Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Интервью


«Купол безопасности»: разработчик — о возможностях стационарного антидронного комплекса «Серп»


16 мая 2024 года RT


Специалисты НИИ «Вектор» работают над совершенствованием комплекса радиоэлектронного подавления «Серп». Об этом в интервью RT сообщил генеральный директор предприятия Сергей Скорых. По его словам, система эффективно защищает от атак БПЛА различные промышленные предприятия, объекты критической инфраструктуры и топливно-энергетического комплекса (ТЭК). «Серп» поставляется отечественным заказчикам и в скором времени пойдёт на экспорт. Кроме того, как рассказал Скорых, в ближайшее время НИИ «Вектор» создаст мобильные средства радиоэлектронного противодействия беспилотникам.

— Что представляет собой семейство автоматизированных комплексов «Серп»? На каких объектах они могут устанавливаться?

— «Серп» — это широкая линейка средств, позволяющих по отдельности или при совместном использовании эффективно решать задачи по защите объектов от БПЛА. Она была разработана нашими специалистами в НИИ «Вектор» холдинга «Росэлектроника» (входит в «Ростех»).

«Серпы» формируют радиоэлектронные помехи каналам управления и спутниковой навигации БПЛА, дезориентируя дрон в пространстве и срывая его полётное задание. Кроме того, у нас есть модификации, которые имеют в своём составе детектор, способный обнаруживать каналы передачи данных беспилотникам. Это позволяет опередить вторжение БПЛА в зону обнаружения и далее подать команду на включение подавления.

Комплексы «Серп» можно использовать как в одиночку, так и объединять их в группу для защиты одного объекта и управлять ими с одного общего пульта.

В основном они используются для защиты стационарных объектов: различных промышленных предприятий, объектов критической инфраструктуры и топливно-энергетического комплекса (ТЭК), нефтехранилищ и аэропортов. Правда, в последнее время увеличивается спрос на оснащение мобильных объектов — автомобилей различного назначения.

Специалисты НИИ «Вектор» ежедневно обрабатывают большое количество запросов на поставку средств обнаружения и противодействия БПЛА. Благо производственные мощности предприятия позволяют обеспечивать текущую потребность в таких системах. Только за прошлый год на гражданский рынок было поставлено более 100 единиц изделий линейки «Серп».

— Какая модификация «Серпа» является наиболее современной? В чём её основные достоинства?

— На сегодняшний день самой современной модификацией линейки является изделие «Серп-ВС6». Данный комплекс обеспечивает радиоэлектронное подавление в дополнительном диапазоне 430 МГц, что позволяет противодействовать в том числе и FPV-дронам.

Среди наших заказчиков также популярна версия «Серп-ВС5». Она обеспечивает подавление сигналов навигационных спутниковых систем и сигналов управления дроном с пульта оператора в пяти диапазонах на частотах от 900 МГц до 5,8 ГГц. А модификация «Серп-ВС5Д» оснащена детектором, поэтому способна выполнять непрерывный самостоятельный поиск каналов связи БПЛА, а в случае их обнаружения — давать команду на включение средств подавления.

— «Серп» далеко не единственная на российском рынке антидроновая система. В чём её отличия от аналогов?

— В настоящее время на российском рынке существует множество различных решений по противодействию БПЛА как отечественного, так и зарубежного производства.

Изделия «Серп» являются полностью российской разработкой. Наши устройства отличаются от аналогов универсальностью. «Серп» способен работать как в автоматическом режиме, без участия оператора, так и в ручном — с возможностью гибкой настройки секторов и диапазонов подавления в каждом секторе.

На сегодняшний день в линейке представлены как отдельные постановщики помех, так и изделия, совмещающие в себе функции обнаружения и подавления дронов. Мы предлагаем заказчикам комплексный и индивидуальный подход к обеспечению безопасности объектов различных типов.

— Может ли «Серп» защитить объект, если сторона нападения использует на БПЛА режим радиомолчания и нестандартные частоты управления?

— С помощью средств полуактивной радиолокации комплексы «Серп» способны обнаруживать даже радиомолчащие объекты. А с помощью средств радиомониторинга наше оборудование эффективно находит беспилотники с управлением на нестандартных частотах.

— Планирует ли предприятие совершенствовать возможности «Серпа» или создавать новые средства противодействия БПЛА?

— НИИ «Вектор» имеет большой опыт в создании комплексов противодействия беспилотникам. Линейка изделий «Серп» постоянно совершенствуется. По мере появления данных о применении разработчиками БПЛА новых диапазонов частот специалисты предприятия проводят модернизацию изделий и расширяют диапазоны частот радиоэлектронного подавления. Кроме того, сейчас мы создаём мобильные средства радиоэлектронного подавления.

— В экспертной среде можно встретить противоречивые отзывы относительно эффективности нынешних систем радиоэлектронного подавления. Часто говорится, что лучше иметь огневые средства борьбы с БПЛА вроде того же «Панциря».

— Огневые средства поражения используются для физического уничтожения БПЛА, и для гражданских заказчиков они недоступны. Представленные на гражданском рынке средства радиоэлектронного подавления эффективны против определённого типа целей — это преимущественно серийные коммерческие БПЛА, которые могут использоваться в том числе в противоправных целях. Если говорить конкретно об изделиях НИИ «Вектор», то они подтвердили свои заявленные характеристики и свою эффективность.

При этом специалисты сходятся во мнении, что ни одно из существующих средств не может на 100% защитить от атаки БПЛА. У каждого комплекса борьбы с дронами есть сильные и слабые стороны. Поэтому наиболее эффективным видится применение комплексов противодействия, действующих на различных физических принципах.

— Существуют ли законодательные ограничения на антидроновую защиту гражданских объектов? Не мешают ли они развиваться рынку средств радиоэлектронного подавления?

— С точки зрения законодательства российский рынок систем радиоэлектронной борьбы для гражданского сегмента сегодня находится на начальном этапе становления. Однако за 2023 год была проделана большая работа по совершенствованию нормативно-правовой базы в вопросе антидроновой защиты.

Например, в декабре 2023 года был принят закон, согласно которому сотрудники частных охранных предприятий получили право пресекать нахождение дронов вблизи объектов ТЭК. В соответствии с принятой нормой беспилотники можно не только уничтожать или повреждать, но и подавлять или преобразовывать сигналы их дистанционного управления.

До этого право на борьбу с БПЛА было только у силовых структур, ведомственной охраны и ЧОП, которые осуществляли охрану объектов с высокими требованиями к антитеррористической защищённости.

Безопасность более 80% объектов ТЭК обеспечивают частные охранные организации. Таким образом, закон устранил правовые пробелы, мешавшие эффективно защищать объекты топливно-энергетического комплекса.

В текущем году с 1 сентября правом пресекать работу БПЛА в целях защиты объектов транспортной инфраструктуры будут наделены подразделения транспортной безопасности. В январе 2024 года в Госдуме предложили создавать купол безопасности над всеми промышленными предприятиями и объектами стратегической инфраструктуры в РФ. Скорее всего, данная норма также будет реализована ввиду объективной необходимости.

— В прошлом году было объявлено, что «Серп-ВС» будут выпускать в Египте. Какие перспективы продвижения своей продукции вы видите на международном рынке?

— В конце 2023 года был подписан договор о сотрудничестве между НИИ «Вектор» и египетской компанией. В настоящее время проект о лицензионном производстве комплексов противодействия БПЛА развивается в соответствии с имеющейся дорожной картой.

Спрос на комплексы защиты от беспилотников сейчас растёт во всём мире. Заказчики из стран Ближнего Востока и Африки проявляют интерес именно к системам, которые уже эксплуатируются на российских объектах ТЭК и предприятиях оборонно-промышленного комплекса.

— Как вы считаете, может ли Россия, учитывая её опыт в вопросах антидроновой защиты, в перспективе стать ведущим мировым поставщиком систем радиоэлектронного противодействия?

— Применение БПЛА для различных противоправных действий, в том числе с целью совершения террористических атак, — это глобальная проблема. Стоит напомнить, что случаи использования «кустарных» БПЛА для нанесения ударов по объектам инфраструктуры имели место задолго до СВО. Достаточно вспомнить атаки беспилотников на нефтеперерабатывающие заводы в Саудовской Аравии в 2019 году.

Текущие события заставляют нас совершенствовать имеющиеся решения и работать над развитием систем, обеспечивающих обнаружение и противодействие БПЛА. Мы видим, что зарубежные компании проявляют большой интерес к отечественным разработкам, понимая, что Россия — источник уникальных компетенций в сфере защиты своих объектов от атак дронов. Я думаю, что полученный Россией опыт может стать для отечественных разработчиков основой будущего лидерства в области противодействия БПЛА.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Андрей Коршунов
Известия
«Российские двигатели будут безопасно возвращать ступени ракеты на Землю»
Илья Доронов
РБК
Глава «Роскосмоса» — РБК: «Бесплатная услуга — это разврат»
Наталия Ячменникова
Российская газета
Идея внедрить виртуального пилота набирает обороты. Сможет ли он обеспечить безопасность авиапассажиров

РИА "Новости"
"Мы видим спрос на кадры для беспилотной авиации"
Анастасия Львова, Герман Костринский, Ирина Парфентьева
РБК
Глава Red Wings — РБК: «Представление о Red Wings упрощенно»
Андрей Коршунов
Известия
«На Луне испытатели тестируют робота, напоминающего кентавра»
Елена Пономарева, Артем Рукавов
Интерфакс
Научный руководитель Института космических исследований РАН: Луна - не место для прогулок
Алена Чилей
Pro Космос
Новый российский космический корабль будет садиться в Амурской области



Матвей Мальгин
Взгляд
Как будет работать беспилотная «летающая «Газель»
Александр Пинчук
РИА Новости
Роман Таскаев: искусственный интеллект никогда не заменит экипаж самолета

ИА Report
Коммерческий директор AZAL: Цена билета не всегда зависит от желания авиакомпании

Reuters, Ростех
Сергей Чемезов — про ВПК, санкции, экспорт вооружений, авиастроение
Елена Мягкова
АТОР
От Калининграда до Китая и Таиланда: куда зимой будут рейсы из Пулково и какие новинки ждут пассажиров

Интерфакс
Первый замгендиректора "Роскосмоса": консолидируем промышленность вокруг Российской орбитальной станции
Владимир Гаврилов
Известия
«Мы рисовали самолет вокруг людей и их багажа»
Мария Агранович
Российская газета
Ректор МАИ Михаил Погосян рассказал "РГ" о подготовке суперинженеров, аэротакси и беспилотниках
Богдан Логинов
Вслух.ру
Командир вертолета Ми-26 Юрий Волосков: В нашей работе приходится импровизировать

РБК
Вице-президент «Ростелекома» — о беспилотных технологиях для бизнеса
Наина Курбанова
Известия
«Рейсы из Санкт-Петербурга в Москву будут каждые 15 минут»

RT
«Купол безопасности»: разработчик — о возможностях стационарного антидронного комплекса «Серп»
Андрей Коршунов
Известия
Генеральный конструктор КБ «Салют» имени В.М. Мясищева Сергей Кузнецов — о развитии новой российской тяжелой ракеты и ее модификациях
Денис Кайыран
РИА Новости
Алексей Варочко: выходим на серийное производство ракет "Ангара"
Роман Гусаров
NEWS.ru
Наследник Ан-24 самолет «Ладога»: когда полетит, зачем нужен

ФАУ "ЦАГИ"
105 лет: полет успешный
Мария Гришкина
86.ru
«Дико для мужчин видеть девушку в такой профессии»: история югорчанки, которая работает авиамехаником
Наталия Ячменникова
Российская газета
Как готовить специалистов по борьбе с кибератаками на самолеты

Транспорт России
Виталий Савельев: голосовать на выборах – значит разделять ответственность за будущее России
Андрей Коршунов
Известия
«Парение в невесомости Гагарин впервые испытал уже после полета в космос»
Надежда Алексеева, Алина Лихота, Екатерина Кийко
RT
Арктическая навигация: специалист ААНИИ — о развитии БПЛА в Северном Ледовитом океане
Андрей Смирнов
Pro Космос
Юрий Борисов: «Ракета «Амур-СПГ» и сверхлегкий носитель будут многоразовыми»
Наталия Славина
Российская газета
Новое поколение авиации: на чем будем летать. Интервью с академиком Сергеем Чернышевым
Андрей Коршунов
Известия
«На станции будут отрабатываться технологии для полетов на Луну или Марс»
Роман Гусаров
NEWS.ru
Вслед за вылетевшей из самолета дверью «улетает» и доверие к «Боингу»

NEWS.ru
Самолет МС-21 научили приземляться на автомате: почему это так важно
Евгений Гайва
Российская газета
Василий Десятков: Десятки аэропортов модернизируют в России в ближайшие годы
Мария Амирджанян
ТАСС
Генеральный директор "Яковлева": импортозамещенный МС-21 может получить новые версии
Вячеслав Терехов
Интерфакс
Научный руководитель Института астрономии РАН: космический мусор становится все более опасным
Артем Кореняко, Ирина Парфентьева
РБК
Глава «Победы» — РБК: «Приходится уходить на запасные аэродромы»
Евгений Гайва
Российская газета
Глава Росавиации: В этом году в Россию стало летать больше иностранных авиакомпаний
Мария Амирджанян
ТАСС
Замглавы Минпромторга: производство беспилотников будет только расти
Георгий Султанов, Анна Носова
ТАСС
Глава "Швабе" Вадим Калюгин: стремимся сделать наши БПЛА более устойчивыми к РЭБ
Наталия Ячменникова
Российская газета
Александр Блошенко: Мы впервые в истории садимся на Южный полюс Луны
Виктор Лошак
Ростех; Коммерсантъ
Вадим Бадеха: «Нет ничего более технически интересного, чем авиационный двигатель»

Интерфакс
Гендиректор аэропорта "Храброво" Александр Корытный: "Хотим вписать Калининград в накатанную авиатрассу между Китаем, Москвой и Петербургом"
Тимофей Дзядко, Артем Кореняко
РБК
Глава Внуково — РБК: «В ближайшие 10 лет не будет пассажиров в Европу»

Ростех
Евгений Солодилин: «Задачу, которую перед нами поставили акционеры, мы выполнили»
Наталия Ячменникова
Российская газета
Ректор МАИ Михаил Погосян - о том, какие профессии будут популярны в ближайшие пять лет, и почему стране нужны инженеры с креативным мышлением
Екатерина Москвич
ТАСС
Анна Кикина: космонавты летят в космос, чтобы жить
Мария Амирджанян
ТАСС
Гендиректор ОАК Слюсарь: испытания SSJ New с российскими двигателями начнутся осенью
Георгий Казачков, Гулия Леваненкова, Евгения Коткова
ТАСС
Посол Белоруссии в РФ: самолет "Ладога" сможет конкурировать с Airbus и Boeing

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer