Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Интервью


Мотор подвел: Почему не получается поставить на крыло новый «кукурузник»


11 марта 2025 года Евгений Берсенев, Свободная Пресса


Газотурбинные движки для большой авиации мы делать умеем. С малой все гораздо хуже

Компания «Центр разработок С7» (входит в авиационный холдинг S7) заморозила строительство в Санкт-Петербурге предприятия по разработке деталей для газотурбинных двигателей, сообщает «Первый технический». Процесс отложен на неопределенный срок.

Предполагалось, что завод появится на площадке «Парнас» ОЭЗ «Санкт-Петербург», новое производство должно было обеспечить 328 новых рабочих мест. Планировалось возвести административное здание площадью 1800 кв.м., а также производственный комплекс площадью 6100 кв.м.

Объем расходов на строительные работы оценивался примерно в 7,5 млрд рублей, завод должен был заработать во втором квартале 2027 года.

Известно, что на предприятии должны были выпускать лопатки для горячей части газотурбинных двигателей, используемые для комплектации авиационных силовых установок. Стоит заметить, что создание или ремонт только одного двигателя требует до 3000 различных комплектующих.

Учитывая, что завод в Санкт-Петербурге должен выпускать запчасти для авиационных двигателей, «СП» обратилась за комментариями к авиаэксперту, редактору портала avia.ru Роману Гусарову.

— Не будем забывать, что газотурбинные двигатели бывают не только авиационного назначения, но и наземного — их используют и в газоперекачке, в электростанциях. Есть газотурбинные двигатели морского базирования — для кораблей. Они бывают разной мощности, различных размеров.

Если мы говорим об авиационных двигателях, то на сегодняшний день мы располагаем их производством полного цикла. Если мы использовали какие-то отдельные импортные компоненты, начиная с нулевых годов, то это были своего рода последствия наших попыток вписаться в международную интеграцию.

«СП»: Например?

— Был такой двигатель ПС-90А2 — это одна из модификаций двигателя ПС-90, она разрабатывалось совместно с западными партнерами и на некоторые компоненты имелись авторские права зарубежных производителей.

По этой причине двигатель нигде не используется, по большому счету. Если мы говорим о большой авиации, то мы все двигатели делаем сами, у нас достаточно заводов.

«СП»: Много ли стран в мире способны производить такие двигатели?

— Их единицы. Мы входим в небольшой круг государств, которые могут производить такие авиационные двигатели большой мощности. США, Канада, Англия, Франция, Россия, Китай. Раньше была еще Украина, но теперь, пожалуй, Украину уже можно исключить.

Впрочем, следует заметить, когда мы говорим о строительстве еще каких-то заводов по производству компонентов для двигателей, речь о том, что еще в советское время мы сильно ушли в большую авиацию и не уделяли должного внимания малой.

«СП»: В период СССР она была неплохо развита. Многие помнят так называемые «кукурузники».

— Эти и вообще все самолеты регионального назначения, даже наших собственных разработок, мы отдавали в производство тогдашним союзникам по Варшавскому договору. Тот же Ан-2 был передан в Польшу. Другой самолет чуть побольше, Л-410, по линии СЭВ был передан Чехословакии. Мы, как говорится, им поручили это сделать в рамках научно-технического и экономического сотрудничества. Наши заводы были заняты в ту пору производством самолетов магистральных и самолетов-гигантов.

Мы решали тогда большие и сложные задачи. А всю если можно так выразиться, некрупную работу, отдавали союзникам. И так получилось, что после развала Варшавского договора и Советского Союза, когда еще отпочковался еще и украинский авиапром, многое потеряли — те же Ан-2, Ан-24. Оказалось, что у нас на нашей территории-то, в общем-то, практически ничего для малой авиации не производится — ни самолетов, ни двигателей для них.

«СП»: Теперь приходится фактически осваивать это.

— По сути мы сейчас начинаем решать задачу с низкого старта. Это повторный старт, потому что мы занимаемся параллельной разработкой как самолетов, так и двигателей для них в этом классе. Начиная даже с одномоторных учебных или спортивных самолетов и заканчивая двигателями, допустим, для Ил-114−300 — это уже большой турбовинтовой самолет, но все равно для региональных перевозок. Однако двигатель для него тоже пришлось разрабатывать заново.

По большому счету задержки в производстве и выпуске всех этих самолетов в большой степени связаны именно с тем, что создание двигателя более сложный и длительный процесс, чем можно было представить ранее.

«СП»: То есть, переносы запуска производства могут быть тоже связаны с тем, что пока нет двигателя?

— Сегодня все наши производственные мощности в отрасли во многом заняты в процессе, в кооперации по крупным двигателям нового поколения, которые тоже сегодня создаются. Мы знаем и ПД-8, и ПД-14, идет работа над ПД-35. Поэтому, в работе над двигателями для малой авиации открывается ниша, где вполне могут поучаствовать и частные компании.

Скажем, та же группа S7 сейчас занимается продвижением легкого учебного самолета Tango. Компания рассматривала и рассматривает возможность своего участия в производстве различных компонентов для самолетов, и для двигателей. И сейчас речь идет не о строительстве каких-то заводов, не об импортозамещении каких-то компонентов тех двигателей, которые у нас выпускаются, а о дополнении линейки двигателей. Это большой и длительный процесс.

Импортозамещение здесь подразумевает, что на наши новые самолеты и вертолеты не будут устанавливаться иностранные двигатели, как это происходило с вертолетом «Ансат», или с проектом ремоторизации Ан-2 на американский двигатель. Мы должны иметь возможность устанавливать даже на модернизированные самолеты и вертолеты наши отечественные двигатели, вот в чем дело.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Вячеслав Терехов
Интерфакс
Ядерная энергетика в космосе: на Луне и Марсе реактору нет альтернатив
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Мотор подвел: Почему не получается поставить на крыло новый «кукурузник»

Sakh.online
«Аврора БАС идет на взлет!»: Дмитрий Третьяков — о развитии беспилотных технологий на Сахалине
Наталия Ячменникова
Российская газета
"Русский зверь": Уникальный самолет-амфибия Бе-200 может тушить пожары там, где не справятся другие
Андрей Коршунов
Известия
«В России разрабатывают вертолет, который в полете превращается в самолет»
Михаил Котов
Pro Космос
«Главное — не мешать нам»: гендиректор «ТерраТех» о создании системы «Грифон»
Игорь Елков, Игорь Черняк
Российская газета
Сколько осталось пилотам? Летчик-испытатель Сергей Богдан - о боях между ИИ и человеком в авиации
Андрей Коршунов
Известия
«Российские двигатели будут безопасно возвращать ступени ракеты на Землю»



Илья Доронов
РБК
Глава «Роскосмоса» — РБК: «Бесплатная услуга — это разврат»
Наталия Ячменникова
Российская газета
Идея внедрить виртуального пилота набирает обороты. Сможет ли он обеспечить безопасность авиапассажиров

РИА "Новости"
"Мы видим спрос на кадры для беспилотной авиации"
Анастасия Львова, Герман Костринский, Ирина Парфентьева
РБК
Глава Red Wings — РБК: «Представление о Red Wings упрощенно»
Андрей Коршунов
Известия
«На Луне испытатели тестируют робота, напоминающего кентавра»
Елена Пономарева, Артем Рукавов
Интерфакс
Научный руководитель Института космических исследований РАН: Луна - не место для прогулок
Алена Чилей
Pro Космос
Новый российский космический корабль будет садиться в Амурской области
Матвей Мальгин
Взгляд
Как будет работать беспилотная «летающая «Газель»
Александр Пинчук
РИА Новости
Роман Таскаев: искусственный интеллект никогда не заменит экипаж самолета

ИА Report
Коммерческий директор AZAL: Цена билета не всегда зависит от желания авиакомпании

Reuters, Ростех
Сергей Чемезов — про ВПК, санкции, экспорт вооружений, авиастроение
Елена Мягкова
АТОР
От Калининграда до Китая и Таиланда: куда зимой будут рейсы из Пулково и какие новинки ждут пассажиров

Интерфакс
Первый замгендиректора "Роскосмоса": консолидируем промышленность вокруг Российской орбитальной станции
Владимир Гаврилов
Известия
«Мы рисовали самолет вокруг людей и их багажа»
Мария Агранович
Российская газета
Ректор МАИ Михаил Погосян рассказал "РГ" о подготовке суперинженеров, аэротакси и беспилотниках
Богдан Логинов
Вслух.ру
Командир вертолета Ми-26 Юрий Волосков: В нашей работе приходится импровизировать

РБК
Вице-президент «Ростелекома» — о беспилотных технологиях для бизнеса
Наина Курбанова
Известия
«Рейсы из Санкт-Петербурга в Москву будут каждые 15 минут»

RT
«Купол безопасности»: разработчик — о возможностях стационарного антидронного комплекса «Серп»
Андрей Коршунов
Известия
Генеральный конструктор КБ «Салют» имени В.М. Мясищева Сергей Кузнецов — о развитии новой российской тяжелой ракеты и ее модификациях
Денис Кайыран
РИА Новости
Алексей Варочко: выходим на серийное производство ракет "Ангара"
Роман Гусаров
NEWS.ru
Наследник Ан-24 самолет «Ладога»: когда полетит, зачем нужен

ФАУ "ЦАГИ"
105 лет: полет успешный
Мария Гришкина
86.ru
«Дико для мужчин видеть девушку в такой профессии»: история югорчанки, которая работает авиамехаником
Наталия Ячменникова
Российская газета
Как готовить специалистов по борьбе с кибератаками на самолеты

Транспорт России
Виталий Савельев: голосовать на выборах – значит разделять ответственность за будущее России
Андрей Коршунов
Известия
«Парение в невесомости Гагарин впервые испытал уже после полета в космос»
Надежда Алексеева, Алина Лихота, Екатерина Кийко
RT
Арктическая навигация: специалист ААНИИ — о развитии БПЛА в Северном Ледовитом океане
Андрей Смирнов
Pro Космос
Юрий Борисов: «Ракета «Амур-СПГ» и сверхлегкий носитель будут многоразовыми»
Наталия Славина
Российская газета
Новое поколение авиации: на чем будем летать. Интервью с академиком Сергеем Чернышевым
Андрей Коршунов
Известия
«На станции будут отрабатываться технологии для полетов на Луну или Марс»
Роман Гусаров
NEWS.ru
Вслед за вылетевшей из самолета дверью «улетает» и доверие к «Боингу»

NEWS.ru
Самолет МС-21 научили приземляться на автомате: почему это так важно
Евгений Гайва
Российская газета
Василий Десятков: Десятки аэропортов модернизируют в России в ближайшие годы
Мария Амирджанян
ТАСС
Генеральный директор "Яковлева": импортозамещенный МС-21 может получить новые версии
Вячеслав Терехов
Интерфакс
Научный руководитель Института астрономии РАН: космический мусор становится все более опасным
Артем Кореняко, Ирина Парфентьева
РБК
Глава «Победы» — РБК: «Приходится уходить на запасные аэродромы»
Евгений Гайва
Российская газета
Глава Росавиации: В этом году в Россию стало летать больше иностранных авиакомпаний
Мария Амирджанян
ТАСС
Замглавы Минпромторга: производство беспилотников будет только расти
Георгий Султанов, Анна Носова
ТАСС
Глава "Швабе" Вадим Калюгин: стремимся сделать наши БПЛА более устойчивыми к РЭБ
Наталия Ячменникова
Российская газета
Александр Блошенко: Мы впервые в истории садимся на Южный полюс Луны
Виктор Лошак
Ростех; Коммерсантъ
Вадим Бадеха: «Нет ничего более технически интересного, чем авиационный двигатель»

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer