Номер открывается интервью с руководителем Федерального агентства воздушного транспорта Министерства транспорта Российской Федерации А. Нерадько, посвященному 90-летнему юбилею отечественной гражданской авиации, ее сегодняшнему состоянию и перспективам развития на ближайшие годы.
«Сохраним и приумножим все лучшее, что было достигнуто за минувшие годы» - в этом уверен заслуженный пилот СССР, первый заместитель министра гражданской авиации СССР в 1990-1991 годах, ныне председатель Совета Клуба ветеранов высшего руководящего состава гражданской авиации (Клуб «Опыт») А. Горяшко. Ветеран отрасли, почти шестьдесят лет служивший ей верой и правдой, вспоминает наиболее яркие моменты своей трудовой биографии, делится мнением о путях и методах преодоления существующих сегодня в отрасли проблем.
Так совпало, что в год 90-летия гражданской авиации России несколько знаменательных дат отмечает и отечественная система взаиморасчетов. В первую очередь, двадцатилетие с начала своего функционирования. За эти годы она превратилась в полномасштабную, признанную мировым авиационным сообществом, высокотехнологичную систему. О том, как создавалась система взаиморасчетов, ее сегодняшних возможностях и перспективах развития рассказывает президент Транспортной Клиринговой Палаты С.В. Ильичев в материале «Без юбилейного глянца».
Под рубрикой «Память» журнал публикует аннотацию на книгу «Нетипичный министр», посвященную памяти талантливого организатора авиатранспортного производства, министра гражданской авиации СССР Бориса Егоровича Панюкова. Книга вышла в Московском издательстве «Студент» в канун 90-летия отечественной гражданской авиации, по мнению ветеранов отрасли, ее выпуск как нельзя лучше будет способствовать увековечиванию памяти об этом замечательном человеке и руководителе большого государственного масштаба.
В последние дни 2012 года состоялось заседание Фонда «Народный самолет Ту-334-100». Он ставит своей задачей возрождение этого авиалайнера, который так и не вышел пока на пассажирские трассы. В материале «В его судьбе – судьба отрасли» речь идет о реальных шагах по реализации проекта возрождения Ту-334-100. Если «бой» за эту машину будет выигран, появится надежда сохранить в нашей стране гражданское самолетостроение, станет возможным наладить производство других отвергнутых машин.
Под рубрикой «Разговор начистоту» публикуется интервью с генеральным авиаконструктором, академиком Российской академии наук, дважды Героем Социалистического Труда, лауреатом Ленинской премии Г.В. Новожиловым. Сегодня, - считает он, Россия во многом утратила прежние позиции, а потому тесный тандем авиастроителей и гражданских авиаторов особенно необходим. Они, по мнению Г.В. Новожилова, как два крыла у самолета, а на одном крыле, как известно, не полетишь.
Под рубрикой «Подробности» публикуется материал «На стезе модернизации». Сегодня, когда модернизация экономики России провозглашена одной из приоритетных государственных задач, очень важно, чтобы она не превратилась в безжизненную скорлупу, щедро усыпанную рекламой и лозунгами, а стала реальным делом. В Московском центре автоматизированного управления воздушным движением (МЦ АУВД) стремятся к тому, чтобы разговоры о модернизации не обернулись пустым звуком.
В номере публикуется много исторических материалов, посвященных 90-летию гражданской авиации России. Например, в статье «Листая старые архивы» речь идет о малоизвестных событиях в биографии нашей отрасли, предшествовавших историческому постановлению Совета Труда и Обороны от 9 февраля 1923 года «О возложении технического надзора за воздушными линиями на Главное Управление Воздушного Флота и об организации Совета по гражданской авиации».
Долгое время считалось, что первая в нашей стране пассажирская авиалиния, соединившая Москву и Нижний Новгород, открылась летом 1923 года. Так утверждают официальные источники. На самом деле регулярные полеты по этой трассе состоялись на год раньше, когда был отпечатан и продан первый авиабилет. Об этом рассказывается в материале «Так это начиналось». Пятидесятилетию начала регулярных полетов самолетов Ту-114Д по маршруту Москва-Гавана с пассажирами на борту посвящен материал «Над штормовой Атлантикой». Еще одна историческая дата, мимо которой не мог пройти журнал – 130 лет со дня рождения выдающегося авиаконструктора Д.П. Григоровича, создавшего более 80 самолетов различных типов, из которых 38 строились серийно. О судьбе конструктора рассказывается в материале «Его стихией было море».