Ровно 100 лет назад увидел свет первый номер журнала 'Двигатель'. Это было издание, призванное объединить всех интересующихся техническими новациями в самых различных областях техники и промышленности, транспорта и спорта.
Его организовали на свой страх и риск инженеры, предприниматели, военные, спортсмены (стоит напомнить, что тогда автомобиль, а уж тем более аэроплан были по большей части спортивными снарядами). Это, прежде всего, известный инженер, спортсмен, репортер и предприниматель Андрей Платонович Нагель и бессменный главный редактор журнала, талантливый русский инженер Николай Григорьевич Кузнецов, автор известнейшего "Курса автомобилизма" - самого издаваемого в течение 20 лет учебника по автоделу.
Меняясь сообразно времени, журнал издавался почти 10 лет - до февральской революции 17-го, когда существовавшая государственная система пошла все быстрее и быстрее разваливаться. И хотя в нем не было ни слова о политике - только о технике и людях, - барьера двух революций и гражданской войны он не преодолел. Первоиздатели успели выпустить почти две с половиной сотни номеров. Естественно, что в полном объеме их журнал до нас дойти не смог - сколько разных казусов случилось за это время! Но и по тому, что можно сейчас видеть, понятно, что взгляд на пути развития техники и свое место в этом процессе у них и у нас, в конце века, совпал почти без зазоров. И не удивительно: состав редакции уж больно повторился по качественности: инженеры, ученые, военные, спортсмены. Профессионалы. И все - любители. Своего дела. Так же как и те, чьими статьями наполнялся 'Двигатель' на границе тысячелетий.
До 1999 года журнала с названием 'Двигатель' в России не существовало, хотя, скажем, с 30-х по 80-е выходила многотиражная газета ЦИАМ под таким же названием. В 1999 году, когда началось издание нашего журнала, мы практически ничего не знали о 'Двигателе' начала ХХ века. И лишь вчитавшись (с помощью Библиотеки Политехнического музея) в это издание, поняли, что программа, которую мы старались выполнить в своем журнале, почти до мелочей совпадала с той, что была декларирована Н.Г. Кузнецовым. Нам понадобилось почти десять лет выпускать современную версию журнала, чтобы почувствовать себя вправе считаться продолжателями дела наших предшественников. Впрочем, по количеству и разнообразию статей мы их давно уже обошли, хотя это не столько даже и наша заслуга: всё стало специализированнее и многограннее.
Конечно, мы стараемся продолжить славную традицию связи поколений российских мотористов - инженеров, рабочих, ученых, эксплуатационников; горды сознанием того, что и нам нашлось место в этой цепочке. Связь поколений, передача плодов разума потомкам - вот на самом деле тот вечный двигатель, которым приводятся в действие и маховик прогресса, и развитие цивилизаций. Вечной жизни для отдельного живого существа не обнаружено, но душа каждого, вложенная в то, что он сумеет донести до следующих поколений, будет присутствовать в этом мире, когда и память о нас самих уже давно сотрется. Наша редакция, выпустившая уже 50 номеров нового издания, надеется быть достойным преемником и продолжателем дела предшественников.