Представительный международный форум бизнес-авиации, который пройдет в Москве с 20 по 22 сентября, уже сегодня приковывает пристальное внимание основных игроков данного сегмента рынка.
Дорогой читатель, если ты, обратив внимание на эти строки, еще не удосужился познакомиться с главной темой майского номера, опубликованной в рубрике Jet-Business и посвященной обзору рынка деловой авиации московского аэроузла, настоятельно рекомендуем сделать это в первую очередь. Почему? Все очень просто. Эксперты Jet с цифрами и фактами анализируют уровень развития бизнес-авиации в России и приходят к выводам, что и сами джеты, и услуги по деловым перевозкам сегодня востребованы как никогда.
Судите сами. В апреле лидер рынка европейской бизнес-авиации, компания NetJets Europe объявила о рекордных темпах роста в России. За четыре года число полетов, совершенных джетами компании в Россию и из России по частным и корпоративным заказам, увеличилось в четыре раза, с 435 рейсов в 2003 г. до более чем 1800 рейсов в 2005-м. Аналитики отмечают, что рынок VIP-перевозок в нашей стране растет опережающими по отношению к мировому и европейскому рынку темпами: на 30% в год (по другим данным 20-25%). По их оценкам, Москва прочно вошла в десятку самых популярных европейских направлений.
По мнению аналитиков, сейчас в России растет число самолетов, находящихся в собственности компаний. И уже на 2006 г. размещены заказы еще на 60-70 бортов. Оценить точное количество джетов в частном владении россиян по понятным причинам (зарубежная регистрация) не представляется возможным, хотя, по некоторым оценкам, их число давно перевалило за сотню.
Участники рынка отмечают, что в настоящее время в России наибольшее развитие получили чартерный и корпоративный принципы использования джетов. Менее востребована схема долевого владения, когда компания или частный клиент выкупают определенное количество летного времени.
Производители бизнес-джетов, эксплуатанты, брокеры, хэндлеры, представители бизнес-терминалов, дизайнеры бортовых интерьеров и другие участники рынка с интересом восприняли идею проведения в этом году Международной выставки деловой авиации JET EXPO MOSCOW 2006. Большинство из них отмечают, что уровень развития деловой авиации в России определил своевременность и востребованность постоянно действующей выставочной площадки, где основные игроки могли бы пообщаться между собой, встретиться с потенциальными клиентами и потребителями услуг. Впрочем, предоставим слово им самим.
Рене КОЙНЦАК (Rene KOINZACK), директор Lufthansa по маркетингу для России и стран СНГ:
- От лица Lufthansa German Airlines хочу сказать: мы относимся к планам провести такую выставку с большим вниманием. Мы высоко оцениваем эту идею - тем более, что Lufthansa сама успешно работает в данной сфере, предлагая своим клиентам программу Lufthansa Private Jet. Российский рынок деловой авиации до сих пор сохраняет огромный потенциал роста, так что учреждение выставки, целиком посвященной этому сектору - шаг вполне логичный и в правильном направлении. Я убежден, что JET EXPO приведет к расширению информационного обмена между участниками рынка и их клиентами, и, соответственно, росту числа последних, увеличению количества заказов. Мы желаем организационному комитету удачи и успеха с первой выставкой JET EXPO и уверены, что в будущем их ежегодное проведение станет еще одной хорошей традицией.
Жером НУЛЯНС (Jerome Noulens), генеральный директор компании 'Еврокоптер Восток':
- Мы ждали, когда же такая выставка наконец состоится в России, в течение многих лет. То есть, мы ждали выставки, которая была бы полностью сосредоточена на сегменте деловой авиации. А потому - конечно же, 'Еврокоптер Восток' непременно будет присутствовать в сентябре на JET EXPO. Могу вам заранее сказать: как войдете, наш стенд будет первым слева.
Йонас КРАФТ (Jonas KRAFT), директор по продажам и маркетингу компании DaimlerChrysler Aviation:
- Я думаю, что это стоящая идея - учредить здесь подобного рода выставку. Рынок растет, и даже женевская EBACE не удовлетворяет больше его нуждам - она слишком далека от Москвы. Так что, похоже, на эту выставку должен будет прийти каждый производитель или оператор, работающий на российском рынке на постоянной основе. Мы еще не решили, в какой именно форме мы будем участвовать в JET EXPO: узнали о ней совсем недавно и пока не успели определиться. Скорее всего, у DaimlerChrysler Aviation не будет своего отдельного стенда - но то, что в сентябре мы приедем в Москву и придем на выставку, это не подлежит сомнению.
Клод ЖОРДА (Claude JOURDA), президент компании XL Aviation:
- Деловая авиация стала реальным инструментом бизнеса в России и странах СНГ, прошли те времена, когда первым русским бизнесменам приходилось летать на Як-40. Теперь топ-менеджеры, желающие выстроить свой рабочий график оптимальным образом, имеют возможность выбирать между Gulfstream V, Cessna Excel, Global Express, Falcon 900EX: Вот почему я считаю, что на такую выставку, как JET EXPO, просто обязаны прийти все потенциальные покупатели бизнес-джетов и оборудования для них, потребители соответствующих услуг.
Фернан ФРАНСУА (Fernand FRANCOIS) учредитель и владелец журнала BART International:
- В России происходят разительные перемены. Восточноевропейские рынки оживают, и их экономический потенциал сулит много нового, интересного. Вот почему я был так рад услышать об организации выставки JET EXPO. Последнее исследование спроса на чартеры, подготовленное Avinode и опубликованное в BART International показывает, что рост такого спроса в московских аэропортах запределен. Там кипит жизнь, но большинство рейсов обслуживаются западными операторами, то есть, у 'восточных' игроков рынка есть колоссальные возможности для дальнейшего развития. С другой стороны, российский парк судов деловой авиации незначителен по сравнению с ведущими иностранными игроками - а, следовательно, перед производителями джетов и компаниями, предлагающими соответствующие услуги, также открывается широчайшее поле для деятельности. Для того, чтобы и далее развивать бизнес-авиацию в Европе, нам нужно больше разных мероприятий, больше выставок. Европа 'раздвинула границы' и наш промоушн должен идти на новые рубежи. А хорошее авиашоу как раз и означает международного масштаба промоушн для того или иного региона. Мы, BART International, поддерживаем любые разумные действия, направленные на продвижение деловой авиации как одного из инструментов глобального бизнеса. Поэтому я искренне желаю JET EXPO успеха - не забывайте только, что сегодня на выставке компьютеры и спутниковая связь важнее икры и водки.
Михаил ЮШКОВ, директор по маркетингу компании 'Авиамаркет', представителя Bell Helicopter и Robinson Helicopter на территории России:
- С 2003 г. компания 'Авиамаркет' приняла участие в нескольких десятках выставок различной направленности. В этом списке только Международный авиационно-космический салон МАКС имел специализированную авиационную тематику. Однако, для участников МАКС - это малоэффективное и проблемное в плане организации мероприятие. Основной поток посетителей - любители авиации, которые хотят увидеть только авиашоу. Альтернатива должна быть всегда. Поэтому мы приветствуем любую здравую идею, способную приблизить нас к цивилизованному авиационному рынку.
Первая выставка - это испытание для организаторов и залог дальнейшей работы. При решении вопроса об участии у нас, как и у любой другой компании, возникают определенные опасения: будет ли привлечен определенный сегмент посетителей и достойных участников. Организаторы обладают всем необходимым для того, чтобы решить эти задачи. Главное ваше преимущество - команда, которая уже создала прекрасное отраслевое издание - журнал Jet.