Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Интервью


Ректор МАИ Михаил Погосян рассказал "РГ" о подготовке суперинженеров, аэротакси и беспилотниках


17 июля 2024 года Мария Агранович, Российская газета


Как готовят суперинженеров для авиастроения? Когда над городами полетят беспилотные такси? Как прошел первый год пилотного проекта по переходу на новые уровни высшего образования? На вопросы "РГ" отвечает ректор Московского авиационного института Михаил Погосян.

Михаил Асланович, прошедший учебный год вы и ваши студенты прожили в условиях "пилота". Чему научились?

Михаил Погосян: Считаю, что все вузы пилотного проекта проделали за этот год большую работу. Прошлым летом МАИ перевёл на базовое высшее образование профильные направления подготовки, такие как авиастроение, ракетно-космическая техника, двигатели летательных аппаратов, системы управления. Мы увеличили объем практической составляющей в программах подготовки, ввели модульную структуру. Анализ приема прошлого года показал, что абитуриенты высоко оценили новые подходы МАИ к формированию образовательных программ.

Сейчас формируется "ядро" программ высшего образования. Расскажите, что это такое?

Михаил Погосян: Это базовые компетенции, которые нужны, чтобы студенты могли в дальнейшем успешно учиться по конкретным специализациям. "Ядро" должно быть единым, причем не только для одного университета, а для всех участников пилотного проекта и в конечном итоге - для всех вузов. Студенты на первом-втором курсах изучают базовые дисциплины, а начиная с третьего курса выбрать профиль. И здесь мы тоже внесли целый ряд изменений. Цель в том, чтобы выпускники вузов могли сразу влиться в ряды разработчиков, производителей сложных образцов техники без адаптации. А значит, главная задача вузов - дать им практические навыки, а не только базовые теоретические знания.

В этом году МАИ уже полностью переходит на новую систему?

Михаил Погосян: Да, на втором этапе реализации пилотного проекта переводим на новые уровни базового и специализированного высшего образования IT, общеинженерные и экономические направления подготовки. И надо сказать, что для большинства наших заказчиков - а по данным направлениям это крупнейшие предприятия в сфере высоких и информационных технологий - это большой плюс и соответствует их ожиданиям. Они сами активно участвуют в разработке программ, делают с нами прогноз потребностей в кадрах. Думаю, мы таким образом избавились от дискуссии "вы не сформулировали требования - а вы не тех специалистов готовите". Сейчас мы работаем в единой связке.

К чему нужно быть готовым абитуриентам?

Михаил Погосян: Мне кажется, что для абитуриентов каких-то глобальных изменений не произошло. Большой плюс для ребят в том, что в образование активно вовлечены наши индустриальные партнеры, и это точно повысит уровень подготовки.

Сегодня появляются новые возможности по заключению целевых договоров - можно подумать и в этом направлении. МАИ - один из крупнейших вузов по объему подготовки целевиков. И это тоже еще один показатель тесного взаимодействия университета с индустрией. С момента старта приёмной кампании МАИ принял более 500 заявлений от абитуриентов, которые поступают по целевой квоте.

В последнее время много внимания уделяется искусственному интеллекту. В авиастроении он тоже выходит на первый план?

Михаил Погосян: Действительно, искусственный интеллект и нейросети внедряются в разные области деятельности. Эта задача у нас решается, в первую очередь, через программу подготовки специалистов по информационным технологиям. Но и в инженерные направления этот модуль тоже включается. И здесь хотелось бы отметить одну из идей, которую мы реализуем в рамках трансформации системы подготовки кадров. Это выделение модуля перспективных технологий. Мы говорим, что специализация в области проектирования композитных конструкций, в области математического моделирования, в области искусственного интеллекта требует дополнительных знаний и более глубокого погружения в эту конкретную область. Поэтому мы и выделили такой отдельный перспективный модуль.

Кроме этого, выделили модуль специализации, чтобы готовить конструкторов для разных ролей - по общему проектированию, по проектированию отдельных агрегатов, по проектированию систем. Здесь студенты получают, например, навыки владения современными расчетными методами. Математическое моделирование сегодня - одно из ключевых направлений развития высокотехнологичных отраслей индустрии.

Много новых вводных внутри программ, может тогда и сроки подготовки дипломной работы изменить?

Михаил Погосян: Именно так. Мы увеличили объем работы над дипломными проектами. В старой системе на это выделялось всего полгода. Сегодня, учитывая то, что срок обучения на многих наших направлениях - 5,5 лет, надо приступать к работе над дипломом уже с начала пятого курса. За полтора года можно сделать достаточно серьезный инженерный проект по одной из реальных задач, которые сегодня решает индустрия. При этом сам проект комплексный и включает в себя наработки проектной деятельности за все время обучения студента.

Вы упомянули математическое моделирование. Поясните для сегодняшних абитуриентов и студентов, почему это важно?

Михаил Погосян: Применение методов математического моделирования, по нашим оценкам, позволяет более чем на 30 процентов сократить объемы физических испытаний, которые проводят сегодня для сертификации сложных образцов техники. И это большой экономический эффект.

На рынок труда должен выходить специалист, который не только владеет базовыми знаниями и имеет практические навыки, но может и внедрять различные расчетные методы для решения задач. А возможности вычислительной техники, IT-технологий, современных методов моделирования позволяют существенно повысить эффективность работы инженера.

С 1 января заработал новый нацпроект "Беспилотные авиационные системы". Беспилотники - одно из основных направлений в МАИ. Какие шаги будут здесь?

Михаил Погосян: Развитие беспилотных авиационных систем и услуг с использованием беспилотников - один из мировых трендов. За ближайшие 10 лет объем услуг с использованием таких летательных аппаратов и объем их производства должны вырасти на порядок. Это невозможно без специалистов, которые будут заниматься не только разработкой летательных аппаратов, но и проектированием услуг. Наша задача - подготовка комплексных инженеров: людей, которые не просто проектируют какой-то отдельный летательный аппарат или производственную линию по его изготовлению, а тех, кто может проектировать жизненный цикл продукта. Так что есть большая потребность в инженерах для этого направления, потребность в тех, кто будет заниматься продвижением таких продуктов на рынок, в операторах, которые могут управлять беспилотниками, и в тех, кто будет их сертифицировать. Ведь сегодня многие образцы беспилотной техники эксплуатируются в экспериментальном режиме. Если мы говорим о массовом внедрении, то должны прежде всего думать о безопасности.

Что, по Вашему мнению, требуется для развития рынка беспилотников?

Михаил Погосян: Необходимо нормативное регулирование и сертификация. Мы проводим испытания беспилотников и участвуем в формировании нормативных требований к сертификации различного рода аппаратов. А их очень много, и требования к каждой группе разные. Есть БЛА разной взлетной массы: от нескольких килограммов до нескольких тонн. Есть беспилотники, которые используются для мониторинга больших территорий - лесных массивов, сельхозугодий. А есть те, что предназначены для доставки небольших грузов по городу. Конечно, требования к безопасности у них будут существенно отличаться.

А студенты, аспиранты участвуют в такой работе?

Михаил Погосян: Конечно, у нас работают различные междисциплинарные команды. Ведь беспилотники - это и электродвигатели, и система управления, автопилоты, накопители энергии. Ну и нельзя забывать, что мы вместе с партнерами занимаемся созданием российских технологий, которые позволят обеспечить технологическое лидерство. То есть создавать свою линейку комплектующих и программное обеспечение.

В МАИ действует Передовая инженерная школа. Говорят, что в таких школах "куется" элита инженерных кадров. Кого готовят у вас?

Михаил Погосян: Я уже говорил, что наша задача - готовить не только специалистов для текущих потребностей индустрии, но и тех, кто способен создать научно-технический задел для роста ее эффективности, смотреть в будущее. Подготовка научных кадров - одна из миссий университета. А задача Передовой инженерной школы как раз формировать новые подходы - к разработке композитных конструкций, к внедрению методов аддитивных технологий в аэрокосмическую отрасль, к созданию отечественных компонентов для БЛА, к цифровому сельскому хозяйству. Это те направления, которые мы выделили для себя как перспективные. И в нашей ПИШ мы объединяем "задельные" исследования, прикладные исследования и реальные задачи индустрии.

В советские годы очень популярным было увлечение авиамоделированием, мальчишки стремились в небо. А сейчас?

Михаил Погосян: Авиационно-космическая отрасль была и остается локомотивом научно-технического прогресса, определяет развитие других отраслей. При этом сегодня, по сравнению с советскими годами, появилось множество других возможностей для молодежи: IT, беспилотники, малые космические аппараты. Авиация и космос по-прежнему остаются очень привлекательными областями.

А вот интересно, кого в МАИ больше - девушек или ребят?

Михаил Погосян: Если говорить об инженерных направлениях подготовки, то все-таки в нашей традиции их чаще выбирают молодые люди. Девушки больше идут на экономические и лингвистические направления. Но, учитывая возможности, которые дают расчетные методы, у девушек сегодня ничуть не меньше потенциала для реализации своих талантов в инженерии.

Выпускник школы не станет абитуриентом МАИ, если заранее не познакомится с вузом. Расскажите, как вы работаете со школьниками?

Михаил Погосян: Прежде всего, подчеркну: совершенствование системы высшего образования невозможно без повышения уровня подготовки в школе. Это касается требований и к школьникам, и к учителям. МАИ участвует в программе инженерных классов авиастроительного профиля. Совместно с Департаментом образования и науки города Москвы мы реализуем этот проект на базе 9 школ столицы. Для университета очень важно, чтобы в инженерные направления шли люди, которые имеют хорошие базовые знания и навыки. Проект нацелен и на то, чтобы улучшить качество подготовки школьников по математике и физике, - это как раз то, о чем сегодня много говорят. Также в структуре МАИ действует крайне востребованный детский технопарк "Траектория взлета", где школьники знакомятся с технологиями и могут попробовать себя в разных областях, среди которых беспилотные авиационные системы, IT, 3D и многие другие. Важно, чтобы у детей появилось понимание своих будущих возможностей.

А школьники приходят в МАИ на экскурсии, могут посмотреть лаборатории?

Михаил Погосян: Конечно. Они могут посетить большое количество инновационных инженерных пространств, увидеть уникальные образцы авиационной и космической техники, которые есть в МАИ. Можно также попасть и на экскурсию к нашим партнерам - будущим работодателям: это, к примеру, предприятия госкопораций "Ростех", "Роскосмос".

МАИ - альма-матер великих авиаконструкторов и летчиков-космонавтов. Что нужно абитуриенту, чтобы в будущем достичь таких же высот?

Михаил Погосян: Важны хорошая базовая подготовка, практический опыт, настойчивость, целеустремленность. Я не знаю великих руководителей и конструкторов, которые бы в 6 часов вечера уходили домой. Это большая интересная работа, но она требует самоотдачи. Важный фактор карьерного роста в авиационной отрасли - погружение в то, чем ты занимаешься. Думаю, что в любой области добиваются успеха только те люди, которые увлечены тем, чем они занимаются. Конечно, не обойтись без организаторских и управленческих навыков, без владения информационными технологиями.

Мне кажется, в МАИ как раз есть атмосфера творчества, и сюда приходят не для того, чтобы просто получить диплом о высшем образовании и положить его в стол.

Что нас ждет в будущем? Аэротакси? Сверхзвуковые самолеты? Дайте ваш прогноз.

Михаил Погосян: Рынок гражданской авиационной техники будет устойчиво развиваться. Рынок военной авиационной техники тоже будет конкурентным, у нас там достаточно сильные позиции. Активно развивается рынок космических услуг с использованием малых космических аппаратов. Принято решение о запуске проекта Российской орбитальной станции.

Я вижу большой спектр возможностей. Конечно, будет сохраняться вектор на беспилотный транспорт. Новые материалы, композиты, аддитивные технологии, интеллектуальные бортовые системы будут определять технологический уровень авиационно-космической отрасли. Сейчас любой летательный аппарат - это летающий компьютер. И объем задач, которые решаются методами моделирования и с применением искусственного интеллекта, постоянно растет. Мы стараемся максимально повысить уровень безопасности полетов и разгрузить летчика от второстепенных задач.

Также в скором времени появится сверхзвуковой пассажирский авиатранспорт.

Я думаю, что прогнозы точно сбудутся. Но как бы мы сегодня не определили направления развития, завтра они будут другими. Впереди новые технологии, новые подходы и новая жизнь!




комментарии (0):













Материалы рубрики

Андрей Коршунов
Известия
«На Луне испытатели тестируют робота, напоминающего кентавра»
Елена Пономарева, Артем Рукавов
Интерфакс
Научный руководитель Института космических исследований РАН: Луна - не место для прогулок
Алена Чилей
Pro Космос
Новый российский космический корабль будет садиться в Амурской области
Матвей Мальгин
Взгляд
Как будет работать беспилотная «летающая «Газель»
Александр Пинчук
РИА Новости
Роман Таскаев: искусственный интеллект никогда не заменит экипаж самолета

ИА Report
Коммерческий директор AZAL: Цена билета не всегда зависит от желания авиакомпании

Reuters, Ростех
Сергей Чемезов — про ВПК, санкции, экспорт вооружений, авиастроение
Елена Мягкова
АТОР
От Калининграда до Китая и Таиланда: куда зимой будут рейсы из Пулково и какие новинки ждут пассажиров




Интерфакс
Первый замгендиректора "Роскосмоса": консолидируем промышленность вокруг Российской орбитальной станции
Владимир Гаврилов
Известия
«Мы рисовали самолет вокруг людей и их багажа»
Мария Агранович
Российская газета
Ректор МАИ Михаил Погосян рассказал "РГ" о подготовке суперинженеров, аэротакси и беспилотниках
Богдан Логинов
Вслух.ру
Командир вертолета Ми-26 Юрий Волосков: В нашей работе приходится импровизировать

РБК
Вице-президент «Ростелекома» — о беспилотных технологиях для бизнеса
Наина Курбанова
Известия
«Рейсы из Санкт-Петербурга в Москву будут каждые 15 минут»

RT
«Купол безопасности»: разработчик — о возможностях стационарного антидронного комплекса «Серп»
Андрей Коршунов
Известия
Генеральный конструктор КБ «Салют» имени В.М. Мясищева Сергей Кузнецов — о развитии новой российской тяжелой ракеты и ее модификациях
Денис Кайыран
РИА Новости
Алексей Варочко: выходим на серийное производство ракет "Ангара"
Роман Гусаров
NEWS.ru
Наследник Ан-24 самолет «Ладога»: когда полетит, зачем нужен

ФАУ "ЦАГИ"
105 лет: полет успешный
Мария Гришкина
86.ru
«Дико для мужчин видеть девушку в такой профессии»: история югорчанки, которая работает авиамехаником
Наталия Ячменникова
Российская газета
Как готовить специалистов по борьбе с кибератаками на самолеты

Транспорт России
Виталий Савельев: голосовать на выборах – значит разделять ответственность за будущее России
Андрей Коршунов
Известия
«Парение в невесомости Гагарин впервые испытал уже после полета в космос»
Надежда Алексеева, Алина Лихота, Екатерина Кийко
RT
Арктическая навигация: специалист ААНИИ — о развитии БПЛА в Северном Ледовитом океане
Андрей Смирнов
Pro Космос
Юрий Борисов: «Ракета «Амур-СПГ» и сверхлегкий носитель будут многоразовыми»
Наталия Славина
Российская газета
Новое поколение авиации: на чем будем летать. Интервью с академиком Сергеем Чернышевым
Андрей Коршунов
Известия
«На станции будут отрабатываться технологии для полетов на Луну или Марс»
Роман Гусаров
NEWS.ru
Вслед за вылетевшей из самолета дверью «улетает» и доверие к «Боингу»

NEWS.ru
Самолет МС-21 научили приземляться на автомате: почему это так важно
Евгений Гайва
Российская газета
Василий Десятков: Десятки аэропортов модернизируют в России в ближайшие годы
Мария Амирджанян
ТАСС
Генеральный директор "Яковлева": импортозамещенный МС-21 может получить новые версии
Вячеслав Терехов
Интерфакс
Научный руководитель Института астрономии РАН: космический мусор становится все более опасным
Артем Кореняко, Ирина Парфентьева
РБК
Глава «Победы» — РБК: «Приходится уходить на запасные аэродромы»
Евгений Гайва
Российская газета
Глава Росавиации: В этом году в Россию стало летать больше иностранных авиакомпаний
Мария Амирджанян
ТАСС
Замглавы Минпромторга: производство беспилотников будет только расти
Георгий Султанов, Анна Носова
ТАСС
Глава "Швабе" Вадим Калюгин: стремимся сделать наши БПЛА более устойчивыми к РЭБ
Наталия Ячменникова
Российская газета
Александр Блошенко: Мы впервые в истории садимся на Южный полюс Луны
Виктор Лошак
Ростех; Коммерсантъ
Вадим Бадеха: «Нет ничего более технически интересного, чем авиационный двигатель»

Интерфакс
Гендиректор аэропорта "Храброво" Александр Корытный: "Хотим вписать Калининград в накатанную авиатрассу между Китаем, Москвой и Петербургом"
Тимофей Дзядко, Артем Кореняко
РБК
Глава Внуково — РБК: «В ближайшие 10 лет не будет пассажиров в Европу»

Ростех
Евгений Солодилин: «Задачу, которую перед нами поставили акционеры, мы выполнили»
Наталия Ячменникова
Российская газета
Ректор МАИ Михаил Погосян - о том, какие профессии будут популярны в ближайшие пять лет, и почему стране нужны инженеры с креативным мышлением
Екатерина Москвич
ТАСС
Анна Кикина: космонавты летят в космос, чтобы жить
Мария Амирджанян
ТАСС
Гендиректор ОАК Слюсарь: испытания SSJ New с российскими двигателями начнутся осенью
Георгий Казачков, Гулия Леваненкова, Евгения Коткова
ТАСС
Посол Белоруссии в РФ: самолет "Ладога" сможет конкурировать с Airbus и Boeing

Известия
Заместитель генерального директора холдинга Т1 Алексей Волынкин: «Наша цель — запуск первой частной ракеты в космос уже в этом году»
Виталий Корнеев, Елена Новицкая
ТАСС
Глава оператора Пулково Леонид Сергеев: мы стали аэропортом №2 в России
Екатерина Москвич
ТАСС
Глава SR Space: в течение года мы перейдем от ракеты "Небо" к первому полету "Космоса"
Юлия Живикина
РБК
«Иллюзий нет, но справимся»: что происходит с авиакомпаниями в России
Артем Рукавов
Интерфакс
Гендиректор SR Space: идут работы над ракетой-носителем Cosmos с возможным возвратом первой ступени

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer