Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Интервью


«Парение в невесомости Гагарин впервые испытал уже после полета в космос»


7 марта 2024 года Андрей Коршунов, Известия


Юрий Гагарин первым из людей ощутил невесомость в космосе. В этом важное значение его знаменитого полета. Но состояние свободного парения, как это принято считать, на орбите он не испытывал, поскольку был зафиксирован ремнями в кресле пилота. «Поплавать» в воздухе ему удалось год спустя на летающей лаборатории Ту-104АК. Об этом «Известиям» рассказал руководитель музея Летно-исследовательского института (ЛИИ) им. М.М. Громова Андрей Симонов. Историк объяснил, как всё было на самом деле и какую роль играл первый космонавт в исследованиях невесомости. Слова ученого подтверждены документами, которые публикуются впервые.

«Тема невесомости была совершенно новая и неизученная»

— Андрей Анатольевич, почему Летно-исследовательский институт стал одной из ключевых баз подготовки первого отряда космонавтов?

— В ЛИИ уже был большой опыт разработки тренажеров для самолетного оборудования. Кроме того, здесь работали талантливые инженеры. Один из них — впоследствии главный конструктор — Сергей Даревский. Он по своей инициативе разрабатывал системы отработки ручного управления космическим кораблем. Руководство ЛИИ изначально не поддержало изобретателя, но он пробился к Сергею Королеву и рассказал о своих идеях. После этого работа получила зеленый свет, и тренировочный комплекс для космонавтов в ЛИИ был построен. Его назвали «Восток-3А».

Тренажер установили на втором этаже в главном здании института. Там разместили полноразмерный макет космического корабля, для чего разобрали, а потом вернули на место оконный переплет. Внутри макета соорудили комплекс управления.

Причем многие разработки, созданные для тренировочного комплекса, потом применили на корабле. Например, на тренажере впервые в мире была реализована идея единой приборной доски и пульта управления, электрически связанных между собой.

— Как проходило обучение космонавтов?

— Первая шестерка приехала в Жуковский в октябре 1960 года. Это были Валерий Быковский, Юрий Гагарин, Григорий Нелюбов, Андриян Николаев, Павел Попович, Герман Титов. С середины месяца они приступили к тренировкам на тренажере. Инструктором был знаменитый летчик-испытатель Марк Галлай. Когда космонавты усаживались в тренажер, создавалась иллюзия полета. Например, в момент запуска рокотал двигатель, а на экране пробегала земная поверхность.

Галлай в это время садился за свой пульт, с которого давал вводные «полета». И когда космонавт приготовился, спрашивал: «Ну что, готов?» И, получив утвердительный ответ, продолжал: «Ну тогда поехали!» Это слово, которое каждый день слышали космонавты, видимо, засело глубоко в подсознании, и в момент уже реального старта Гагарин повторил это «Поехали!» в эфир.

17 января 1961 года на тренажере «Восток-3А» космонавты сдавали госэкзамен по управлению космическим кораблем. Есть кино- и фотосъемка этого события.

— Как космонавтов готовили к ощущению невесомости?

— Изучением невесомости в ЛИИ занимался отдел авиационной и космической медицины (ОАКМ, или отдел 28). В 1960 году тема невесомости была совершенно новая и неизученная. Ученые слабо представляли, как поведут себя организм и психика человека в космосе. Чтобы понять это, была разработана методика по имитации невесомости во время полетов на реактивных истребителях МиГ-15УТИ.

Эти полеты выполнялись в ГК НИИ ВВС на аэродроме Чкаловский в Щелково. Для достижения нужного режима пилот летел по параболе, и при снижении в самолете возникали условия равномерного свободного падения — то есть искусственная невесомость. Оно длилось около 20 секунд.

Ученые стремились понять, как человек будет совершать в невесомости те или иные действия. Сможет ли он управлять кораблем, пить воду, читать, писать, проводить радиообмен. Было важно, например, определить, как космонавт будет разговаривать в космосе, не провиснут ли у него голосовые связки. Проводились и другие эксперименты. Гагарин выполнил порядка пяти-шести полетов на невесомость на МиГ-15УТИ летом 1960 года.

«Гагарин первым на деле доказал, что человек может длительное время находиться в условиях невесомости»

— Мог ли Гагарин на этом этапе испытать состояние свободного парения?

— На МиГах это было невозможно, так как вторая кабина, где находился космонавт, была слишком тесной. Поэтому одновременно начала создаваться летающая лаборатория на базе пассажирского реактивного самолета Ту-104. Ведущим инженером от ЛИИ по этой теме был Евгений Березкин. 60-тонный лайнер поднимался на высоту 9 км, откуда воздушное судно пикировало, выходя в горизонтальный полет с предельно допустимой скоростью. При этом в момент снижения создавались условия равномерного свободного парения (то есть искусственной невесомости) в течение 30 секунд.

Летные испытания лаборатории начались летом 1960 года. Предполагалось, что все члены первого отряда космонавтов отработают на ней свои действия. Однако потребовались значительные технические доработки Ту-104, что задержало ввод исследовательского комплекса в эксплуатацию. В результате Гагарин так и не успел потренироваться на нем.

Поэтому во время полета на орбите специалисты не стали рисковать и не «отпустили» первого космонавта парить в воздухе в кабине космического корабля. В итоге на орбите он был жестко зафиксирован в кресле привязными ремнями, а парение в воздухе Гагарин впервые испытал уже после полета в космос — на летающей лаборатории. Это произошло 27 июля 1962 года.

Тем не менее Гагарин первым на деле доказал, что человек может длительное время находиться в условиях невесомости. Это величайшее достижение, которое открыло дорогу следующим экспедициям в космос.

— Расскажите, какие исследования проводили на летающей лаборатории Ту-104?

— Изучали, как функционируют двигательная, зрительная, вестибулярная и другие системы организма. Моделировалось управление приборами. Проверяли работу техники. Например, как в невесомости раскрываются антенны или как горят лампы накаливания. В 1964 году в летающей лаборатории установили макет космического корабля и шлюзовой отсек для отработки операций по выходу человека в скафандре в открытый космос.

Изначально за один полет Ту-104 выполнял до десяти режимов для создания искусственной невесомости. Затем их сократили до пяти, поскольку опасались за состояние самолета. После каждого полета борт тщательно изучали на наличие усталостных нарушений.

«Гагарин счастливый, потому что впервые испытал реальную невесомость»

— Расскажите, как наконец Гагарин смог полетать в воздухе?

— В экспериментах на летающей лаборатории Гагарин непосредственного участия не принимал. Однако 27 июля 1962 года он вместе с будущими космонавтами Борисом Волыновым, Владимиром Комаровым и генералом Николаем Каманиным (ответственным по подготовке космонавтов) приехал на аэродром в ЛИИ и незапланированно принял участие в очередном исследовательском рейсе Ту-104.

В том полете испытатели отрабатывали технику выхода из кресла пилота космического корабля и вход в него. Ее через две недели в реальных условиях применили Андриян Николаев и Павел Попович, которые во время совместного полета 12–15 августа 1962 года на кораблях «Восток-3» и «Восток-4» впервые опробовали режим свободного плавания в невесомости уже в реальном космическом полете.

Впоследствии выяснилось, что Волынов и Комаров участвовали в полете в качестве дублеров этих космонавтов. А Гагарин — в качестве командира отряда космонавтов. На фотографиях, которые запечатлели это событие, он широко улыбается. Гагарин счастливый, потому что впервые испытал реальную невесомость. Стоит отметить, что он также принимал деятельное участие в работе с товарищами, подсказывая, как правильно совершать различные манипуляции в космическом корабле.

— Участвовал ли Гагарин в дальнейших исследованиях невесомости на Ту-104?

— В литературе есть сообщения об этом. В частности, о втором полете, который состоялся спустя неделю, в книге «Мои встречи с Гагариным» рассказывает Леонид Китаев-Смык. В то время — испытатель космической техники и главный ответственный за медицинское обеспечение полетов на исследовательском Ту-104.

Однако он не приводит точную дату. Также его сведения не подтверждаются записями в журнале учета полетов ЛИИ.

Кроме того, есть запись в книге Владимира Митрошенкова «Земля под небом. Хроника жизни Юрия Гагарина» о том, что Юрий Алексеевич 29 июля 1966 года «летал на тренировку в бассейне невесомости, созданном на самолете Ту-104» и наблюдал, как будущий космонавт Евгений Хрунов отрабатывал вход-выход в шлюзовую камеру в скафандре. Этот полет зафиксирован в журнале учета, но среди пассажиров летающей лаборатории Гагарин не значится.

Поэтому документально подтвержден пока только один случай, когда первый космонавт планеты парил в невесомости. Причем произошло это не в космосе, а на самолете — летающей лаборатории 27 июля 1962 года. Вместе с тем дальнейшее изучение документов, возможно, даст новые неожиданные сведения, которые раньше нигде не фигурировали.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Андрей Коршунов
Известия
«Российские двигатели будут безопасно возвращать ступени ракеты на Землю»
Илья Доронов
РБК
Глава «Роскосмоса» — РБК: «Бесплатная услуга — это разврат»
Наталия Ячменникова
Российская газета
Идея внедрить виртуального пилота набирает обороты. Сможет ли он обеспечить безопасность авиапассажиров

РИА "Новости"
"Мы видим спрос на кадры для беспилотной авиации"
Анастасия Львова, Герман Костринский, Ирина Парфентьева
РБК
Глава Red Wings — РБК: «Представление о Red Wings упрощенно»
Андрей Коршунов
Известия
«На Луне испытатели тестируют робота, напоминающего кентавра»
Елена Пономарева, Артем Рукавов
Интерфакс
Научный руководитель Института космических исследований РАН: Луна - не место для прогулок
Алена Чилей
Pro Космос
Новый российский космический корабль будет садиться в Амурской области



Матвей Мальгин
Взгляд
Как будет работать беспилотная «летающая «Газель»
Александр Пинчук
РИА Новости
Роман Таскаев: искусственный интеллект никогда не заменит экипаж самолета

ИА Report
Коммерческий директор AZAL: Цена билета не всегда зависит от желания авиакомпании

Reuters, Ростех
Сергей Чемезов — про ВПК, санкции, экспорт вооружений, авиастроение
Елена Мягкова
АТОР
От Калининграда до Китая и Таиланда: куда зимой будут рейсы из Пулково и какие новинки ждут пассажиров

Интерфакс
Первый замгендиректора "Роскосмоса": консолидируем промышленность вокруг Российской орбитальной станции
Владимир Гаврилов
Известия
«Мы рисовали самолет вокруг людей и их багажа»
Мария Агранович
Российская газета
Ректор МАИ Михаил Погосян рассказал "РГ" о подготовке суперинженеров, аэротакси и беспилотниках
Богдан Логинов
Вслух.ру
Командир вертолета Ми-26 Юрий Волосков: В нашей работе приходится импровизировать

РБК
Вице-президент «Ростелекома» — о беспилотных технологиях для бизнеса
Наина Курбанова
Известия
«Рейсы из Санкт-Петербурга в Москву будут каждые 15 минут»

RT
«Купол безопасности»: разработчик — о возможностях стационарного антидронного комплекса «Серп»
Андрей Коршунов
Известия
Генеральный конструктор КБ «Салют» имени В.М. Мясищева Сергей Кузнецов — о развитии новой российской тяжелой ракеты и ее модификациях
Денис Кайыран
РИА Новости
Алексей Варочко: выходим на серийное производство ракет "Ангара"
Роман Гусаров
NEWS.ru
Наследник Ан-24 самолет «Ладога»: когда полетит, зачем нужен

ФАУ "ЦАГИ"
105 лет: полет успешный
Мария Гришкина
86.ru
«Дико для мужчин видеть девушку в такой профессии»: история югорчанки, которая работает авиамехаником
Наталия Ячменникова
Российская газета
Как готовить специалистов по борьбе с кибератаками на самолеты

Транспорт России
Виталий Савельев: голосовать на выборах – значит разделять ответственность за будущее России
Андрей Коршунов
Известия
«Парение в невесомости Гагарин впервые испытал уже после полета в космос»
Надежда Алексеева, Алина Лихота, Екатерина Кийко
RT
Арктическая навигация: специалист ААНИИ — о развитии БПЛА в Северном Ледовитом океане
Андрей Смирнов
Pro Космос
Юрий Борисов: «Ракета «Амур-СПГ» и сверхлегкий носитель будут многоразовыми»
Наталия Славина
Российская газета
Новое поколение авиации: на чем будем летать. Интервью с академиком Сергеем Чернышевым
Андрей Коршунов
Известия
«На станции будут отрабатываться технологии для полетов на Луну или Марс»
Роман Гусаров
NEWS.ru
Вслед за вылетевшей из самолета дверью «улетает» и доверие к «Боингу»

NEWS.ru
Самолет МС-21 научили приземляться на автомате: почему это так важно
Евгений Гайва
Российская газета
Василий Десятков: Десятки аэропортов модернизируют в России в ближайшие годы
Мария Амирджанян
ТАСС
Генеральный директор "Яковлева": импортозамещенный МС-21 может получить новые версии
Вячеслав Терехов
Интерфакс
Научный руководитель Института астрономии РАН: космический мусор становится все более опасным
Артем Кореняко, Ирина Парфентьева
РБК
Глава «Победы» — РБК: «Приходится уходить на запасные аэродромы»
Евгений Гайва
Российская газета
Глава Росавиации: В этом году в Россию стало летать больше иностранных авиакомпаний
Мария Амирджанян
ТАСС
Замглавы Минпромторга: производство беспилотников будет только расти
Георгий Султанов, Анна Носова
ТАСС
Глава "Швабе" Вадим Калюгин: стремимся сделать наши БПЛА более устойчивыми к РЭБ
Наталия Ячменникова
Российская газета
Александр Блошенко: Мы впервые в истории садимся на Южный полюс Луны
Виктор Лошак
Ростех; Коммерсантъ
Вадим Бадеха: «Нет ничего более технически интересного, чем авиационный двигатель»

Интерфакс
Гендиректор аэропорта "Храброво" Александр Корытный: "Хотим вписать Калининград в накатанную авиатрассу между Китаем, Москвой и Петербургом"
Тимофей Дзядко, Артем Кореняко
РБК
Глава Внуково — РБК: «В ближайшие 10 лет не будет пассажиров в Европу»

Ростех
Евгений Солодилин: «Задачу, которую перед нами поставили акционеры, мы выполнили»
Наталия Ячменникова
Российская газета
Ректор МАИ Михаил Погосян - о том, какие профессии будут популярны в ближайшие пять лет, и почему стране нужны инженеры с креативным мышлением
Екатерина Москвич
ТАСС
Анна Кикина: космонавты летят в космос, чтобы жить
Мария Амирджанян
ТАСС
Гендиректор ОАК Слюсарь: испытания SSJ New с российскими двигателями начнутся осенью
Георгий Казачков, Гулия Леваненкова, Евгения Коткова
ТАСС
Посол Белоруссии в РФ: самолет "Ладога" сможет конкурировать с Airbus и Boeing

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer