Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Интервью


Владимир Богатырев:
"Мы видим спрос на кадры для беспилотной авиации"

Ректор Самарского университета Богатырев заявил о спросе на кадры для БАС


29 ноября 2024 года РИА "Новости"


Сфера применения беспилотных летательных аппаратов (БПЛА) в последние годы развивается очень активно, и перед российскими вузами стоит важная задача подготовить квалифицированных специалистов в этой отрасли по федеральному проекту "Кадры для беспилотных авиационных систем" (БАС). Одним из ведущих вузов, выполняющих эту миссию, стал Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева. О запуске новой программы подготовки кадров для БАС в интервью РИА Новости рассказал ректор университета Владимир Богатырев.

– Владимир Дмитриевич, с какого года программы обучения по направлению БАС появились в вашей образовательной сетке?

– Программы дополнительного образования по БАС появились у нас еще в 2019 году. В 2024 году мы запустили программу высшего образования, рассчитанную на четыре года. Она называется "Беспилотные летательные аппараты".

Раньше мы не видели особой необходимости в отдельной программе, потому что беспилотные летательные аппараты несильно отличаются от самолетов с точки зрения авиастроения. Наш университет все 80 лет своего существования обучает студентов моторостроению, вертолетостроению, технической эксплуатации, навигации, авионике. Этих компетенций хватает для работы с беспилотниками, которые должны, например, доставлять грузы, проводить мониторинг трубопроводов и летать на тысячи километров, поскольку требования к такого рода аппаратам примерно такие же, как к большим самолетам.

Однако сейчас мы видим высокий спрос на работу с беспилотниками весом до 30 килограммов, которые летают на небольшие дистанции и выполняют ограниченный круг задач. Малогабаритные БАС стали сложнее: для них появилось много вариантов полезной нагрузки, в том числе камеры, тепловизоры, современное программное обеспечение, позволяющее анализировать полученные данные с помощью искусственного интеллекта. Поэтому мы решили, что все-таки необходима интегральная программа, которая будет одновременно давать знания по таким темам, как двигателестроение, авионика, техническое обслуживание БАС.

 Насколько востребовано новое направление у абитуриентов? Какой был конкурс на программу БАС?

– Первый набор на программу высшего образования "Беспилотные летательные аппараты" был успешным, мы заметили высокий интерес к ней. Абитуриенты подали более 500 заявлений, тогда как бюджетных мест было 58, то есть конкурс составил примерно 10 человек на одно место – это большой конкурс.

 Как быстро вуз реагирует на новые вызовы? Сколько времени требуется для того, чтобы внедрить новые образовательные программы?

– Новые программы высшего образования открываются ежегодно, и я считаю, что год – это оптимальный период для проведения всех подготовительных мероприятий. Ровно столько времени уходит на весь цикл – от разработки до набора студентов.

Если говорить про дополнительное образование по узким темам, то программу ДПО можно собрать за несколько недель. Благо для этого у нас есть необходимые компетенции, инфраструктура и кадровые ресурсы, которые позволяют в сжатые сроки подготовить качественный образовательный продукт.

 Дроны сейчас применяются в самых разных областях. Есть ли в вашей программе БАС разделение на гражданское и военно-промышленноенаправление? И что предпочитают студенты?

– В нашем университете не было и нет специфических программ по военно-промышленному направлению, потому что все наши образовательные программы применимы и для гражданских, и для боевых самолетов.

Тем не менее в нашем военном учебном центре (ВУЦ) впервые в этом году появилась программа, связанная с беспилотниками, и студенты любых направлений подготовки, прошедшие отбор в ВУЦ, могут погрузиться в специфику военных БПЛА.

 Существуют ли преференции для ваших студентов, например, гарантированное трудоустройство или возможность работать по определенному направлению уже со студенческой скамьи?

– Если под гарантированным трудоустройством понимать целевые места, то такая возможность есть, но среди студентов инженерных направлений эта схема не пользуется популярностью. У них нет проблем с трудоустройством после окончания нашего университета, поэтому студенты предпочитают оставаться свободными в своем выборе.

 Расскажите о сотрудничестве вуза с ведущими российскими компаниями в области производства БАС. Насколько эта практика успешна?

– У нас заключено более тысячи договоров на стажировки и практики с организациями по всей стране. Из разных регионов к нам приезжают 25-30% абитуриентов и примерно 20-25% после выпуска уезжают работать в другие города, в том числе благодаря успешным стажировкам.

 Какова роль Центра беспилотных систем Самарского университета имени Королева в сфере БАС?

– Правительство Самарской области стремится сделать наш регион одним из передовых в сфере БАС, в Самарской области работает научно-производственный центр и введен экспериментально-правовой режим, который расширяет возможности для испытания и эксплуатации БПЛА.

Наш университет является научно-образовательным центром, который разрабатывает новые виды техники, обеспечивает их опытное производство, обучает пилотов и техников для управления и обслуживания беспилотников. Сейчас в университете создается авиационный учебный центр (АУЦ), который будет готовить сертифицированных пилотов для БАС.

Конечно, мы занимаемся этим в ответ на запрос предприятий. Среди компаний, с которыми мы работаем, "Транспорт будущего", она будет в массовом порядке производить беспилотные летательные аппараты для сельскохозяйственных нужд, также это компании "Пегас-агро", "Авиакор" и другие.

– Как мероприятия федерального проекта "Кадры для БАС" помогают стыковать сегодняшних студентов с будущим работодателем? И как это повлияет на выполнение задач, поставленных государством?

– В рамках федерального проекта "Кадры для БАС" мы реализуем целый комплекс мероприятий. Например, это краткосрочные образовательные программы. Стоимость обучения на 90% оплачивается государством, и 10% берет на себя работодатель или обучающийся.

Кроме того, по федеральному проекту мы проводим фестивали для школьников, в их организации принимают участие работодатели и индустриальные партнеры, которые заинтересованы в профориентации школьников. Другой пример – подготовка молодежных инженерных команд, выполняющих практические задачи от компаний-работодателей.

Уверен, что реализация федерального проекта "Кадры для БАС" создаст прочный фундамент для дальнейшего развития данной сферы в нашей стране.




комментарии (0):













Материалы рубрики


РИА "Новости"
"Мы видим спрос на кадры для беспилотной авиации"
Анастасия Львова, Герман Костринский, Ирина Парфентьева
РБК
Глава Red Wings — РБК: «Представление о Red Wings упрощенно»
Андрей Коршунов
Известия
«На Луне испытатели тестируют робота, напоминающего кентавра»
Елена Пономарева, Артем Рукавов
Интерфакс
Научный руководитель Института космических исследований РАН: Луна - не место для прогулок
Алена Чилей
Pro Космос
Новый российский космический корабль будет садиться в Амурской области
Матвей Мальгин
Взгляд
Как будет работать беспилотная «летающая «Газель»
Александр Пинчук
РИА Новости
Роман Таскаев: искусственный интеллект никогда не заменит экипаж самолета

ИА Report
Коммерческий директор AZAL: Цена билета не всегда зависит от желания авиакомпании




Reuters, Ростех
Сергей Чемезов — про ВПК, санкции, экспорт вооружений, авиастроение
Елена Мягкова
АТОР
От Калининграда до Китая и Таиланда: куда зимой будут рейсы из Пулково и какие новинки ждут пассажиров

Интерфакс
Первый замгендиректора "Роскосмоса": консолидируем промышленность вокруг Российской орбитальной станции
Владимир Гаврилов
Известия
«Мы рисовали самолет вокруг людей и их багажа»
Мария Агранович
Российская газета
Ректор МАИ Михаил Погосян рассказал "РГ" о подготовке суперинженеров, аэротакси и беспилотниках
Богдан Логинов
Вслух.ру
Командир вертолета Ми-26 Юрий Волосков: В нашей работе приходится импровизировать

РБК
Вице-президент «Ростелекома» — о беспилотных технологиях для бизнеса
Наина Курбанова
Известия
«Рейсы из Санкт-Петербурга в Москву будут каждые 15 минут»

RT
«Купол безопасности»: разработчик — о возможностях стационарного антидронного комплекса «Серп»
Андрей Коршунов
Известия
Генеральный конструктор КБ «Салют» имени В.М. Мясищева Сергей Кузнецов — о развитии новой российской тяжелой ракеты и ее модификациях
Денис Кайыран
РИА Новости
Алексей Варочко: выходим на серийное производство ракет "Ангара"
Роман Гусаров
NEWS.ru
Наследник Ан-24 самолет «Ладога»: когда полетит, зачем нужен

ФАУ "ЦАГИ"
105 лет: полет успешный
Мария Гришкина
86.ru
«Дико для мужчин видеть девушку в такой профессии»: история югорчанки, которая работает авиамехаником
Наталия Ячменникова
Российская газета
Как готовить специалистов по борьбе с кибератаками на самолеты

Транспорт России
Виталий Савельев: голосовать на выборах – значит разделять ответственность за будущее России
Андрей Коршунов
Известия
«Парение в невесомости Гагарин впервые испытал уже после полета в космос»
Надежда Алексеева, Алина Лихота, Екатерина Кийко
RT
Арктическая навигация: специалист ААНИИ — о развитии БПЛА в Северном Ледовитом океане
Андрей Смирнов
Pro Космос
Юрий Борисов: «Ракета «Амур-СПГ» и сверхлегкий носитель будут многоразовыми»
Наталия Славина
Российская газета
Новое поколение авиации: на чем будем летать. Интервью с академиком Сергеем Чернышевым
Андрей Коршунов
Известия
«На станции будут отрабатываться технологии для полетов на Луну или Марс»
Роман Гусаров
NEWS.ru
Вслед за вылетевшей из самолета дверью «улетает» и доверие к «Боингу»

NEWS.ru
Самолет МС-21 научили приземляться на автомате: почему это так важно
Евгений Гайва
Российская газета
Василий Десятков: Десятки аэропортов модернизируют в России в ближайшие годы
Мария Амирджанян
ТАСС
Генеральный директор "Яковлева": импортозамещенный МС-21 может получить новые версии
Вячеслав Терехов
Интерфакс
Научный руководитель Института астрономии РАН: космический мусор становится все более опасным
Артем Кореняко, Ирина Парфентьева
РБК
Глава «Победы» — РБК: «Приходится уходить на запасные аэродромы»
Евгений Гайва
Российская газета
Глава Росавиации: В этом году в Россию стало летать больше иностранных авиакомпаний
Мария Амирджанян
ТАСС
Замглавы Минпромторга: производство беспилотников будет только расти
Георгий Султанов, Анна Носова
ТАСС
Глава "Швабе" Вадим Калюгин: стремимся сделать наши БПЛА более устойчивыми к РЭБ
Наталия Ячменникова
Российская газета
Александр Блошенко: Мы впервые в истории садимся на Южный полюс Луны
Виктор Лошак
Ростех; Коммерсантъ
Вадим Бадеха: «Нет ничего более технически интересного, чем авиационный двигатель»

Интерфакс
Гендиректор аэропорта "Храброво" Александр Корытный: "Хотим вписать Калининград в накатанную авиатрассу между Китаем, Москвой и Петербургом"
Тимофей Дзядко, Артем Кореняко
РБК
Глава Внуково — РБК: «В ближайшие 10 лет не будет пассажиров в Европу»

Ростех
Евгений Солодилин: «Задачу, которую перед нами поставили акционеры, мы выполнили»
Наталия Ячменникова
Российская газета
Ректор МАИ Михаил Погосян - о том, какие профессии будут популярны в ближайшие пять лет, и почему стране нужны инженеры с креативным мышлением
Екатерина Москвич
ТАСС
Анна Кикина: космонавты летят в космос, чтобы жить
Мария Амирджанян
ТАСС
Гендиректор ОАК Слюсарь: испытания SSJ New с российскими двигателями начнутся осенью
Георгий Казачков, Гулия Леваненкова, Евгения Коткова
ТАСС
Посол Белоруссии в РФ: самолет "Ладога" сможет конкурировать с Airbus и Boeing

Известия
Заместитель генерального директора холдинга Т1 Алексей Волынкин: «Наша цель — запуск первой частной ракеты в космос уже в этом году»
Виталий Корнеев, Елена Новицкая
ТАСС
Глава оператора Пулково Леонид Сергеев: мы стали аэропортом №2 в России
Екатерина Москвич
ТАСС
Глава SR Space: в течение года мы перейдем от ракеты "Небо" к первому полету "Космоса"

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer