок запчастей. 10 февраля 2009г. «CFM International» и «GMR Hyderabad International AirportLimited» («GHIAL») подписан Меморандум-Соглашение (МOА) о совместных работах по организации работы нового центра обучения техперсонала по обслуживанию CFM56 на территории аэропорта-хаба им. Раджива Ганди в Хайдарабаде. Он должен быть введен в действие в конце текущего года, ежегодно там будут проходить обучение более 500 авиамехаников и инженеров из Индии и других стран региона.

В военном секторе «Snecma» осуществляет поставки авиамоторов М53-Р2 для истребителей Mirage 2000, состоящих на вооружении ВВС Индии. Компания обеспечивает полную техническую поддержку, сервисное обслуживание и ремонт более 60 этих двигателей, находящихся в эксплуатации. Боевой самолет Rafale, предлагаемый «Dassault Aviation» на роль MMCA для ВВС Индии, оснащен двигателями М88, производства «Snecma». Продолжается и развитие совместного французско-индийского проекта по силовым установкам Kaveri для легких боевых самолетов (LCA), планируемых к производству в Индии. В рамках программы «Snecma» передает индийской стороне технологию их производства и предлагает масштабную техническую поддержку. Еще один крупный совместный проект реализован «Snecma» и «Hindustan Aeronautics Ltd.» («HAL») по строительству завода, где осуществляется выпуск труб, применяемых в авиационной промышленности.

Компания «Sagem» (также входит в «SAFRAN Group») осуществляет поставки систем и оборудования более чем для 300 боевых самолетов ВВС Индии. В том числе, Cу-30, МиГ-27, Mirage 2000, Jaguar, Hawk и LCA. В ближайшем будущем этот список могут дополнить МиГ-29 и МиГ-29К. Кроме того, «Sagem» поставляет авионику для тренировочных самолетов HPT 32 Deepack и HJT-16, производства компании «HAL». В сотрудничестве с «HAL» «Sagem» проведена модернизация ряда истребителей Jaguar, для которых разработаны новые системы наведения. Последнее поколение этих самолетов «Sagem» предлагает оснастить системами лазерной навигации Sigma. Ранее эта компания поставила навигационную систему для авианосца Viraat, а вскоре займется оборудованием корабельных МиГ-29К российского производства, приобретенных Индией. Еще одно важное направление сотрудничества с «HAL» касается разработки авионики и систем контроля полета для транспортных вертолетов ALH Dhruv, включая автопилот, сенсоры контроля полета и силовые приводы. Кооперация в этой области будет продолжена, особенно, в связи с развитием новых проектов «HAL» в сфере вертолетостроения, например, работ по легкому боевому вертолету LCH. Планируется также модернизация всех вертолетов, эксплуатируемых в Индии, особенно легких моделей: Cheetah (Allouette II) и Chetak (Allouette III).

Один из ведущих в мире производителей автоматики «Honeywell» объявил о планах по производству военной версии системы предупреждения о столкновении в воздухе и другого основного оборудования для обеспечения безопасности полетов, которыми будут оснащены 6 C-130J, заказанных ВВС Индии. Компания намерена поставить авиационного оборудования на сумму около $10 млн., и, кроме того, будет далее развивать сотрудничество с индийскими партнерами, включая лицензионное производство авиадвигателей ТРЕ331 на мощностях «HAL».

«Boeing» собирается инвестировать около $100 млн. в развитие Центра технической поддержки, обслуживания и ремонта в Нагпуре, а также около $75млн. в организацию работы регионального Центра подготовки пилотов. Контролировать работу первого будет подразделение сервиса коммерческой авиации «Boeing». Руководством Центра подготовки и повышения квалификации пилотов и осуществлением поставок тренажеров для новых самолетов Boeing займется «Boeing Alteon». Более $1,7 млрд. будет инвестировано «Boeing» в Индии в рамках офсетных соглашений. Этой компанией и «BharatElectronics Limited» («BEL») подписан меморандум о взаимопонимании о совместном развитии в Индии центра анализа и экспериментов для оказания поддержки заказчикам в принятии «более информированных» решений по модернизации оборонных сил Индии. Сотрудники нового Центра будут взаимодействовать с Министерством обороны Индии, с целью, цитата, «наиболее полного понимания и удовлетворения требований» военного ведомства.

Крупнейшая двигателестроительная фирма «Rolls-Roys» представила на выставке силовую установку Adour Mk871 для оснащения нового парка тренировочных самолетов Hawk AdvancedJet Trainer (AJT). Двигатель в значительной степени унифицирован с Adour Mk821, используемых на боевых самолетах JaguarВВС Индии. Из вертолетных двигателей «Rolls-Roys» отводит важную роль продвижению RTM322 для оснащения более 85% NH90 и около 60% EH101. В компании считают, что у этого мотора есть хорошие перспективы на индийском рынке, особенно в сегментах, которые касаются морского наблюдения и удовлетворения военно-транспортных нужд. Adour и RTM322 разработаны и произведены совместным предприятием «Rolls-Roys» и «Turbomeca». В тендере на MMCA, «Rolls-Roys» поддерживает компанию «EUROJET», поставляющую двигатели EJ200 для Eurofighter Typhoon. Большие надежды «Rolls-Roys» возлагает и на развитие программ в секторе самолетов-заправщиков, а именно, продвижение на рынок Индии Airbus A330 с двигателями Trent 700. В 2008г. такая комбинация самолетов и двигателей выбрана в Великобритании в рамках развития программы перспективных стратегических транспортных самолетов.

Экономичную программу по модернизации действующего индийского авиапарка Jaguar новыми двигателями F125IN в свою очередь предлагает американская фирма «Honeywell». Одним из основных ее преимуществ представители компании называют возможность уменьшения стоимости жизненного цикла продукции на сумму около $1,5 млрд. При этом они отмечают, что установки догорания топлива могут производиться в Индии на мощностях «HAL», которая в минувшем году начала выпуск частей турбовинтовых двигателей Honeywell 331-10/12 с перспективой освоения технологии производства всего мотора полностью в течение трех лет.

«Israel Aerospace Industries» («IAI») продемонстрировала широкий спектр продукции в развитие двух основных программ: бортовых систем раннего предупреждения (Airborne Early Warning – AEW) для Ил-76 и нового поколения систем воздушной защиты среднего и дальнего радиусов действия. Индийские военные – одни из главных потребителей БПЛА Heron, средне-высотных UAV продолжительного действия (Medium Altitude Long Endurance – MALE). Кроме того, недавно «IAI» приступила к реализации новой программы БПЛА - NRUAV для Naval Rotary UAV System, разрабатываемых для замены корабельных вертолетов, действующих в условиях ограниченного палубного пространства фрегатов и эсминцев. Беспилотные вертолеты NRUAV способны действовать автономно, совершать взлет и посадку в автоматическом режиме и смогут выполнять задачи на море в сложных погодных условиях, когда пилотируемые полеты запрещены. «IAI» представила Индии свои возможности и в области летающих танкеров. Недавно компания начала первый проект конверсии многофункционального транспортного самолета-танкера Boeing-737 (Multi-Mission Tanker/Transport platform – MMTT) по заказу одной из стран Латинской Америки. Помимо радаров раннего предупреждения Elta EL/W-2085 производства «IAI», которыми будут оснащены поставляемые в Индию Ил-76, интерес индийских военных специалистов вызвал радар огневого контроля с ФАР EL/M-2052 дальнего радиуса действия, способный определять и отслеживать одновременно до 64 целей. EL/M-2052 имеет усиленные возможности функциональных режимов воздух-воздух, воздух-море и воздух-земля. По мнению экспертов, он считается одним из потенциальных кандидатов на участие в программах по оснащению самолетов индийского производства.

 
472.jpg 476.jpg 477.jpg 480.jpg
481.jpg 495.jpg 501.jpg 505.jpg
512.jpg 518.jpg 521.jpg 533.jpg
 

Фотографии автора

 

 










Новости






Архив:

Ноябрь
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930    

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer