Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Интервью


Александр Книвель - о том, когда в России появится полноценная отрасль беспилотных авиационных систем


23 апреля 2023 года Наталия Ячменникова, Российская газета


Сформирован национальный проект по развитию беспилотных авиасистем (БАС). Как сообщили в пресс-службе правительства России, он должен быть утвержден до 1 сентября 2023 года. С какими проблемами сегодня сталкиваются российские создатели беспилотников? Об этом "РГ" рассказал исполнительный директор Авиарегистра России по сертификации разработчиков и изготовителей гражданской авиационной техники и БАС, лауреат премии правительства РФ в области науки и техники Александр Книвель.

Александр Янович, в России наконец появится полноценная отрасль беспилотных авиационных систем?

Александр Книвель: Очень на это надеемся. Определены приоритетные направления развития беспилотных летательных аппаратов, параметры рынка, ежегодные целевые показатели, объем и источники финансирования. Президент поручил наладить серийный выпуск БАС в стране. Сейчас в базе Росавиации числится свыше 70 тысяч беспилотников. И, по прогнозам, эта цифра в ближайшие годы увеличится в разы. Задача сложная, комплексная.

О том, как дроны воюют в зоне СВО, слышим и знаем. А вот достижения гражданских беспилотников в мирном небе, о которых мы с вами говорим, оставались как бы в тени?

Александр Книвель: Почему в тени? Достоинства беспилотников очевидны. Невысокая себестоимость полета - меньше трат на топливо и обслуживание. Небольшая взлетная масса. А значит, намного проще и быстрее подготовка к вылету. Для БАС вертикального взлета и посадки не нужна ВПП. Ну и основной плюс: при работе в опасных условиях ничего не угрожает жизни пилотов. Потребности в дронах есть у государственных структур, корпораций, компаний и т.д. Предварительный спрос только на тяжелые беспилотники более 1 тысячи единиц. Формируется госзаказ, который будет обновляться ежегодно. На летательные аппараты разных классов и типов.

Каких? Кстати, на госучет по-прежнему нужно ставить любой коптер весом 150 г?

Александр Книвель: Да, от 150 г до 30 кг ставят на учет. А вот воздушные суда массой более 30 кг не просто учитывают - регистрируют по отдельным правилам. Для допуска в эксплуатацию разработчики должны доказать их безопасность для людей и наземной инфраструктуры в ожидаемых условиях полетов. Подтверждением является выдаваемый Росавиацией сертификат типа. А ведь есть беспилотники, которые проектируются взлетной массой и на полторы-две тонны, и на пять тонн.

Теперь что касается классов и типов. Все беспилотные авиационные системы делятся прежде всего в зависимости от области применения. Про доставку почты и пиццы все наслышаны. Есть аппараты для фото- и видеосъемки, картографии, ретрансляции и связи. Есть агродроны. Есть коптеры-"камикадзе": они самоуничтожаются при вызове искусственного схода снежных лавин, подрывах ледяных заторов на реках...

Беспилотники различаются по конструкции: самолетного и вертолетного типа. Мультикоптеры с тремя и более несущими винтами. Различаются по типу двигателя, оборудованию для управления и даже по тому, на каких высотах будут летать. Все эти характеристики могут сочетаться между собой самым замысловатым образом, что не позволяет предложить какую-либо единую упрощенную схему их классификации и сертификации. Да это и не надо.

А почему у нас сертификат типа получил пока только один беспилотник - БАС-200?

Александр Книвель: Тут очень важный нюанс. БАС-200 - разработка Национального центра вертолетостроения имени М.Л. Миля и Н.И. Камова. Это объединение двух уникальных инженерных школ - Миля и Камова. В отличие от многих других компаний, занимающихся беспилотниками, у обеих богатейший опыт создания и сертификации пилотируемых гражданских вертолетов. Они жестко придерживаются применимых норм летной годности при составлении сертификационного базиса для своих БАС, где главный приоритет - безопасность полетов.

У многих других разработчиков, пришедших из неавиационных отраслей, подобного опыта нет. Они все делают как бы на новенького. А это сказывается на сроках и качестве разработки.

Вообще БАС-200 очень нахваливают. Есть за что?

Александр Книвель: Конечно. Тестовая аэробеспилотная доставка почты в рамках экспериментально-правового режима была выполнена именно сертифицированным БАС за Полярным кругом. При минус 30 градусов!

Такие беспилотники могут освоить множество профессий. Так что сертификат типа БАС-200 - это великолепный пример возможности создания безопасных дронов в России и огромный драйвер для развития рынка беспилотной авиации.

И один сертифицированный в поле воин? Некоторые эксперты считают, что Россия уже лет на пять отстает от среднемирового уровня по развитию индустрии коммерческих беспилотников. Согласны?

Александр Книвель: Пять не пять, но отстаем. В России нет ни одного отечественного сертифицированного двигателя внутреннего сгорания, ни одного электрического. Даже БАС-200 сертифицирован с иностранным роторно-поршневым двигателем. А это серьезно ограничивает их использование. То же самое относится к воздушным винтам для беспилотников, системам предотвращения столкновения беспилотных воздушных судов с землей, между собой и пилотируемыми воздушными судами.

Санкции повлияли?

Александр Книвель: К сожалению, да. Комплектующие сейчас в основном закупаем в дружественных странах. Но не только. Длительное время считалось, что проще и дешевле купить комплектующие за рубежом, чем разрабатывать, сертифицировать и изготавливать их самим. Сейчас пожинаем результаты такой политики. Хотя еще в соответствие с дорожной картой "Рынки и технологии" AeroNet от 2015 года предусматривалось создание до 2021 года линейки отечественных двигателей внутреннего сгорания и газотурбинных двигателей для БАС.

Еще одна проблема - неуважение к документам ИКАО. В них собран мировой опыт безопасности полетов. Говорят, что законы пишутся кровью. И это так. Если мы хотим выйти на рынок беспилотников Китая, Монголии, Индии и других, то без соблюдения норм и правил ИКАО ничего не получится. Китай, например, вообще держит 80 процентов рынка малых беспилотников, но строго соблюдает требования ИКАО.

В свое время у нас не стали внедрять в массовое серийное производство самолеты Ту-204, Ту-214, Ил-96, Ил-114, понадеявшись на "Боинги" и "Эрбасы". Тоже решили, что проще закупать самолеты за рубежом, чем производить свои. Во что это вылилось? Требования Международной организации гражданской авиации по шумам привели к тому, что нам пришлось списать весь парк "шумных" Ту-154 и Ил-86. А заменить их отечественными самолетами в большом количестве уже не смогли, да и не захотели. Отсюда и нынешнее засилье иностранных самолетов в нашем небе. А теперь в большей степени и на земле.

Не хотелось бы, чтобы и в беспилотной авиации мы оказались в такой ситуации. Если мы хотим создать новую конкурентоспособную на внутреннем и глобальном внешних рынках подотрасль российской экономики в секторах разработки, производства и эксплуатации БАС, то мы должны обязательно соответствовать требованиям Конвенции о международной гражданской авиации и ее Приложений.

Это как в футболе. Вы можете по любым правилам играть у себя во дворе в своей стране, но если они не соответствуют международным стандартам FIFA, то вас никогда не допустят к соревнованиям, проводимым под эгидой FIFA. И вы так и останетесь командой нашего двора.

Некоторые вообще считают, что беспилотную технику в России начали осваивать чуть ли не на голом месте?

Александр Книвель: Ничего подобного. Был уникальный беспилотный самолет Як-9В: он использовался для дозиметрического контроля. Летал без экипажа и управлялся с земли по радиоканалам. В 1949 году пролетел даже через "атомный гриб" на Семипалатинском полигоне. Были всем известные "Стрижи" - беспилотные Ту-141. А яковлевская "Пчела"? Она очень хорошо себя зарекомендовала, и у нее даже были отечественные двигатели мощностью 32-35 лошадиных сил.

Проблема в другом. Беспилотный бум пошел не со стороны известных разработчиков авиационной промышленности, а в основном со стороны айтишников и электронщиков. Они, конечно, большие молодцы. У них горят глаза, энтузиазм. Но нередко не хватает знания тех требований к безопасности полетов воздушных судов, которые распространяются и на беспилотники. Прежде всего в вопросах сертификации типа, сертификации разработчиков, сертификации производства. Вот они говорят: мы разработали уникальный беспилотник. А нормы летной годности учли? А безопасность доказали? Это единый процесс, начиная с первой линии на чертеже.

В настоящее время в России примерно 200 участников рынка БАС. Все они, включая микро- и малые предприятия, должны быть сертифицированы как разработчики и изготовители. Иначе нет оснований считать, что они способны разрабатывать и изготавливать безопасную авиатехнику.

Можно сказать, что сейчас беспилотное сообщество находится в таком же состоянии, как и пилотируемая гражданская авиация сто лет назад. Тогда тоже много чего разрабатывали, например, в гаражах и кроватных мастерских. Но "выжил" только тот, кто четко понял: нужно опираться на авиационную науку и использовать системные подходы к безопасности. Так постепенно образовались все наши знаменитые авиационные конструкторские ОКБ. А уже с 1926 года за рубежом начались процессы сертификации самолетов, которые обеспечивали безопасность полетов гражданских воздушных судов.

Дрон в руках частных лиц - потенциальная угроза с неба. На днях в Волгограде на крышу железнодорожного вагона рухнул квадрокоптер. Владелец - иностранный студент - потерял над ним управление.

Александр Книвель: Знаю, что в прошлом году было зафиксировано с полсотни инцидентов, связанных с беспилотниками. Среди них - очень серьезные. Так, при заходе на посадку экипаж "Боинга" доложил диспетчеру о пролете дрона буквально в 50 метрах от самолета. И это в зоне столичного аэропорта! Еще в одном случае беспилотник пролетел прямо над вертолетом. В Таганроге дрон упал на жилой дом. Чудом не погибли люди, но дом сгорел...

Все это относится к нарушению порядка использования воздушного пространства. Если дрон летает вместе с другими летательными аппаратами в едином воздушном пространстве, то требования к нему такие же, если не жестче. Как минимум, они должны быть идентичны.

Сейчас наблюдается мировая тенденция: сближение пилотируемых и беспилотных воздушных судов?

Александр Книвель: Да. В ИКАО прорабатывается вопрос одночленного экипажа. Мнения звучат разные. Хотя, допустим, последний вариант самолета А-350-1000 уже фактически сертифицирован на полет без вмешательства пилота: с момента разрешения на взлет вплоть до парковки в аэропорту прилета. В любом случае игнорировать рекомендации ИКАО нельзя. Именно ИКАО предложила применять риск-ориентированный подход к сертификации воздушных судов. Что это значит? Для самолетов вместимостью более двадцати пассажиров риск авиационного происшествия оценивается 10 в минус 6-й степени. Проще говоря, одно на миллион полетов.

Нормы летной годности постоянно ужесточаются. Еще двадцать лет назад на самолеты никто не требовал ставить системы предупреждения столкновений в воздухе или с землей. А теперь они включены в автоматику современных лайнеров.

Помните трагедию над Боденским озером пассажирского Ту-154М "Башкирских авиалиний" и грузового Boeing 757-200PF авиакомпании DHL? Тогда один экипаж выполнил команду диспетчера, а другой - системы предупреждения TCAS. Сейчас аппаратура может сама автоматически развести самолеты, даже не обращаясь к пилоту. И это уже не система предупреждения, а система предотвращения столкновений.

Авиарегистр России одним из первых в мире выпустил специальные нормы летной годности для беспилотников?

Александр Книвель: Совершенно верно. Вместе с ЦАГИ и другими институтами, входящими в НИЦ имени Жуковского, провели большую работу, чтобы выделить из сертификационного базиса требования для беспилотной авиации. Кстати, для сертификации БАС-200 использовался как раз рекомендуемый ИКАО риск-ориентированный подход.

Работы впереди много. Отдельный пласт задач - полеты дронов в городах. В крупных мегаполисах должны быть выделены коридоры, и все это должно быть увязано в единую аэронавигационную систему. С подготовкой операторов тоже не все в порядке. Нормативное регулирование - это вообще ключевая вещь для нормального использования беспилотников в стране. По БАС есть много разных программ. Их все надо собрать в единый кулак: нужна единая госпрограмма "Развитие беспилотной гражданской авиатехники до 2030 года".

Появилась новость, что дроны в России хотят подключить к сотовым сетям. Неужели возможен смартфон с пропеллером?

Александр Книвель: Это технологии бесперебойного управления. Правда, использование сотовых сетей в этой сфере может быть сопряжено с техническими проблемами. Но возможны и другие решения, например через спутники или ретрансляторы. Конструкторская мысль работает.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Игорь Елков, Игорь Черняк
Российская газета
Сколько осталось пилотам? Летчик-испытатель Сергей Богдан - о боях между ИИ и человеком в авиации
Андрей Коршунов
Известия
«Российские двигатели будут безопасно возвращать ступени ракеты на Землю»
Илья Доронов
РБК
Глава «Роскосмоса» — РБК: «Бесплатная услуга — это разврат»
Наталия Ячменникова
Российская газета
Идея внедрить виртуального пилота набирает обороты. Сможет ли он обеспечить безопасность авиапассажиров

РИА "Новости"
"Мы видим спрос на кадры для беспилотной авиации"
Анастасия Львова, Герман Костринский, Ирина Парфентьева
РБК
Глава Red Wings — РБК: «Представление о Red Wings упрощенно»
Андрей Коршунов
Известия
«На Луне испытатели тестируют робота, напоминающего кентавра»
Елена Пономарева, Артем Рукавов
Интерфакс
Научный руководитель Института космических исследований РАН: Луна - не место для прогулок



Алена Чилей
Pro Космос
Новый российский космический корабль будет садиться в Амурской области
Матвей Мальгин
Взгляд
Как будет работать беспилотная «летающая «Газель»
Александр Пинчук
РИА Новости
Роман Таскаев: искусственный интеллект никогда не заменит экипаж самолета

ИА Report
Коммерческий директор AZAL: Цена билета не всегда зависит от желания авиакомпании

Reuters, Ростех
Сергей Чемезов — про ВПК, санкции, экспорт вооружений, авиастроение
Елена Мягкова
АТОР
От Калининграда до Китая и Таиланда: куда зимой будут рейсы из Пулково и какие новинки ждут пассажиров

Интерфакс
Первый замгендиректора "Роскосмоса": консолидируем промышленность вокруг Российской орбитальной станции
Владимир Гаврилов
Известия
«Мы рисовали самолет вокруг людей и их багажа»
Мария Агранович
Российская газета
Ректор МАИ Михаил Погосян рассказал "РГ" о подготовке суперинженеров, аэротакси и беспилотниках
Богдан Логинов
Вслух.ру
Командир вертолета Ми-26 Юрий Волосков: В нашей работе приходится импровизировать

РБК
Вице-президент «Ростелекома» — о беспилотных технологиях для бизнеса
Наина Курбанова
Известия
«Рейсы из Санкт-Петербурга в Москву будут каждые 15 минут»

RT
«Купол безопасности»: разработчик — о возможностях стационарного антидронного комплекса «Серп»
Андрей Коршунов
Известия
Генеральный конструктор КБ «Салют» имени В.М. Мясищева Сергей Кузнецов — о развитии новой российской тяжелой ракеты и ее модификациях
Денис Кайыран
РИА Новости
Алексей Варочко: выходим на серийное производство ракет "Ангара"
Роман Гусаров
NEWS.ru
Наследник Ан-24 самолет «Ладога»: когда полетит, зачем нужен

ФАУ "ЦАГИ"
105 лет: полет успешный
Мария Гришкина
86.ru
«Дико для мужчин видеть девушку в такой профессии»: история югорчанки, которая работает авиамехаником
Наталия Ячменникова
Российская газета
Как готовить специалистов по борьбе с кибератаками на самолеты

Транспорт России
Виталий Савельев: голосовать на выборах – значит разделять ответственность за будущее России
Андрей Коршунов
Известия
«Парение в невесомости Гагарин впервые испытал уже после полета в космос»
Надежда Алексеева, Алина Лихота, Екатерина Кийко
RT
Арктическая навигация: специалист ААНИИ — о развитии БПЛА в Северном Ледовитом океане
Андрей Смирнов
Pro Космос
Юрий Борисов: «Ракета «Амур-СПГ» и сверхлегкий носитель будут многоразовыми»
Наталия Славина
Российская газета
Новое поколение авиации: на чем будем летать. Интервью с академиком Сергеем Чернышевым
Андрей Коршунов
Известия
«На станции будут отрабатываться технологии для полетов на Луну или Марс»
Роман Гусаров
NEWS.ru
Вслед за вылетевшей из самолета дверью «улетает» и доверие к «Боингу»

NEWS.ru
Самолет МС-21 научили приземляться на автомате: почему это так важно
Евгений Гайва
Российская газета
Василий Десятков: Десятки аэропортов модернизируют в России в ближайшие годы
Мария Амирджанян
ТАСС
Генеральный директор "Яковлева": импортозамещенный МС-21 может получить новые версии
Вячеслав Терехов
Интерфакс
Научный руководитель Института астрономии РАН: космический мусор становится все более опасным
Артем Кореняко, Ирина Парфентьева
РБК
Глава «Победы» — РБК: «Приходится уходить на запасные аэродромы»
Евгений Гайва
Российская газета
Глава Росавиации: В этом году в Россию стало летать больше иностранных авиакомпаний
Мария Амирджанян
ТАСС
Замглавы Минпромторга: производство беспилотников будет только расти
Георгий Султанов, Анна Носова
ТАСС
Глава "Швабе" Вадим Калюгин: стремимся сделать наши БПЛА более устойчивыми к РЭБ
Наталия Ячменникова
Российская газета
Александр Блошенко: Мы впервые в истории садимся на Южный полюс Луны
Виктор Лошак
Ростех; Коммерсантъ
Вадим Бадеха: «Нет ничего более технически интересного, чем авиационный двигатель»

Интерфакс
Гендиректор аэропорта "Храброво" Александр Корытный: "Хотим вписать Калининград в накатанную авиатрассу между Китаем, Москвой и Петербургом"
Тимофей Дзядко, Артем Кореняко
РБК
Глава Внуково — РБК: «В ближайшие 10 лет не будет пассажиров в Европу»

Ростех
Евгений Солодилин: «Задачу, которую перед нами поставили акционеры, мы выполнили»
Наталия Ячменникова
Российская газета
Ректор МАИ Михаил Погосян - о том, какие профессии будут популярны в ближайшие пять лет, и почему стране нужны инженеры с креативным мышлением
Екатерина Москвич
ТАСС
Анна Кикина: космонавты летят в космос, чтобы жить
Мария Амирджанян
ТАСС
Гендиректор ОАК Слюсарь: испытания SSJ New с российскими двигателями начнутся осенью

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer