Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Интервью


"Русский зверь": Уникальный самолет-амфибия Бе-200 может тушить пожары там, где не справятся другие


5 марта 2025 года Наталия Ячменникова, Российская газета


В Приморье начались крупные лесные пожары. Из сводки: только за сутки свыше 70 возгораний. Ученые предсказывают: предстоящее лето войдет в тройку самых жарких в истории. Отсюда огромные риски. А ведь еще не развеялась гарь на страшных пепелищах в Калифорнии. Все это вызвало новый всплеск внимания к уникальному российскому самолету-амфибии Бе-200. За способность делать то, что не по силам другим, на Западе его окрестили "русским зверем". По мнению экспертов, Бе-200 мог не только снизить ущерб на голливудских холмах, но и предотвратить его.

В 2018 году на выставке "Гидроавиасалон" в России были достигнуты договоренности о поставке в США десяти Бе-200. Первый должен был приземлиться за океаном в 2020-м, десятый - в 2023-м. Но это один из ярких примеров того, как политика может вредить здравому смыслу: американские чиновники предыдущей администрации сделали невозможной процедуру сертификации двигателя в составе самолета. Контракт был сорван. О летающей лодке-уникуме, глобальных угрозах "диких" пожаров и реальной возможности им противостоять мы говорим с главным конструктором Бе-200 (1992-2016 гг.), генеральным директором консалтинговой компании Александром Явкиным.

Александр Васильевич, самые авторитетные спецы утверждают: летай Бе-200 в Калифорнии, такого ужаса бы не допустили. Российские самолеты-амфибии могли серьезно помочь?

Александр Явкин: Безусловно. Как помогают во многих других странах. Бе-200ЧС МЧС России и ТАНТК имени Г.М. Бериева несколько лет подряд тушили лесные пожары в Турции. Были задействованы в ликвидации крупного пожара после землетрясения в порту Искендеруна. Алжир недавно приобрел у России два Бе-200ЧС. Ранее нашу амфибию закупил Азербайджан. И все это в условиях жесточайших санкций.

Не понятно, почему американцам, с их мощными авиационными ресурсами, оказалось так трудно справиться со стихией?

Александр Явкин: Ответить непросто. Известно, что в среднем в США ежегодно используется 700-800 пожарных воздушных судов. Включая тяжелые многодвигательные и легкие однодвигательные самолеты с баками для воды или ретардантов. Их еще называют "водяными танкерами", "водяными бомбардировщиками". В одном только департаменте авиационного пожаротушения Калифорнии примерно 60 таких самолетов и вертолетов. И тем не менее всего этого не хватило, чтобы предотвратить катастрофу. Именно так охарактеризовал ситуацию президент Трамп. "Это изменится", - заверил он.

Кстати, для сравнения: если говорить о Бе-200, то, по данным МЧС России, сейчас на учете в министерстве находится 12 самолетов-амфибий Бе-200ЧС . Это из 20 всех серийно произведенных в нашей стране самолетов такого типа за последние двадцать лет.

Климат меняется. И повышение температуры на полтора градуса аукается вовсю?

Александр Явкин: Знаете, полезно не забывать классику. Знаменитый антитезис Фрэнсиса Бэкона гласит: "С нами-то этого никогда не случится. Запомните - это может случиться с каждым". Недоумение Трампа и присутствующих на его инаугурации новых богатых "бездомных" о пожаре было бы менее выразительным, если бы они вспомнили, как в соседней Канаде больше полугода оснащенные пожарные силы не могли справиться с пламенем, полыхавшим во всех штатах страны.

В России леса тоже горят с незавидной регулярностью.

Александр Явкин: К сожалению. Большие чиновники признают, что ущерб от пожаров в России остается высоким. Один из советов россиянам - оборудовать дома пожарными извещателями. Мол, это не так дорого, а польза колоссальная: предупредит о задымлении, сам спасешься, других спасешь. Наверное. Но вероятность, что от огня защитит Бе-200, все-таки гораздо выше. Что и подтверждено применением наших самолетов в России и за рубежом.

Как подчеркивает ИКАО, авиация остается наиболее эффективным средством борьбы?

Александр Явкин: По разным оценкам, "дикие" пожары вносят от 10 до 20 процентов в общий объем глобальных выбросов парниковых газов.

Было проведено специальное совещание с участием десятков стран, на территории которых находится 85 процентов мировых лесных ресурсов. Вывод неутешительный: ни одной не удается не только прекратить у себя лесные пожары, но даже справиться с их расширением. Полумеры бесполезны: вложенные средства сгорают. В прямом смысле.

Полумеры? А чего не хватает? Самолетов, вертолетов? Или их слишком поздно подключают?

Александр Явкин: Это нюансы. Коренного пересмотра требует сам подход к качественным характеристикам и унификации противопожарной авиатехники. На совещании в ИКАО прозвучал пример из Греции. Там в один из "горящих" сезонов приходилось координировать действия и управлять полетами сразу 106 воздушных судов. Это 8 различных типов самолетов и 12 - вертолетов. Почти четверть привлекли из других стран, включая Бе-200ЧС из России. В такой ситуации часто уже было не до тушения. Сохранить бы жизни членов экипажей и воздушные суда.

В чем еще проблема? В недооценке темпов роста экстремальных пожаров и, как ни парадоксально, в возможности до поры до времени покрывать основную часть ущерба страховками. В качестве "пожарных" стали использоваться вышедшие из эксплуатации транспортные и военные самолеты. Их дорабатывали кто как мог. Несколько катастроф привели к тому, что к сертификации доработок привлекли FAA.

Известный факт: в августе 2010 года Владимир Путин, тогда премьер-министр, в качестве второго пилота Бе-200 участвовал в тушении лесных пожаров в Рязанской области. И он тогда назвал эту машину уникальной.

Александр Явкин: Да. Он подчеркнул, что таких в мире нет, которые летают 700 километров в час и воду берут прямо на глиссировании. Бе-200 относится к классу самолетов-амфибий, которые способны взлетать как с обычных взлетно-посадочных полос, так и с поверхности любого водоема. В Турции, например, при тушении пожара в морском порту Бе-200 за 12-14 секунд забирал из моря до 12 тонн воды. И для каждого нового сброса ему требовалось всего 1 минута 15 секунд. Ни один "сухопутный" пожарный самолет и не мечтает о подобном.

Ведь Бе-200 может и вообще обходиться без аэропорта?

Александр Явкин: Может. Ему достаточно даже небольших площадок, оборудованных гидроспусками. Как, скажем, в Геленджике. А во время ураганов, которые часто сопровождают пожары и препятствуют использованию пожарной авиации, как в Лос-Анджелесе, он может работать с площадок, находящихся под прикрытием гор. И пилоты сами выбирают курс для взлета и зачерпывания воды.

Вопрос из научпопа: а кто первым в мире придумал пожарный самолет-амфибию?

Александр Явкин: Канадцы. Первый полет их CL-215 с поршневыми двигателями совершил 23 октября 1967 года. На борту было простейшее оборудование, кабина негерметичная. Такая "водяная черпалка" .

В 1986 году в СССР совершил первый полет разработанный ТАНТК имени Г.М. Бериева (тогда еще не с этим наименованием) по заданию минобороны самый большой в мире самолет-амфибия А-40 "Альбатрос". В основу конструкции легли результаты создания не имевших аналогов реактивных гидросамолетов: экспериментального Р-1 и серийного бомбардировщика Бе-10. Самолет обладал всеми свойствами, близкими к Ту-154, и при этом мог работать с воды даже при двухметровых волнах. Повторить такое никому не удалось в мире до сих пор, учитывая, что плотность воды и связанные с этим нагрузки больше, чем плотность воздуха, примерно в 800 раз.

Знаю, что на авиасалоне в Ле-Бурже в 1991 году А-40 "Альбатрос" стал сенсацией. Клуб авиационных журналистов единогласно присудил ему за внешние обводы и грациозность в полете звание "Мисс Париж".

Александр Явкин: Воодушевленная характеристиками А-40 "Альбатрос" и принимая во внимание опыт канадского CL-215, советская "Авиалесоохрана" обратилась в правительство с предложением о создании пожарного самолета-амфибии. Так было положено начало проекту Бе-200.

Проект сразу предназначался для продвижения на мировой рынок?

Александр Явкин: Сразу. И это было правильно. К нам хлынули предложения от желающих участвовать иностранных фирм. В частности, для создания современного электронного борта в Жуковском было учреждено совместное предприятие "Американо-российская интегрированная авионика": из специалистов российского НИИ авиационного оборудования и крупной американской компании AlliedSignal. И комплексы на Бе-200 стали именоваться АРИА-200.

Любопытная деталь: ведь первые пожары Бе-200 начал тушить не в России?

Александр Явкин: Да, в горных условиях Италии. И это тоже вызвало большой интерес к самолету. Наши летчики-испытатели учились тушить пожары рядом с итальянцами, летавшими на усовершенствованных канадских CL-415. Известный пилот Андреа Галфера (позже погиб, к сожалению) стремился раскрыть все возможности Бе-200 и написал список своих рекомендаций, чтобы он "стал идеальным". Бе-200 до сих пор превышает возможности CL-415, как минимум, вдвое.

Подписание контрактов на поставку самолетов требовало получения сертификатов типа в EC и в США?

Александр Явкин: Процесс продвижения Бе-200 на рынок проходил параллельно с валидацией в EASA совместно со специалистами Airbus. Было учреждено СП "EADS - Irkut". Международное сотрудничество было взаимовыгодным. В сертификационном офисе конструкторской организации (которую я возглавлял по совместительству с должностью главного конструктора Бе-200) компании BISP под моим руководством работали девять командированных специалистов Airbus. Мы пользовались цифровой сертификационной базой данных, проходили обучение и т.п. Специалисты Airbus и эксперты EASA осваивали методы определения соответствия сертификационным требованиям к гидросамолетам. Подобного раздела в европейских сертификационных правилах не было.

Почему же при всей своей неповторимости Бе-200 так и не занял достойную нишу на мировом рынке пожарных самолетов?

Александр Явкин: А что продавать? Я уже говорил: за 20 лет построили всего 20 машин. В 2006 году совет директоров ТАНТК имени Г.М. Бериева, в котором доминировала корпорация "Иркут", принял решение о переносе производства Бе-200 из Иркутска в Таганрог. Первый самолет-амфибия, построенный на юге, поднялся в воздух только в 2016 году.

А в 2018 году руководство Украины приняло решение о запрете поставок двигателей Д-436ТП для Бе-200?

Александр Явкин: Да. И это привело фактически к прекращению производства. Рассматриваемая возможность дальнейшего выпуска Бе-200 с двигателями ПД-8, которые создаются для SJ-100, требует доработки как самих двигателей, так и конструкции самолета. Что, естественно, повлечет проведение большого объема всевозможных испытаний. Специалисты полагают, что для получения российского сертификата типа на новую модификацию Бе-200 с ПД-8 потребуется 5-8 лет.

Такая деталь. Параллельно с решением о запуске Бе-200 в Таганроге, руководителю EADS было предложено заморозить деятельностьСП "EADS Иркут". Сотрудники которого в то время обсуждали условия контрактов на пассажирские Бе-200 с индийской и греческой компаниями! В качестве причины был приведен аргумент об отсутствии серийного производства Бе-200. Как говорится, телега ставилась впереди лошади.

Опытный менеджер г-н Фальке, который до назначения президентом СП "EADS Иркут" возглавлял СП по поддержке эксплуатации МиГ-29, оставшихся в Европе после развала СССР, написал тогда, что более недальновидного решения он никогда в своей жизни не видел.

И что сегодня происходит на мировом рынке пожарных самолетов-амфибий?

Александр Явкин: Оживились канадцы. В ожидании Бе-200, закупки CL-415 сошли практически на нет, и компания Bombardier прекратила их производство. Но рынок не терпит пустоты. И другая канадская компания Viking Air приобрела сертификаты типа, всю документацию и приступила к дальнейшей модификации самолета под маркой CL-515. А потом еще объявила о присоединении программ самолетостроителя DHC. Разрушительные пожары в Канаде и Европе в 2023 году "возобновили" поток заказов на самолеты-амфибии DHC-515. Первое производство на новой площадке планируется начать в этом году. Кто не хочет кормить свой авиапром, будет кормить чужой.

Сегодня политическая тональность в мире меняется. Звучат предложения о возобновлении прямых полетов между Россией и США. Еще раньше гендиректор ИАТА заявил, что Западу стоит начать готовиться к возобновлению полетов в российском воздушном пространстве. А проект Бе-200 может стать отражением возможного бизнес-сотрудничества РФ и США? Что думаете?

Александр Явкин: Думаю не только я. Да, по мнению профессионалов, уникальный Бе-200 - один из лучших российских проектов для подтверждения готовности США к устранению препон на пути потенциальных проектов с Россией. Этот процесс был прерван исключительно по политическим причинам. Сейчас очень хороший момент для представления переговорной трехсторонней группе (РФ, США, Саудовская Аравия с ОАЭ) потенциального проекта по Бе-200 в виде создания "Глобальной всемирной аэрокосмической системы борьбы с лесными пожарами". Упускать такую возможность нельзя.

Бе-200 как тягловая сила в мировой борьбе с пожарами?

Александр Явкин: Можно сказать и так. Проект основан на предложении инновационного высокотехнологичного решения проблемы снижения экстремальных пожаров до минимума - с использованием "Многоцелевого перспективного амфибийного реактивного самолета (МПАРС)", создаваемого на базе Бе-200ЧС.

Рабочее наименование - Бе-200NG. Модифицированные совместно странами-партнерами самолеты, с организацией расширенного производства в количестве примерно 500 единиц, создадут основу для интеграции других аэрокосмических средств тушения пожаров, объединенных сетью Интернет с использованием искусственного интеллекта.

Это должен быть "отряд быстрого реагирования". Прибытие к очагам возгорания - по вызову из мест базирования, распределенных по пожароопасным зонам. Задержки - минимальные. Количество и вид техники - по категории пожаров. Надо пополнить? Все оперативно за счет высокой мобильности авиасредств, перемещаемых по планете. Важна именно победа, ликвидация очага пожара! А не просто участие в долгом тушении, как это происходит сейчас.

А кто сможет построить столько Бе-200?

Александр Явкин: Мы предлагаем применить новый экономический подход к монетизации Бе-200: используя совместное предприятие - Авиакосмический консорциум для создания и эксплуатации большого унифицированного парка современных самолетов-амфибий, а также финансовый механизм углеродных единиц / карбоновых кредитов.

В сегодняшней ситуации осуществление проекта возможно только при государственно-частном партнерстве. Понятно, что реализация предполагает заинтересованных партнеров, готовых инвестировать и разделить риски. Предложение достаточно глубоко проработано. Есть принципиальная поддержка. Наличие сертификатов типа, российского и европейского, интеллектуальный капитал - знания и навыки разработчиков Бе-200, личные контакты - это та ценность, вокруг которой может развиваться проект Бе-200NG.

А санкции?

Александр Явкин: Скорее всего, санкции не будут сняты все и сразу. Особенно, те, которые направлены против развития российского авиастроения. Но в санкционном ледяном поле может возникнуть трещина, которая будет расширяться по мере усиления потепления. Как говорили мудрецы? Путешествие в тысячу миль начинается с одного шага.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Олег Клименко
PrimaMedia
"Мы решаем задачу развития аэропорта Владивостока в качестве хаба"
Алексей Харнас
Эксперт
«Мировое разделение труда — вещь очень ненадежная»
Герман Костринский, Ирина Парфентьева
РБК
Глава «Победы»: «В свете последних событий могут открыться возможности»
Вячеслав Терехов
Интерфакс
Ядерная энергетика в космосе: на Луне и Марсе реактору нет альтернатив
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Мотор подвел: Почему не получается поставить на крыло новый «кукурузник»

Sakh.online
«Аврора БАС идет на взлет!»: Дмитрий Третьяков — о развитии беспилотных технологий на Сахалине
Наталия Ячменникова
Российская газета
"Русский зверь": Уникальный самолет-амфибия Бе-200 может тушить пожары там, где не справятся другие
Андрей Коршунов
Известия
«В России разрабатывают вертолет, который в полете превращается в самолет»



Михаил Котов
Pro Космос
«Главное — не мешать нам»: гендиректор «ТерраТех» о создании системы «Грифон»
Игорь Елков, Игорь Черняк
Российская газета
Сколько осталось пилотам? Летчик-испытатель Сергей Богдан - о боях между ИИ и человеком в авиации
Андрей Коршунов
Известия
«Российские двигатели будут безопасно возвращать ступени ракеты на Землю»
Илья Доронов
РБК
Глава «Роскосмоса» — РБК: «Бесплатная услуга — это разврат»
Наталия Ячменникова
Российская газета
Идея внедрить виртуального пилота набирает обороты. Сможет ли он обеспечить безопасность авиапассажиров

РИА "Новости"
"Мы видим спрос на кадры для беспилотной авиации"
Анастасия Львова, Герман Костринский, Ирина Парфентьева
РБК
Глава Red Wings — РБК: «Представление о Red Wings упрощенно»
Андрей Коршунов
Известия
«На Луне испытатели тестируют робота, напоминающего кентавра»
Елена Пономарева, Артем Рукавов
Интерфакс
Научный руководитель Института космических исследований РАН: Луна - не место для прогулок
Алена Чилей
Pro Космос
Новый российский космический корабль будет садиться в Амурской области
Матвей Мальгин
Взгляд
Как будет работать беспилотная «летающая «Газель»
Александр Пинчук
РИА Новости
Роман Таскаев: искусственный интеллект никогда не заменит экипаж самолета

ИА Report
Коммерческий директор AZAL: Цена билета не всегда зависит от желания авиакомпании

Reuters, Ростех
Сергей Чемезов — про ВПК, санкции, экспорт вооружений, авиастроение
Елена Мягкова
АТОР
От Калининграда до Китая и Таиланда: куда зимой будут рейсы из Пулково и какие новинки ждут пассажиров

Интерфакс
Первый замгендиректора "Роскосмоса": консолидируем промышленность вокруг Российской орбитальной станции
Владимир Гаврилов
Известия
«Мы рисовали самолет вокруг людей и их багажа»
Мария Агранович
Российская газета
Ректор МАИ Михаил Погосян рассказал "РГ" о подготовке суперинженеров, аэротакси и беспилотниках
Богдан Логинов
Вслух.ру
Командир вертолета Ми-26 Юрий Волосков: В нашей работе приходится импровизировать

РБК
Вице-президент «Ростелекома» — о беспилотных технологиях для бизнеса
Наина Курбанова
Известия
«Рейсы из Санкт-Петербурга в Москву будут каждые 15 минут»

RT
«Купол безопасности»: разработчик — о возможностях стационарного антидронного комплекса «Серп»
Андрей Коршунов
Известия
Генеральный конструктор КБ «Салют» имени В.М. Мясищева Сергей Кузнецов — о развитии новой российской тяжелой ракеты и ее модификациях
Денис Кайыран
РИА Новости
Алексей Варочко: выходим на серийное производство ракет "Ангара"
Роман Гусаров
NEWS.ru
Наследник Ан-24 самолет «Ладога»: когда полетит, зачем нужен

ФАУ "ЦАГИ"
105 лет: полет успешный
Мария Гришкина
86.ru
«Дико для мужчин видеть девушку в такой профессии»: история югорчанки, которая работает авиамехаником
Наталия Ячменникова
Российская газета
Как готовить специалистов по борьбе с кибератаками на самолеты

Транспорт России
Виталий Савельев: голосовать на выборах – значит разделять ответственность за будущее России
Андрей Коршунов
Известия
«Парение в невесомости Гагарин впервые испытал уже после полета в космос»
Надежда Алексеева, Алина Лихота, Екатерина Кийко
RT
Арктическая навигация: специалист ААНИИ — о развитии БПЛА в Северном Ледовитом океане
Андрей Смирнов
Pro Космос
Юрий Борисов: «Ракета «Амур-СПГ» и сверхлегкий носитель будут многоразовыми»
Наталия Славина
Российская газета
Новое поколение авиации: на чем будем летать. Интервью с академиком Сергеем Чернышевым
Андрей Коршунов
Известия
«На станции будут отрабатываться технологии для полетов на Луну или Марс»
Роман Гусаров
NEWS.ru
Вслед за вылетевшей из самолета дверью «улетает» и доверие к «Боингу»

NEWS.ru
Самолет МС-21 научили приземляться на автомате: почему это так важно
Евгений Гайва
Российская газета
Василий Десятков: Десятки аэропортов модернизируют в России в ближайшие годы
Мария Амирджанян
ТАСС
Генеральный директор "Яковлева": импортозамещенный МС-21 может получить новые версии
Вячеслав Терехов
Интерфакс
Научный руководитель Института астрономии РАН: космический мусор становится все более опасным
Артем Кореняко, Ирина Парфентьева
РБК
Глава «Победы» — РБК: «Приходится уходить на запасные аэродромы»
Евгений Гайва
Российская газета
Глава Росавиации: В этом году в Россию стало летать больше иностранных авиакомпаний
Мария Амирджанян
ТАСС
Замглавы Минпромторга: производство беспилотников будет только расти

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer