«Индия должна стать одним из основных рынков»
— Аэропорт Санкт-Петербурга является вторым по объему перевозок в стране. Как изменилась ситуация в 2024 году?
— Действительно, в прошлом году мы стали вторым аэропортом. Однако тенденция продолжается. На данный момент за 5 месяцев перевезено 7,5 млн пассажиров, из них 6 млн составляет российский трафик и 1,5 млн — зарубежный. Можно сделать вывод, что Санкт-Петербург, как туристическая точка, только набирает обороты.
Что касается международных направлений, все по-прежнему летят транзитом либо через Турцию, либо через Дубай и Абу-Даби. Однако у нас появляется китайский трафик, например, в Шанхай самолеты летают практически ежедневно. Кроме того, потенциально «хорошим» рынком является Индия. Однако организовать прямые рейсы в страну из Петербурга было трудно, потому что у них большие ограничения по самолетам из-за санкций. Несмотря на это туристы летают в Индию посредством транзитных рейсов.
А у индусов сейчас популярна такая «фишка» проводить свадьбы, которые собирают по 300-400 человек. И Санкт-Петербург под это подходит идеально. Мы надеемся, что в будущем Индия станет одним из основных рынков.
— Куда летают петербуржцы чаще всего?
— Санкт-Петербург очень тесно связан с Москвой, поскольку это в первую очередь деловой трафик. Согласно статистике, порядка 5 млн пассажиров в год летает столицу России, что делает Москву направлением номер один. С точки зрения туризма следующим идет Калининград, потом Сочи, Екатеринбург и Казань.
«Пришел пораньше – сядись на самолет, который пораньше»
— Между двумя столицами строится высокоскоростная железнодорожная магистраль. На ваш взгляд, как изменится поток авиапассажиров после того, как она заработает? Больше будут ездить на железнодорожном транспорте, или всё-таки самолеты останутся центральным звеном этого сообщения?
— Конкуренция — это естественное явление в нашем бизнесе. Следовательно, открытие железнодорожной магистрали вызовет определенное давление на наш трафик. Мы с компанией «Аэрофлот» разработали проект, инициатива была разработана от «Аэрофлота», и мы с радостью ее поддержали. Это шаттл, то есть, самолеты из Пулкова будут летать в Москву каждые 15 минут, а посадка будет осуществляться по проездному билету. Это удобно: когда бы пассажир не пришел, он может сесть в самолет. Пришел пораньше — сядет на самолет, который вылетает пораньше, опоздал — не страшно, пассажир сядет в следующий самолет. Принцип работы будет почти как у метро. Что касается цены, то за время работы с лоукостерами авиакомпании научились управлять ценой. Проект уже запущен, в начале июня, сейчас утрясают детали.
— В каком состоянии сейчас находится проект по расширению аэропорта Пулково до международного хаба?
— Работа над расширением аэропорта идет полным ходом. Поскольку пассажиропоток в Пулкове превысил 17 млн человек, было решено строить дополнительную галерею — дополнительное место, через которое пассажиры смогут выходить на посадку. Галерея означает дополнительный перрон. Более того, мы расширяем наш основной перрон № 1. Также есть высокий запрос на самоходные стоянки. Увеличивая первый перрон, мы даем авиакомпаниям возможность гораздо лучше управлять своим временем. Они хотят как можно меньше находиться на земле и как можно больше — в воздухе. А после того, как и международный пассажиропоток подрастет до 7 млн человек, будем строить и международную галерею. Среди далекоидущих амбициозных планов — второй терминал, но он появится только если пассажиропоток превысит 23,9 млн человек.
Сегодня мы находимся в состоянии, когда необходимо достроить российскую часть. В середине 2025 года будет закончено проектирование, все параметры внутри утверждены, согласованы. И мы приступим к стройке, которая займет около двух лет.
Здесь я хотел бы отдельно поблагодарить город и губернатора Александра Беглова, поскольку нам продлили концессию на 20 лет: это позволило строить не маленькими шажками, а сразу взяться за большие объекты. Аэропорт развивается большими блоками, что удобно для пассажиров, а мы сможем избежать жизни в постоянной стройке.
— В последние дни происходят разнообразные хакерские атаки, в том числе и на крупные компании. Есть ли у вас понимание, что нужно усиливать IT-штат или увеличивать защищенность вашей системы? Какие действия вы принимаете в связи с этим?
— Эта проблема появилась 2,5, года назад и сегодня Пулково достаточно хорошо подготовлен. Система защиты аэропорта имеет несколько слоев и курируется ФСБ. Сейчас люди находятся на таком этапе развития, когда без IT-штата крупной организации просто не обойтись. Мы нанимаем сотрудников, которые хотят развиваться и расти. Сейчас мы также активно развиваем штаб.
«Пулково в чем-то уникален»
— Вообще, что такое аэропорт XXI века? Это не только прием и отправка пассажиров, нужна еще связь с крупным бизнесом, ритейлом и т.д.?
— Действительно. Самая главная задача — сделать путь пассажира бесшовным. Например, во всем мире постепенно уходят от бумажных паспортов, их заменяют Face ID, биометрия и т.д. Этим занимаются аэропорты. Аналогично ситуация и на перронах, хотя здесь организовать немного тяжелее. Например, на складах крупных маркетплейсов многим занимаются роботы, процессами управляет техника без людей. Но аэропортов меньше, чем маркетплейсов, всего 229, и рынка соответствующего нет. У нас есть собственная разработка по управлению мобильными ресурсами, мы ее сделали в 2021-м году, на настоящий момент она полностью управляется алгоритмами.
Следующий глобальный вызов — это давление со стороны торговли, в том числе — онлайн-торговли. Для того, чтобы аэропорт не превращался в шоурум, необходимо стать таким «онлайном».
В этом плане чемпионом как всегда является аэропорт «Чанги» и сам Сингапур, где повсеместно внедрена биометрия. Сингапур вообще в 2024 году отменяет паспорта. Так, человеку не приходится контактировать с другими людьми, всё происходит посредством Интернета и Face ID. Поэтому нам нужно думать, как двинуться в эту сторону. С другой стороны, привыкнуть к таким изменениям гражданам страны будет сложно. Скорее всего у нас будет внедрена гибридная система.
— Получается, вы ориентируетесь на мировые хабы, и у Пулково практически нет «просадки» в развитии. Как будет развиваться дальше этот бизнес?
— Дело в том, что аэропорт Пулково в чем-то уникален. Ведь в аэропорту есть 12 индустрий, у каждой из которых — свой рынок. Во главе этого «бесшовный» подход, мегасервис, то есть сервис на уровне чемпионатов и олимпиад. Мы также предоставляем разнообразные предложения нашим потребителям: как в логистических услугах, так и в неавиационной коммерции. Согласно показателям, по сервису аэропорт занимает первое место в Европе.
Мы продолжаем лидировать по скорости прохождения терминала, мы — самый быстрый аэропорт в стране. По государственному-частному партнерству (ГЧП) проход должен длиться 75 минут, в Пулково проход занимает около 30 минут, а в бизнес-классе — всего 13-15 минут. Кругом есть фаст-треки, альтернативные проходы, возможность заказать услугу заранее и так далее. Поэтому у нас мега комфортная логистика.
— Какие у вас планы на ПМЭФ? Сегодня нулевой день, а впереди ещё три жарких дня работы.
— Мы очень любим этот форум, потому что приезжает очень много людей, старых добрых друзей и знакомых. Можно в одном месте со всеми встретиться и переговорить. Самое главное — чтобы терминал стал для всех отличным местом встречи. И когда вы или кто-то будете улетать домой, чтобы были хорошие эмоции. Поэтому наша задача — сделать так, чтобы всем было максимально комфортно, чтобы люди помнили об этом форуме и хотели еще раз вернуться. У меня всегда по повестке очень много встреч, поэтому я буду со всеми общаться и закладывать новую историю.