Обращение к читателям
Руководство журнала «Крылья Родины» подводит итоги работы в 2013 году и информирует читателей о некоторых планах на 2014 год.
Евгений Примаков: «Обозначен вектор развития России»
13 января 2014 г. Президент «Меркурий-клуба» академик РАН Евгений Максимович Примаков выступил на заседании клуба с обзором некоторых проблем внутреннего и международного развития. В высказанных им оценках доминирует мысль о необходимости противодействия политике неолиберализации России, призывам неолибералов к уходу государства из экономики.
Владимир Гутенёв
Авиация всегда была гордостью России
Первый зам. Председателя Комитета Госдумы по промышленности В.Гутенёв, комментируя 75-летие создания НКАП, проводит мысль, что сегодня создание Министерства авиационной промышленности, подобного прежнему, является весьма спорным вопросом, и переводить эту проблему в практическую плоскость, видимо, преждевременно.
Сергей Гаврилов: «Украине и России нужна тесная кооперация в авиастроении»
Депутат Госдумы РФ С.А.Гаврилов считает, что сотрудничество с Украиной в области авиастроения имеет хорошие перспективы, и этому не должны помешать нынешние события в политической жизни Украины. Необходимо осуществить рывок в совместном производстве самолётов Ан-148 и Ан-148Тж авиазавод ВАСО планирует производство Ан-148Т для российского рынка, продолжая при этом сотрудничество с ГП «Антонов».
Виктор Кузнецов
Уроки управления отечественным авиастроением: к 75-летию создания Наркомата авиационной промышленности СССР
75 лет назад, 11 января 1939 года. Был образован Народный Комиссариат авиационной промышленности (НКАП) СССР, т.е. госорган в ранге министерства. Гендиректор ОАО «Авиапром» В.Д.Кузнецов делится с редакцией журнала своими взглядами на то, какое значение это имело для развития авиастроения в нашей стране и какие уроки можно извлечь из опыта деятельности НКААП (с 1946 г. – Минавиапрома) СССР для более эффективного решения сегодняшних задач по развитию отечественного авиастроения.
Виктор Мясников.
Вся правда об авиационной промышленности России
В канун нового 2014 года Главком ВВС России, Герой РФ генерал-лейтенант В.Н.Бондарев совершил поездку на Дальний Восток и посетил шесть авиационных заводов, выполняющих заказы ВВС. В числе сопровождавших его журнал истов был и автор статьи, который в оптимистическом тоне делится впечатлениями от посещения заводов, наращивающих поставки современной боевой техники российским мавиаторам.
Юрий Варняков
Стратегия развития – курс на модернизацию
Гендиректор ОАО «Аэроприбор-Восход», выпускающего аэрометрические приборы, рассказывает о предпринятых шагах по обновлению производства и о перспективах деятельности предприятия. Приоритетное направление – выполнение Гособоронзаказа. В самолётостроении акцент сделан на оснащение пассажирского Ан-148 и перспективного Ан-178. К новому направлению относится разработка приборов и многофункциональных систем для российской вертолётостроительной отрасли.
От БЛА к летающим роботам (к 20-летию ЗАО «НПЦ Фирма «НЕЛК»)
Одной из ведущих российских фирм, занимающихся созданием БЛА, является ЗАО «НПЦ Фирма «НЕЛК», созданная 23 февраля 1994 года. Это предприятие разрабатывает технические средства защиты информации и БЛА вертикального взлёта и посадки. Это многороторные аппараты: четырёхмоторный малый БЛА «НЕЛК-В4», средний шестимоторный «НЕЛК-В6» и большой двенадцатимоторный «НЕЛК-В12».
Владимир Гнездилов
Молодым инженерам и учёным – сверстникам Российской Конституции
Автор статьи возглавляет в МАИ кафедру Прочности авиационных и ракетно-космических конструкций. Делая упор на новые возможности для предпринимательской и творческой деятельности, которые предоставляет нынешнему поколению принятая 20 лет назад Конституция России, он призывает российскую молодёжь плодотворно использовать эти возможности.
Генрих Новожилов
Творец авиационной мощи страны. К 120-летию со дня рождения С.В.Ильюшина
Преемник С.В.Ильюшина на посту руководителя прославленного ОКБ прослеживает жизненный и творческий путь С.В.Ильюшина и возглавлявшегося им коллектива, его вклад в развитие отечественного авиастроения.
Михаил Погосян
Приоритет ОАО «Ил» - военно-транспортная авиация
Развитию военно-транспортной авиации во всём мире придаётся огромное значение. В рамках специализации ОАО «ОАК» было решено передать разработку военно-транспортных самолётов всех категорий в ОАО «Ил». В статье освещаются нынешние работы коллектива ильюшинцев в этой области, текущие и перспективные проекты.
Сергей Дементьев: «Лучше, когда есть задачи. Хоть и сложно, но их можно решать»
Гендиректор ЗАО «Авиастар-СП» С.Дементьев рассказывает о том, что ситуация на этом предприятии скоро изменится. Если до сих пор оно занималось модернизацией ранее построенных машин, то в дальнейшем из его цехов будут выходить новые самолёты. В среднесрочной перспективе будущее завода будет определять самолёт Ил-76МД-90А, подготовка к серийному выпуску которого ведётся в настоящее время.
Виктор Осипов
Ильюшинским крыльям – пермские моторы!
В статье рассказывается о творческом содружестве двух коллективов, создателей легендарных самолётов и двигателей – ОАО «Авиационный комплекс имени С.В.Ильюшина» и ОАО «Авиадвигатель». Самолёты с маркой «Ил» оснащались двигателями, созданными под руководством Швецова и его преемника Соловьёва.
Андрей Петричко
На первых позициях российского авиастроения
Гендиректор ОАО «Авиаагрегат» рассказывает о сотрудничестве этого предприятия с ОКБ, создававшим и создающим самолёты марки «Ил». Еще перед началом ВОВ тогдашний завод №35 поставлял винты для штурмовиков Ил-2; позднее «Авиаагрегат» участвовал в создании шасси для Ил-86, а также самолётов Ил-96-300 и Ил-96-400(Т) и для Ил-114. В рамках партнёрства двух КБ созданы шасси нового самолёта Ил-76МД-90А, проектируется шасси для И-112В.
Константин Емельянов
Окончательно подводить итоги рано…
Гендиректор ОАО «Аэроэлектромаш» К.В.Емельянов рассказывает о деятельности этого предприятия по разработке и выпуску электромеханических изделий авиационного назначения, делая особый упор на сотрудничество в этой области с ОКБ С.В.Ильюшина.
Сергей Карташов
ОАО «Спектр-Авиа» - окраска воздушных судов всех типов
Окрасочный центр «Спектр-Авиа» поздравляет руководство и весь коллектив ОАО «Ил» со 120летием со дня рождения выдающегося отечественного авиаконструктора С.В.Ильюшина.
Евгений Марчуков
2013 год. ОКБ им. А.Люльки. Итоги
Руководитель филиала «ОКБ им. А.Люльки», ставшего в начале 2013 г. составной частью ОАО «УМПО», рассказывает о важнейших достижениях этого коллектива в 2013 году, отмечая, в частности, начало госиспытаний двигателя «изделие 117С», предназначенного для самолётов Су-35С, и значительное продвижение в работе над двигателем первого этапа для ПАК ФА.
Генеральный директор ВИАМ Евгений Каблов посетил НПО «Сатурн»
Свои впечатления Е.Каблов резюмирует так: НПО «Сатурн» по праву становится ведущим моторостроительным центром Российской Федерации. На предприятии сохранена школа, сохранены традиции, и это позволяет двигаться вперед. Он особо подчеркнул те совместные работы, которые ВИАМ ведёт совместно с Рыбинским КБ в интересах создания двигателя второго этапа для российского перспективного авиационного комплекса.
26 февраля – 80 лет со дня рождения Зеленова Виктора Александровича
Коллектив журнала «Крылья Родины» поздравляет с юбилеем В.А.Зеленова – Заслуженного машиностроителя РФ, Почётного авиастроителя, начальника Главного производственного управления, члена коллегии АП СССР в 1984-1991 годах, директора Центра производственно-экономических программ ОАО «Авиапром». Статья посвящена его вкладу в сохранение и развитие российской авиационной промышленности в сложных условиях социально-экономических перемен.
Александр Иноземцев: «За кооперацией науки и промышленности – будущее России!»
17-18 декабря 2013 г. в Москве прошла первая национальная выставка-форум «ВУЗПРОМЭКСПО-2013». Одним из ярких событий выставки стало подписание Соглашения о сотрудничестве и взаимодействии между Пермским национальным исследовательским политехническим университетом (ПНИПУ) и ОАО «Авиадвигатель». Генеральный конструктор ОАО «Авиадвигатель» А.Иноземцев рассказывает о значении и перспективах этого сотрудничества.
«Работает быстро, чётко, грамотно. Оперативно решает вопросы производства»
К 75-летию Игоря Михайловича Грибова
1 марта 2014 г. исполняется 75 лет со дня рождения заместителя Главного конструктора по серии и технологии ОАО «МКБ «Искра» им. И.И. Картукова» И.М.Грибова. Коллектив предприятия сердечно поздравляет Игоря Михайловича с юбилеем.
Поздравление Владимира Владимировича Ужакова с 50-летием от журнала «Крылья Родины»
Журнал «КР» поздравляет с юбилеем директора филиала «МЦ АУВД» ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» В.В. Ужакова.
Олег Страдомский
Состояние и перспективы развития авиапарка гражданской авиации
О.Ю. Страдомский, зам. гендиректора ФГУП ГосНИИ ГА, анализирует состояние авиапарка гражданской авиации России. Он отмечает, в частности, что самолёты зарубежного производства уже давно обеспечивают выполнение основного объёма пассажирских и грузовых перевозок российских авиакомпаний. При инновационном сценарии развития российской экономики прогнозируется удвоение объёмов авиаперевозок в ближайшие 10 лет, что вызывает необходимость расширения и обновления парка. Так, до 2032 г. авиакомпаниям потребуется 1400-1800 магистральных самолётов.
Владимир Ужаков
Московская воздушная зона безопасна для полётов
Директор филиала «МЦ АУВД» ФГУП «Госкорпорация по УВД» В.В.Ужаков рассказал корреспонденту журнала об итогах 2013 года для Московской воздушной зоны, в которой наблюдался устойчивый рост объёмов воздушного движения. При этом, подчеркнул он, соблюдался главный показатель работы – безопасность полётов. Как этого удалось достичь – предмет данной статьи.
Василий Александров
Аэропорт Внуково: слагаемые успеха
Международный аэропорт Внуково закончил 2013 год с обнадёживающими результатами – перевезено на 15,2% больше пассажиров, чем в 2012 году. В международной маршрутной сети аэропорта появилось 38 новых направлений регулярных полётов. В 2013 г. полёты в аэропорт Внуково начали 5 новых авиакомпаний
Сергей Дроздов
«Зоркий глаз» Договора по открытому небу
В этой заключительной части статьи даётся обзор и краткое описание самолётов, применявшихся странами-участницами Договора об открытом небе для выполнения предусмотренных Договором задач. Приведены ТТХ самолётов и статистика их применения.
Карло Кёйт, Пауль Кивит
«Средиземноморские Кайманы»
Нидерландские журналисты рассказывают о том, как подразделения французской морской авиации осваивают недавно принятый на вооружение вертолёт NY-90NFH, получивший в ВМС Франции название «Кайман». Предназначенный для базирования на кораблях класса фрегат, этот вертолёт призван выполнять задачи ПЛО и поисково-спасательные операции.
Сергей Дроздов
Угоны летательных аппаратов советского производства гражданского и двойного назначения
В этой первой из серии статей автор освещает драматические события, связанные с периодом существования СССР - угоны за рубеж советских пассажирских самолётов.
Ольга Корниенко
И талант, и душа – всё отдано авиации. К 85-летию Фёдора Михайловича Муравченко
Более полстолетия своей жизни отдал делу служения авиации Фёдор Михайлович Муравченко. Возглавив в 1989 году предприятие, известное теперь как ГП «Ивченко-Прогресс», он сумел сохранить в тяжелейший период распада СССР научно-технический и кадровый потенциал предприятия, сохранить самобытную запорожскую школу создания авиадвигателей и добиться новых достижений на этом пути.
Юрий Засыпкин
80 лет назад
15 января 1934 г. произошло важнейшее событие в жизни конструкторского коллектива А.С.Яковлева. Его «группа лёгкой авиации», или «КБ Осоавиахима», перешло из ведения общественной организации Осоавиахим в государственную промышленность. В итоге появился Завод № 115 – название, под которым долгие годы работало ОКБ А.С.Яковлева.
Геннадий Амирьянц
Легендарный человек из легендарной семьи
29 ноября 2013 года не стало Заслуженного лётчика-испытателя СССР, Героя Советского Союза Александра Александровича Щербакова. Ему было 88 лет, из них 33 года были отданы ЛИИ им. М.М.Громова. А.А.Щербаков принадлежал к числу редких лётчиков-испытателей – учёных; он был одним из первых, кто в лётные испытания привнёс глубокий инженерный анализ.
Александр Заблотский, Роман Ларинцев
Цель Люфтваффе - Беломорканал
Летом 1941 г. немецкая авиация предприняла попытки парализовать движение по Беломорско-Балтийскому каналу, произведя пять налётов на сооружения канала. Однако противник сумел прервать движение по каналу только временно – с 28 июня по 6 августа и с 13 по 24 августа 1941 г. Налёты Люфтваффе на канал не смогли помешать перевести советские подводные лодки с Балтики на север и тем самым усилить подводные силы Северного флота.
Михаил Жирохов
Судан: война без конца
С начала 1960-х годов Судан практически беспрерывно являлся ареной внутренних конфликтов, прежде всего между Севером и Югом. В столкновениях правительственных войск с повстанцами были задействованы и ВВС Судана, созданные с иностранной помощью. Автор прослеживает перипетии этих событий вплоть до 2002-2003 гг.. когда на карте мира появилось новое государство – Южный Судан.
Вячеслав Сухарев
Учёный, творец, гражданин. К 110-летию со дня рождения Трифона Максимовича Башты
Профессор Т.М.Башта, автор ставших уникальными пособий для нескольких поколений инженеров-конструкторов, и сегодня остаётся непревзойдённым корифеем машиностроительной гидравлики. В 1946 г. он возглавил специализированное КБ по гидравлике; под руководством и при непосредственном участии Т.Башты создавалось гидравлическое и тормозное оборудование для более чем десятка типов самолётов и вертолётов, включая Ту-16, Ту-95, Ту-104, МиГ-15, МиГ-17 и др.
Сергей Комиссаров
Проект истребителя Н.М.Рабиновича. 1939 г.
Накануне Великой Отечественной войны появилось немало проектов создания новых боевых самолётов, которые в инициативном порядке разрабатывались инженерами серийных заводов. Об одном таком проекте идёт речь в данной статье.
Александр Чечин, Николай Околелов
Неуловимое облако из страны восходящего солнца (Скоростной разведчик C6N Saiun)
В этой первой из двух статей авторы рассказывают об истории создания японского скоростного разведчика Nakajima C6N1 Saiun, появившегося в 1944 г. на тихоокеанском театре военных действий. Самолёт-разведчик послужил базой для создания и других модификаций – бомбардировщика-торпедоносца и ночного истребителя-перехватчика.