«Тема невесомости была совершенно новая и неизученная»
— Андрей Анатольевич, почему Летно-исследовательский институт стал одной из ключевых баз подготовки первого отряда космонавтов?
— В ЛИИ уже был большой опыт разработки тренажеров для самолетного оборудования. Кроме того, здесь работали талантливые инженеры. Один из них — впоследствии главный конструктор — Сергей Даревский. Он по своей инициативе разрабатывал системы отработки ручного управления космическим кораблем. Руководство ЛИИ изначально не поддержало изобретателя, но он пробился к Сергею Королеву и рассказал о своих идеях. После этого работа получила зеленый свет, и тренировочный комплекс для космонавтов в ЛИИ был построен. Его назвали «Восток-3А».
Тренажер установили на втором этаже в главном здании института. Там разместили полноразмерный макет космического корабля, для чего разобрали, а потом вернули на место оконный переплет. Внутри макета соорудили комплекс управления.
Причем многие разработки, созданные для тренировочного комплекса, потом применили на корабле. Например, на тренажере впервые в мире была реализована идея единой приборной доски и пульта управления, электрически связанных между собой.
— Как проходило обучение космонавтов?
— Первая шестерка приехала в Жуковский в октябре 1960 года. Это были Валерий Быковский, Юрий Гагарин, Григорий Нелюбов, Андриян Николаев, Павел Попович, Герман Титов. С середины месяца они приступили к тренировкам на тренажере. Инструктором был знаменитый летчик-испытатель Марк Галлай. Когда космонавты усаживались в тренажер, создавалась иллюзия полета. Например, в момент запуска рокотал двигатель, а на экране пробегала земная поверхность.
Галлай в это время садился за свой пульт, с которого давал вводные «полета». И когда космонавт приготовился, спрашивал: «Ну что, готов?» И, получив утвердительный ответ, продолжал: «Ну тогда поехали!» Это слово, которое каждый день слышали космонавты, видимо, засело глубоко в подсознании, и в момент уже реального старта Гагарин повторил это «Поехали!» в эфир.
17 января 1961 года на тренажере «Восток-3А» космонавты сдавали госэкзамен по управлению космическим кораблем. Есть кино- и фотосъемка этого события.
— Как космонавтов готовили к ощущению невесомости?
— Изучением невесомости в ЛИИ занимался отдел авиационной и космической медицины (ОАКМ, или отдел 28). В 1960 году тема невесомости была совершенно новая и неизученная. Ученые слабо представляли, как поведут себя организм и психика человека в космосе. Чтобы понять это, была разработана методика по имитации невесомости во время полетов на реактивных истребителях МиГ-15УТИ.
Эти полеты выполнялись в ГК НИИ ВВС на аэродроме Чкаловский в Щелково. Для достижения нужного режима пилот летел по параболе, и при снижении в самолете возникали условия равномерного свободного падения — то есть искусственная невесомость. Оно длилось около 20 секунд.
Ученые стремились понять, как человек будет совершать в невесомости те или иные действия. Сможет ли он управлять кораблем, пить воду, читать, писать, проводить радиообмен. Было важно, например, определить, как космонавт будет разговаривать в космосе, не провиснут ли у него голосовые связки. Проводились и другие эксперименты. Гагарин выполнил порядка пяти-шести полетов на невесомость на МиГ-15УТИ летом 1960 года.
«Гагарин первым на деле доказал, что человек может длительное время находиться в условиях невесомости»
— Мог ли Гагарин на этом этапе испытать состояние свободного парения?
— На МиГах это было невозможно, так как вторая кабина, где находился космонавт, была слишком тесной. Поэтому одновременно начала создаваться летающая лаборатория на базе пассажирского реактивного самолета Ту-104. Ведущим инженером от ЛИИ по этой теме был Евгений Березкин. 60-тонный лайнер поднимался на высоту 9 км, откуда воздушное судно пикировало, выходя в горизонтальный полет с предельно допустимой скоростью. При этом в момент снижения создавались условия равномерного свободного парения (то есть искусственной невесомости) в течение 30 секунд.
Летные испытания лаборатории начались летом 1960 года. Предполагалось, что все члены первого отряда космонавтов отработают на ней свои действия. Однако потребовались значительные технические доработки Ту-104, что задержало ввод исследовательского комплекса в эксплуатацию. В результате Гагарин так и не успел потренироваться на нем.
Поэтому во время полета на орбите специалисты не стали рисковать и не «отпустили» первого космонавта парить в воздухе в кабине космического корабля. В итоге на орбите он был жестко зафиксирован в кресле привязными ремнями, а парение в воздухе Гагарин впервые испытал уже после полета в космос — на летающей лаборатории. Это произошло 27 июля 1962 года.
Тем не менее Гагарин первым на деле доказал, что человек может длительное время находиться в условиях невесомости. Это величайшее достижение, которое открыло дорогу следующим экспедициям в космос.
— Расскажите, какие исследования проводили на летающей лаборатории Ту-104?
— Изучали, как функционируют двигательная, зрительная, вестибулярная и другие системы организма. Моделировалось управление приборами. Проверяли работу техники. Например, как в невесомости раскрываются антенны или как горят лампы накаливания. В 1964 году в летающей лаборатории установили макет космического корабля и шлюзовой отсек для отработки операций по выходу человека в скафандре в открытый космос.
Изначально за один полет Ту-104 выполнял до десяти режимов для создания искусственной невесомости. Затем их сократили до пяти, поскольку опасались за состояние самолета. После каждого полета борт тщательно изучали на наличие усталостных нарушений.
«Гагарин счастливый, потому что впервые испытал реальную невесомость»
— Расскажите, как наконец Гагарин смог полетать в воздухе?
— В экспериментах на летающей лаборатории Гагарин непосредственного участия не принимал. Однако 27 июля 1962 года он вместе с будущими космонавтами Борисом Волыновым, Владимиром Комаровым и генералом Николаем Каманиным (ответственным по подготовке космонавтов) приехал на аэродром в ЛИИ и незапланированно принял участие в очередном исследовательском рейсе Ту-104.
В том полете испытатели отрабатывали технику выхода из кресла пилота космического корабля и вход в него. Ее через две недели в реальных условиях применили Андриян Николаев и Павел Попович, которые во время совместного полета 12–15 августа 1962 года на кораблях «Восток-3» и «Восток-4» впервые опробовали режим свободного плавания в невесомости уже в реальном космическом полете.
Впоследствии выяснилось, что Волынов и Комаров участвовали в полете в качестве дублеров этих космонавтов. А Гагарин — в качестве командира отряда космонавтов. На фотографиях, которые запечатлели это событие, он широко улыбается. Гагарин счастливый, потому что впервые испытал реальную невесомость. Стоит отметить, что он также принимал деятельное участие в работе с товарищами, подсказывая, как правильно совершать различные манипуляции в космическом корабле.
— Участвовал ли Гагарин в дальнейших исследованиях невесомости на Ту-104?
— В литературе есть сообщения об этом. В частности, о втором полете, который состоялся спустя неделю, в книге «Мои встречи с Гагариным» рассказывает Леонид Китаев-Смык. В то время — испытатель космической техники и главный ответственный за медицинское обеспечение полетов на исследовательском Ту-104.
Однако он не приводит точную дату. Также его сведения не подтверждаются записями в журнале учета полетов ЛИИ.
Кроме того, есть запись в книге Владимира Митрошенкова «Земля под небом. Хроника жизни Юрия Гагарина» о том, что Юрий Алексеевич 29 июля 1966 года «летал на тренировку в бассейне невесомости, созданном на самолете Ту-104» и наблюдал, как будущий космонавт Евгений Хрунов отрабатывал вход-выход в шлюзовую камеру в скафандре. Этот полет зафиксирован в журнале учета, но среди пассажиров летающей лаборатории Гагарин не значится.
Поэтому документально подтвержден пока только один случай, когда первый космонавт планеты парил в невесомости. Причем произошло это не в космосе, а на самолете — летающей лаборатории 27 июля 1962 года. Вместе с тем дальнейшее изучение документов, возможно, даст новые неожиданные сведения, которые раньше нигде не фигурировали.