Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Интервью


Ядерная энергетика в космосе: на Луне и Марсе реактору нет альтернатив


12 марта 2025 года Вячеслав Терехов, Интерфакс


Один из разделов вышедшего недавно сборника ИМЭМО им. Е. М. Примакова и МГИМО "Стратегический обзор 2024" был посвящен использованию ядерных технологий в космосе. Наш политический обозреватель Вячеслав Терехов беседовал с одним из авторов этого раздела Александром Ермаковым по проблеме создания ядерных энергетических установок и ядерных двигателей для космических аппаратов.

До Марса долетим за два месяца вместо полугода

Корр.: Эти установки, как понимаю, должны заменить солнечные батареи и аккумуляторы? Их мощности недостаточно? Приблизим время полетов к другим планетам? Первым будет Марс? Сколько времени тогда займет полет до него?

Ермаков: Сразу сколько вопросов! Отвечать буду по порядку. Вначале о времени в пути на Марс. При использовании даже ядерного ракетного двигателя полет на Марс может быть до двух месяцев, в зависимости от удаленности от Земли в этот момент. Но при этом замечу, что для таких полетов необходимо решить множество других проблем, не связанных с энергетикой, и требуются очень крупные вложения.

В настоящее время 99% космических аппаратов работают с использованием энергии солнечных батарей и аккумуляторов. Но этот метод не универсален и зависит от освещенности Солнцем, при этом количество энергии, получаемое одними и теми же батареями, падает с расстоянием.

Ясно, что создатели космических аппаратов для решения проблемы колонизации Луны и Марса в конце концов подошли к необходимости перейти к использованию ядерной энергетики.

Создание ядерного двигателя – дело будущего, а что сейчас?

Корр.: Сегодня уже существуют космические аппараты с ядерными двигательными установками?

Ермаков: С ядерными реактивными двигателями нет. Они испытывались только на наземных стендах в СССР и США в 60-70-х годах. Нужды особой в них не было, потому что ядерный двигатель на ракетах дает зримый выигрыш только при полете на большие расстояния за пределами земной орбиты.

Американцы работают над созданием ядерного реактивного двигателя, и даже хотят в ближайшие годы запустить его прототип. Он будет установлен на спутнике, который будет летать какое-то время по околоземной высокой орбите. А потом на его основе планируют создать аппараты для полетов между Землей и Луной.

Корр.: Значит, создание ядерного двигателя, как понимаю, дело, может, и не совсем далекого, но будущего. Но проблема с ядерной энергетической установкой – это вопрос сегодняшнего дня. Так?

Ермаков: Да, это так. О том, насколько популярна сейчас эта тема, свидетельствует распространение соответствующих патентных публикаций. Сейчас она уже интересует не только США, Россию и Китай, но и Японию, Канаду, Республику Корея, ряд европейских стран, в первую очередь, Германию и Францию. По количеству патентных публикаций в период с 1997 по 2022 годы на тему "Ядерные энергетические установки космических препаратов" на первом месте США - 94 публикации. У Китая и России, соответственно, 49 и 48. Остальные значительно отстают, но все же работают по этой теме, ибо и для них создание таких установок тоже достаточно важно.

Даешь АЭС на Луне!

Корр.: И все же, вернемся к ядерным реакторам. Без них невозможно освоение не только Марса, но даже и Луны, которая значительно ближе к нам.

Ермаков: Теперь, что касается ядерного реактора. Да, на Луне, как и на Марсе, он является практически безальтернативным источником энергии. Надо учитывать, что на Луне условия специфические – там ночь чудовищно холодная и продолжается две недели. Сколько энергии потребуется для жизни там и работы на этом спутнике Земли?! Даже автоматическим аппаратам с маленьким компьютером трудно пережить лунную ночь. А если мы говорим о пилотируемой станции, в которой у людей явно потребности к теплу, к энергии намного больше, чем у маленького компьютера, то, конечно, им будет вообще непонятно, как выжить в ночь. Там нужен мощный источник энергии, который не зависит от Солнца. А без Солнца у нас что есть? По сути, только атом!

Корр.: Атомная электростанция? Построить на Луне АЭС?

Ермаков: Ну, ядерная электростанция - это звучит очень громко. Когда говорим об АЭС , то представляется гигантское здание. Нет, конечно, речь идет о компактных, небольших устройствах, которые величиной даже меньше грузового контейнера. Вот они и будут обеспечивать станции энергией. Но и их энергии хватит только на первое время, а потом планируется строить комплекс из нескольких таких станций.

На Марсе солнечные батареи намного менее эффективны, чем на Земле, в первую очередь из-за большего удаления Красной планеты от Солнца. Даже на Земле, как мы видим, требуются большие площади солнечных батарей, а уж на Марсе, с учетом еще его атмосферы, с учетом того, что они там будут грязью и пылью покрываться, нужно будет построить настоящее поле солнечных батарей. И по весу они будут намного тяжелее компактного ядерного реактора.

Россия предлагает Китаю участие в освоении Луны

Корр.: Сейчас кто-нибудь думает о создании космического реактора или энергетической установки на Луне?

Ермаков: Думают, конечно. Можно сказать, что сегодня это наиболее важная тематика. У американцев на Земле испытывают прототип космического реактора. Есть еще несколько отдельных других игроков, пытающихся присоседиться к американской программе. Например, Rolls-Royce, который строит в Англии ядерные реакторы, активно в последние годы пытается предложить свои услуги Штатам.

Мы предлагаем китайцам для их лунной программы построить реактор. У них есть план пилотируемой лунной программы, которая в конечном счете включает строительство на лунной поверхностной базы, как и у американцев. У всех сторон сейчас задача организовать не просто разовые миссии, как было у "Аполлонов", а построить базу на полюсах Луны.

Скорее всего, на южном полюсе Луны, постепенно наращивая по длительности миссии туда, и когда-нибудь сделать объекты там постоянно действующими. И у этой базы очень остро встает вопрос энергообеспечения, а у нас есть еще с советских времен хороший опыт в создании космических ректоров. Только у нас была крупная серия спутников с ядерными реакторами. И вот этим мы хотим их заинтересовать. Пока, насколько я знаю, идут переговоры.

У нас мог бы быть свой российский "Зевс", но...

Корр.: В России говорят о транспортно-энергетическом модуле под названием "Зевс". Что это такое?

Ермаков: Этот вопрос, в каком-то смысле, даже философский. Что это такое? Раньше это был очень перспективный, очень сложный и очень раскрученный проект аппарата, который будет иметь мощный ядерный реактор.

Есть такое понятие - электрореактивный двигатель. Он работает от электричества: в магнитном поле разгоняется газ. Ему, в принципе, все равно, откуда берется электричество. Сейчас он работает на солнечных батареях. Но поскольку ядерный реактор может обеспечить намного больше энергии, то его использование в качестве источника питания позволит установить очень мощные электрореактивные двигатели. И на их основе планировалось создать крупный модуль, который будет обеспечен большим количеством энергии. Он мог бы использоваться в качестве буксира для тяжелой полезной нагрузки или в качестве платформы для создания тяжелой межпланетной станции. С его помощью, допустим, к Юпитеру можно было бы долететь за короткий срок. Кроме того, он мог бы нести мощную полезную нагрузку, и даже маневрировать с ней. Но, повторяю, это была такая наша задумка.

Корр.: Вы все время повторяете "мог бы, мог бы", а что с ним стало?

Ермаков: Идея находится в таком подзамороженном состоянии. В текущем облике этот аппарат подойдет как платформа для размещения очень энергоемкой нагрузки, допустим, на высокой околоземной орбите, на которой он мог бы активно маневрировать. Но в качестве платформы для буксирования грузов в системе Земля - Луна он уже не подходит, поскольку из-за его постоянного упрощения его энергетические возможности падали, и сейчас не очень рационально использовать его для этой цели. Полеты до Луны и обратно будут слишком долгими, чтобы такой буксир "окупился" с весовых (не говоря уже о финансовых) точек зрения.

Можно, конечно, его использовать и как платформу для межпланетных станций. Но в России и более простые автоматические научные станции запускают редко, а тут речь идет о строительстве наиболее крупной в истории. Поэтому я и сказал, что сейчас этот проект подзаморожен, и больше внимания уделяется реактору для поверхности Луны.

Корр.: Значит, модуль, хотя бы частично, создан?

Ермаков: Если вы имеете в виду, созданы ли отдельные элементы, то да, отдельные элементы созданы и даже испытывались. Например, элементы реакторов, система охлаждения. Но до запуска дело не дошло.

Американская "Артемида"

Корр.: Вы сказали, что у китайцев планы как у американцев. А как идут дела у американцев?

Ермаков: Американцы также в рамках своей лунной программы "Артемида" планируют постепенно переходить в будущем от разовых полетов к длительным. В этом десятилетии они вероятно успеют только короткую высадку совершить, но потом речь пойдет о работе на поверхности недели и месяцы. В рамках этого развернут модульную базу по типу полярного лагеря. Соответственно, ей потребуется энергетическое обеспечение. У них есть по этой проблеме своя национальная программа и плюс, как я уже говорил, ряд других западных стран пытаются тоже поучаствовать и продать им свои наработки.

Коммерческой выгоды от разработки лунных грунтов пока не ждать!

Корр.: Их цель - разработка ресурсов Луны или создание базы для дальнейших межпланетных полетов?

Ермаков: Цель, можно сказать, начало экспансии в Солнечную систему. Луна ближе всего и, соответственно, логично начинать с нее. Хотят наработать опыт, который в дальнейшем пригодится, ну и престиж. Это из разряда того, что пилотируемая космонавтика в целом не то, чтобы какой-то безумный доход дает, но она решает сложные инженерные задачи, развивается национальная экономика, идет научно-технический прогресс.

По поводу добычи ресурсов, есть много разговоров о лунных ресурсах, например о гелии-3, о ряде минералов, но это все задачи на далекое будущее, в ближайшие десятилетия на доход надеяться не стоит.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Вячеслав Терехов
Интерфакс
Ядерная энергетика в космосе: на Луне и Марсе реактору нет альтернатив
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Мотор подвел: Почему не получается поставить на крыло новый «кукурузник»

Sakh.online
«Аврора БАС идет на взлет!»: Дмитрий Третьяков — о развитии беспилотных технологий на Сахалине
Наталия Ячменникова
Российская газета
"Русский зверь": Уникальный самолет-амфибия Бе-200 может тушить пожары там, где не справятся другие
Андрей Коршунов
Известия
«В России разрабатывают вертолет, который в полете превращается в самолет»
Михаил Котов
Pro Космос
«Главное — не мешать нам»: гендиректор «ТерраТех» о создании системы «Грифон»
Игорь Елков, Игорь Черняк
Российская газета
Сколько осталось пилотам? Летчик-испытатель Сергей Богдан - о боях между ИИ и человеком в авиации
Андрей Коршунов
Известия
«Российские двигатели будут безопасно возвращать ступени ракеты на Землю»



Илья Доронов
РБК
Глава «Роскосмоса» — РБК: «Бесплатная услуга — это разврат»
Наталия Ячменникова
Российская газета
Идея внедрить виртуального пилота набирает обороты. Сможет ли он обеспечить безопасность авиапассажиров

РИА "Новости"
"Мы видим спрос на кадры для беспилотной авиации"
Анастасия Львова, Герман Костринский, Ирина Парфентьева
РБК
Глава Red Wings — РБК: «Представление о Red Wings упрощенно»
Андрей Коршунов
Известия
«На Луне испытатели тестируют робота, напоминающего кентавра»
Елена Пономарева, Артем Рукавов
Интерфакс
Научный руководитель Института космических исследований РАН: Луна - не место для прогулок
Алена Чилей
Pro Космос
Новый российский космический корабль будет садиться в Амурской области
Матвей Мальгин
Взгляд
Как будет работать беспилотная «летающая «Газель»
Александр Пинчук
РИА Новости
Роман Таскаев: искусственный интеллект никогда не заменит экипаж самолета

ИА Report
Коммерческий директор AZAL: Цена билета не всегда зависит от желания авиакомпании

Reuters, Ростех
Сергей Чемезов — про ВПК, санкции, экспорт вооружений, авиастроение
Елена Мягкова
АТОР
От Калининграда до Китая и Таиланда: куда зимой будут рейсы из Пулково и какие новинки ждут пассажиров

Интерфакс
Первый замгендиректора "Роскосмоса": консолидируем промышленность вокруг Российской орбитальной станции
Владимир Гаврилов
Известия
«Мы рисовали самолет вокруг людей и их багажа»
Мария Агранович
Российская газета
Ректор МАИ Михаил Погосян рассказал "РГ" о подготовке суперинженеров, аэротакси и беспилотниках
Богдан Логинов
Вслух.ру
Командир вертолета Ми-26 Юрий Волосков: В нашей работе приходится импровизировать

РБК
Вице-президент «Ростелекома» — о беспилотных технологиях для бизнеса
Наина Курбанова
Известия
«Рейсы из Санкт-Петербурга в Москву будут каждые 15 минут»

RT
«Купол безопасности»: разработчик — о возможностях стационарного антидронного комплекса «Серп»
Андрей Коршунов
Известия
Генеральный конструктор КБ «Салют» имени В.М. Мясищева Сергей Кузнецов — о развитии новой российской тяжелой ракеты и ее модификациях
Денис Кайыран
РИА Новости
Алексей Варочко: выходим на серийное производство ракет "Ангара"
Роман Гусаров
NEWS.ru
Наследник Ан-24 самолет «Ладога»: когда полетит, зачем нужен

ФАУ "ЦАГИ"
105 лет: полет успешный
Мария Гришкина
86.ru
«Дико для мужчин видеть девушку в такой профессии»: история югорчанки, которая работает авиамехаником
Наталия Ячменникова
Российская газета
Как готовить специалистов по борьбе с кибератаками на самолеты

Транспорт России
Виталий Савельев: голосовать на выборах – значит разделять ответственность за будущее России
Андрей Коршунов
Известия
«Парение в невесомости Гагарин впервые испытал уже после полета в космос»
Надежда Алексеева, Алина Лихота, Екатерина Кийко
RT
Арктическая навигация: специалист ААНИИ — о развитии БПЛА в Северном Ледовитом океане
Андрей Смирнов
Pro Космос
Юрий Борисов: «Ракета «Амур-СПГ» и сверхлегкий носитель будут многоразовыми»
Наталия Славина
Российская газета
Новое поколение авиации: на чем будем летать. Интервью с академиком Сергеем Чернышевым
Андрей Коршунов
Известия
«На станции будут отрабатываться технологии для полетов на Луну или Марс»
Роман Гусаров
NEWS.ru
Вслед за вылетевшей из самолета дверью «улетает» и доверие к «Боингу»

NEWS.ru
Самолет МС-21 научили приземляться на автомате: почему это так важно
Евгений Гайва
Российская газета
Василий Десятков: Десятки аэропортов модернизируют в России в ближайшие годы
Мария Амирджанян
ТАСС
Генеральный директор "Яковлева": импортозамещенный МС-21 может получить новые версии
Вячеслав Терехов
Интерфакс
Научный руководитель Института астрономии РАН: космический мусор становится все более опасным
Артем Кореняко, Ирина Парфентьева
РБК
Глава «Победы» — РБК: «Приходится уходить на запасные аэродромы»
Евгений Гайва
Российская газета
Глава Росавиации: В этом году в Россию стало летать больше иностранных авиакомпаний
Мария Амирджанян
ТАСС
Замглавы Минпромторга: производство беспилотников будет только расти
Георгий Султанов, Анна Носова
ТАСС
Глава "Швабе" Вадим Калюгин: стремимся сделать наши БПЛА более устойчивыми к РЭБ
Наталия Ячменникова
Российская газета
Александр Блошенко: Мы впервые в истории садимся на Южный полюс Луны
Виктор Лошак
Ростех; Коммерсантъ
Вадим Бадеха: «Нет ничего более технически интересного, чем авиационный двигатель»

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer