Номер открывается информацией о состоявшемся в начале февраля в конференц-зале Росавиации торжественном собрании по случаю
профессионального праздника - Дня работника гражданской авиации. Праздник был учрежден год назад, 9 февраля 2013 года Указом Президента Российской Федерации В.В. Путина «О дне работника гражданской авиации». Тем самым была восстановлена историческая справедливость, возникшая с отменой Дня Аэрофлота. Праздник, которого так ждали труженики гражданской авиации, отмечался по всей России.
«Перевозки росли и, вероятно, будут расти» - под таким заголовком в номере публикуется материал об итогах работы отрасли в 2013 году, в течение которого услугами воздушного транспорта России воспользовалось более 84,5 млн человек. Это свидетельствует о том, что отечественная гражданская авиация продолжает набирать темпы в своем развитии. Но растущие темпы и объемы авиаперевозок поставили перед компаниями далеко не простые проблемы. Ведь удовлетворить спрос на перевозку мало, нужно обеспечить и высокую надежность каждого рейса.
Следующий материал номера посвящен проблемам дальнейшего развития отечественной системы взаиморасчетов, созданной в начале 90-х годов прошлого века. Сегодня она вступила в третье десятилетие. Все эти годы система непрерывно развивалась и совершенствовалась, адаптируясь к меняющейся рыночной среде авиаперевозок в России, в других странах СНГ и мире. Какими новыми технологиями пополнилась система взаиморасчетов за прошлый год, каковы планы специалистов, постоянно поддерживающих ее в конкурентоспособном состоянии? Об этом рассказывается в статье президента Транспортной Клиринговой Палаты С.В. Ильичева, публикуемой под рубрикой «Технологии».
Государственный научно-исследовательский институт гражданской авиации (ГосНИИ ГА) уже 84-й год активно служит интересам нашей крылатой отрасли. Сегодня он представляет собой крупный научный центр, который выполняет работы по ключевым направлениям развития и функционирования отечественной гражданской авиации, а также активно способствует развитию научно-технического потенциала России в целом.
Об этом в интервью «Проблемы отрасли – наши проблемы» рассказывает генеральный директор института, доктор технических наук, профессор, лауреат Премии Правительства Российской Федерации в области науки и техники В. С. Шапкин.
В материале «Трудная судьба Ту-204СМ» речь идет о том, что собой представляет этот самолет, о перспективах его выхода на воздушные трассы. О новой машине рассказывают сотрудники фирмы «Туполев», принимавшие непосредственное участие в ее испытаниях, сертификации и продвижении на рынок. Впрочем, продвижение это пока дается с трудом. В последних числах декабря минувшего года Минпромторг РФ заявило, что рассчитывает в ближайшие пять лет поставить авиакомпаниям, в том числе зарубежным, 20 самолетов Ту-204СМ . Однако сбудутся ли эти обещания?
Сергей Мельниченко - генеральный директор Консультативно-аналитического агентства «Безопасность полетов», член правления Международной ассоциации авиационного английского языка (ICAEA) в материале «Катастрофа, изменившая многое» размышляет о проблемах языковой подготовки летных экипажей. Вопрос очень серьезный, о чем, в частности, свидетельствует произошедшая 12 ноября 1996 года неподалёку от столицы Индии авиакатастрофа. Тогда в результате столкновения в воздухе двух самолетов погибли 349 человек. Причиной стало слабое знание английского языка одним из экипажей самолетов. По результатам расследования этой катастрофы Ассамблея ИКАО в 1998 году приняла решение о создании исследовательской группы, которой был предоставлен мандат для разработки нового квалификационного требования к членам экипажа, диспетчерам и операторам аэронавигационных станций, ведущим радиосвязь. Прошло время, но проблема до конца не решена. В чем причина? На этот вопрос высказывает свое мнение автор данной статьи.
Еще один материал этого номера журнала касается трагических событий в воздухе. 17 ноября 2013 года в Международном аэропорту «Казань» самолет Boeing 737-500 авиакомпании «Татарстан» потерпел крушение при заходе на посадку. На борту находилось 50 человек, погибли все. Член комитета АЭВТ по безопасности полетов Андрей Ситнянский высказал свое мнение по поводу произошедшей трагедии на конференции «Опасные факторы эксплуатации воздушных судов Boing 737». Его выступление публикуется в номере под заголовком «Уроки казанской трагедии».
Авиационный лизинг сегодня является практически основным инструментом финансирования авиакомпаний на приобретение авиационной техники. В мировой авиации существуют различные виды лизинговых операций, За время финансово-экономического кризиса, начавшегося в 2008 году и не закончившегося до сих пор, авиакомпании мира удвоили свой финансовый долг. Для них это обернулось ограничением возможностей в представлении кредитов со стороны финансовых организаций. Но на выручку авиакомпаниям приходят лизинговые компании. О проблемах российских авиаперевозчиков в получении в лизинг воздушных судов рассказывает профессор кафедры менеджмента МГТУ ГА, доктор экономических наук, академик Российской академии транспорта В. Г. Афанасьев.
Под рубрикой «Вехи» в номере публикуется материал «Эхо далекого прошлого». В нем рассказывается, как девяносто лет назад, в феврале 1924 года, начались испытания первого советского пассажирского самолета АК -1. Машину поднял в воздух летчик А.И. Томашевский, который провел все заводские испытания новой машины, а потом стал непосредственным участником ее короткой летной судьбы.
Следующий материал на историческую тему – «Рекорд, про который забыли». В нем рассказывается о малоизвестном событии, произошедшем сто лет назад. 12 февраля 1914 года самолет «Илья Муромец» установил мировой рекорд по максимальному числу пассажиров, поднятых в воздух. Конструктор самолета И. И. Сикорский взял на борт шестнадцать пассажиров и аэродромного пса по кличке Шкалик, сделал несколько кругов над Пулковом и благополучно спустился. Тогда Россия вполне могла стать родиной первого в мире многоместного пассажирского самолета, но, увы, первая мировая война уготовила «Илье Муромцу» совсем иную судьбу.