Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Интервью


«Купол безопасности»: разработчик — о возможностях стационарного антидронного комплекса «Серп»


16 мая 2024 года RT


Специалисты НИИ «Вектор» работают над совершенствованием комплекса радиоэлектронного подавления «Серп». Об этом в интервью RT сообщил генеральный директор предприятия Сергей Скорых. По его словам, система эффективно защищает от атак БПЛА различные промышленные предприятия, объекты критической инфраструктуры и топливно-энергетического комплекса (ТЭК). «Серп» поставляется отечественным заказчикам и в скором времени пойдёт на экспорт. Кроме того, как рассказал Скорых, в ближайшее время НИИ «Вектор» создаст мобильные средства радиоэлектронного противодействия беспилотникам.

— Что представляет собой семейство автоматизированных комплексов «Серп»? На каких объектах они могут устанавливаться?

— «Серп» — это широкая линейка средств, позволяющих по отдельности или при совместном использовании эффективно решать задачи по защите объектов от БПЛА. Она была разработана нашими специалистами в НИИ «Вектор» холдинга «Росэлектроника» (входит в «Ростех»).

«Серпы» формируют радиоэлектронные помехи каналам управления и спутниковой навигации БПЛА, дезориентируя дрон в пространстве и срывая его полётное задание. Кроме того, у нас есть модификации, которые имеют в своём составе детектор, способный обнаруживать каналы передачи данных беспилотникам. Это позволяет опередить вторжение БПЛА в зону обнаружения и далее подать команду на включение подавления.

Комплексы «Серп» можно использовать как в одиночку, так и объединять их в группу для защиты одного объекта и управлять ими с одного общего пульта.

В основном они используются для защиты стационарных объектов: различных промышленных предприятий, объектов критической инфраструктуры и топливно-энергетического комплекса (ТЭК), нефтехранилищ и аэропортов. Правда, в последнее время увеличивается спрос на оснащение мобильных объектов — автомобилей различного назначения.

Специалисты НИИ «Вектор» ежедневно обрабатывают большое количество запросов на поставку средств обнаружения и противодействия БПЛА. Благо производственные мощности предприятия позволяют обеспечивать текущую потребность в таких системах. Только за прошлый год на гражданский рынок было поставлено более 100 единиц изделий линейки «Серп».

— Какая модификация «Серпа» является наиболее современной? В чём её основные достоинства?

— На сегодняшний день самой современной модификацией линейки является изделие «Серп-ВС6». Данный комплекс обеспечивает радиоэлектронное подавление в дополнительном диапазоне 430 МГц, что позволяет противодействовать в том числе и FPV-дронам.

Среди наших заказчиков также популярна версия «Серп-ВС5». Она обеспечивает подавление сигналов навигационных спутниковых систем и сигналов управления дроном с пульта оператора в пяти диапазонах на частотах от 900 МГц до 5,8 ГГц. А модификация «Серп-ВС5Д» оснащена детектором, поэтому способна выполнять непрерывный самостоятельный поиск каналов связи БПЛА, а в случае их обнаружения — давать команду на включение средств подавления.

— «Серп» далеко не единственная на российском рынке антидроновая система. В чём её отличия от аналогов?

— В настоящее время на российском рынке существует множество различных решений по противодействию БПЛА как отечественного, так и зарубежного производства.

Изделия «Серп» являются полностью российской разработкой. Наши устройства отличаются от аналогов универсальностью. «Серп» способен работать как в автоматическом режиме, без участия оператора, так и в ручном — с возможностью гибкой настройки секторов и диапазонов подавления в каждом секторе.

На сегодняшний день в линейке представлены как отдельные постановщики помех, так и изделия, совмещающие в себе функции обнаружения и подавления дронов. Мы предлагаем заказчикам комплексный и индивидуальный подход к обеспечению безопасности объектов различных типов.

— Может ли «Серп» защитить объект, если сторона нападения использует на БПЛА режим радиомолчания и нестандартные частоты управления?

— С помощью средств полуактивной радиолокации комплексы «Серп» способны обнаруживать даже радиомолчащие объекты. А с помощью средств радиомониторинга наше оборудование эффективно находит беспилотники с управлением на нестандартных частотах.

— Планирует ли предприятие совершенствовать возможности «Серпа» или создавать новые средства противодействия БПЛА?

— НИИ «Вектор» имеет большой опыт в создании комплексов противодействия беспилотникам. Линейка изделий «Серп» постоянно совершенствуется. По мере появления данных о применении разработчиками БПЛА новых диапазонов частот специалисты предприятия проводят модернизацию изделий и расширяют диапазоны частот радиоэлектронного подавления. Кроме того, сейчас мы создаём мобильные средства радиоэлектронного подавления.

— В экспертной среде можно встретить противоречивые отзывы относительно эффективности нынешних систем радиоэлектронного подавления. Часто говорится, что лучше иметь огневые средства борьбы с БПЛА вроде того же «Панциря».

— Огневые средства поражения используются для физического уничтожения БПЛА, и для гражданских заказчиков они недоступны. Представленные на гражданском рынке средства радиоэлектронного подавления эффективны против определённого типа целей — это преимущественно серийные коммерческие БПЛА, которые могут использоваться в том числе в противоправных целях. Если говорить конкретно об изделиях НИИ «Вектор», то они подтвердили свои заявленные характеристики и свою эффективность.

При этом специалисты сходятся во мнении, что ни одно из существующих средств не может на 100% защитить от атаки БПЛА. У каждого комплекса борьбы с дронами есть сильные и слабые стороны. Поэтому наиболее эффективным видится применение комплексов противодействия, действующих на различных физических принципах.

— Существуют ли законодательные ограничения на антидроновую защиту гражданских объектов? Не мешают ли они развиваться рынку средств радиоэлектронного подавления?

— С точки зрения законодательства российский рынок систем радиоэлектронной борьбы для гражданского сегмента сегодня находится на начальном этапе становления. Однако за 2023 год была проделана большая работа по совершенствованию нормативно-правовой базы в вопросе антидроновой защиты.

Например, в декабре 2023 года был принят закон, согласно которому сотрудники частных охранных предприятий получили право пресекать нахождение дронов вблизи объектов ТЭК. В соответствии с принятой нормой беспилотники можно не только уничтожать или повреждать, но и подавлять или преобразовывать сигналы их дистанционного управления.

До этого право на борьбу с БПЛА было только у силовых структур, ведомственной охраны и ЧОП, которые осуществляли охрану объектов с высокими требованиями к антитеррористической защищённости.

Безопасность более 80% объектов ТЭК обеспечивают частные охранные организации. Таким образом, закон устранил правовые пробелы, мешавшие эффективно защищать объекты топливно-энергетического комплекса.

В текущем году с 1 сентября правом пресекать работу БПЛА в целях защиты объектов транспортной инфраструктуры будут наделены подразделения транспортной безопасности. В январе 2024 года в Госдуме предложили создавать купол безопасности над всеми промышленными предприятиями и объектами стратегической инфраструктуры в РФ. Скорее всего, данная норма также будет реализована ввиду объективной необходимости.

— В прошлом году было объявлено, что «Серп-ВС» будут выпускать в Египте. Какие перспективы продвижения своей продукции вы видите на международном рынке?

— В конце 2023 года был подписан договор о сотрудничестве между НИИ «Вектор» и египетской компанией. В настоящее время проект о лицензионном производстве комплексов противодействия БПЛА развивается в соответствии с имеющейся дорожной картой.

Спрос на комплексы защиты от беспилотников сейчас растёт во всём мире. Заказчики из стран Ближнего Востока и Африки проявляют интерес именно к системам, которые уже эксплуатируются на российских объектах ТЭК и предприятиях оборонно-промышленного комплекса.

— Как вы считаете, может ли Россия, учитывая её опыт в вопросах антидроновой защиты, в перспективе стать ведущим мировым поставщиком систем радиоэлектронного противодействия?

— Применение БПЛА для различных противоправных действий, в том числе с целью совершения террористических атак, — это глобальная проблема. Стоит напомнить, что случаи использования «кустарных» БПЛА для нанесения ударов по объектам инфраструктуры имели место задолго до СВО. Достаточно вспомнить атаки беспилотников на нефтеперерабатывающие заводы в Саудовской Аравии в 2019 году.

Текущие события заставляют нас совершенствовать имеющиеся решения и работать над развитием систем, обеспечивающих обнаружение и противодействие БПЛА. Мы видим, что зарубежные компании проявляют большой интерес к отечественным разработкам, понимая, что Россия — источник уникальных компетенций в сфере защиты своих объектов от атак дронов. Я думаю, что полученный Россией опыт может стать для отечественных разработчиков основой будущего лидерства в области противодействия БПЛА.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Андрей Коршунов
Известия
«На Луне испытатели тестируют робота, напоминающего кентавра»
Елена Пономарева, Артем Рукавов
Интерфакс
Научный руководитель Института космических исследований РАН: Луна - не место для прогулок
Алена Чилей
Pro Космос
Новый российский космический корабль будет садиться в Амурской области
Матвей Мальгин
Взгляд
Как будет работать беспилотная «летающая «Газель»
Александр Пинчук
РИА Новости
Роман Таскаев: искусственный интеллект никогда не заменит экипаж самолета

ИА Report
Коммерческий директор AZAL: Цена билета не всегда зависит от желания авиакомпании

Reuters, Ростех
Сергей Чемезов — про ВПК, санкции, экспорт вооружений, авиастроение
Елена Мягкова
АТОР
От Калининграда до Китая и Таиланда: куда зимой будут рейсы из Пулково и какие новинки ждут пассажиров




Интерфакс
Первый замгендиректора "Роскосмоса": консолидируем промышленность вокруг Российской орбитальной станции
Владимир Гаврилов
Известия
«Мы рисовали самолет вокруг людей и их багажа»
Мария Агранович
Российская газета
Ректор МАИ Михаил Погосян рассказал "РГ" о подготовке суперинженеров, аэротакси и беспилотниках
Богдан Логинов
Вслух.ру
Командир вертолета Ми-26 Юрий Волосков: В нашей работе приходится импровизировать

РБК
Вице-президент «Ростелекома» — о беспилотных технологиях для бизнеса
Наина Курбанова
Известия
«Рейсы из Санкт-Петербурга в Москву будут каждые 15 минут»

RT
«Купол безопасности»: разработчик — о возможностях стационарного антидронного комплекса «Серп»
Андрей Коршунов
Известия
Генеральный конструктор КБ «Салют» имени В.М. Мясищева Сергей Кузнецов — о развитии новой российской тяжелой ракеты и ее модификациях
Денис Кайыран
РИА Новости
Алексей Варочко: выходим на серийное производство ракет "Ангара"
Роман Гусаров
NEWS.ru
Наследник Ан-24 самолет «Ладога»: когда полетит, зачем нужен

ФАУ "ЦАГИ"
105 лет: полет успешный
Мария Гришкина
86.ru
«Дико для мужчин видеть девушку в такой профессии»: история югорчанки, которая работает авиамехаником
Наталия Ячменникова
Российская газета
Как готовить специалистов по борьбе с кибератаками на самолеты

Транспорт России
Виталий Савельев: голосовать на выборах – значит разделять ответственность за будущее России
Андрей Коршунов
Известия
«Парение в невесомости Гагарин впервые испытал уже после полета в космос»
Надежда Алексеева, Алина Лихота, Екатерина Кийко
RT
Арктическая навигация: специалист ААНИИ — о развитии БПЛА в Северном Ледовитом океане
Андрей Смирнов
Pro Космос
Юрий Борисов: «Ракета «Амур-СПГ» и сверхлегкий носитель будут многоразовыми»
Наталия Славина
Российская газета
Новое поколение авиации: на чем будем летать. Интервью с академиком Сергеем Чернышевым
Андрей Коршунов
Известия
«На станции будут отрабатываться технологии для полетов на Луну или Марс»
Роман Гусаров
NEWS.ru
Вслед за вылетевшей из самолета дверью «улетает» и доверие к «Боингу»

NEWS.ru
Самолет МС-21 научили приземляться на автомате: почему это так важно
Евгений Гайва
Российская газета
Василий Десятков: Десятки аэропортов модернизируют в России в ближайшие годы
Мария Амирджанян
ТАСС
Генеральный директор "Яковлева": импортозамещенный МС-21 может получить новые версии
Вячеслав Терехов
Интерфакс
Научный руководитель Института астрономии РАН: космический мусор становится все более опасным
Артем Кореняко, Ирина Парфентьева
РБК
Глава «Победы» — РБК: «Приходится уходить на запасные аэродромы»
Евгений Гайва
Российская газета
Глава Росавиации: В этом году в Россию стало летать больше иностранных авиакомпаний
Мария Амирджанян
ТАСС
Замглавы Минпромторга: производство беспилотников будет только расти
Георгий Султанов, Анна Носова
ТАСС
Глава "Швабе" Вадим Калюгин: стремимся сделать наши БПЛА более устойчивыми к РЭБ
Наталия Ячменникова
Российская газета
Александр Блошенко: Мы впервые в истории садимся на Южный полюс Луны
Виктор Лошак
Ростех; Коммерсантъ
Вадим Бадеха: «Нет ничего более технически интересного, чем авиационный двигатель»

Интерфакс
Гендиректор аэропорта "Храброво" Александр Корытный: "Хотим вписать Калининград в накатанную авиатрассу между Китаем, Москвой и Петербургом"
Тимофей Дзядко, Артем Кореняко
РБК
Глава Внуково — РБК: «В ближайшие 10 лет не будет пассажиров в Европу»

Ростех
Евгений Солодилин: «Задачу, которую перед нами поставили акционеры, мы выполнили»
Наталия Ячменникова
Российская газета
Ректор МАИ Михаил Погосян - о том, какие профессии будут популярны в ближайшие пять лет, и почему стране нужны инженеры с креативным мышлением
Екатерина Москвич
ТАСС
Анна Кикина: космонавты летят в космос, чтобы жить
Мария Амирджанян
ТАСС
Гендиректор ОАК Слюсарь: испытания SSJ New с российскими двигателями начнутся осенью
Георгий Казачков, Гулия Леваненкова, Евгения Коткова
ТАСС
Посол Белоруссии в РФ: самолет "Ладога" сможет конкурировать с Airbus и Boeing

Известия
Заместитель генерального директора холдинга Т1 Алексей Волынкин: «Наша цель — запуск первой частной ракеты в космос уже в этом году»
Виталий Корнеев, Елена Новицкая
ТАСС
Глава оператора Пулково Леонид Сергеев: мы стали аэропортом №2 в России
Екатерина Москвич
ТАСС
Глава SR Space: в течение года мы перейдем от ракеты "Небо" к первому полету "Космоса"
Юлия Живикина
РБК
«Иллюзий нет, но справимся»: что происходит с авиакомпаниями в России
Артем Рукавов
Интерфакс
Гендиректор SR Space: идут работы над ракетой-носителем Cosmos с возможным возвратом первой ступени

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer