Дмитрий Рогозин
Быть сильными: Гарантии национальной безопасности для России
В статье, написанной по материалам выступления Д.Рогозина на конференции Военно-промышленной комиссии, посвящённой реализации программной статьи В.В.Путина, излагаются сценарии возможных военных угроз для России и высказываются соображения о тех мерах, которые необходимо предпринять в целях повышения способности России парировать эти угрозы.
Борис Обносов
Гиперзвук – это крайне амбициозная и важная для России задача
В США, Индии, Китае развёртываются работы по созданию гиперзвуковых летательных аппаратов. Россия не может остаться в стороне от этого направления. Одним из энтузиастов и лидеров в решении задачи освоения Россией гиперзвука является генеральный директор Корпорации «Тактическое ракетное вооружение» Б.В.Обносов.На базе корпорации создано несколько рабочих групп. Задачса которых подготовить комплексную целевую программу по гиперзвуку.
Владимир Ужаков
Меры по организации воздушного движения и обеспечению безопасности полётов во время проведения МАКС-2013
При проведении авиасалона МАКС-2013 будет сделано всё необходимое для обеспечения безопасности полётов. В статье раскрывается существо конкретных мероприятий в этом направлении, предпринимаемых по линии Московского центра автоматизированного управления воздушным движением.
Михаил Погосян
ОАК набирает высоту
Объединённая авиастроительная корпорация успешно наращивает серийное производство самолётов. Растёт и выручка: её средний ежегодный темп роста 20%. Тем самым, корпорация перешла от этапа «взлёта» к стадии «уверенного набора высоты». Ближайшая цель ОАК – преодолеть в 2015 году рубеж безубыточности.
Анатолий Ситнов
Ле Бурже 2013: Технологический забор между Россией и Западом становится всё выше
Делясь впечатлениями от посещения авиасалона в Ле Бурже, Президент ЗАО «Двигатели «Владимир Климов-Мотор Сич» Анатолий Ситнов высказывает мнение, что российская гражданская авиатехника на салоне выглядела невыигрышно, в то время как в военном секторе Россия была на высоте. В целом же российское участие носило на себе отпечаток развала в российском авиапроме. Для вывода авиапрома из затянувшегося кризиса, считает он, нужны жёсткие решительные меры и прежде всего создание органа централизованного управления отраслью наподобие бывшего МАП.
Геннадий Аралов
Корпорация «Иркут»: уверенное движение вперёд
В последнее десятилетие в число лидеров российского авиапрома уверенно вошла Корпорация «Иркут». Она превратилась в динамично развивающийся холдинг, который обеспечивает весь цикл работ по проектированию, производству, реализации и послепродажному обслуживанию широкого спектра авиационной техники военного и гражданского назначения. В статье освещаются основные программы «Иркута»– Су-30МКИ Су-30СМ, МС-21, Як-130.
Василий Козлов, Алексей Мокин
Когда на помощь приходит страховая компания
Страховая компания «Жива» оказывает страховые услуги разнообразным клиентам, в числе которых – российские авиакомпании.
Ил-76МД-90А – этап развития отечественного авиастроения
Предстоящий запуск в серийное производство самолёта Ил-76МД-90А станет важной вехой в развитии российского самолётостроения и свидетельством того, что Россия восстановила на новом техническом уровне компетенцию в создании тяжёлых рамповых военно-транспортных самолётов.
Павел Власов
Лётный эксперимент не роскошь, а критерий качества авиационной техники
В апреле 2012 г. ФГУП «ЛИИ им. М.М.Громова» был преобразован в ОАО «ЛИИ им. М.М.Громова» и включён в состав ОАО «ОАК», сохранив статус научной организации и статус Государственного научного центра (ГНЦ) РФ. Генеральный директор ЛИИ П.Н.Власов считает наиболее критической проблемой института недостаточный объём работ по обновлению научно-технического задела ЛИИ из-за нехватки бюджетного финансирования.
Рустам Абдуразаков
ГАО «ТАПОиЧ»на пути расширения кооперационных связей
С 2013 г. ГАО ТАПОиЧ прекратило производство транспортных самолётов Ил-76, однако сохранило производственные мощности по выпуску планеров самолёта Ил-114 и запасных частей к самолётам Ил-76 и ил-114-100. Заключён целый ряд контрактов на поставку запчастей. Созданы предпосылки создания и обеспечения крупносерийного производства продукции для смежных заводов.
Е.А. Федосов, А.Н. Квочур
Ключевые технологии создания перспективных летательных аппаратов
ФГУП «Пилотажно-исследовательский центр» участвует в программе по реализации концепции интегрированной модульной авионики при построении комплексов бортового оборудования модернизируемых и перспективных ЛА. Центр является головным исполнителем работ по данной Программе в части: разработки перспективного информационно-управляющего поля кабин ЛА; стендовых, лётных исследований и испытаний комплектующих перспективных комплексов бортового оборудования, разработанных предприятиями-участниками программы. Эти положения детализируются в статье.
Владимир Гнездилов
Миру - мир! (К 25-летию группы компаний «Мир»)
Группа компаний «Мир», занимающаяся проектированием и изготовлением парковых аттракционов, имеет в своём составе специалистов-выпускников МАИ. В статье прослеживается история компании и спроектированных ею сооружений.
Кристофер Бакли
Airbus на МАКС-2013.
Компания Airbus решила вновь показать на МАКС-2013 свой крупнейший авиалайнер А380. О мотивах этого решения и о сотрудничестве Airbus с российскими партнёрами рассказывает исполнительный вице-президент Airbus по продажам в Европе, азии, Африке и тихоокеанском регионе Кристофер Бакли
Никогос Окроян
Наши колёса – гарантия вашей мягкой посадки
Балашихинский литейно-механический завод является ведущим серийным предприятием по производству авиационных колёс, тормозов и агрегатов управления тормозными системами для воздушных судов отечественного производства. Один из руководителей завода Н.С.Окроян рассказывает о характере производства, проблемах и достижениях предприятия.
Семилетний союз
Группа компаний «Волга-Днепр» накопила за последние годы опыт использования самолётов Ил-76ТД-90ВД с двигателями ПС-90А-76. Специалисты а/к «Волга-Днепр» В.Драненко и И.Правдюков в беседе с «КР» поделились этим опытом, отметив как достоинства нового двигателя, так и некоторые нерешённые вопросы эксплуатации.
25 лет у штурвала «Ил»
(К 70-летиюВиктора Владимировича Ливанова)
Вот уже 25 лет В.В.Ливанов возглавляет ОАО «Авиационный комплекс им. С.В.Ильюшина». Под его руководством предприятие пережило трудности перестроечной экономики и рыночной стихии, создало ряд новых образцов авиационной техники и работает в настоящее время над реализацией планов серийной постройки самолёта ид-76МД-90А и создания самолёта МТА совместно с индией.
Геннадий Аралов
Новинки российского вертолётостроения на МАКС-2013
Посетители МАКСа увидят на салоне новые российские вертолёты Ка-62 и Ми-171А2, описание которых даётся в статье.
С.В.Бабуров, О.И.Саута, Е.Б.Купчинский
Спутниковые технологии посадки – основа безопасности полётов.
На крупных аэродромах основным средством обеспечения заходов на посадку являются системы метрового диапазона радиоволн типа ILS. Однако имеется немало аэродромов и площадок, оснащение которых системами ILS не планируется по техническим или экономическим причинам. Реальной альтернативой является обеспечение их инструментальными системами спутниковой посадки GLS (Global Landing System). В статье рассматриваются характеристики и достоинства этих систем.
Сергей Шейгас
Российскому небу – российский вертолёт
( 10-летию со дня создания ЗАО «Авиа-Проект»)
Компания ЗАО «Авиа-Проект» разработала лёгкий вертолёт сосной схемы АП-55. Завершается его рабочее проектирование, ведутся работы по подготовке производства агрегатов и систем. Проект уже экспонировался на выставках и получил много положительных отзывов от специалистов отрасли.
Виктор Лобцов
Ноу-хау российского «Сенсора» - уверенный взгляд в будущее
Российское предприятие «Сенсор» специализируется на разработке, изготовлении и поставке отечественных датчиков давления в интересах ряда отраслей экономики России. О передовых технологиях. Состоянии, проблемах и перспективах в этой области рассказывает генеральный директор ООО «Сенсор» В.А.Лобцов
ОАО «Спектр Авиа» - окраска воздушных судов всех типов
Фирма «Спект-Авиа» - это крупнейший в России центр по окраске воздушных судов. Предприятие является базовым производством по окраске ВС всех авиазаводов ОАК: «Авиастар-СП», ВАСО, ТАНТК, КАПО и других, а также ведущих авиакомпаний России.
Виктор Чуйко: Нам нужна конкретная программа вывода авиапрома из системного кризиса
Президент Ассоциации «Союз авиационного двигателестроения» (АССАД) В.М.Чуйко отмечает в беседе с «КР» некоторые положительные тенденции в отечественном авиадвигателестроении. Тем не менее он считает, что российская авиационная индустрия по-прежнему находится в серьёзном системном кризисе. Задача Объединённой двигательной корпорации (ОДК) – преодолеть этот кризис и вывести двигателестроение на экономически эффективное производство.
Международный форум двигателестроения
Правлением ассоциации «Союз авиационного двигателестроения» (АССАД) принято решение о проведении с 15 по 18 апреля 2014 г. в г. Москве « Международного Форума Двигателестроения» («МФД-2014»).
«И снова пришло время лозунгу: свои самолёты, свои моторы!»
Статья посвящена производственным проблемам ОАО «НПО «Сатурн». Предприятие модернизирует производственную базу для выпуска серийной продукции – двигателя SaM146, ГТД наземной тематики и двигателей для крылатых ракет. К концу 2013 года планируется удвоить темпы производства двигателей SaM146, выйти на массовое производство двигателей для БЛА. Под программу выпуска новых двигателей для БЛА руководство компаний НПО «Сатурн» и ОАО «ОМКБ» г. Омск приняли решение об объединении.
Антон Денисов
Чтобы производство было эффективным
(Коротко о модернизации производства ОАО «АК «Рубин»)
Авиационная корпорация «Рубин» обеспечивает отечественную авиацию и ракетную технику агрегатами взлётно-посадочных устройств и гидравлических систем. Модернизация производства на предприятии направлена в сторону сокращения количества комплектующих, покупаемых «на стороне», сокращения числа операций изготовления детали, обновления станочного парка.
В Перми введён в действие стенд для испытания мощных газотурбинных установок
В июле 2013 г. на испытательном поли гоне «Протон-ПМ» (Пермский край) запущен в промышленную эксплуатацию многоцелевой адаптивный стенд, позволяющий проводить испытания газотурбинных установок конструкции ОАО «Авиадвигатель» и других разработчиков. Это расширит возможности пермских моторостроителей в части испытаний опытных газотурбинных установок мощностью до 40МВт.
Михаил Ковальский
Средства контроля прецизионных деталей для авиационных предприятий
ОАО «НИИизмерения» является ведущей в стране организацией, разрабатывающей и производящей высокоточные контактные и бесконтактные средства контроля размеров и отклонений формы изделий, а также приборы для нанотехнологий и средства контроля с беспроводной связью. Институт успешно работает с предприятиями авиадвигателестроения и авиаремонта, занимается решением метрологических проблем, стоящих перед авиационными предприятиями.
Даниил Сулимов, Сергей Мишенин
«Авиадвигатель» предлагает тушить факелы
ОАО «Авиадвигатель» предлагает нефте-и газодобывающим компаниям рациональные способы утилизации попутного нефтяного газа, который может быть использован в качестве топлива для газотурбинных установок в составе электростанций или газоперекачивающих агрегатов. Примером такого подхода является совместный проект ООО «Лукойл-Пермь» и ОАО «Авиадвигатель» на Ильичевском месторождении нефти и газа.
Вячеслав Богуслаев
АО «Мотор Сич» на МАКС-2013»
На авиасалоне в Жуковском АО «Мотор Сич» традиционно представит внушительный диапазон своей продукции, включающей двигатели для самолётов разных классов и для вертолётов. Будут представлены работы АО «Мотор Сич» по вертолётной тематике, такие, как модернизированный на этом предприятии вертолёт Ми-8МСБ, вертолёт МСБ-2.
ОАО «218 АРЗ»
ОАО «218 АРЗ» - одно из крупнейших в России предприятий, выполняющих ремонт и сервисное обслуживание авиационных двигателей военного и гражданского назначения.
Александр Гришечкин
С опорой на традиции – к новым достижениям
Ступинская металлургическая компания (ОАО «СМК») является традиционным крупнейшим поставщиком для авиамоторных заводов, производя широкий спектр продукции для изготовления ответственных деталей газотурбинных двигателей. В 2010 г. СМК начала реализацию крупномасштабной модернизации производства продукции из жаропрочных никелевых сплавов в интересах газотурбостроения.
Ю.Н.Балабан, Е.М.Ельтищев, К.В.Халтурина
Конверсионные работы ОКБ им. А.Люльки – двигатель АЛ-31СТ
В 1994 г. впервые были проведены работы по применению конверсионного двигателя АЛ-31СТ в качестве газотурбинного привода в газоперекачивающем агрегате ГПА-Ц-16. Созданный на базе авиадвигателя АЛ-31Ф, двигатель АЛ-31СТ пришёл на смену двигателю предыдущего поколения НК-16СТ, обеспечив более высокий КПД и значительную экономию топливного газа. В настоящий момент в эксплуатации находятся 70 газотурбинных приводов АЛ-31СТв составе 44 ГПА российской газотранспортной сети.
Виктор Михайлович Чепкин
(К 80-летию В.М. Чепкина)
Коллектив ОКБ им. А.Люльки поздравляет с 80-летием В.М.Чепкина, который в 1984 г. стал Генеральным конструктором – Генеральным директором НПО «Сатурн». Сочетание организаторского таланта со способность выдвигать и воплощать в жизнь неординарные технические идеи позволило В.М.Чепкину стать достойным преемником А.М.Люльки. Ныне он в должности советника Генерального конструктора-директора ОКБ им. А.Люльки занимается работой с новым поколением конструкторов.
…Есть такие специалисты – ОКТАВА+!
(К 20-летию ООО «Компания ОКТАВА+»)
Компания «Октава+» была создана в 1993 г. для оснащения отечественных служб по охране труда и окружающей среды современными акустическими измерительными приборами. Компания участвует в инжиниринговых проектах национального масштаба по внедрению в российской промышленности современных компьютеризированных средств разработки новых моделей машин, а также по передаче лучших измерительных технологий своим клиентам.
Валерий Гейкин
Новые технологии НИИД – фундамент перспективного авиадвигателестроения
Образованный в 1982 г. «Научно-исследовательский институт технологии и организации производства двигателей» специализируется на решении технологических задач в авиационном двигателестроении. За последние 10 лет специалистами института было разработано порядка 20 новых технологий. Наиболее эффективные из них внедрены в производство. Кроме того, НИ ИЛД удалось наладить выпуск станков собственного производства.
Александру Ивановичу Горелову – 90 лет!
Исполнилось 90 лет А.И.Горелову. С 1968 по 1980 год он работал директором Московского машиностроительного завода «Салют», где проводил большую организаторскую работу по освоению и серийному выпуску реактивных двигателей третьего и четвёртого поколений.
Юрий Канунников
Пневмоавтоматика ОАО «ОМКБ»: прошлое, настоящее и будущее
ОАО «ОМКБ» более 50 лет занимается созданием систем топливопитания и управления геометрией компрессоров ГТД. Систем. Пневматические агрегаты, разработанные в этом КБ, известны своей надёжностью и качеством далеко за пределами РФ.
ГП «Ивченко-Прогресс» - сегодня и завтра проектирования газотурбинных двигателей в Украине
Общеизвестен широкий спектр двигателей всех размерностей, разработанных предприятием ГП «Ивченко-Прогресс» и широко применяемых в авиации у нас и за рубежом. Из моделей, над которыми сейчас ведётся работа, можно упомянуть ТВГТД АИ-800В и АИ-127 для тяжёлых вертолётов, новые варианты Д-436ТП для модернизации самолёта-амфибии Бе-200ЧС, ТРДД типа АИ-450БП и АИ-450БП-2 для лёгких многоцелевых самолётов и БЛА.
Роман Журенко
Направления развития ЗАО «БЕТА ИР» формируют заказчики и эксплуатанты
Компания «БЕТА ИР» занимается тестированием бортовой аппаратуры самолётов, и выпускает систему НАСКД-200, способную тестировать электронику как отечественных, так и иностранных ЛА. Совместно с ЗАО «ВНИИРА-Навигатор» фирма «БЕТА ИР» заканчивает испытание систем, предназначенных для комплексных проверок всех режимов навигации, что представляет собой новое слово в данной области.
Евгений Резинкин
ООО «Химпродукт» - материалы для авиастроения, эксплуатации и ремонта
ООО «Химпродукт» экспонирует на МАКС-2013 свою продукцию, выпускаемую для авиационной промышленности и ракетостроения. Это различные материалы как собственной разработки, так и выпускаемые по лицензии других фирм. Совместно с ФГУП «ВИАМ» предприятие занимается усовершенствованием материалов, а также разработкой и внедрением новых материалов.
Константин Емельянов
ОАО «Аэроэлектромаш» - на МАКС-2013
ОАО «Аэроэлектромаш» занимает в РФ лидирующие позиции в разработке и производстве электрооборудования и систем автоматического управления отечественной авиационной техники. Новейшими разработками этой фирмы оборудованы самолёты Як-130, Су-34, Ан-70, Бе-200. Су-35С; вертолёты Миз-28Н, Ка-226, Ми-38.
Б.В.Тихомиров, С.Н.Лалетин, В.П.Морозов
Аэротрополис «Ульяновск-Восточный»
Аэротрополис «Ульяновск-Восточный» - это аэротранспортный узел нового типа, который должен появиться как город-спутник вокруг существующего аэропорта города Ульяновск. Проектирование аэротрополиса осуществляет ЗАО «Казанский Гипронииавиапром».
Семён Сталенков
ДПЛА вертикального взлёта и посадки фирмы «НЕЛК»
Фирма «НЕЛК» в инициативном порядке разрабатывает дистанционно пилотируемые летательные аппараты (ДПЛА) вертикального взлёта и посадки мультироторной схемы. В процессе разработки и испытаний находятся ДПЛА следующих типоразмеров: четырёхмоторный малый ДПЛА «НЕЛК-В4», средний шестимоторный ДПЛА «НЕЛК-В6» и большой двенадцатимоторный ДПЛА «НЕЛК-В12».
Вячеслав Зобов
НАЗ «Сокол» и ООО «Рентест»: на пути к модернизации
Специалисты ООО «Рентест» привлечены к работам по реконструкции ЛИК нижегородского авиастроительного завода «Сокол». Они осуществляют при этом разработку, производство и поставку современного оборудования неразрушающего контроля.
Валерий Побежимов
ЗАО «Эникс»: четверть века на крыле
(Разработка и проектирование беспилотных авиационных комплексов)
ЗАО «Эникс» вышло в число наиболее развитых разработчиков и производителей беспилотных и мишенных комплексов в России, а по разработке пульсирующих воздушно-реактивных двигателей (ПуВРД) - и в мире. Создан целый ряд комплексов воздушной разведки и мониторинга, ведётся активная работа по продвижению продукции предприятия на мировой рынок.
Иван Поляков
Всегда на связи
Межгосударственная корпорация развития, известная своими телекоммуникационными системами, занялась также разработкой и производством беспилотных летательных аппаратов и предлагает БЛА различных размерностей и назначения – мишени, средства разведки и мониторинга. Компания представит на МАКС-2013 также Комплекс управления БЛА, предназначенный для обеспечения испытаний и эксплуатации беспилотных летательных аппаратов.
Авиационное высокоточное оружие, создаваемое на предприятиях Корпорации «Тактическое ракетное вооружение»
Высокоточное оружие знаменует собой современный уровень развития управляемых средств поражения; его создание входит в число приоритетных задач оснащения Вооружённых Сил России современной боевой техникой. На предприятиях Корпорации «Тактическое ракетное вооружение» в настоящее время создаётся новое поколение ВТО, которое по своему боевому потенциалу в 2-3 раза превышает возможности своих предшественников.
Владимир Сорокин
ОАО «МКБ «Искра» на инновационном пути развития
Основной продукцией ОАО «МКБ «Искра» являются твёрдотопливные двигатели и газогенераторы для ракетных систем тактического уровня. Свои основные усилия предприятие направляет на разработку перспективных и прорывных технологий с внедрением их в новые образцы высокоточного авиационного оружия. Одним из первых в мире оно приступило к созданию ракетно-прямоточных двигателей на твёрдых и пастообразных топливах.
Виталий Ушаков
ОАО «КБ Электроприбор» стабильно удерживает свою долю рынка
Предприятие «КБ Электроприбор» разрабатывает большой спектр изделий, включающих, в частности, САУ силовых установок, наземную и бортовую контрольно-диагностическую аппаратуру и многое другое. Среди последних разработок предприятия – цифровые регуляторы для двигателей АЛ-31Ф и малоразмерных ГТД. Ведутся перспективные исследования в области детонационных двигателей и топливосберегающих технологий.
ОАО «123 АРЗ». Новые технологические процессы – инновационная стратегия предприятия
Внедрение технологических инноваций является основным вектором развития 123 АРЗ. Ведётся разработка собственных технологических процессов, внедряются передовые технологии извне. Благодаря техническому перевооружению ОАО «123 АРЗ» обладает способностью выпускать продукцию высокого качества и надёжности.
Василий Шапкин
Основные направления инновационной деятельности ГосНИИ ГА
Государственный научно-исследовательский институт гражданской авиации (ГосНИИ ГА) решает главным образом задачи государственного уровня в интересах не только воздушного транспорта, но и смежных отраслей. Управление воздушным движением, сертифицирование авиационной техники, поддержание лётной годности воздушных судов, безопасность полётов, экономическая эффективность гражданской авиации, информационно-аналитическое обеспечение авиационной деятельности – вот далеко не полный перечень направлений работы института.
Василий Александров
Аэропорт Внуково крупным планом
Генеральный директор аэропорта Внуково В.Е.Александров знакомит читателей журнала с итогами деятельности и развития аэропорта за последние девять лет с акцентом на мероприятия, осуществлённые и осуществляемые в самое последнее время. В этом году предполагается успешно завершить генеральный план развития Внуково и увеличить пассажиропоток до 13 млн человек.
Продукция ОАО «НТЦ «Завод Ленинец» для аэродромно-технического обслуживания самолётов и вертолётов
ОАО «НТЦ «Завод Ленинец» поставляет оборудование для аэродромно-технического обслуживания самолётов и вертолётов. Оно включает аэродромные кондиционеры и электротеплоагрегаты, позволяющие осуществлять предполётный обогрев или охлаждение приборов и специального оборудования на борту воздушных судов.
Аэропорт Внуково приветствует нового перевозчика: из Москвы в Будапешт с Wizz Air
22 июля с.г. в Москве было объявлено о начале сотрудничества между Аэропортом Внуково и авиакомпанией Wizz Air, которая с 23 сентября 2013 г. будет осуществлять полёты из Внуково в Будапешт.
Sortimo: «Другие могут быть более дешёвыми, но никогда лучше!»
Германская фирма Sortimo International GmbH лидирует как поставщик специального оборудования для машин, используемых выездными ремонтными и сервисными бригадами, в том числе и в предприятиях воздушного транспорта. По случаю 40-летия со дня основания Sortimo журнал публикует интервью с руководителями этой фирмы, развивающей активность и на российском рынке.
Владимир Дворкин
Safegate эффект
(К 40-летию Международной компании Safegate Group)
Международная компания Safegate Group известна во всём мире как поставщик светотехнического оборудования и других средств, обеспечивающих безопасность движения самолётов и обслуживающей техники на аэродромах. В статье освещаются различные аспекты деятельности компании в указанной области. Представителем Safegate Group в России является ООО «Идман».
Владимир Коркоц
Миниатюрные цифровые камеры врываются в жизнь малой и беспилотной авиации
В последнее время на планерах, сверхлёгких самолётах и беспилотниках получают применение миниатюрные цифровые камеры, которые служат для контроля качества пилотирования, слежения за наземными объектами и т.п. Поставкой выпускаемых
за рубежом устройств такого рода на российский рынок занимается группа компаний Еasydrive.
Дмитрий Комиссаров, Ефим Гордон, Владимир Ригмант
RIAT-2013: своими глазами
С 19 по 22 июля на британской авиабазе Фэйрфорд проходил ежегодный военно-воздушный праздник – международный слёт Royal International Air Tattoo. Авторы, посетившие это авиашоу, делятся впечатлениями от увиденного и сопровождают свой рассказ собственными снимками показанной в воздухе техники.
Геннадий Амирьянц
Вертолётчики-первопроходцы
Недавно исполнилось 100 лет со дня рождения Георгия Тинякова, одного из испытателей первых отечественных вертолётов. Это служит отправной точкой для рассказа о целой плеяде советских лётчиков-испытателей, которые в 1930-х – 1940-х годах проделали огромную работу по испытанию необычных для того времени винтокрылых аппаратов – автожиров и ранних образцов вертолётов.
Михаил Жирохов
Забытая война: авиация в ирано-иракской войне
В этой заключительной части статьи об ирано-иракской войне освещаются события конечного этапа войны (1986-1987 гг.) и подводится итог действиям авиации обеих сторон.
Александр Медведь
«Буря» и её предвестники
В статье освещаются работы по созданию крылатых ракет, проводившиеся с середины 40-х годов в ряде стран (Германия, США, Великобритания, СССР). Особое внимание уделяется работам ОКБ-301 С.А.Лавочкина по разработке межконтинентальной крылатой ракеты «350» («Буря»).
Сергей Комиссаров
«Метеор» и «Вампир» в СССР так и не попали…
На основе архивных документов автор рассказывает о предпринятой Советским Союзом неудачной попытке приобрести в Великобритании реактивные истребители «Метеор» и «Вампир».
Максимилиан Саукке
Памяти великого созидателя
В этой части цикла статей речь идёт об увековечении памяти Туполева и его самолётов средствами филумении.
Александр Чечин, Николай Околелов
Сверхзвуковой «Нахал» (Бомбардировщик Convair B-58 Hustler)
В этой заключительной статье по В-58 рассказывается о го эксплуатации в частях и приводится описание конструкции.