Компания Airbus SE (биржевой тикер – AIR) объявила о сильных консолидированных финансовых результатах за 2018 год: производитель достиг всех прогнозных целевых показателей.
«Несмотря на то, что 2018 год был непростым, мы достигли заявленных целей и добились рекордной доходности благодаря уверенным операционным показателям, особенно в четвертом квартале, – отметил президент Airbus Том Эндерс (Tom Enders). – Общий портфель заказов в размере порядка 7 600 воздушных судов позволит нам продолжить наращивать производство. Несмотря на это, из-за небольшого спроса на самолеты А380 мы вынуждены свернуть эту программу, что в большей степени нашло отражение и в показателях 2018 года. В рамках программы A400M мы договорились о новых исходных параметрах с государственными заказчиками, и ждём положительного решения на уровне стран в ближайшие месяцы. Мы также смогли значительно снизить риски по программе A400M в отчетном году. Высокие результаты 2018 года отражают и рекордные выплаты по дивидендам. Наши вертолётостроительное, оборонное и космическое подразделения также демонстрируют хорошие показатели. Резюмируя: Airbus крепко стоит на ногах и следует заданному вектору развития, в то время как новая команда под руководством моего преемника Гийома Фори готовится принять управление компанией».
С 1 июля 2018 года программа А220 также вошла в состав портфеля Airbus.
Чистый объем полученных заказов на гражданские ВС составил 747 единиц (против 1109 в 2017 году), в том числе 40 самолетов A350 XWB, 27 A330 и 135 A220. В условиях здоровой рыночной среды портфель заказов по состоянию на 31 декабря 2018 года достиг рекордного объема в 7577 самолетов (в том числе компания получила заказы на 480 самолетов А220). Чистый объем заказов на вертолеты составил 381 единицу (335 единиц в 2017 году). Показатель book-to-bill вертолетостроительного подразделения был выше 1 как по числу заказов, так и в стоимостном выражении. Компания получила заказы на 15 вертолетов H160 и 29 NH90.
Объем заказов Defence and Space составил € 8,4 млрд. Компания получила заказы на поставку истребителя Eurofighter для Катара, четырех самолетов-заправщиков А330 MRTT и двух телекоммуникационных спутников нового поколения.
Консолидированный объем заказов в 2018 году составил € 55,5 млрд, консолидированный портфель заказов в стоимостном выражении составил € 460 млрд по состоянию на 31 декабря 2018 года по МСФО 15.
Консолидированная выручка возросла до € 63,7 млрд (€ 59,0 млрд в 2017 году), что в основном отражает рекордное число поставок коммерческих воздушных судов. Компания Airbus передала заказчикам 800 коммерческих самолетов (в 2017 году 718 единиц), в том числе 20 A220, 626 самолетов семейства A320, 49 A330, 93 A350 и 12 A380. Подразделение Airbus Helicopters поставило 356 вертолетов (в 2017 – 409 единиц), показав стабильную годовую выручку на сопоставимой основе, несмотря на снижение объема поставок. Рост выручки подразделения Airbus Defence and Space обусловлен результатами подразделений Space Systems и Military Aircraft.
Консолидированный скорректированный показатель EBIT – альтернативный показатель эффективности и основной показатель, отражающий рентабельность основного бизнеса, исключающий существенные затраты или прибыль, вызванные движением денежных средств в производственных программах, реструктуризацию или влияние курсовых разниц, а также прибыли или убытки от продажи или приобретения бизнеса – составил € 5 834 млн (в 2017 году € 3 190 млн), что отражает высокие операционные показатели и выполнение программ по всей компании.
Скорректированный показатель EBIT компании Airbus увеличился до € 4 808 млн (в 2017 году € 2 383 млн) за счет увеличения объема поставок самолетов. Значительный рост показателей по сравнению с 2017 годом обусловлен повышением производительности и изменением ценообразования на A350, а также наращиванием производства A320neo и ростом стоимости этих самолетов. Компания отметила благоприятный эффект от изменений курсов валют.
Ключевой задачей программы A220 остается повышение коммерческих показателей: наращивание темпов производства и снижение затрат. Поставки самолетов семейства A320neo выросли до 386 единиц (в 2017 году: 181 единица), что составило 60% от совокупного объема поставок семейства A320 в 2018 году. В четвертом квартале был поставлен первый дальнемагистральный самолет A321LR. В 2019 году компания продолжит повышать объемы поставок A321 в конфигурации Cabin Flex, несмотря на то, что наращивание темпов производства остается непростой задачей. В 2019 году продолжится модернизация двигателей Pratt & Whitney GTF для самолетов семейства A320neo. Airbus отслеживает работу двигателей на ВС, находящихся в эксплуатации. Компания планирует нарастить объем производства A320 до 60 в месяц к середине 2019 года, а в 2021 году выпускать по 63 самолета в месяц. В рамках программы A330neo были поставлены первые A330-900, а модель A330-800 выполнила свой первый полет в четвертом квартале 2018 года.
В 2019 году ожидается рост объема поставок A330neo. Airbus тесно сотрудничает с поставщиками двигателей для A330neo, чтобы соответствовать ожиданиям клиентов.
Вслед за пересмотром стратегии развития своего парка авиакомпания Emirates сократила количество заказов на A380 на 39 самолетов. При этом поставки оставшихся 14 самолетов будут выполнены. В связи с этим решением перевозчика и отсутствием заказов от других авиакомпаний Airbus прекратит поставки А380 в 2021 году. Признание ряда условий договора обременительным, а также отдельные специальные условия и переоценка обязательств оказали негативный эффект в размере € 463 млн на показатель EBIT и положительный эффект в размере € 177 млн на другие финансовые показатели.
Поставки самолетов А350 выросли по сравнению с 2017 годом: компания поставила 14 ВС самой вместительной версии А350-1000. Темпы производства А350 выросли до 10 в месяц в четвертом квартале 2018 года. Портфель заказов оправдывает этот рост темпов производства, даже с учетом договоренности с авиакомпанией Etihad о сокращении заказа на А350 на 42 самолета А350-900, тогда как 20 А350-1000 останутся в портфеле. Airbus продолжит работать над улучшением операционных показателей по программе А350, чтобы достичь ее рентабельности в 2019 году и повысить доходность в дальнейшем.
Скорректированный показатель EBIT вертолетостроительного подразделения составил € 380 млн (€ 247 млн в 2017 году), что отражает рост поставок вертолетов семейства Super Puma, благоприятные рыночные факторы и уверенное выполнение программы.
Скорректированный показатель EBIT подразделения Defence and Space составил € 935 млн (€ 815 млн в 2017) и демонстрирует уверенное выполнение программы.
Собственные расходы на НИОКР сократились до € 3 217 млн (€ 2 807 млн в 2017 году).
Отчетный показатель EBIT* увеличился до € 5 048 млн (в 2017 – € 2 665 млн) с учетом коррекции в объеме € -786 млн.
Коррекции в 2018 году включают:
- Негативный эффект в размере € 463 млн, связанный с программой А380;
- Объем чистых расходов в размере € 436 млн на программу A400M;
- Негативный эффект в размере € 123 млн, связанный с расходами на комплаенс;
- Положительный эффект в размере € 188 млн от сделок по слиянию и поглощению, включая продажу компании Airbus DS Communications, Inc. в первом квартале;
- Положительный эффект в размере € 129 млн из-за колебаний курса доллара США и переоценки балансовой стоимости;
- Негативный эффект в размере € 81 млн, связанный с другими расходами.
Чистый доход составил 3 054 млн (в 2017 году: € 2 361 млн), в то время как доход на акцию (EPS)составил € 3,94 на акцию (в 2017 году: € 3,05) с учетом негативного эффекта от финансовых результатов, обусловленного главным образом изменением курса доллара США и переоценкой финансовых инструментов. Финансовые показатели учитывают положительную коррекцию в размере € 177 млн от программы A380. Финансовый результат составил € -763 млн (в 2017 году: € +1 161 млн).
Поток свободных денежных средств до учета эффекта от слияний и поглощений составил € 2 912 млн (в 2017 году: € 2 949 млн) с учетом программы A220. На показателе положительно отразилась динамика доходов и рекордные поставки.
Свободный денежный поток составил € 3 505 млн (в 2017 году: € 3 735 млн) с учетом поступлений в размере € 0,5 млрд от сделок по слиянию и поглощению.
Чистая денежная позиция по состоянию на 31 декабря 2018 года составила € 13,3 млрд (по состоянию на конец 2017 года: € 13,4 млрд) после выплаты в 2017 году дивидендов в размере € 1,2 млрд, пенсионных отчислений в размере € 2,5 млрд, в том числе € 1,3 млрд отчислений в четвертом квартале. Валовый баланс денежных средств составил € 22,2 млрд (по состоянию на конец 2017 года: € 24,6 млрд).
На общем годовом собрании акционеров совет директоров компании предложит выплату дивидендов за 2018 год в размере € 1,65 на акцию 17 апреля 2019 года (в 2017 году € 1,50 за акцию). Дата закрытия реестра – 16 апреля 2019.
Прогноз
В своих прогнозах на 2019 год Airbus основывается на том, что мировая экономика и объемы авиаперевозок будут расти в соответствии с ожиданиями, отраженными в большинстве независимых прогнозов, согласно которым не предполагается больших потрясений.
Прогноз Airbus относительно прибыли и потока денежных средств на 2019 год основан на действующей структуре компании, до учета эффекта от слияний и поглощений:
- Airbus планирует поставить от 880 до 890 воздушных судов;
- В этой связи, до учета эффекта от слияний и поглощений, Airbus ожидает роста скорректированных показателей EBIT в пределах 15% по сравнению со скорректированными показателями EBIT за 2018 год и свободного потока денежных средств в размере € 4 млрд до учета эффекта от слияний и поглощений и клиентского финансирования.
|