Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Интервью


Новый российский космический корабль будет садиться в Амурской области


24 октября 2024 года Алена Чилей, Pro Космос


В начале ноября Центр эксплуатации объектов наземной космической инфраструктуры (ЦЭНКИ, входит в госкорпорацию «Роскосмос») отметит 30-летний юбилей. Накануне генеральный директор АО «ЦЭНКИ» Николай Нестечук рассказал в интервью Pro Космос о том, где будут садится многоразовые ступени ракеты "Амур-СПГ" и возвращаемые аппараты нового российского пилотируемого корабля, превращении "Гагаринского старта" на Байконуре в музей и пожеланиях Ким Чен Ына.

"Пуск «Ангары-А5М» в 2027 году станет отправной точкой пилотируемой космонавтики с космодрома Восточный"

— Какой самый масштабный проект удалось реализовать ЦЭНКИ за 30 лет?

— Исторически сложилось так, что ЦЭНКИ объединил в своем составе мощные предприятия, образованные еще в период 40-50 годов прошлого столетия, которые стояли у истоков создания ракетно-космической техники Советского Союза. И, говоря о заслугах ЦЭНКИ, конечно, следует учитывать реализацию множества проектов за прошедшие годы по созданию стартовых и технических комплексов и других объектов НКИ (наземной космической инфраструктуры - прим. ред.), работ по подготовке и обеспечению пусков.

Безусловно, надо отметить такие значимые проекты, как создание стартового комплекса ракеты-носителя (РН) «Восток», далее «Союз» на космодроме Байконур, с которого впервые в истории были осуществлены запуски первого искусственного спутника Земли, первого человека в космос; реализация самого масштабного проекта в истории отечественной космонавтики «Энергия-Буран»; международные проекты по созданию плавучего космодрома «Морской старт» и «Союз в ГКЦ» (в Гвианском космическом центре - прим. ред.) и многие другие.

В настоящее время для нас, конечно, самым масштабным и значимым проектом является создание космодрома Восточный, в том числе космических комплексов «Союз» и «Амур» на базе ракет семейства «Ангара».

В апреле этого года был осуществлен первый пуск РН «Ангара-А5», а в дальнейшем комплекс будет развиваться для осуществления пилотируемых программ и программы по созданию Российской орбитальной станции.

— Как проявило себя наземное оборудование во время старта "Ангары" с Восточного?

— Первый пуск ракеты-носителя тяжелого класса «Ангара-А5» с испытательной полезной нагрузкой с площадки А1 космодрома Восточный пришелся на юбилейный год АО «ЦЭНКИ». С этого пуска 11 апреля этого года было положено начало летно-конструкторских испытаний космического ракетного комплекса «Амур».

Наземно-технологическое оборудование стартового комплекса отработало штатно, системы и агрегаты подтвердили технические характеристики, определенные в эксплуатационной документации. При приведении комплекса в исходное состояние после пуска не выявлено замечаний по работе наземного оборудования. Данные факты в очередной раз подтверждают высокий уровень квалификации специалистов АО «ЦЭНКИ» и качества монтажа на стартовых комплексах России.

— Готов ли уже комплекс к новому пуску "Ангары"? Когда он ожидается?

— В настоящий момент проводится доработка оборудования технологических систем и агрегатов из состава стартового комплекса космического ракетного комплекса «Амур» для обеспечения пуска ракеты-носителя «Ангара-А5М» с пилотируемым транспортным кораблем.

Дооборудованный стартовый комплекс позволит в ближайшей перспективе реализовать пилотируемую космическую программу. Следующий пуск ракеты-носителя «Ангара-А5М», планируемый в 2027 году, можно будет считать отправной точкой пилотируемой космонавтики с космодрома Восточный.

Испытания новой ракеты-носителя «Ангара-А5М» будут совмещены с комплексными испытаниями перспективного транспортного корабля в беспилотном варианте.

«Ангара-А5М» будет оснащена маршевым двигателем РД-191М, который на 10% мощнее того, что используется в ракете-носителе «Ангара-А5». Уже прошли первые испытания этого двигателя. Новая ракета также получит обновленную систему управления, навигационную аппаратуру, бортовую систему видеоконтроля и облегченную конструкцию, что позволит увеличить массу выводимой полезной нагрузки.

"На стартовом комплексе проводятся доработки для обеспечения работ с пилотируемым кораблем и посадки в него экипажа"

— В августе 2022 года в ЦЭНКИ сообщали, что работы по созданию на Восточном инфраструктуры, необходимой для обеспечения пилотируемых пусков, уже ведутся. В какой стадии они находятся? Возводятся ли уже технические помещения?

— В настоящее время АО «ЦЭНКИ» активно ведет работы по созданию наземной космической инфраструктуры космодрома Восточный для обеспечения пилотируемых пусков. В частности, универсальный технический комплекс доработан для обеспечения подготовки РН «Ангара-А5» по программе запуска пилотируемого транспортного корабля нового поколения (ПТК НП), в августе этого года успешно проведены комплексные испытания.

Кроме того, продолжается строительство нового монтажно-испытательного корпуса (МИК) космических аппаратов, разгонных блоков и космических головных частей тяжелого класса, в котором будут размещаться рабочие места подготовки не только ПТК НП, но и рабочие места подготовки модулей Российской орбитальной станции.

"Новый район посадки возвращаемого аппарата ПТК получил обозначение №1 «Ближний Сахалин»"

— Планируете ли вы какие-то новшества для пилотируемой инфраструктуры по сравнению с космодромом Байконур?

— В связи с тем, что новый пилотируемый транспортный корабль заметно отличается от предшественника, возникают и новые задачи, которые успешно решаются с использованием современных подходов к проектированию и эксплуатации, но при этом объекты НКИ создаются с учетом технических решений, положительно зарекомендовавших себя на Байконуре.

Для проведения пневмовакуумных испытаний нового корабля, имеющего значительно большие габаритные размеры и предъявляющего повышенные требования к герметичности, создается комплекс вакуумной установки (КВУ), не имеющий аналогов в Российской Федерации. В настоящее время на КВУ ведутся работы по установке электрооборудования и пневмовакуумных систем. Планируемый срок сдачи КВУ –2026 год.

Новая концепция организации рабочих мест позволяет вести параллельную подготовку всех составных частей ПТК, что значительно сокращает продолжительность цикла подготовки к пуску.

Конструкция нового агрегата транспортирования и стыковки позволяет провести цикл операций по заправке ПТК на заправочно-нейтрализационной станции, транспортированию в МИК РН и пристыковке ПТК к ракете-носителю без использования кранового оборудования.

— Также сообщалось о старте работ по созданию комплекса посадки и первичного обслуживания возвращаемого аппарата перспективного пилотируемого транспортного корабля в Оренбургской области. В какой стадии находятся работы и когда планируете завершить возведение инфраструктуры для посадки возвращаемого аппарата ПТК?

— В связи с изменением наклонения орбиты РОС по сравнению с МКС (98 вместо 51.7 градусов), комплекс района посадки и первичного обслуживания возвращаемого аппарата (КРППО ВА) пилотируемого транспортного корабля создается в Амурской области вместо Оренбургской.

Рассмотренные новые трассы спуска возвращаемого аппарата позволили выбрать новую точку приземления рядом с космодромом Восточный в Амурской области. Выбранная точка приземления возвращаемого аппарата обеспечивает спуск как по траектории с МКС, так и по траектории с РОС.

Новый район посадки ВА ПТК получил обозначение №1 «Ближний Сахалин» по наименованию населенного пункта, вблизи которого он расположен.

В настоящий момент формируется перечень мероприятий, который обеспечит безопасную посадку возвращаемого аппарата на данной территории. Перенос района посадки из Оренбургской в Амурскую область существенно сокращает затраты на логистику и эксплуатацию района посадки и позволяет осуществлять хранение техники из состава комплекса на космодроме Восточный. Ориентировочные сроки готовности площадки для приземления возвращаемого аппарата корабля - 2027 год. Все оборудование комплекса ЦЭНКИ планирует сдать в 2025 году.

— Предполагается ли создание резервной площадки для приземления возвращаемого аппарата ПТК?

— В настоящий момент резервная площадка приземления не предусмотрена. Бортовая аппаратура ВА ПТК позволяет выполнять приземление в заданной точке с высокой точностью, что позволяет не возводить резервные площадки.

Одновременно по трассе выведения создаются районы аварийной посадки возвращаемого аппарата. Предусмотрен предстартовый район посадки, в который приземляется возвращаемый аппарат в случае аварии на стартовом комплексе, а также районы аварийного спуска возвращаемого аппарата в случае спуска после одновитковой траектории выведения.

"Прорабатывается вопрос о снятии с эксплуатации «Гагаринского старта» и передаче его собственнику - Республике Казахстан"

— В настоящий момент пилотируемые пуски ракет «Союз» осуществляются только с космодрома Байконур. В какой стадии находится вопрос о превращении "Гагаринского старта" в музей? Будет ли он создан? Он будет находиться в ведении ЦЭНКИ или будет передан казахстанской стороне?

— Стартовый комплекс 17П32-5, так называемый «Гагаринский старт», был введен в эксплуатацию в мае 1957 года с целью реализации пилотируемых космических программ нашей страны и обеспечения запусков космических кораблей. За время эксплуатации он неоднократно подвергался реконструкциям, переоборудованию и модернизации для запусков космических аппаратов различного назначения по другим космическим программам. Всего с 1957 года со знаменитого "Гагаринского старта" проведено 519 пусков ракет-носителей. Последний из них проведен 25 сентября 2019 года с транспортным пилотируемым кораблём "Союз МС-15" с использованием ракеты-носителя 11А511ФГ, работающей на старой, аналоговой системе управления.

В настоящее время прорабатывается вопрос о снятии с эксплуатации «Гагаринского старта» и передаче его собственнику - Республике Казахстан.

Прорабатывается также вопрос о создании на базе легендарного "Гагаринского старта" музейного комплекса. Большую заинтересованность в этом вопросе проявила казахстанская сторона, за которой и остаётся окончательное решение. Безусловно, для нашей страны «Гагаринский старт» имеет важное историческое значение и ЦЭНКИ готово оказать посильный вклад в создание на его базе музейного комплекса.

— Какое будущее ждёт стартовый комплекс для ракет-носителей «Протон» после завершения использования? Ранее предполагалось закрыть программу в 2025 году. Сохраняются ли эти сроки?

— На сегодняшний день у ЦЭНКИ находятся в эксплуатации две пусковые установки ракеты-носителя «Протон». Обе находятся в рабочем состоянии и готовы к применению по назначению. В 2025 году планируется осуществить запуск космического аппарата в интересах зарубежного заказчика и «Электро-Л», в 2026 году – космический аппарат «Луч-5ВМ».

Достигнутые в 2014 году договорённости с Республикой Казахстан предполагали постепенное сокращение пусков "Протона" к полному их завершению в 2025 году. Но по согласованию с казахстанской стороной и с учетом имеющихся на арсенале завода-изготовителя ГКНПЦ им. М.В. Хруничева нескольких ракет-носителей «Протон» в настоящее время прорабатывается вопрос о продлении программы запусков «Протона» вплоть до окончания их изготовления. Дальнейшее использование стартовых комплексов для осуществления пусков ракет-носителей «Протон-М» будет определено после разработки и утверждения Государственной программы «Космическая деятельность России, программ международного сотрудничества и коммерческих проектов на 2026-2036 годы».

Многоразовые ступени ракеты "Амур-СПГ" будут садиться в Якутии и Хабаровском крае

— Для реализации перспективного проекта «Амур-СПГ» необходимы площадки посадки возвращаемой ступени ракеты. Сколько их будет? Определены ли места для них?

— Вопрос выбора мест размещения площадки посадки блока первой ступени «Амур-СПГ» находится в компетенции АО «РКЦ «Прогресс» как головной организации по теме. На настоящий момент проведены рекогносцировочный работы по определению мест размещения данных площадок, выбраны два возможных района посадки блока первой ступени.

При запуске на наклонение 98 градусов выбрана площадка вблизи Нерюнгри республики Саха (Якутия),  при запуске на наклонение 51.7 градусов выбрана площадка вблизи населенного пункта Березовый Хабаровского края.

Кроме того, на космодроме Восточный примерно в 5 км от стартового комплекса РН «Амур-СПГ» планируется создание площадки для отработки схемы приземления первой ступени РН, для так называемых «прыжковых» испытаний.

Стоит отметить, что АО «ЦЭНКИ» приняло активное участие в разработке технического проекта по космическому ракетному комплексу «Амур-СПГ» в части создания стартового комплекса, комплекта средств дистанционной стыковки, комплекта механотехнологического оборудования, обеспечивающего работы с РН, а также агрегатов слива остатков компонентов ракетного топлива.

— Удалось ли в этом году увеличить число туристов? Какой космодром пользуется большим спросом?

— Развитие туристической деятельности на космодромах Восточный и Байконур нами оценивается как стабильное, с учетом регулярного роста количественных показателей - как положительное.

По итогам 9 месяцев 2024 года туристический поток на комплексе «Байконур» показал рост в 70% по сравнению с аналогичным периодом 2023 года и обогнал показатели доковидного периода, а на космодроме Восточный количество посетителей увеличилось на 6% по сравнению с аналогичным периодом 2023 года, что показывает стабильную динамику посещений.

Большая часть туристического потока приходится на Восточный. При этом основную часть посетителей космодрома Восточный составляют жители Дальневосточного Федерального округа, чья туристическая программа по Амурской области включает осмотр космодрома как объекта промышленного туризма в межпусковой период. Программа рассчитана на один день и включает в себя посещение Стартового и Технического комплексов с осмотром объектов как внутри, так и снаружи.

Посещение Байконура, несмотря на историю космодрома и более масштабную программу, на сегодняшний день всё же остается событийным туризмом. Основная доля посетителей космодрома Байконур приходится на пусковые периоды.

— Планируется ли использовать аэропорт Восточного для организации перелетов туристов?

— Вопросы приема чартерных рейсов с туристическими группами, прибывающими на космодром в экскурсионно-познавательных целях, будут рассматриваться после окончания строительных работ и ввода в эксплуатацию аэропортового комплекса.

 — Какие работы ведутся по созданию аэропорта на Восточном? Когда он будет введен в полноценную эксплуатацию? Он будет использоваться только для обеспечения деятельности космодрома или предполагается взаимодействие с «Газпромом» и Амурской областью?

— Проект строительства аэропорта разделен на три этапа. На первом этапе будет введена в эксплуатацию посадочная площадка, которая позволит принимать грузы космического назначения, не дожидаясь окончания строительства и ввода в эксплуатацию всего аэропортового комплекса. Ввод в эксплуатацию посадочной площадки находится на завершающей стадии, ожидается прием воздушных судов с грузами космического назначения в ноябре 2024 года для обеспечения пусков КА, запланированных на декабрь 2024 года.

Окончание строительства аэропортового комплекса запланировано на декабрь 2026 года.

После ввода в эксплуатацию аэропортового комплекса планируется сертифицировать его по нормам, действующим в гражданской авиации. Это позволит принимать различные грузы, в том числе составные части ракет космического назначения и экипажи пилотируемых космических кораблей, а также организовать регулярные перевозки для обеспечения мобильности сотрудников предприятий ракетно-космической промышленности и населения области.

— Сейчас есть понимание, как будет называться аэропорт?

— Еще на стадии проектирования было принято решение назвать его "Космодром Восточный".

Ким Чен Ын: "Слава России, породившей первых покорителей космоса"

— В прошлом году космодром Восточный посетил Ким Чен Ын, тогда же сообщалось, что он оставил запись на корейском в книге почётных гостей. Если не секрет, что он написал?

— 13 сентября 2023 года лидер КНДР Ким Чен Ын действительно оставил отзыв в книге почётных гостей космодрома Восточный, куда прибыл на встречу с президентом России Владимиром Путиным. «Слава России, породившей первых покорителей космоса, будет бессмертной. 2023.9.13», — написал Ким Чен Ын (переведено с корейского языка).

Книга почетных гостей хранится в музее филиала АО «ЦЭНКИ» - КЦ «Восточный». В ней также оставили памятные послания президент Российской Федерации Владимир Путин, лидер Республики Беларусь Александр Лукашенко, первый заместитель председателя правительства Российской Федерации Денис Мантуров, народный артист России, актер театра и кино Константин Хабенский, дважды Герой Советского Союза, летчик-космонавт СССР Владимир Джанибеков и другие почетные гости космодрома.

— Чего бы Вы лично хотели пожелать ЦЭНКИ в честь юбилея?

— Хочу пожелать всем сотрудникам нашего большого коллектива и ветеранам здоровья, благополучия, оптимизма, рабочего настроения и всегда смотреть с уверенностью в завтрашний день.

Молодым работникам ЦЭНКИ с гордостью и достоинством нести знамя отечественной космонавтики, чтить и приумножать достижения старшего поколения во благо Родины, во имя мира на Земле и в космосе.

А самому предприятию - процветания, чтобы фундамент его всегда был крепким и устойчивым. И мы сделаем все, чтобы этого добиться, решить все поставленные перед нами задачи!




комментарии (0):













Материалы рубрики

Андрей Коршунов
Известия
«Российские двигатели будут безопасно возвращать ступени ракеты на Землю»
Илья Доронов
РБК
Глава «Роскосмоса» — РБК: «Бесплатная услуга — это разврат»
Наталия Ячменникова
Российская газета
Идея внедрить виртуального пилота набирает обороты. Сможет ли он обеспечить безопасность авиапассажиров

РИА "Новости"
"Мы видим спрос на кадры для беспилотной авиации"
Анастасия Львова, Герман Костринский, Ирина Парфентьева
РБК
Глава Red Wings — РБК: «Представление о Red Wings упрощенно»
Андрей Коршунов
Известия
«На Луне испытатели тестируют робота, напоминающего кентавра»
Елена Пономарева, Артем Рукавов
Интерфакс
Научный руководитель Института космических исследований РАН: Луна - не место для прогулок
Алена Чилей
Pro Космос
Новый российский космический корабль будет садиться в Амурской области



Матвей Мальгин
Взгляд
Как будет работать беспилотная «летающая «Газель»
Александр Пинчук
РИА Новости
Роман Таскаев: искусственный интеллект никогда не заменит экипаж самолета

ИА Report
Коммерческий директор AZAL: Цена билета не всегда зависит от желания авиакомпании

Reuters, Ростех
Сергей Чемезов — про ВПК, санкции, экспорт вооружений, авиастроение
Елена Мягкова
АТОР
От Калининграда до Китая и Таиланда: куда зимой будут рейсы из Пулково и какие новинки ждут пассажиров

Интерфакс
Первый замгендиректора "Роскосмоса": консолидируем промышленность вокруг Российской орбитальной станции
Владимир Гаврилов
Известия
«Мы рисовали самолет вокруг людей и их багажа»
Мария Агранович
Российская газета
Ректор МАИ Михаил Погосян рассказал "РГ" о подготовке суперинженеров, аэротакси и беспилотниках
Богдан Логинов
Вслух.ру
Командир вертолета Ми-26 Юрий Волосков: В нашей работе приходится импровизировать

РБК
Вице-президент «Ростелекома» — о беспилотных технологиях для бизнеса
Наина Курбанова
Известия
«Рейсы из Санкт-Петербурга в Москву будут каждые 15 минут»

RT
«Купол безопасности»: разработчик — о возможностях стационарного антидронного комплекса «Серп»
Андрей Коршунов
Известия
Генеральный конструктор КБ «Салют» имени В.М. Мясищева Сергей Кузнецов — о развитии новой российской тяжелой ракеты и ее модификациях
Денис Кайыран
РИА Новости
Алексей Варочко: выходим на серийное производство ракет "Ангара"
Роман Гусаров
NEWS.ru
Наследник Ан-24 самолет «Ладога»: когда полетит, зачем нужен

ФАУ "ЦАГИ"
105 лет: полет успешный
Мария Гришкина
86.ru
«Дико для мужчин видеть девушку в такой профессии»: история югорчанки, которая работает авиамехаником
Наталия Ячменникова
Российская газета
Как готовить специалистов по борьбе с кибератаками на самолеты

Транспорт России
Виталий Савельев: голосовать на выборах – значит разделять ответственность за будущее России
Андрей Коршунов
Известия
«Парение в невесомости Гагарин впервые испытал уже после полета в космос»
Надежда Алексеева, Алина Лихота, Екатерина Кийко
RT
Арктическая навигация: специалист ААНИИ — о развитии БПЛА в Северном Ледовитом океане
Андрей Смирнов
Pro Космос
Юрий Борисов: «Ракета «Амур-СПГ» и сверхлегкий носитель будут многоразовыми»
Наталия Славина
Российская газета
Новое поколение авиации: на чем будем летать. Интервью с академиком Сергеем Чернышевым
Андрей Коршунов
Известия
«На станции будут отрабатываться технологии для полетов на Луну или Марс»
Роман Гусаров
NEWS.ru
Вслед за вылетевшей из самолета дверью «улетает» и доверие к «Боингу»

NEWS.ru
Самолет МС-21 научили приземляться на автомате: почему это так важно
Евгений Гайва
Российская газета
Василий Десятков: Десятки аэропортов модернизируют в России в ближайшие годы
Мария Амирджанян
ТАСС
Генеральный директор "Яковлева": импортозамещенный МС-21 может получить новые версии
Вячеслав Терехов
Интерфакс
Научный руководитель Института астрономии РАН: космический мусор становится все более опасным
Артем Кореняко, Ирина Парфентьева
РБК
Глава «Победы» — РБК: «Приходится уходить на запасные аэродромы»
Евгений Гайва
Российская газета
Глава Росавиации: В этом году в Россию стало летать больше иностранных авиакомпаний
Мария Амирджанян
ТАСС
Замглавы Минпромторга: производство беспилотников будет только расти
Георгий Султанов, Анна Носова
ТАСС
Глава "Швабе" Вадим Калюгин: стремимся сделать наши БПЛА более устойчивыми к РЭБ
Наталия Ячменникова
Российская газета
Александр Блошенко: Мы впервые в истории садимся на Южный полюс Луны
Виктор Лошак
Ростех; Коммерсантъ
Вадим Бадеха: «Нет ничего более технически интересного, чем авиационный двигатель»

Интерфакс
Гендиректор аэропорта "Храброво" Александр Корытный: "Хотим вписать Калининград в накатанную авиатрассу между Китаем, Москвой и Петербургом"
Тимофей Дзядко, Артем Кореняко
РБК
Глава Внуково — РБК: «В ближайшие 10 лет не будет пассажиров в Европу»

Ростех
Евгений Солодилин: «Задачу, которую перед нами поставили акционеры, мы выполнили»
Наталия Ячменникова
Российская газета
Ректор МАИ Михаил Погосян - о том, какие профессии будут популярны в ближайшие пять лет, и почему стране нужны инженеры с креативным мышлением
Екатерина Москвич
ТАСС
Анна Кикина: космонавты летят в космос, чтобы жить
Мария Амирджанян
ТАСС
Гендиректор ОАК Слюсарь: испытания SSJ New с российскими двигателями начнутся осенью
Георгий Казачков, Гулия Леваненкова, Евгения Коткова
ТАСС
Посол Белоруссии в РФ: самолет "Ладога" сможет конкурировать с Airbus и Boeing

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer