Лев Берне, Главный редактор
Обращение к читателям
Лев Павлович Берне подводит итоги прошедшего 2010 года, который оказался для журнала успешным, и касается планов на предстоящий период. В 2011 году приоритетом будут пользоваться аналитические статьи по развитию отечественной авиации, материалы по двигательной и вертолётной тематикам, статьи по ремонту авиационной техники. Большое внимание, по-прежнему, будет уделяться материалам по истории авиации.
Павел Власов, Начальник ФГУП «ЛИИ им. М.М. Громова»
ЛИИ имени М.М.Громова - 70 лет
В марте 2011 г. Лётно-исследовательский институт имени М.М.Громова отмечает 70-летний юбилей. Этот институт стал признанным научно-техническим центром исследований и испытаний авиационной техники. Он стоял у истоков развития отечественной реактивной авиации, внёс большой вклад в сложнейшие испытания на штопор и прочностные испытания, проделал большую работу в области гражданской авиационной техники, испытания вертолётов, двигателей, катапультных кресел, космической техники. Работая в тесном контакте с КБ и другими организациями, институт занимает достойное место в мировой авиационной науке.
Магомеду Толбоеву – 60!
В январе исполнилось 60 лет лётчику-испытателю ЛИИ им. М.М.Громова Магомеду Толбоеву, пилоту высочайшей квалификации, который известен своим участием в сложных и опасных испытаниях авиационной техники, в испытаниях многоразового космического корабля «Буран», а также своей организаторской и общественной деятельностью. Члены Редакционного совета журнала «Крылья Родины» поздравляют Магомеда Омаровича с юбилеем и желают ему здоровья и больших творческих успехов.
Дмитрий Боев, Помощник генерального директора ФГУП «ЦИАМ им. П.И. Баранова»
АССАД: двадцать лет вместе
В 2011 году исполняется ровно 20 лет Ассоциации «Союз авиационного двигателестроения» (АССАД). На основе разговора с Президентом АССАД Виктором Михайловичем Чуйко автор подробно освещает обстоятельства создания АССАД, логику и направления её деятельности и ту огромную роль, которую АССАД сыграла и продолжает играть в деле сохранения и развития потенциала отечественного авиадвигателестроения.
Виктор Кузнецов, Генеральный директор ОАО «Авиапром»
Сотрудничество ОАО «Авиапром» и АССАД вышло на новый уровень
В 2010 году ОАО «Авиапром» и АССАД заключили соглашение, в котором конкретизировали направления сотрудничества и порядок взаимодействия с учётом современных условий. Поздравляя В.М.Чуйко с юбилеем АССАД, В.Д.Кузнецов выражает уверенность в том, что сотрудничество этих двух авиационных сообществ и далее будет всемерно содействовать развитию отечественной авиационной промышленности.
Владимир Апакидзе, Председатель совета директоров, заместитель генерального директора ОАО «Авиапром»
Капитальное строительство в авиационной промышленности
Владимир Апакидзе рассказывает об итогах реализации инвестиционной политики в авиационной промышленности в 2010 году. Большая работа по техническому перевооружению и реконструкции была проведена во ФГУП «ЦАГИ им. Профессора Н.Е.Жуковского», ФГУП «СибНИИА», ФГУП «ЦИАМ им. П.И.Баранова», ФГУП «ВИАМ», ФГУП «ГосНИИАС», ФГУП «ОНПП «Технология», ФГУП «НИИСУ», ФГУП «ЛИИ им. М.М.Громова», на предприятиях ФГУП «ММПП «Салют», ОАО «КнААПО», ОАО «КВЗ» и ОАО «Климов».
Дмитрий Колодяжный, Управляющий директор ОАО «УК «ОДК»
ОАО «Управляющая компания «Объединённая двигателестроительная корпорация»
Дмитрий Юрьевич Колодяжный поздравляет В.М.Чуйко и его коллег с 20-летним юбилеем АССАД и рассказывает о деятельности «Объединённой двигателестроительной корпорации», направленной на укрепление российского авиадвигателестроения. Эта деятельность, подчёркивает он, проводится на путях плодотворного сотрудничества между ОАО «УК «ОДК» и АССАД.
Дмитрий Боев, Помощник генерального директора ФГУП «ЦИАМ им. П.И. Баранова»
Роль ЦИАМ в создании АССАД
ЦИАМ непосредственно причастен к возникновению АССАД, отмечающей сейчас своё 20-летие. Деятельность по её созданию началась в рамках МАП ещё в 1989 году. Министр авиапрома А.С.Сысцов поручил заниматься этой работой своему заместителю В.М.Чуйко. Руководители предприятий, которые решили присоединиться к будущему объединению, собирались в ЦИАМ и обсуждали вопросы будущей совместной деятельности. Вёл эти встречи начальник ЦИАМ Д.А.Огородников. В итоге в феврале 1991 г. возникла международная ассоциация «Союз авиационного двигателестроения». ЦИАМ активно участвует в деятельности Ассоциации, в том числе в регулярно проводимых ею выставках «Двигатели». Такое участие – одна из гарантий успешной перспективной работы АССАД.
Евгений Каблов, Генеральный директор ФГУП «ВИАМ», академик РАН
ФГУП «Всероссийский научно-исследовательский институт авиационных материалов»
Поздравляя АССАД с её юбилеем, Е.Каблов отмечает что между ВИАМ и АССАД установились и постоянно укрепляются деловые и дружеские отношения. Совместные работы по внедрению перспективных материалов и новейших технологий позволяют создавать современные авиационные и газотурбинные двигатели, соответствующие высоким требованиям.
Михаил Дическул, Управляющий директор ОАО «Пермский моторный завод»
Установка на успех
Михаил Дическул рассказывает о положении дел на предприятии и перспективах его деятельности. В 2010 г. завод приступил к серийному выпуску новых изделий – авиационных двигателей ПС-90А2 и газотурбинных установок мощностью 25 МВт. Выпускаются двигатели ПС-90А1 и ПС-90А76, из которых последний будет ставиться на перспективном самолёте Ил-476. Идут работы по созданию двигателя нового поколения ПД-14, по которому ПМЗ определён как головной серийный производитель. Достаточно успешно развивается производство газотурбинных установок промышленного применения.
Сергей Ткачук
Пламенное сердце авиации
АССАД отмечает 20-летие
Коллектив украинского предприятия ОАО «Мотор Сич» поздравляет В.М.Чуйко и его соратников по АССАД с юбилеем ассоциации; одновременно в статье анализируется деятельность АССАД, в том числе в аспекте укрепления сотрудничества между Россией и Украиной в области авиадвигателестроения.
Джордж Боктор, Вице-президент корпорации «Кулайт»
С 20-летним юбилеем АССАД
Поздравление от одного из зарубежных участников Ассоциации – компании Кулайт Семикондактор Продактс, США.
Александр Иноземцев, Генеральный конструктор ОАО «Авиадвигатель»
Сотрудничеству пермских конструкторов и АССАД – 20 лет
Пермское КБ «Авиадвигатель» было активным участником образования АССАД в феврале 1991 г. С тех пор сотрудничество пермских конструкторов авиационных двигателей с Ассоциацией успешно развивается. В частности, ОАО «Авиадвигатель» участвует во всех научно-технических конгрессах по двигателестроению, которые по инициативе АССАД проводятся в рамках международных салонов «Двигатели». ОАО «Авиадвигатель» в кооперации с ведущими предприятиями и НИИ отрасли работает над созданием нового двигателя ПД-14.
ООО «Сенсор» - повышаем уровень контроля работы авиадвигателя
Компания ООО «Сенсор», являющаяся активным участником АССАД, поздравляет коллектив АССАД с 20-летним юбилеем. В статье освещается деятельность компании по разработке и производству современных преобразователей давления для применения в сфере высокотехнологичного энергетического оборудования. Партнёрами «Сенсора» являются ведущие производители авиационных газотурбинных двигателей, такие как ОАО «Климов», ОАО «Авиадвигатель», ОАО «Стар» (Пермь) и др.
И.Ф.Краченко, Г.Р.Крицын, С.В.Дмитриев
Два десятилетия плодотворного труда!
Статья даёт детальный обзор форм и направлений деятельности АССАД за 20 лет её существования. Освещается, в частности, работа Международного координационного совета (МКС) по укреплению взаимодействия предприятий России и Украины в деле выполнения межправительственных соглашений в области авиадвигателестроения. АССАД проводит научно-технические совещания, организует участие членов Ассоциации в международных салонах, выставках и форумах. Генеральная дирекция АССАД тесно взаимодействует с Администрацией Президента и другими государственными органами.
Леонид Халфун, Генеральный директор ОАО «МПО им. И. Румянцева»
МПО им. И.Румянцева - АССАД
Машиностроительное производственное объединение им. Румянцева производит агрегаты систем топливопитания авиационных двигателей. Предприятие плодотворно сотрудничает с АССАД, представляя изделия своего производства на выставках «Двигатели», которые проводятся под эгидой АССАД. Объединение представляет собой современное, динамично развивающееся предприятие, занимающее лидирующее положение в отрасли.
Ситнов А.П., Денисов В.Ф., Гриценко Е.А.
Сотрудничество АССАД с предприятиями, являющимися его членами
Заявленная в заголовке тема раскрывается в статье на примере деятельности ЗАО «Двигатели «Владимир Климов – Мотор Сич» (ЗАО «ВК МС»). Руководители этой фирмы дают высокую оценку эффективности различных мероприятий, проводимых по линии АССАД, в частности, Научно-технических советов, совещаний в зарубежных сервисных центрах.
Сергей Сухоросов, Генеральный директор ОАО «НПП «Аэросила»
Поздравление АССАД от коллектива ОАО «НПП «Аэросила»
ОАО «НПП «Аэросила», являясь постоянным членом АССАД, воспринимает нынешний юбилей Ассоциации и как свой большой праздник и желает Генеральной дирекции и Правлению АССАД дальнейшей активной консолидирующей деятельности в российском авиадвигателестроении, успехов в укреплении международной кооперации.
В.Г. Архипов
ОАО Энгельсское опытно-конструкторское бюро «Сигнал» им. А.И.Глухарёва
Одним из активных членов АССАД является ОАО ЭОКБ «Сигнал» им. А.И.Глухарёва, специализирующееся на разработке и серийном производстве датчиков и сигнализаторов давления, высокоточных систем измерения давления по тракту авиационных ГТД и других типов датчиков давления и температуры. На предприятии спроектировано свыше 1000 типов датчиков. Большинство разработанных приборов и систем выполнено на уровне изобретений. Предприятие получило статус ведущей организации АССАД по разработке и ипытаниям датчиков давления для систем автоматического управления и контроля авиационных двигателей.
Евгений Распопов, Генеральный директор ФГУП УНПП «Молния»
«Молния». Уверенность в завтрашнем дне
ФГУП УНПП «Молния» занимается разработкой и серийным выпуском электрических систем зажигания, электронных систем автоматического управления, контроля и диагностики, оптических пирометров для всех типов двигателей летательных аппаратов, а также осуществляет модернизацию и послепродажное обслуживание этих агрегатов. В статье обрисован спектр продукции предприятия, шаги по её совершенствованию и задачи на перспективу.
Евгений Резник: «АССАДу – жить!».
Член правления АССАД Резник Е.П. возглавляет саратовский холдинг ОАО «СЭПО» и входящий в него ООО «Завод электроагрегатного машиностроения» (СЭПО-ЗЭМ). Завод выпускает широкий спектр изделий спецтехники для всех отечественных боевых и пассажирских самолётов, в том числе электронные системы управления и регуляторы авиационных двигателей, и многое другое. Статья знакомит читателя с продукцией предприятия.
ООО «М-металлтрейд» - поможем воплотить металл в пламенный мотор.
Генеральный директор ООО «М-металлтрейд» В.И.Спиридонов рассказывает о деятельности этой компании, которая поставляет металлургическую продукцию предприятиям авиамоторостроения. В 2009 г. компания вступила в АССАД.
Юрий Дудкин, Управляющий директор ОАО «ПАО «Инкар»,
генеральный директор ОАО «СТАР»
На 20-летие АССАД
Руководитель двух пермских предприятий – серийного агрегатного завода «Инкар» и агрегатного конструкторского бюро «СТАР» ЮП.Дудкин рассказывает о деятельности этих предприятий, работающих в тесной связке. В настоящее время ОАО «СТАР» разрабатывает сложнейшие системы управления двигателями перспективных самолётов и вертолётов. В частности, ведётся разработка САУ для перспективного двигателя ПД-14, предназначенного для лайнера МС-21.
Леонид Штеренберг, Генеральный директор, Главный конструктор ОАО «ОМКБ»
ОАО «Омское машиностроительное конструкторское бюро»
Член правления АССАД Леонид Штеренберг даёт высокую оценку деятельности АССАД, обращаясь с тёплыми словами поздравления к этой Ассоциации и её Президенту В.М.Чуйко.
Поздравительные обращения к АССАД от авиаремонтных заводов
С поздравлениями по случаю 20-летия АССАД обращаются к Президенту АССАД В.М.Чуйко генеральные директора ОАО «121 АРЗ» Я.А.Каждан, ОАО «123 АРЗ» А.Л.Сахаров, ОАО «218 АРЗ» А.В.Игнатьев, ОАО 2570 АРЗ» А.Э.Речестер.
Ольга Корниенко
Реальность мечты
1 февраля отметил своё 55-летие генеральный конструктор государственного предприятия «Запорожское машиностроительное конструкторское бюро «Прогресс» имени академика А.Г.Ивченко Кравченко Игорь Фёдорович. Он был назначен генеральным конструктором, руководителем ГП «Ивченко-Прогресс» после ухода из жизни генерального конструктора Ф.М.Муравченко. С поздравлением к юбиляру обращается со страниц журнала Президент АССАД В.М.Чуйко. Ольга Корниенко берёт у И.Ф.Кравченко интервью, в котором идёт речь о достижениях, проблемах и задачах предприятия.
15 лет Академии наук авиации и воздухоплавания
26 января 2011 г. исполнилось 15 лет со дня основания Академии наук авиации и воздухоплавания (АНАБ) – международной организации, которая ныне уже имеет в России семь региональных отделений. Главная цель Академии – сохранение достижений России как великой авиационной державы. Статья раскрывает формы и содержание работы, направленной на достижение этой цели. Одна из таких форм – создание Экспертного совета АНАБ и Клуба авиастроителей для выполнения экспертизы проектов, связанных с проблемами развития авиации и воздухоплавания.
Василий Александров, Генеральный директор ОАО «Аэропорт Внуково»
Аэропорт Внуково с уверенностью смотрит в будущее.
В.Е.Александров рассказывает об итогах деятельности этого столичного аэропорта в 2010 году, отмечая рост пассажиропотока, ввод в эксплуатацию первого пускового комплекса нового высокотехнологичного пассажирского терминала. Внуково – единственный аэропорт Московского авиационного узла, который бесперебойно выполнял свои функции в конце декабря 2010 г.
Долгожданное признание
3 февраля 2011 года в штаб-квартире Межгосударственного Авиационного Комитета состоялась церемония вручения сертификата типа на самолёт «Sukhoi Superjet 100». Это важный этап в усилиях по запуску в серийное производство и эксплуатацию нового авиалайнера, получившего теперь долгожданное признание. Впереди – первый рейс с пассажирами.
К юбилею Марата Николаевича Тищенко
18 февраля исполнилось 80 лет Марату Николаевичу Тищенко, который с 1970 года в течение долгих лет возглавлял Московский Вертолётный Завод им. М.Л.Миля. Имя М.Н.Тищенко связано с расцветом отечественного вертолётостроения в 1970-1980-х гг., когда были созданы такие шедевры, как Ми-26, Ми-24, Ми-28 и другие. Статья рассказывает о жизненном пути этого замечательного конструктора и учёного.
Лев Георгиевич Шенгелая отметил свой 80-летний юбилей
Лев Георгиевич Шенгелая, пришедший в 1956 г. в ОКБ А.И.Микояна, со временем стал одним из наиболее авторитетных специалистов этого КБ. В 1970 году он становится заместителем Главного конструктора по самолёту МиГ-25, а в 1997г. назначается Главным конструктором семейства МиГ-25. Его заслуги отмечены Государственной премией СССР, почётными званиями и орденами. Журнал поздравляет юбиляра с 80-летием.
Михаил Жирохов
Сербские рыцари (МиГ-29 в ВВС Югославии и Сербии)
Истребители МиГ-29 впервые появились в ВВС Югославии в 1987 г. В 1999 г., когда Югославия подверглась военному удару со стороны НАТО, этим истребителями пришлось вступить в бой, отражая воздушные налёты противника. Этим событиям и посвящена данная статья.
Евгений Арсеньев
Радиолокационный «глаз» оптического прицела
Боевая эффективность истребителя не в последнюю очередь зависит от совершенства установленной на нём прицельной аппаратуры. Автор прослеживает историю конструирования, испытаний и доводок прицелов, сопряжённых с радиодальномерами, которыми оснащались истребители МиГ-15, МиГ-17 и МиГ-19.
Владимир Котельников, Владимир Ригмант
Большевистская стратегическая угроза с неба (к 80-летию первого полёта ТБ-3)
Статья рассказывает об уникальной программе серийного выпуска и освоения в частях РККА цельнометаллического четырёхмоторного бомбардировщика ТБ-3, который в середине 1930-х гг. предвосхитил концепцию «летающих крепостей» более позднего периода и закрепил за СССР приоритет в создании стратегической авиации.
Александр Чечин, Николай Околелов
Двенадцатый Архангел (история разведчика SR-71)
В первой части своей статьи, посвященной знаменитому стратегическому разведчику SR-71 американской фирмы Локхид, авторы рассказывают о рождении замысла и формировании концепции этого самолёта, об испытаниях его начального варианта А-12.