Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Интервью


Генеральный конструктор «ОДК-Кузнецов» Павел Чупин:
«Российские двигатели будут безопасно возвращать ступени ракеты на Землю»


11 декабря 2024 года Андрей Коршунов, Известия


В России проектируют многоразовые ракетные двигатели, которые и позволят безопасно возвращать отработавшие ступени сверхлегких ракет на Землю. Об этом в интервью «Известиям» рассказал генеральный конструктор «ОДК-Кузнецов» Павел Чупин. Также он сообщил о создании агрегатов для перекачки и сжижении газа, о зеленых технологиях в двигателестроении и о самом мощном в мире газотурбовозе. Подробнее о новых отечественных силовых установках — в интервью «Известиям».

«Эти системы двигателя предоставляют широкие возможности для многоразового использования»

— Павел Владимирович, ваша компания — флагман в создании ракетных двигателей. Какие разработки ведутся в этой сфере?

— Наше предприятие выполняет полный цикл по разработке и производству ракетных двигателей. В этом смысле оно является уникальным в контуре «Ростеха». Вся отечественная пилотируемая космонавтика летает на двигателях, которые изготовлены нашим предприятием. Если говорить о двигателе НК-33, то он не только изготовлен, но и разработан в ПАО «ОДК-Кузнецов».

Из новых проектов сейчас выполняется эскизное проектирование двигателей первой и второй ступеней, которые работают на паре кислород – керосин, для новейшей сверхлегкой ракеты-носителя. Их тяга в различных условиях составит 3–4 тонны-силы (тс). Предполагается, что многоразовые российские двигатели будут безопасно возвращать ступени ракеты на Землю. Эти работы выполняются в интересах коммерческого заказчика.

— Какие особенности делают двигатели многоразовыми?

— Во время каждого полета двигатели смогут выполнять несколько включений, что достигается за счет технологии, когда воспламенение топливной смеси производится с помощью либо многоразовых пиросредств, либо электрической системы зажигания. Это отличает нашу разработку от традиционных решений, где применяют пиротехнические средства одноразового действия.

При этом управление вектором тяги будет производиться с помощью электроприводов. Они позволяют изменять положение сопла двигателя относительно оси ракеты и тем самым корректировать траекторию ее движения. При этом система регулирования двигателя позволяет изменять тягу в широком диапазоне по сигналам от системы управления ракеты-носителя. В совокупности все эти системы ракетного двигателя предоставляют широкие возможности маневрирования и многоразового использования.

«Главные конкурентные преимущества — сплав ракетных и авиационных технологий»

— В каких еще сферах востребованы ваши разработки?

— Наше предприятие задействовано в большом числе проектов. Это вертолето- и самолетостроение, энергетика. К примеру, сейчас специалисты «ОДК-Кузнецов» проектируют новый двигатель для вертолета большой грузоподъемности. Еще одно важное направление — это разработка наземных газотурбинных двигателей для транспортировки газа и электрогенерации в нефтегазовой промышленности и электроэнергетике.

В частности, мы разработали и приступили к изготовлению опытного образца индустриальной установки мощностью 32 МВт. Она предназначена для использования в качестве привода для работы в составе оборудования по транспортировке газа в магистральных трубопроводах и сжижению газа.

Прежде в нашей стране производство таких двигателей ограничивалось мощностью 25 МВт. В дальнейшем мы рассматриваем возможность увеличения единичной мощности выпускаемых двигателей до 40–50 МВт для импортозамещения зарубежной техники при наличии заинтересованности со стороны наших заказчиков. Импортные агрегаты такого класса, которые сейчас эксплуатируют в нашей стране, постепенно вырабатывают свой ресурс и вскоре потребуют капитального ремонта либо полной замены.

— Можете рассказать о нестандартных направлениях, где применяются ваши двигатели?

— Особая гордость «кузнецовского» коллектива — способность решать нестандартные задачи. Некоторое время назад нашими специалистами был создан силовой блок для газотурбовоза — локомотива с газотурбинной силовой установкой. В проекте реализованы главные конкурентные преимущества предприятия — сплав ракетных и авиационных технологий.

Изготовленный двигатель предназначен для работы на криогенном топливе (сжиженном метане). По мощности он существенно превосходит известные аналоги. Газотурбовозу, оснащенному этой установкой, принадлежит мировой рекорд по массе проводимого железнодорожного состава. Дополнительным преимуществом газотурбовоза является способность перевозить грузы на неэлектрифицированных участках железных дорог.

Если говорить про экзотические направления, можно вспомнить запрос от потенциального заказчика по созданию установки на базе ракетного двигателя для распыления специального реагента с целью организации дождевых осадков в засушливых районах страны.

В 2013 году «ОДК-Кузнецов» получил заказ на создание горелочного устройства чаши олимпийского огня XXII зимней Олимпиады в Сочи. Шестиметровое пламя факела должно было отработать на высоте 50 м с учетом возможных природных изменений. Поэтому факел испытывали в условиях урагана и проливного дождя. Для имитации экстремальной погоды применили серийный авиационный двигатель НК-12МА.

При выполнении работ внутри газопровода смонтированы основная, дублирующая и резервная ветки подачи таза. В целом разработчикам потребовалось значительно выйти за рамки привычного и изучить много смежных направлений.

«Специалисты разрабатывают перспективные камеры сгорания зеленых газотурбинных двигателей»

— В мире активно внедряют экологичные технологии. Как эти тенденции отражаются на работе предприятия?

— Еще в конце 1980-х годов на предприятии разрабатывали авиационные двигатели, в которых в качестве топлива использовали сжиженные природный газ и водород. Эти компоненты позволяют минимизировать (в случае применения СПГ) или обнулить (для водорода) так называемый углеродный след. Эти проекты опередили свое время, но сегодня мы вновь возвращаемся к этой тематике.

Например, в рамках одной из научно-исследовательских работ была спроектирована конструкция камеры сгорания газотурбинного двигателя, в которой сжигание смеси из природного газа и водорода позволило в несколько раз снизить вредные выбросы оксидов углерода по сравнению с применением в качестве топлива только природного газа.

Сейчас специалисты занимаются разработкой перспективных камер сгорания зеленых газотурбинных двигателей, в первую очередь для наземного применения. Предполагается, что на первом этапе они будут адаптированы для работы на смеси природного газа и водорода, а в перспективе — на чистом водороде.

— С чего обычно начинается создание нового двигателя?

— Создание двигателя нового поколения начинается с отработки перспективных, «критических» технологий, которые впоследствии будут применяться в конструкции. Это создание новых материалов с улучшенными физико-механическими характеристиками, технологии проектирования, изготовления и испытаний. Работа подразумевает тесное взаимодействие с отраслевой и вузовской наукой, выполнение научно-исследовательских работ.

Если создаваемые технологии подтвердили высокий уровень готовности, их применяют при проектировании нового изделия. Итог опытно-конструкторской работы — это образец двигателя, который прошел полный комплекс испытаний и подтвердил все предъявляемые к нему требования.

— Влияет ли на работу отрасли дефицит кадров?

— Сегодня все промышленные предприятия столкнулись с кадровым голодом. Найти высококвалифицированных конструкторов, технологов и рабочих трудно. Большую поддержку оказывает «Ростех». Госкорпорация открывает инженерные классы в школах, развивает целевое обучение в вузах и ссузах, готовит мультиспециалистов в производственно-учебных центрах.

Наше предприятие реализует программы внутреннего обучения и переподготовки специалистов. Будущие конструкторы и технологи начиная с первого года обучения трудоустраиваются в «ОДК-Кузнецов» и, получая вторую профессию, один день в неделю проводят на предприятии и привлекаются к рабочему процессу.

В качестве индустриального партнера мы поддерживаем опорные вузы. Например, Самарский госуниверситет.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Андрей Коршунов
Известия
«Российские двигатели будут безопасно возвращать ступени ракеты на Землю»
Илья Доронов
РБК
Глава «Роскосмоса» — РБК: «Бесплатная услуга — это разврат»
Наталия Ячменникова
Российская газета
Идея внедрить виртуального пилота набирает обороты. Сможет ли он обеспечить безопасность авиапассажиров

РИА "Новости"
"Мы видим спрос на кадры для беспилотной авиации"
Анастасия Львова, Герман Костринский, Ирина Парфентьева
РБК
Глава Red Wings — РБК: «Представление о Red Wings упрощенно»
Андрей Коршунов
Известия
«На Луне испытатели тестируют робота, напоминающего кентавра»
Елена Пономарева, Артем Рукавов
Интерфакс
Научный руководитель Института космических исследований РАН: Луна - не место для прогулок
Алена Чилей
Pro Космос
Новый российский космический корабль будет садиться в Амурской области



Матвей Мальгин
Взгляд
Как будет работать беспилотная «летающая «Газель»
Александр Пинчук
РИА Новости
Роман Таскаев: искусственный интеллект никогда не заменит экипаж самолета

ИА Report
Коммерческий директор AZAL: Цена билета не всегда зависит от желания авиакомпании

Reuters, Ростех
Сергей Чемезов — про ВПК, санкции, экспорт вооружений, авиастроение
Елена Мягкова
АТОР
От Калининграда до Китая и Таиланда: куда зимой будут рейсы из Пулково и какие новинки ждут пассажиров

Интерфакс
Первый замгендиректора "Роскосмоса": консолидируем промышленность вокруг Российской орбитальной станции
Владимир Гаврилов
Известия
«Мы рисовали самолет вокруг людей и их багажа»
Мария Агранович
Российская газета
Ректор МАИ Михаил Погосян рассказал "РГ" о подготовке суперинженеров, аэротакси и беспилотниках
Богдан Логинов
Вслух.ру
Командир вертолета Ми-26 Юрий Волосков: В нашей работе приходится импровизировать

РБК
Вице-президент «Ростелекома» — о беспилотных технологиях для бизнеса
Наина Курбанова
Известия
«Рейсы из Санкт-Петербурга в Москву будут каждые 15 минут»

RT
«Купол безопасности»: разработчик — о возможностях стационарного антидронного комплекса «Серп»
Андрей Коршунов
Известия
Генеральный конструктор КБ «Салют» имени В.М. Мясищева Сергей Кузнецов — о развитии новой российской тяжелой ракеты и ее модификациях
Денис Кайыран
РИА Новости
Алексей Варочко: выходим на серийное производство ракет "Ангара"
Роман Гусаров
NEWS.ru
Наследник Ан-24 самолет «Ладога»: когда полетит, зачем нужен

ФАУ "ЦАГИ"
105 лет: полет успешный
Мария Гришкина
86.ru
«Дико для мужчин видеть девушку в такой профессии»: история югорчанки, которая работает авиамехаником
Наталия Ячменникова
Российская газета
Как готовить специалистов по борьбе с кибератаками на самолеты

Транспорт России
Виталий Савельев: голосовать на выборах – значит разделять ответственность за будущее России
Андрей Коршунов
Известия
«Парение в невесомости Гагарин впервые испытал уже после полета в космос»
Надежда Алексеева, Алина Лихота, Екатерина Кийко
RT
Арктическая навигация: специалист ААНИИ — о развитии БПЛА в Северном Ледовитом океане
Андрей Смирнов
Pro Космос
Юрий Борисов: «Ракета «Амур-СПГ» и сверхлегкий носитель будут многоразовыми»
Наталия Славина
Российская газета
Новое поколение авиации: на чем будем летать. Интервью с академиком Сергеем Чернышевым
Андрей Коршунов
Известия
«На станции будут отрабатываться технологии для полетов на Луну или Марс»
Роман Гусаров
NEWS.ru
Вслед за вылетевшей из самолета дверью «улетает» и доверие к «Боингу»

NEWS.ru
Самолет МС-21 научили приземляться на автомате: почему это так важно
Евгений Гайва
Российская газета
Василий Десятков: Десятки аэропортов модернизируют в России в ближайшие годы
Мария Амирджанян
ТАСС
Генеральный директор "Яковлева": импортозамещенный МС-21 может получить новые версии
Вячеслав Терехов
Интерфакс
Научный руководитель Института астрономии РАН: космический мусор становится все более опасным
Артем Кореняко, Ирина Парфентьева
РБК
Глава «Победы» — РБК: «Приходится уходить на запасные аэродромы»
Евгений Гайва
Российская газета
Глава Росавиации: В этом году в Россию стало летать больше иностранных авиакомпаний
Мария Амирджанян
ТАСС
Замглавы Минпромторга: производство беспилотников будет только расти
Георгий Султанов, Анна Носова
ТАСС
Глава "Швабе" Вадим Калюгин: стремимся сделать наши БПЛА более устойчивыми к РЭБ
Наталия Ячменникова
Российская газета
Александр Блошенко: Мы впервые в истории садимся на Южный полюс Луны
Виктор Лошак
Ростех; Коммерсантъ
Вадим Бадеха: «Нет ничего более технически интересного, чем авиационный двигатель»

Интерфакс
Гендиректор аэропорта "Храброво" Александр Корытный: "Хотим вписать Калининград в накатанную авиатрассу между Китаем, Москвой и Петербургом"
Тимофей Дзядко, Артем Кореняко
РБК
Глава Внуково — РБК: «В ближайшие 10 лет не будет пассажиров в Европу»

Ростех
Евгений Солодилин: «Задачу, которую перед нами поставили акционеры, мы выполнили»
Наталия Ячменникова
Российская газета
Ректор МАИ Михаил Погосян - о том, какие профессии будут популярны в ближайшие пять лет, и почему стране нужны инженеры с креативным мышлением
Екатерина Москвич
ТАСС
Анна Кикина: космонавты летят в космос, чтобы жить
Мария Амирджанян
ТАСС
Гендиректор ОАК Слюсарь: испытания SSJ New с российскими двигателями начнутся осенью
Георгий Казачков, Гулия Леваненкова, Евгения Коткова
ТАСС
Посол Белоруссии в РФ: самолет "Ладога" сможет конкурировать с Airbus и Boeing

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer