Номер открывается обращением главного редактора журнала Анатолия Трошина к читателям. В нем, в частности, говорится, что полвека назад, 27 июля 1964 года, Указом Президиума Верховного Совета СССР на базе Главного управления Гражданского Воздушного Флота при Совете Министров СССР было образовано общесоюзное Министерство гражданской авиации.
Министерство прекратило свою деятельность вместе с распадом СССР. Но оно оставило глубочайший след в истории нашей гражданской авиации. Обращение заканчивается призывом к читателям журнала заранее подумать, как и чем ознаменовать этот юбилей.
Первого декабря нынешнего года Центральному аэрогидродинамическому институту (ЦАГИ), крупнейшему в мире центру авиационной науки, исполняется 95 лет. Впервые в мировой практике институт объединил фундаментальный научный поиск, прикладные исследования, конструкторские разработки, производство и испытания опытных летательных аппаратов. ЦАГИ – летопись отечественной авиации, продолжающаяся и сегодня. Об этом идет речь в материале «Сердце авиационной России».
«Тарифы не должны быть удавкой» - под таким заголовком в журнале опубликован материал по итогам заседания Общественного совета при Росавиации. Оно было посвящено тарифам на внутренние авиаперевозки. Объемы авиаперевозок в 2012 году выросли в России в среднем на 15%. Однако на долю внутренних маршрутов приходится менее половины общего объема – 45%, а на региональные и того меньше – всего лишь 4%. Как считают эксперты, это объясняется прежде всего высокой стоимостью авиабилетов.
Сто двадцать пять лет назад, в ноябре 1888 года, родился Андрей Николаевич Туполев. Трижды Герой Социалистического Труда, генерал-полковник и академик, Туполев был удостоен также многих высших орденов Советского Союза и других стран. Под его руководством проектировались бомбардировщики, истребители, пассажирские, транспортные, морские и специальные рекордные самолеты, аэросани, торпедные катера, гондолы и оперение первых советских дирижаблей. Юбилею великого авиаконструктора посвящен материал «Таким он вошел в историю».
В конце 2012 года в «Гражданской авиации» была опубликована статья «Фрегат Экоджет»: прожекты или реальность?» В ней рассказывалось о начале испытаний в ЦАГИ модели нового широкофюзеляжного самолета для маршрутов ближней и средней дальности. Уверенности, что проект состоится, тогда не было. Однако специалисты немецкой компании ThyssenKrupp System Engineering по заказу ОАО ФПГ «Росавиаконсорциум» разработали мастер-план комплекса окончательной сборки самолета. Его в статье ««Фрегат Экоджет» готовится к производству» комментирует руководитель проекта «Фрегат Экоджет» Александр Климов.
Следующий материал номера - «Умный «АРМИС»: сделано в России». В журнале подробно рассказывается об аппаратно-программном комплексе «АРМИС», который создали молодые ученые из Ростова-на-Дону. Этот прибор предназначен для скрининг-оценки уровня психофизиологического и соматического здоровья, функциональных и адаптивных резервов человека. Несколько минут обследования, и «АРМИС » автоматически выдаст заключение о состоянии организма.
Сегодня Андрей Вячеславович Орлов - шеф-пилот авиакомпании АВС, летает по всему миру. Он допущен ко всем видам перевозок грузов, включая нестандартные и особо опасные. Но был в его жизни день, который чуть было не перечеркнул навсегда его летную биографию. Случилось это много лет назад в Анголе, в самом обычном гуманитарном рейсе по программе ООН. Российский грузовой самолет Ан-12 доставил продукты питания в небольшой городок на востоке Анголы. Его пилотировал экипаж Сыктывкарского авиапредприятия под руководством Андрея Орлова. О том, что случилось дальше, читайте в материале «И приземлились на минном поле».
На Международном авиационно-космическом салоне в Жуковском (МАКС -2013) в ряду боевой авиатехники внимание посетителей привлек самолет «Рысачок», закамуфлированный как военный. Между тем первоначально ему отводилась роль «учебной парты» для гражданских летных училищ. Планировалось, что для курсантов машина станет «выпускной». Предполагалось и широкое использование самолета в различных отраслях народного хозяйства, однако, этого не произошло. О судьбе этого самолета рассказывается в материале «Рысачок» просится в упряжку».
Владимир Рисухин – давний автор нашего журнала. На его страницах, как один из пилотов авиакомпании «Аэрофлот», он не раз делился опытом освоения самолетов зарубежного производства. Его статьи неизменно вызывали большой интерес летных специалистов. В настоящее время В. Рисухин – профессор авиационного колледжа Западно-Мичиганского университета в США, однако связей с гражданской авиацией России не теряет. Прочитайте его новую статью «Надо ли нам учиться у Америки?».
Сто десять лет назад, 17 декабря 1903 года, в Америке произошло знаменательное событие. В воздух поднялся необычный летательный аппарат с огромным пропеллером, движимый силой крохотного бензинового моторчика. Управляемый Орвиллом Райтом, аппарат продержался в воздухе двенадцать секунд и покрыл расстояние в 120 футов. Этому событию, открывшему эру полетов аппаратов тяжелее воздуха, посвящен материал «Дали людям крылья».