Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Интервью


Анна Кикина: космонавты летят в космос, чтобы жить


23 июня 2023 года Екатерина Москвич, ТАСС


22 июня планетарию в Новосибирске было присвоено имя уроженки города, единственной девушки в отряде космонавтов Роскосмоса Анны Кикиной. Также она стала почетным жителем Новосибирска. Анна вернулась из космической командировки в марте и уже завершила послеполетную реабилитацию. О том, как ощущается невесомость, какие медицинские эксперименты проходили на орбите, кто присылает подарки для космонавтов на Международную космическую станцию (МКС) и как создается праздничное меню в космосе, в интервью ТАСС рассказала Анна Кикина.

— Вы стали первой представительницей России, слетавшей в космос на корабле Crew Dragon, вашим именем назвали планетарий в Новосибирске. Пришло ли уже осознание, что вы вписали свое имя в историю отечественной космонавтики?

— Я не думаю о том, что мое имя куда-то вписано. У нас не так много женщин летало в космос, будет больше. И это здорово, что в России популяризируют профессию космонавта, включая мой любимый Новосибирск. Я просто делаю свою работу с удовольствием, ничего специально не предпринимаю, чтобы мое имя куда-то вписалось.

— Можете сейчас вспомнить первую мысль, которая пришла в голову в момент, когда вы ощутили невесомость?

— У меня не было никаких мыслей, только чувства.

— Их можно описать словами?

— Это можно попробовать описать словами. Ощущение парения, полного обезвешивания. Когда я расстегнула ремни, тело моментально взмыло из кресла, и в эту секунду я почувствовала невесомость.

— Было ли это сравнимо с полетами на невесомость в самолете-лаборатории Ил-76МДК?

— Есть сходство, но реальная невесомость отличается от той, которую мы чувствуем на тренировках в самолете-лаборатории.

— С какими сложностями приходится сталкиваться в космическом полете в связи с тем, что вы девушка-космонавт?

— Я была только в своем теле. Не знаю, как ощущают себя мужчины в космосе, не могу сравнить. Я шла своей дорогой, периодически было повышенное внимание как к единственной девушке-космонавту в отряде, но это будет и с другими девушками, так что не надо расслабляться

— Пытались ли вам помочь космонавты из-за того, что вы девушка? Может, говорили, что какие-то работы тяжелые?

— Когда человек оказывается в космосе в окружении тех устройств и приборов, с которыми предстоит работать, разве он будет дергать кого-то, чтобы ему помогли? Это нереально. У каждого космонавта своя ниша задач. Нужно уметь справляться с работой. Если кто-то раньше освободился, он может предложить помощь другим. Если это актуально. Это называется товариществом, чувством локтя, но не выполнением работы за другого человека.

— Ранее вы говорили, что вам понравилось делать УЗИ в космосе, какие еще медицинские манипуляции возможно сделать на МКС? Приходилось ли вам брать кровь из вены у коллег? А временную пломбу ставить?

— Нам повезло, не пришлось никому ничего пломбировать, хоть мы и проходили такое обучение на тренажерах. Инструмент на борту есть, но ситуации не возникло. Кровь из вены тоже не брала. Это зависит от того, какие эксперименты и исследования тебе поручают. Еще на Земле известно, что ты будешь делать в космосе.

— А еще какие-то были медицинские манипуляции, чем они отличаются от земных?

— Отличие лишь в том, в каких условиях это выполняется. Надо правильно собрать материал, не растерять его, создать условия для хранения, зафиксировать, чтобы он никуда не улетел. Да, в невесомости есть трудности с забором крови. Мы брали капиллярную кровь из пальцев, укладывали образцы в центрифугу для разделения ее на фракции с дальнейшим определением параметров.

Земля постоянно контролирует медицинские параметры космонавтов на борту: и в покое, и при выполнении физических нагрузок. Очень большой упор — на контроль сердечно-сосудистой системы, проверяют отклик сердца на ту или иную нагрузку, его состояние. Один и тот же эксперимент изучает компенсаторные и регуляторные механизмы сердечно-сосудистой системы под воздействием факторов космического полета, он называется "Кардиовектор".

— В апреле 2021 года в Роскосмосе сообщали о планах привлечь медиков к проработке вопроса применения генных и клеточных технологий, медицинского воздействия на отдельные органы для полетов в дальний космос. Космонавты все — испытатели. Готовы ли вы испытывать такие новые препараты на себе?

— Прямо сейчас я не могу подписаться, что готова на все. Зависит от множества параметров эксперимента: изучение той или иной системы органов и воздействие на нее тех или иных препаратов. Прежде чем соглашаться на эксперимент, я тщательно его изучу, постараюсь максимально соблюсти ситуацию, чтобы не было негативного отклика на мои системы или органы, прямо или косвенно участвующие в исследовании.

— Обычно на грузовых кораблях на МКС прилетают подарки от родных. Какой самый необычный подарок вы получали во время экспедиции?

— Открытки, поздравления с Новым годом и сладости от группы психологической поддержки Центра управления полетами.

— Какие обычно сладости?

— Там были маленькие шоколадочки, конфеточки в виде космонавтов с космическими рисунками. Это было сделано с такой теплотой и заботой. Было неожиданно, что помимо родственников и родных нам кто-то может что-то прислать. Внимание со стороны людей было очень приятно.

— По какой еде в космосе больше всего скучали?

— Я думала об этом много раз в космосе, но так и не пришла ни к какому решению. Мне всего хватало из еды.

— Это прекрасно.

— Согласна, у нас очень разнообразное меню. На грузовиках присылают даже овощи и фрукты, мы растягиваем удовольствие, чтобы надолго хватало.

— У вас еще была очень ответственная миссия — управлять манипулятором ERA. Когда произошла нештатная ситуация с кораблем — разгерметизация наружного контура системы теплового режима корабля, вам нужно было осмотреть возможное место повреждения. Было ли это сложно, был ли какой-то морально или психологически сложный момент?

— Управлять манипулятором ERA было несложно. Если хорошо подготовилась на Земле при взаимодействии с группой поддержки, специалистами с Земли, это не проблема. Вообще, работа с этим роботом устроена по шаговому принципу. Довольно-таки проблематично загнать себя в неприятную ситуацию, там есть ограничивающие факторы, на которые он автоматически срабатывает. Было очень плотное взаимодействие со специалистами на Земле. Мы это делали вместе в размеренном, удобном темпе. Осмотрели окрестности места повреждения. Надеюсь, это чем-то помогло в оценке ситуации.

— Вообще космонавтам бывает страшно? Как-то Антон Шкаплеров говорил, что главный страх космонавта — это не полететь ни разу в космос. Какой ваш главный страх?

— Сейчас я вам расскажу свой главный страх (смеется). Нет, конечно. Все люди, которые любят жизнь, хотят ее сохранить. А значит, где-то в глубине души боятся ее потерять. У всех так или иначе какой-то страх, в том числе и у космонавтов. Они хотят жить, они летят в космос, чтобы жить, чтобы эффективно и с удовольствием делать свою работу. Поэтому есть некоторый настрой при выполнении тех или иных более экстремальных участков полета, чтобы минимизировать для себя эффект неожиданности. Тем более что на Земле все космонавты очень много готовятся по локализации нештатных ситуаций, к реагированию на них. Нас на это натаскивают, чтобы сохранить жизнь, здоровье, миссию.

— Работают ли с вами в Центре подготовки космонавтов (ЦПК) психологи, которые рассказывают, как правильно вести себя в ситуации, когда становится страшно? Есть ли какой-то лайфхак, которым вы можете поделиться с нами?

— Психологи в ЦПК есть, мы с определенной периодичностью проходили тренинги. Есть специальные тренажеры, которые так или иначе могут тренировать некоторые качества психологического состояния и реакции человека. Занятий по борьбе со страхом как таковых нет. Выдержка в нашем случае шлифуется в процессе тренировок, специальных видов космической подготовки. Постепенно мы узнаем, как реагирует наше тело в тех или иных экстремальных ситуациях. Человек таким образом учится, воспитывается, как правильно и эффективно себя вести.

— Какой самый главный навык, который вы приобрели в космосе и он пригодился потом на Земле?

— Нет такого.

— То есть в основном то, чему вы учились на Земле, вам пригодилось на орбите?

— Да. Чему училась на Земле, пригодилось на орбите.

— Было ли вам обидно, что вы улетаете раньше, чем Дмитрий Петелин и Сергей Прокопьев, ведь прилетели вы позже?

— Обидно — звучит, как будто девочка ушла в угол и начала плакать. Нет, какие могут быть обиды! Космические полеты и космонавтика — очень живые, зависят от многих факторов. Допустим, возникает риск для безопасности космонавта. Рассматриваются разные варианты развития ситуации, как сделать так, чтобы не допустить это. Специалисты на Земле могут менять график, как убирая, так и добавляя работы.

В нашем случае у парней продлилась экспедиция — они будут спускаться на другом корабле. Мы вместе работали на российском сегменте, но я же прилетела на американском корабле и улетела на нем в свое время. Я бы еще немножечко поработала. У меня же была сокращенная на месяц миссия, потому что был отсрочен старт. Я чувствую, что немного недобрала (смеется).

— Значит, нужно обязательно еще раз отправиться.

— Конечно! И взять свое.

— Как вы любили проводить свободное время на орбите? Действительно ли вы продолжали заниматься на синтезаторе?

— Откуда такая информация? Почему вы меня не спрашиваете про гармонь, например. Синтезатор я видела только со стороны, даже клавиши ни разу не нажала. Но что любит каждый космонавт, так это фотографировать. У всех есть объекты, которые хочется сфотографировать из космоса. Например, любимый город или что-то еще на планете. И начинается азартная фотоохота. Когда есть свободное время, смотрим, что можно поймать в объектив.

Помимо этого, кто-то находит возможность поиграть на музыкальных инструментах, кто-то любит поговорить подольше с семьей, кто-то пойдет поспит, кто-то даже читает. Я не знаю, как там можно читать: глаза очень много задействованы в работе, поэтому после хочется просто расслабить их и не напрягать.

— Был у вас кто-то из музыкантов в экипаже?

— Да, у нас Сергей Прокопьев хорошо на гитаре играет.

— А что он играл обычно? Есть у него какая-то "фирменная" песня?

— У него достаточно большой репертуар. Он разные песни играет.

— Есть ли у вас какой-то тимбилдинг на орбите. Знаю, что часто в конце недели собираетесь за ужином, есть еще какие-то традиции?

— На российском сегменте регулярно встречаемся с ребятами за приемом пищи. В основном планируем так, чтобы он был примерно в одно время, хотя иногда и не получается. Но после работы ужинаем чаще всего вместе. Стараемся хотя бы раз в неделю собраться за столом всей экспедицией, вместе с иностранными коллегами. Бывает так, что совмещаем это с просмотром какого-то фильма. Чаще всего, на английском языке — русский более сложный для тех, кто не говорит на нем с детства.

Но бывает и на русском. Например, на Новый год мы попросили, чтобы нам закачали с Земли фильм "Операция "Ы" и другие приключения Шурика", там же не так много разговоров. Даже когда герои фильмов что-то произносили, мы коротко переводили. Коллеги смотрели-смотрели, смеялись тоже. Было мило и прикольно.

— Бывали такие случаи, что Сергей или Дмитрий пытались какие-то обязанности из серии приготовления еды или уборки на станции переложить на вас, потому что считается, что это сугубо женские дела?

— Нет, не пытались. Я не знаю, как все, но у меня в экипаже все люди были самодостаточные, могли себе и еду приготовить, и вещи постирать, хоть этого и не надо делать на станции. Каждый сам себя может обслужить. Если подготовка какого-то праздничного стола, где мы пытаемся сделать какой-то торт или салат, не надо даже никого заставлять.

Здесь тот самый тимбилдинг, который сам по себе рождается, никто его не навязывает. Мы просто начинаем вместе готовиться к какому-то событию, которое принесет радость всем, и каждому хочется включиться в процесс, быть полезным и нужным, а потом радоваться вместе со всеми.

— А кто обычно составляет праздничное меню?

— Кому-то в голову приходит: "А давайте вот это сделаем!" После этого начинаем думать, какие у нас есть продукты, где-то в закромах искать, куда-то их откладывать, чтобы никто не съел, чтобы в нужный момент мы это достали и начали использовать как ингредиент.

— С иностранными коллегами делитесь продуктами, если им чего-то не хватает или, может быть, вам?

— Да, конечно. Мы друг к другу заходили за какими-то продуктами.

— Вы стали прообразом куклы Барби, также в планетарии Новосибирска была представлена игрушка в вашем образе. Хотелось ли вам стать прообразом героини компьютерной игры для популяризации космонавтики?

— Это интересная идея. Она мне нравится. Почему нет? Я люблю компьютерные игры, они классные. Если хорошо сделана игра, все хорошо в меру — то это развивающее дело. Круто!

— Верите ли вы в то, что где-то во Вселенной существует жизнь, как на Земле? Или, может быть, в других формах?

— Да, я верю!

— Как вы думаете, человечество доживет до того момента, когда будет установлен с ними контакт?

— Я надеюсь. Давайте, пожалуйста, доживем! Мы же можем. Ну или хотя бы те, кто после нас. 




комментарии (0):













Материалы рубрики

Андрей Коршунов
Известия
«Российские двигатели будут безопасно возвращать ступени ракеты на Землю»
Илья Доронов
РБК
Глава «Роскосмоса» — РБК: «Бесплатная услуга — это разврат»
Наталия Ячменникова
Российская газета
Идея внедрить виртуального пилота набирает обороты. Сможет ли он обеспечить безопасность авиапассажиров

РИА "Новости"
"Мы видим спрос на кадры для беспилотной авиации"
Анастасия Львова, Герман Костринский, Ирина Парфентьева
РБК
Глава Red Wings — РБК: «Представление о Red Wings упрощенно»
Андрей Коршунов
Известия
«На Луне испытатели тестируют робота, напоминающего кентавра»
Елена Пономарева, Артем Рукавов
Интерфакс
Научный руководитель Института космических исследований РАН: Луна - не место для прогулок
Алена Чилей
Pro Космос
Новый российский космический корабль будет садиться в Амурской области



Матвей Мальгин
Взгляд
Как будет работать беспилотная «летающая «Газель»
Александр Пинчук
РИА Новости
Роман Таскаев: искусственный интеллект никогда не заменит экипаж самолета

ИА Report
Коммерческий директор AZAL: Цена билета не всегда зависит от желания авиакомпании

Reuters, Ростех
Сергей Чемезов — про ВПК, санкции, экспорт вооружений, авиастроение
Елена Мягкова
АТОР
От Калининграда до Китая и Таиланда: куда зимой будут рейсы из Пулково и какие новинки ждут пассажиров

Интерфакс
Первый замгендиректора "Роскосмоса": консолидируем промышленность вокруг Российской орбитальной станции
Владимир Гаврилов
Известия
«Мы рисовали самолет вокруг людей и их багажа»
Мария Агранович
Российская газета
Ректор МАИ Михаил Погосян рассказал "РГ" о подготовке суперинженеров, аэротакси и беспилотниках
Богдан Логинов
Вслух.ру
Командир вертолета Ми-26 Юрий Волосков: В нашей работе приходится импровизировать

РБК
Вице-президент «Ростелекома» — о беспилотных технологиях для бизнеса
Наина Курбанова
Известия
«Рейсы из Санкт-Петербурга в Москву будут каждые 15 минут»

RT
«Купол безопасности»: разработчик — о возможностях стационарного антидронного комплекса «Серп»
Андрей Коршунов
Известия
Генеральный конструктор КБ «Салют» имени В.М. Мясищева Сергей Кузнецов — о развитии новой российской тяжелой ракеты и ее модификациях
Денис Кайыран
РИА Новости
Алексей Варочко: выходим на серийное производство ракет "Ангара"
Роман Гусаров
NEWS.ru
Наследник Ан-24 самолет «Ладога»: когда полетит, зачем нужен

ФАУ "ЦАГИ"
105 лет: полет успешный
Мария Гришкина
86.ru
«Дико для мужчин видеть девушку в такой профессии»: история югорчанки, которая работает авиамехаником
Наталия Ячменникова
Российская газета
Как готовить специалистов по борьбе с кибератаками на самолеты

Транспорт России
Виталий Савельев: голосовать на выборах – значит разделять ответственность за будущее России
Андрей Коршунов
Известия
«Парение в невесомости Гагарин впервые испытал уже после полета в космос»
Надежда Алексеева, Алина Лихота, Екатерина Кийко
RT
Арктическая навигация: специалист ААНИИ — о развитии БПЛА в Северном Ледовитом океане
Андрей Смирнов
Pro Космос
Юрий Борисов: «Ракета «Амур-СПГ» и сверхлегкий носитель будут многоразовыми»
Наталия Славина
Российская газета
Новое поколение авиации: на чем будем летать. Интервью с академиком Сергеем Чернышевым
Андрей Коршунов
Известия
«На станции будут отрабатываться технологии для полетов на Луну или Марс»
Роман Гусаров
NEWS.ru
Вслед за вылетевшей из самолета дверью «улетает» и доверие к «Боингу»

NEWS.ru
Самолет МС-21 научили приземляться на автомате: почему это так важно
Евгений Гайва
Российская газета
Василий Десятков: Десятки аэропортов модернизируют в России в ближайшие годы
Мария Амирджанян
ТАСС
Генеральный директор "Яковлева": импортозамещенный МС-21 может получить новые версии
Вячеслав Терехов
Интерфакс
Научный руководитель Института астрономии РАН: космический мусор становится все более опасным
Артем Кореняко, Ирина Парфентьева
РБК
Глава «Победы» — РБК: «Приходится уходить на запасные аэродромы»
Евгений Гайва
Российская газета
Глава Росавиации: В этом году в Россию стало летать больше иностранных авиакомпаний
Мария Амирджанян
ТАСС
Замглавы Минпромторга: производство беспилотников будет только расти
Георгий Султанов, Анна Носова
ТАСС
Глава "Швабе" Вадим Калюгин: стремимся сделать наши БПЛА более устойчивыми к РЭБ
Наталия Ячменникова
Российская газета
Александр Блошенко: Мы впервые в истории садимся на Южный полюс Луны
Виктор Лошак
Ростех; Коммерсантъ
Вадим Бадеха: «Нет ничего более технически интересного, чем авиационный двигатель»

Интерфакс
Гендиректор аэропорта "Храброво" Александр Корытный: "Хотим вписать Калининград в накатанную авиатрассу между Китаем, Москвой и Петербургом"
Тимофей Дзядко, Артем Кореняко
РБК
Глава Внуково — РБК: «В ближайшие 10 лет не будет пассажиров в Европу»

Ростех
Евгений Солодилин: «Задачу, которую перед нами поставили акционеры, мы выполнили»
Наталия Ячменникова
Российская газета
Ректор МАИ Михаил Погосян - о том, какие профессии будут популярны в ближайшие пять лет, и почему стране нужны инженеры с креативным мышлением
Екатерина Москвич
ТАСС
Анна Кикина: космонавты летят в космос, чтобы жить
Мария Амирджанян
ТАСС
Гендиректор ОАК Слюсарь: испытания SSJ New с российскими двигателями начнутся осенью
Георгий Казачков, Гулия Леваненкова, Евгения Коткова
ТАСС
Посол Белоруссии в РФ: самолет "Ладога" сможет конкурировать с Airbus и Boeing

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer