В преддверии проводимого с 14 по 17 апреля в Москве на ВЦ Международного салона «Двигатели-2010» журнал публикует материалы, посвященные делам и проблемам российского авиадвигателестроения.
Виктор Чуйко, Президент Ассоциации «Союз авиационного двигателестроения» (АССАД)
«Плюсы» и «минусы» отечественного двигателестроения
Оценивая ситуацию в двигателестроительной отрасли, Президент АССАД В.М.Чуйко усматривает определённые моменты, дающие повод для сдержанного оптимизма. За два минувших года создана и начала действовать Объединённая двигателестроительная корпорация (ОДК). Проведена сертификация ряда авиационных двигателей и летательных аппаратов. Успешно прошёл госиспытания двигатель АИ-222-25 для Як-130. Характеризуя ход работ над целым рядом перспективных проектов, Президент АССАД высказывает свои соображения о путях преодоления нынешних проблем отрасли с прицелом на обеспечение её позиций и конкурентоспособности на российском и мировом рынках.
Ольга Александрова
Российское двигателестроение. Интеграция или кооперация.
Автор анализирует нынешние тенденции в развитии российского авиадвигателестроения, подвергая разбору деятельность Объединённой двигателестроительной корпорации (ОДК) и ФГУП «ММПП «Салют». Проводится мысль о необходимости налаживания кооперационных связей между этими структурами, объединения их усилий в деле создания новых двигателей.
Вячеслав Богуслаев, Председатель совета директоров ОАО «Мотор Сич»
ОАО «Мотор Сич» на салоне «Двигатели-2010»
Руководитель ОАО «Мотор Сич» выступает с обзором основных направлений деятельности этого акционерного общества. На данном этапе, отмечает он, ведутся работы по подготовке к серийному производству авиационных двигателей: Д-27, АИ-222-25, АИ-450, Д-36 серии 4А, Д-436-148, АИ-450-МС для самолётов Ан-70, Як-130, Ан-74ТК-300, Ан-148 и переоснащения находящихся в эксплуатации Ми-2. Фирма выпускает вертолётные двигатели для машин семейства Ми-8/17 и Ми-26. Большое значение придаётся проведению политики партнёрства и кооперации с двигателестроителями других стран.
Михаил Дическул, управляющий директор ОАО «Пермский моторный завод»
Пермский моторный завод – итоги и перспективы
В интервью журналу Михаил Дмитриевич Дическул рассказывает о том, с какими результатами Пермский моторный завод пришёл к салону «Двигатели-2010». В 2009 гожу было реализовано 25 новых двигателей семейства ПС-90А, десять отечественных самолётов совершили свой первый полёт с двигателями этого типа. На 2010 год запланировано произвести 25 новых двигателей ПС-90А и его модификаций. В этом году начинается серийное производство ПС-90А2 – новой модификации двигателя ПС-90А.
Александр Иноземцев, генеральный конструктор ОАО «Авиадвигатель»
Двигатель ПС-90А2 сертифицирован на соответствие мировым авиационным требованиям
Александр Иноземцев рассказывает о работах, результатом которых стало предоставление предприятию «Авиадвигатель» сертификата типа № СТ 309-АМД от 29 декабря 2009 года на авиационный двигатель ПС-90А2. Пермские моторостроители выпустили на рынок новый современный авиационный двигатель, эксплуатационные показатели которого существенно улучшены по сравнению с базовым ПС-90А. Ведутся работы над дальнейшим улучшением технических характеристик и надёжности ПС-90А2.
Леонид Штеренберг, генеральный директор, главный конструктор ОАО «ОМКБ»
Особенности современных систем топливоподачи и автоматического регулирования ГТД в разработках ОАО «ОМКБ»
ОАО «Омское машиностроительное конструкторское бюро», созданное в 1947 году, более полувека занимается разработкой авиационных агрегатов. В их число входят агрегаты и насосы для САУ газотурбинных двигателей, регуляторы расхода топлива, гидромеханические системы ряда изделий. В статье содержится рассказ о продукции предприятия.
Илья Фёдоров, управляющий директор НПО «Сатурн»
ОАО «Научно-производственное объединение «Сатурн»
НПО «Сатурн», входящее в состав Объединённой двигательной корпорации, специализируется на разработке, производстве и послепродажном обслуживании газотурбинных двигателей для военной и гражданской авиации, кораблей ВМФ, энергогенерирующих и газоперекачивающих установок. В статье освещается история этого предприятия и его сегодняшний день, даётся характеристика его продукции, производственных возможностей и планов дальнейшего развития. «Сатурн» является разработчиком двигателей АЛ-31 различных модификаций, двигателя 117С поколения 4+, двигателя SaM146 в кооперации со Snecma Safran group и ряда других авиационных и промышленных газотурбинных двигателей.
Внуковский авиаремонтный завод
24 марта 2010 г. ОАО «Внуковский авиаремонтный завод» (ВАРЗ-400) провёл День открытых дверей, в ходе которого представители российских и иностранных авиакомпаний и компаний-производителей самолётов получили возможность ознакомиться с текущими возможностями, планами развития и персективами ВАРЗ-400 в сфере обслуживания авиационной техники. Сегодня ВАРЗ-400 выполняет линейное и базовое техническое обслуживание не только воздушных судов российского производства, но и воздушных судов Boeing и Airbus различных модификаций.
Наталья Менькова
Жизнь, судьба и вертолёты
К 60-летию Генерального конструктора МВЗ им. М.Л.Миля Алексея Гавриловича Самусенко журнал помещает биографический очерк, в котором освещается жизненный путь этого видного деятеля отечественного авиастроения, его вклад в дело конструирования и производства вертолётов марки «Ми».
Евгений Каблов, генеральный директор ФГУП «ВИАМ», академик РАН
Разработки ВИАМ для газотурбинных двигателей и установок.
Генеральный директор ФГУП «ВИАМ», академик РАН Евгений Каблов рассказывает о разработанных в этом научном центре эффективных технологиях обработки давлением высоколегированных жаропрочных суперсплавов. В ФГУП 2ВИАМ» разработаны принципиально новые способы термической обработки труднодеформируемых гетерофазных сплавов. На созданном производстве осуществляется серийная поставка экономичных, высококачественных штамповок из высокожаропрочных никелевых и высокопрочных титановых сплавов по заказам ряда предприятий. Разработаны новые жаропрочные стали и сплавы для перспективного двигателя ПД-14.
История ВИАМ в лицах
100-летию со дня рождения доктора технических наук Кима Исаевича Портного посвящён биографический очерк об этом крупном специалисте в области металловедения тугоплавких соединений и жаропрочных сплавов, несколько десятилетий проработавшем в ВИАМ. По его руководством был разработан целый ряд жаропрочных сплавов, а также композиционных материалов. К.И.Портной внёс большой вклад в отечественное материаловедение, в воспитание научных кадров и научно-организационную работу.
Сергей Сухоросов, генеральный директор ОАО «НПП «Аэросила»
ОАО «НПП «Аэросила» - уверенный взгляд в будущее
С.Ю.Сухоросов рассказывает об итогах работы предприятия в 2009 году и планах на 2010 год, об основных проектах, касающихся производства воздушных винтов и вспомогательных газотурбинных двигателей. Затрагиваются вопросы диверсификации производства, его технического перевооружения, развития партнёрских связей и международного сотрудничества.
Ольга Корниенко, руководитель пресс-центра ГП «Ивченко-Прогресс»
След на земле и в небе
Эта статья посвящена памяти талантливого конструктора авиационных двигателей, доктора технических наук Фёдора Михайловича Муравченко. Международная инженерная академия присвоила ему звание «Выдающийся инженер ХХ столетия». В течение более двух десятилетий Ф.М.Муравченко в качестве генерального конструктора руководил государственным предприятием ЗМКБ «Прогресс» им. Академика А.Г.Ивченко. Придя на этот пост в 1989 г., он в тяжелейших условиях сумел сохранить и приумножить творческий и производственный потенциал предприятия и вывести его на передовые позиции в мировом авиадвигателестроении.
Евгений Резник, генеральный директор ОАО «СЭПО»
ООО «СЭПО-ЗЭМ»
Статься рассказывает о продукции Саратовского ООО «Завод электроагрегатного машиностроения «СЭПО-ЗЭМ», которое выпускает широкий спектр изделий спецтехники для всех отечественных боевых и пассажирских самолётов. Это электронные системы управления и регуляторы авиационных двигателей, контрольно-проверочное оборудование, различные датчики, электростартёры, электродвигатели, электромагнитные клапаны, бортовое сервисное оборудование и др. Осваивается выпуск цифровых электронных регуляторов авиадвигателей 50го поколения.
Открытое акционерное общество «СТАР»
Статья освещает достижения указанной компании в разработке и изготовлении комплексных электронно-гидромеханических систем управления (САУ) авиационными двигателями, а также газотурбинными установками для объектов энергетики и газоперекачивающих агрегатов. В серийную эксплуатацию внедрены САУ для двигателей Д-30, Д-30КУ (КП), Д-30Ф6, ПС-90, ТВ7-117, ТВ3-117 и др. На предприятии создан испытательный комплекс, описание которого даётся в статье.
Жанна Киктенко, директор выставки HeliRussia 2010
HeliRussia 2010 покажет новинки вертолётостроителей
В мае сего года состоится выставка HeliRussia 2010 – 3-я Международная выставка вертолётной индустрии. На этот раз ожидается столько новинок, сколько не было на московской выставке за три года её существования. Так, компании Eurocopter и Agusta Westland впервые в России представят свои машины EC 175 и AW 139. Появится новинка и от российских разработчиков – готовый к полётам вертолёт Rumas A135 «КБ Маслова». Можно будет увидеть различные вертолёты «Ми», «Ка» и «Ансат». Будут показаны шесть автожиров российского и зарубежного производства.
Константин Кузнецов
Летающая кровать для лунной гонки
Это первая из серии статей об аппарате LLRV, который был создан американскими инженерами для отработки устройств, призванных обеспечить посадку астронавтов на Луну, и для тренировки в посадке лунного модуля на поверхность спутника Земли.
Яков Каждан, генеральный директор ОАО «121 АРЗ»
ОАО «121 АРЗ» - 70 лет на службе Отечеству
В 2010 году исполняется 70 лет со дня основания ведущего в России предприятия по ремонту самолётов и двигателей фронтовой авиации – ОАО «121 авиационный ремонтный завод». Генеральный директор предприятия Яков Каждан рассказывает о славном пути этого АРЗ, прошедшего через горнило военных лет и обеспечившего в послевоенные годы ремонт основных типов реактивных боевых самолётов отечественной авиации.