Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Интервью


Гендиректор SR Space: идут работы над ракетой-носителем Cosmos с возможным возвратом первой ступени


30 мая 2023 года Артем Рукавов, Интерфакс


Генеральный директор частной космической компании SR Space (бывшая Success Rockets) Олег Мансуров рассказал в интервью корреспонденту "Интерфакса" Артему Рукавову о новых проектах, создании собственных жидкостных ракетных двигателей и многоразовых ракет.

- На каких направлениях сейчас сфокусирована компания?

- У нас фокус в основном остался прежний, начиная со времен основания компании. В июле нам будет три года и сейчас у нас три ключевых направления: сверхлегкие ракеты-носители, малые космические аппараты и работа с данными. И вот как раз взаимодействие, выстраивание технологической и производственной цепочки между этими тремя направлениями является одной из задач нашей компании.

- Планируются ли новые проекты в рамках ракето- и спутникостроения?

- Направления, связанные с ракетами-носителями и спутниками, требуют инвестиционных вливаний, которых пока нет в полном объёме. У нас в рамках этих направлений сейчас ведется активная работа над жидкостным ракетным двигателем на топливной паре метан-кислород с тягой 1 тонна, как раз готовимся к натурным огневым испытаниям. Для нас и в целом для частной космонавтики в России это будет знаковым событием и технологическим прорывом. Второе, над чем мы работаем — это аппараты для оптического мониторинга, дистанционного зондирования Земли. Это работа над своей оптикой.

- Создается линейка метановых двигателей?

- В данный момент мы работаем над двумя двигателями, первый - 1 тонна тяги, второй - 3,5 тонны тяги.

- Метановые двигатели создаются под многоразовые ракеты?

- Да, одно из преимуществ метана — это возможность повторного использования без необходимости полного разбора, чистки и так далее.

- Есть ли представление как это будет выглядеть - возвращаемая первая ступень или полностью вся ракета?

- Возможна и та, и та конфигурация, но мы здесь действуем эволюционно. Мы сейчас работаем над геофизической ракетой, а она по определению возвращаемая - приземляется с помощью парашюта. Но уже на ракете-носителе Cosmos — это уже ракета орбитального класса, возможен возврат первой ступени. Но сперва надо хотя бы долететь до орбиты.

- Когда запланирован следующий пуск ракеты-носителя SR Space? Как обстоят дела с ракетостроением сейчас?

- С ракетостроением с технической точки зрения хорошо, но точные даты по следующему пуску будут понятны после испытаний нашего двигателя. Двигатель мы хотим испытать в июне, и уже после этого можно будет говорить сроки пуска.

Наш следующий пуск будет с достижением линии Кармана, то есть это будет пуск в космос. Мы решили, в том числе по предложению наших инвесторов, отказаться от промежуточных пусков и сфокусироваться уже на готовом изделии. В этом есть определенная бизнес-логика, что мы не распыляемся, а именно работаем над конечным продуктом, который мы можем уже продавать.

- Рассматривается ли возможность, что ракета SR Space будет запускать спутники другой частной космической компании?

- Мы в коммуникации с другими частными компаниями, и мы на связи с "Роскосмосом" по этому направлению. К примеру, спутники "Марафон" как раз могут быть запущены нашей ракетой-носителем в космос. В этом плане мы можем получить госконтракт на оказание пусковых услуг.

- С какого космодрома планируете запускать ракеты?

- Сейчас в рамках испытаний мы можем использовать полигон "Капустин Яр", а в рамках постоянных пусков возможно также использование космодрома "Ясный" или космодрома "Восточный".

- Планируете создать там свой стартовый стол?

- Нам понадобится строительство своей инфраструктуры, но учитывая, что мы работаем в сверхлегком классе, это довольно быстрый и дешевый вопрос. Это не требует огромных стартовых комплексов, которые нужны для ракет-носителей среднего и тяжелого класса, таких, как "Протон", "Ангара", "Союз".

- Обсуждалось, что сверхлегкие ракеты можно запускать и с железнодорожных платформ.

- На самом деле, нашего класса ракеты могут в том числе запускаться с мобильных стартовых комплексов, такой сценарий тоже был рассмотрен в рамках аванпроекта. Но в нем есть свои плюсы и минусы, и финальное решение будет чуть позже, оно просто зависит от многих технических факторов и вопросов.

- Как сейчас продвигается работа над созданием спутниковой группировки связи SR NET?

- Сейчас в этой работе есть ряд технологических вопросов, которые мы решаем. Причем по мере решения этих вопросов возможны некоторые технологические изменения. Поэтому на сегодняшний момент у нас даже внутри компании есть такой внутренний конкурс, есть три разных взгляда на то, как дальше проект должен развиваться именно с технической точки зрения, реализации как самих космических аппаратов, так и наземного сегмента. И мы сейчас в стадии R&D (исследование и развитие - ИФ) по этим направлениям.

- Есть ли заказчик у этой системы?

- Мы по этой системе еще два года назад подписали соглашение с "Ростелекомом", и в рамках обозначенных там целей и задач мы сейчас двигаемся. Также с "Ростелекомом" мы находимся в постоянном контакте. Буквально месяц назад была последняя встреча.

- Первый запущенный спутник будет демонстратором?

- Мы в любом случае будем делать демонстратор системы. Это целесообразно с точки зрения технологического развития и с точки зрения бизнеса. Нам важно сокращать риски, связанные с проектом, и запуск демонстратора с ограниченным функционалом позволит многие вещи доработать за меньшие деньги и в более короткие сроки.

- Запуск состоится согласно планам - в 2024 году?

- Да, пока мы двигаемся, что касается именно этого проекта - по плану. У нас были подвижки, связанные с планами по ракетному направлению. По остальным направлениям мы движемся плюс-минус в плане.

- Сколько планируется таких аппаратов иметь на орбите для полного функционирования?

- Точное число будет понятно только после запуска демонстратора.

- На какой высоте будут располагаться спутники?

- Это низкие орбиты. Спутники будут распределены на высотах от 600 до 1000 километров.

- Как будет выглядеть наземная инфраструктура для данной группировки?

- Наземная инфраструктура включает в себя несколько сегментов. Во-первых, это непосредственно центр управления всей группировкой, во-вторых, это шлюзовые станции приёма и передачи данных и станции управления.

- Будут ли абонентские терминалы?

- Этот вопрос сейчас обсуждается. Мы должны технологически подтвердить возможность работы напрямую со смартфонами и с мобильными устройствами для того, чтобы обойти необходимость работы с терминалом.

- То есть передача сигнала со спутника прямо на смартфон?

- Да, сейчас над этим работают многие, это называется связь cell-to-cell - за этим будущее, но пока мы здесь на этапе эксперимента. Мы можем это сделать в теории, но на практике мы пока этого не достигли. Будем объективны — это одна из ключевых задач, которые перед нами стоят.

В целом проект очень сложный не только тем, что он дорогой и долгосрочный, а именно вот такими технологическими задачами. У нас стоит цель не просто сделать проект и отчитаться, наша задача – сделать полноценный бизнес. То есть вся экономика должна окупиться, проект должен быть прибыльным, и это требует каких-то новых решений, которые мы не можем ни у кого-то взять, ни у кого-то посмотреть, и многие вещи приходится разрабатывать внутри компании.

- Сколько необходимо станций приема информации для эффективного функционирования группировки космических аппаратов ДЗЗ?

- С точки зрения технологий нам необходимо пять станций приема, их закладываем в бюджет. Пока в планах следующая конфигурация, одна станция – это район Владивостока, другая станция – это в районе севера Якутии, вероятно Тикси, третья станция – это Алтай, четвертая станция – это Мурманск, и пятая станция – это Сириус. Для понимания, если карту представить — это нам позволит закрыть все потребности, связанные со сбросом данных со спутников зондирования Земли по территории Российской Федерации.

- Эта работа уже идет, или это перспективный проект?

- Ведется работа по созданию этих станций, то есть их облик понятен. Сейчас вопрос в основном стоит в финансировании. А финансирование развертывания этих станций зависит от контракта на работу с данными, которым как раз сейчас занимается SR Data. Это классический этап роста - мы переходим уже не просто от покупки данных у других спутниковых операторов, а уже к непосредственному приему данных, но для этого нам также нужна лицензия от "Роскосмоса". Документы на подачу этой лицензии мы сейчас готовим.

- Как сейчас решается вопрос с поставкой комплектующих, насколько это сложно?

- Когда речь идет о каких-то единичных изделиях, никаких сложностей в поставках комплектующих нет. По крайней мере, в том гражданском секторе, где мы работаем. Возможно, при серийном производстве такие вопросы возникнут, но пока нам рано об этом говорить.

- А российские комплектующие используете?

- Если говорить про ракеты-носители, то там на 95% это российские комплектующие, российские подрядчики и так далее.

- Вы сообщали о планах открыть дочернюю компанию в Китае. Как идет работа в этом направлении?

- Мы продолжаем работать с Китаем. Дочерняя компания пока не открыта. У SR Space сейчас нет дочерних компаний в других странах. Но, тем не менее, мы плотно работаем с иностранными партнерами. Мы закупаем часть комплектующих за рубежом, мы активно участвуем в различных научных или отраслевых мероприятиях, конференциях, выставках.

Для нас ключевыми странами сейчас являются Объединенные Арабские Эмираты, Индия и Китай.

- Планируете ли привлечь зарубежные инвестиции?

- Мы хотели бы, конечно, их иметь, но на данный момент у SR Space нет иностранных инвестиций.

- Но это возможно? При условии, что в Китае, например, тоже своих компаний хватает?

- Про инвестиции из Китая пока сложно говорить, скорее нет, чем да. К сожалению, это наш субъективный опыт, пока мы не получили инвестиций, не смогли привлечь зарубежные инвестиции в российскую компанию.

- Из арабских стран было бы хорошо привлечь инвестора?

- Да, но арабы готовы инвестировать только в проекты внутри своих стран. Это касается и Саудовской Аравии, и Катара, и ОАЭ.

- Где планируете разместить производство?

- SR Rockets и SR Satellites - две наши дочерние компании стали резидентами "Аэрокосмической инновационной долины", которая располагается в Рязани. Мы рассматриваем возможность строительства там своей производственной площадки и производственного кластера. Там удобное место с точки зрения логистики. Там есть большое количество специалистов, потому что там есть и университеты с профильными специализациями. Цены на аренду, на фонд оплаты труда гораздо ниже, чем в Москве. Более выгодно для нас размещать производство в Рязани, чем в Москве.

Мы хотим совместить все и производить в одном месте, так как это значительно удешевит изготовление отдельных изделий.

- В Москве у вас конструкторское бюро?

- Сейчас в Москве у нас сформировано в новом офисе конструкторское бюро. Кроме этого, у нас есть офис в Сириусе в Краснодарском крае, где сосредоточено наше IT-направление, которое, уже становится больше московского офиса. Видимо, климат там более благоприятный для роста команды.

- Когда открыли новый офис в Москве?

- Мы сюда переехали в январе, до этого размещались на площадях, которые нам предоставляли инвесторы. Там мы были ограничены по количеству мест и все-таки чувствовали себя частично в гостях. Этот офис полностью наш - у нас отдельный вход, круглосуточный доступ, свой сервер, свои переговорки, кухня, всё необходимое для круглосуточной работы. Иногда приходится даже ночевать на работе. Так что места для сна тоже есть.

- Какова сейчас общая численность штата?

- Если говорить про тех, кто в штате, то это порядка 75 человек. Если говорить в целом о проекте, то мы уже давно перевалили за сотню.

- Есть люди, которые работают из-за рубежа?

- Да, у нас такие люди тоже есть. Но они не участвуют в разработке изделий, а относятся к вспомогательному персоналу, отвечают за коммуникации, поставки, закупки.

- Как после начала специальной военной операции вам удалось сохранить коллектив, или, наоборот, заново собрать?

- Удалось сохранить ядро команды, у нас никто не уехал, по разным причинам, у всех свои мотивы. При этом ряд людей, с которыми нам пришлось прекратить трудовые взаимоотношения в начале СВО, вернулись к нам спустя полгода, когда в компании уже начался рост и возникла более стабильная финансовая ситуация.

- Как сейчас складывается ситуация с привлечением новых сотрудников?

- Кадров мы видим много на рынке, но конкретно у нас сейчас есть определенные сложности, они связаны с тем, что многие специалисты работают на военных предприятиях или на тех производствах, где у них есть бронь от мобилизации. У нас такой брони нет, поэтому к нам неохотно готовы идти люди и лишаться этих преференций. Хотя часть нашего бизнеса относится к IT и те, кто работает в этом направлении, у них есть бронь от мобилизации.

- На данный момент с предприятиями "Роскосмоса" возможно конкурировать?

- Любые нестабильные времена мотивируют людей оставаться на госпредприятиях, а не идти в стартапы. Это вторая причина, почему есть сложности с поиском специалистов. Даже в массовом сознании сейчас остается неопределенность, из-за этого люди реже выбирают стартапы для своего развития и роста.

- Вы ведь еще конкурируете за кадры с другими частными космическими предприятиями?

- У нас мало в стране частных космических компаний, но да. Большинство квазичастных компаний относятся к крупным корпорациям и являются корпоративными проектами, а это совсем другой уровень зарплаты, социального обеспечения. Здесь тоже нам приходится с ними конкурировать, но мы зачастую берем как раз своей свободой творчества, интересом к нашим проектам, корпоративной культурой, свободой самовыражения, открытостью.

- Привлекаете ли студентов, которые заканчивают вузы по инженерной специальности?

- У нас очень большой отклик со стороны студентов. Мы работаем активно с несколькими вузами: в Москве это в первую очередь МАИ, также это МГТУ им. Баумана, МФТИ. Кроме этого, мы плотно работаем с Казанским федеральным университетом, с рядом региональных вузов, например, с Юго-Западным государственным университетом в Курске. Здесь мы очень открыты и на самом деле интересны и для студентов и недавних выпускников.

- Как сейчас развивается ваше сотрудничество с "Роскосмосом"?

- С "Роскосмосом" у нас несколько направлений сотрудничества. Первое — это работа по получению от них данных дистанционного зондирования Земли. Здесь как раз работает наша компания SR Data. Кроме того, взаимодействуем как с регулятором: получение лицензий на космическую деятельность для нескольких компаний. Также стоит сказать про информационное сотрудничество: про нас писали, как на официальных ресурсах госкорпорации, так и в корпоративных СМИ. Пока так.

На данный момент мы не являемся для "Роскосмоса" заказчиком и не являемся подрядчиком. Это связано еще с тем, что мы, как компания, пока не готовы к участию в госзакупках, а те услуги, которые предоставляет "Росмосмос", пока очень дороги для нас с точки зрения стоимости и ценообразования, которое закладывается нормами госкорпорации.

Мы взаимодействуем с отдельными предприятиями "Роскосмоса", пока присматриваемся друг к другу.

- С точки зрения сотрудничества с государством есть заказы?

- Нет, сейчас мы не имеем ни копейки госфинансирования, то есть у нас нет ни грантов, ни субсидий, мы развиваемся сейчас только за частные деньги. И также госконтрактов или каких-то госзаказов у нас нет.

Государство любит работать с более крупными игроками. С другой стороны, мы себя не хотим сейчас ограничивать жесткими рамками, работая с госденьгами.

- То есть вам сложно совмещать частный бизнес и работу с государством?

- Пока да, но на это есть объективные причины, связанные с нашим ростом. Также есть и законодательные сложности, в частности, в рамках государственно-частного партнерства. Но это все решается, и я думаю, в какой-то момент мы будем готовы для сотрудничества друг с другом.

- Как идет диалог с государством с точки зрения нормативно-правового регулирования?

- Диалог есть, но вопрос по результатам пока открытый, потому что все равно мы имеем на сегодняшний момент монополиста в нашей сфере, и пока сложно конкурировать с "Роскосмосом" по многим направлениям. Поэтому мы строим свой бизнес, уходя в сегменты, в которых мы не конкурируем с госкорпорацией.

- Работа идет медленнее, чем хотелось бы?

- Нет, я бы не сказал, что медленнее или быстрее, она идет как идет, в зависимости от нашего собственного роста и развития. Просто наша основная задача сейчас - сформировать свой продукт. Госкорпорация, например, живет своими циклами, своими требованиями и так далее. Где-то мы вписываемся в них, где-то нет. Идет естественный процесс притирки.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Андрей Коршунов
Известия
«Российские двигатели будут безопасно возвращать ступени ракеты на Землю»
Илья Доронов
РБК
Глава «Роскосмоса» — РБК: «Бесплатная услуга — это разврат»
Наталия Ячменникова
Российская газета
Идея внедрить виртуального пилота набирает обороты. Сможет ли он обеспечить безопасность авиапассажиров

РИА "Новости"
"Мы видим спрос на кадры для беспилотной авиации"
Анастасия Львова, Герман Костринский, Ирина Парфентьева
РБК
Глава Red Wings — РБК: «Представление о Red Wings упрощенно»
Андрей Коршунов
Известия
«На Луне испытатели тестируют робота, напоминающего кентавра»
Елена Пономарева, Артем Рукавов
Интерфакс
Научный руководитель Института космических исследований РАН: Луна - не место для прогулок
Алена Чилей
Pro Космос
Новый российский космический корабль будет садиться в Амурской области



Матвей Мальгин
Взгляд
Как будет работать беспилотная «летающая «Газель»
Александр Пинчук
РИА Новости
Роман Таскаев: искусственный интеллект никогда не заменит экипаж самолета

ИА Report
Коммерческий директор AZAL: Цена билета не всегда зависит от желания авиакомпании

Reuters, Ростех
Сергей Чемезов — про ВПК, санкции, экспорт вооружений, авиастроение
Елена Мягкова
АТОР
От Калининграда до Китая и Таиланда: куда зимой будут рейсы из Пулково и какие новинки ждут пассажиров

Интерфакс
Первый замгендиректора "Роскосмоса": консолидируем промышленность вокруг Российской орбитальной станции
Владимир Гаврилов
Известия
«Мы рисовали самолет вокруг людей и их багажа»
Мария Агранович
Российская газета
Ректор МАИ Михаил Погосян рассказал "РГ" о подготовке суперинженеров, аэротакси и беспилотниках
Богдан Логинов
Вслух.ру
Командир вертолета Ми-26 Юрий Волосков: В нашей работе приходится импровизировать

РБК
Вице-президент «Ростелекома» — о беспилотных технологиях для бизнеса
Наина Курбанова
Известия
«Рейсы из Санкт-Петербурга в Москву будут каждые 15 минут»

RT
«Купол безопасности»: разработчик — о возможностях стационарного антидронного комплекса «Серп»
Андрей Коршунов
Известия
Генеральный конструктор КБ «Салют» имени В.М. Мясищева Сергей Кузнецов — о развитии новой российской тяжелой ракеты и ее модификациях
Денис Кайыран
РИА Новости
Алексей Варочко: выходим на серийное производство ракет "Ангара"
Роман Гусаров
NEWS.ru
Наследник Ан-24 самолет «Ладога»: когда полетит, зачем нужен

ФАУ "ЦАГИ"
105 лет: полет успешный
Мария Гришкина
86.ru
«Дико для мужчин видеть девушку в такой профессии»: история югорчанки, которая работает авиамехаником
Наталия Ячменникова
Российская газета
Как готовить специалистов по борьбе с кибератаками на самолеты

Транспорт России
Виталий Савельев: голосовать на выборах – значит разделять ответственность за будущее России
Андрей Коршунов
Известия
«Парение в невесомости Гагарин впервые испытал уже после полета в космос»
Надежда Алексеева, Алина Лихота, Екатерина Кийко
RT
Арктическая навигация: специалист ААНИИ — о развитии БПЛА в Северном Ледовитом океане
Андрей Смирнов
Pro Космос
Юрий Борисов: «Ракета «Амур-СПГ» и сверхлегкий носитель будут многоразовыми»
Наталия Славина
Российская газета
Новое поколение авиации: на чем будем летать. Интервью с академиком Сергеем Чернышевым
Андрей Коршунов
Известия
«На станции будут отрабатываться технологии для полетов на Луну или Марс»
Роман Гусаров
NEWS.ru
Вслед за вылетевшей из самолета дверью «улетает» и доверие к «Боингу»

NEWS.ru
Самолет МС-21 научили приземляться на автомате: почему это так важно
Евгений Гайва
Российская газета
Василий Десятков: Десятки аэропортов модернизируют в России в ближайшие годы
Мария Амирджанян
ТАСС
Генеральный директор "Яковлева": импортозамещенный МС-21 может получить новые версии
Вячеслав Терехов
Интерфакс
Научный руководитель Института астрономии РАН: космический мусор становится все более опасным
Артем Кореняко, Ирина Парфентьева
РБК
Глава «Победы» — РБК: «Приходится уходить на запасные аэродромы»
Евгений Гайва
Российская газета
Глава Росавиации: В этом году в Россию стало летать больше иностранных авиакомпаний
Мария Амирджанян
ТАСС
Замглавы Минпромторга: производство беспилотников будет только расти
Георгий Султанов, Анна Носова
ТАСС
Глава "Швабе" Вадим Калюгин: стремимся сделать наши БПЛА более устойчивыми к РЭБ
Наталия Ячменникова
Российская газета
Александр Блошенко: Мы впервые в истории садимся на Южный полюс Луны
Виктор Лошак
Ростех; Коммерсантъ
Вадим Бадеха: «Нет ничего более технически интересного, чем авиационный двигатель»

Интерфакс
Гендиректор аэропорта "Храброво" Александр Корытный: "Хотим вписать Калининград в накатанную авиатрассу между Китаем, Москвой и Петербургом"
Тимофей Дзядко, Артем Кореняко
РБК
Глава Внуково — РБК: «В ближайшие 10 лет не будет пассажиров в Европу»

Ростех
Евгений Солодилин: «Задачу, которую перед нами поставили акционеры, мы выполнили»
Наталия Ячменникова
Российская газета
Ректор МАИ Михаил Погосян - о том, какие профессии будут популярны в ближайшие пять лет, и почему стране нужны инженеры с креативным мышлением
Екатерина Москвич
ТАСС
Анна Кикина: космонавты летят в космос, чтобы жить
Мария Амирджанян
ТАСС
Гендиректор ОАК Слюсарь: испытания SSJ New с российскими двигателями начнутся осенью
Георгий Казачков, Гулия Леваненкова, Евгения Коткова
ТАСС
Посол Белоруссии в РФ: самолет "Ладога" сможет конкурировать с Airbus и Boeing

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer