Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Интервью


«Мы первыми в мире отправим арт-объект на орбиту»


20 апреля 2023 года Катерина Алабина, Известия


В конце 2023 года впервые в мире арт-объект отправится в космос. Это будет скульптура русской художницы Насти Миро, выполненная в виде осьминога. О том, как идет подготовка к полету и какие смыслы вкладываются в эту амбициозную акцию, Миро рассказала «Известиям».

«Даже сделать один снимок — очень затратная, дорогостоящая история»

— Настя, вы готовите к запуску в космос особенного «пассажира» — арт-объект в виде осьминога. Когда нам ждать этого полета?

— Запуск скульптуры запланирован на 1 декабря 2023 года, и 3D-модель объекта — осьминога — уже готова. Все пуски, даже сборка, контролируются структурами «Роскосмоса», и они максимально поддерживают наш проект со своей стороны.

Основной посыл — экологический. Есть и романтическая сторона, про объединение искусства и космоса, но, в основном, конечно, это проблема загрязнения космоса.

Осьминога зовут Octo-Pax, и в его имени кроются как название осьминога — octopus, так и международное обозначение пассажира — pax, а он как раз и будет пассажиром спутника типа Cubesat 3U. При этом pax с латыни также означает «мир», а octos — восемь, знак бесконечности. Задача нашего осьминога — символизировать бесконечный мир.

Космический мусор, в общем-то, многих беспокоит. Например, многие исследования не могут проводиться полноценно из-за того, что мешают инородные объекты. Работа в открытом космосе считается одной из самых опасных у космонавтов.

— Выходит, это будет первый в мире запуск арт-объекта в открытый космос?

— Сейчас компания SpaceX тоже планируют запустить искусство в космос, но мы сделаем это раньше — их запуск планируется в 2024–2025 году. Так что да, мы будем первыми в мире, кто отправит арт-объект на орбиту. Откуда именно будет запуск, пока не утверждено, но это либо Байконур, либо Восточный.

Хочется не только отдать дань великим достижениям наших космонавтов, но и обратить внимание зрителя на новые истории. Помнить о прошлом важно, однако важно и замечать развитие, которое происходит сейчас — никто не говорит про новые проекты, а они есть, и очень хорошие. Если запуск состоится не с Байконура, а с Восточного, я не расстроюсь: это будет еще один элемент новшества для проекта. Это новый космодром, на территории России, а не Казахстана.

— Тема космоса проходит красной нитью сквозь все ваше творчество, но отправить свой объект на орбиту — это что-то новенькое. Как вы к этому пришли?

— Я в принципе увлекаюсь космосом и знала, что рано или поздно наступит момент, когда я предложу отправить свою вещь в космос. Случилось так, что я получила заказ на космическую работу от компании «Спутникс», и дальше мы уже пришли к тому, что можно предложить такой проект. Я очень благодарна за то, что у нас есть партнеры, потому что запуск чего-либо в космос — многомиллионное удовольствие.

Кроме самого Octo-Pax у нас будет закреплена камера, которая снимет нашего осьминога, как бы смотрящего в иллюминатор, и это дополнительные расходы. Даже сделать один снимок — очень затратная, дорогостоящая история. Поэтому мы не уверены, получится ли сделать прямую трансляцию, хотя, конечно, хочется, чтобы это получилось.

«Я, одетая как невеста, в каске и светоотражающем жилете сажаю бархотки в безлюдной степи»

— Почему именно осьминог?

— Это замечательное животное, высокоинтеллектуальное. В океане осьминоги отвечают за чистоту, собирают мусор, который оказался на дне, и строят из него убежища для себя и «соседей». Мне нравится идея того, как существо способно преобразовать объект в нечто позитивное и полезное.

Я ездила и фотографировала настоящих осьминогов, ждала, пока они вылезут, пока их начнут кормить. Я теперь знаю режимы питания вообще всех осьминогов Москвы, так что, если такая информация понадобится, смело обращайтесь ко мне (смеется).

Скульптура будет примерно 10х10 см размером. В своих щупальцах Octo-Pax держит обломки — тут я вдохновлялась советскими спутниками. Скорее всего, он будет белым. Поставим в его «домик» светодиоды, чтобы преломлялось больше света.

— Как же Octo-Pax выживет в космосе? Он ведь к нам вернется?

— Он не вернется с орбиты — сгорит в атмосфере. Думаю, мы все будем его с грустью провожать в один конец. Octo-Pax будет выпущен на орбиту, в самый космос. Современные спутники — не космический мусор, они сгорают в атмосфере, поэтому это полностью безотходный запуск.

Кстати, пластик отправлять в космос нельзя, поэтому он полетит не в виде 3D-модели. На скульптуре будет напыление, но мы пока не знаем, какое — сначала нужно провести эксперименты. Материалы будут проверяться воздействием температуры, давления, перегрузки. Я думаю, что на этапе подготовки выбора материала, в процессе многочисленных тестов я сделаю очень много таких осьминогов, так что его копии продолжат свою жизнь на Земле. Наверное, у меня будет целая армия и мы будем их либо продавать, либо дарить (смеется).

— Будет ли у вашего проекта продолжение или пока вы хотите ограничиться живописными работами и запуском скульптуры на орбиту?

— Полноценного названия проекта у нас пока нет, есть два варианта: «Аргонавтика» и «Октонавтика», пока еще идет мозговой штурм. Я склоняюсь больше к варианту «Октонавтика», потому что хочется, чтобы была ассоциация непосредственно с осьминогом. На стенде галереи PLATO Art Advisory, которая меня представляет на ярмарке «АРТ Москва», висит три картины серии, все размером 100х100 см и написаны в 2023 году: Pax. Baikonur I, Pax. Baikonur II и Pax. Baikonur III. На них наш осьминог изображен свидетелем исторических событий, из своего окошка он наблюдает за гагаринским стартом на Байконуре. PLATO Art Advisory — международная галерея, которая базируется в Праге и тоже активно нас поддерживает.

Проект будет состоять не только из картин, после запуска будет готовиться большая инсталляция: осьминог, держащий в щупальцах обломки космического мусора. Я хочу привезти этот мусор из разных мест и сделать впечатляющую скульптуру. Чисто визуально это будет огромный осьминог, скорее всего, сделанный из переработанного вторсырья, в пространстве с потолками метров под двадцать. Я бы сказала, что объект будет «опоясывать» это пространство.

Космические обломки для инсталляции будем искать сами, поедем в экспедицию на Байконур или Алтай, саму инсталляцию буду делать уже после запуска. Я много раз была на космодроме Байконур и видела, что казахи очень продуманно используют их в своих бытовых целях: строят бани, например. То есть их довольно просто найти и использовать.

— Первые картины серии уже участвуют в ярмарке «АРТ Москва», открывшейся в Гостином Дворе. Вы планируете поделиться своим проектом с миром?

— Да, конечно. Я планирую дальнейшее участие в различных арт-ярмарках, в том числе в Венецианской биеннале в 2024 году. Если сложится, будем участвовать от русского павильона либо по параллельной программе. У нас есть партнеры в лице русской галереи «Купол», сейчас они занимаются тем, чтобы подать этот проект на биеннале, ведут переговоры с Минкультуры РФ. Очень хочется, чтобы всё получилось.

Еще планируется крупный проект с Третьяковской галереей. Основная тема моих исследований — это программа «Невеста для Бурана». Недавно я «сталкером» ездила на Байконур, там делала работу посвященную этой теме, и уже через пару лет планирую реализовать его именно в Третьяковке. У меня есть и другие вещи, которые, надеюсь, войдут в экспозицию — там будут и инсталляции, и найденные мной артефакты, и видео-арт, где я, одетая как невеста, в каске и светоотражающем жилете сажаю бархотки в безлюдной степи, а на горизонте — одна из площадок Байконура.

СПРАВКА «ИЗВЕСТИЙ»
Настя Миро родилась и работает в Москве. Выпускница Школы акварели Сергея Андрияки и ВГИК им. С.Г. Герасимова. В своем творчестве она исследует космическую тематику, придерживаясь реалистической манеры, но работая с самыми разными материалами. На счету Миро ряд персональных и групповых выставок, в том числе в Шанхае, Пекине, Токио, Берлине, Франкфурте, Вене, Париже и других городах.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Игорь Елков, Игорь Черняк
Российская газета
Сколько осталось пилотам? Летчик-испытатель Сергей Богдан - о боях между ИИ и человеком в авиации
Андрей Коршунов
Известия
«Российские двигатели будут безопасно возвращать ступени ракеты на Землю»
Илья Доронов
РБК
Глава «Роскосмоса» — РБК: «Бесплатная услуга — это разврат»
Наталия Ячменникова
Российская газета
Идея внедрить виртуального пилота набирает обороты. Сможет ли он обеспечить безопасность авиапассажиров

РИА "Новости"
"Мы видим спрос на кадры для беспилотной авиации"
Анастасия Львова, Герман Костринский, Ирина Парфентьева
РБК
Глава Red Wings — РБК: «Представление о Red Wings упрощенно»
Андрей Коршунов
Известия
«На Луне испытатели тестируют робота, напоминающего кентавра»
Елена Пономарева, Артем Рукавов
Интерфакс
Научный руководитель Института космических исследований РАН: Луна - не место для прогулок



Алена Чилей
Pro Космос
Новый российский космический корабль будет садиться в Амурской области
Матвей Мальгин
Взгляд
Как будет работать беспилотная «летающая «Газель»
Александр Пинчук
РИА Новости
Роман Таскаев: искусственный интеллект никогда не заменит экипаж самолета

ИА Report
Коммерческий директор AZAL: Цена билета не всегда зависит от желания авиакомпании

Reuters, Ростех
Сергей Чемезов — про ВПК, санкции, экспорт вооружений, авиастроение
Елена Мягкова
АТОР
От Калининграда до Китая и Таиланда: куда зимой будут рейсы из Пулково и какие новинки ждут пассажиров

Интерфакс
Первый замгендиректора "Роскосмоса": консолидируем промышленность вокруг Российской орбитальной станции
Владимир Гаврилов
Известия
«Мы рисовали самолет вокруг людей и их багажа»
Мария Агранович
Российская газета
Ректор МАИ Михаил Погосян рассказал "РГ" о подготовке суперинженеров, аэротакси и беспилотниках
Богдан Логинов
Вслух.ру
Командир вертолета Ми-26 Юрий Волосков: В нашей работе приходится импровизировать

РБК
Вице-президент «Ростелекома» — о беспилотных технологиях для бизнеса
Наина Курбанова
Известия
«Рейсы из Санкт-Петербурга в Москву будут каждые 15 минут»

RT
«Купол безопасности»: разработчик — о возможностях стационарного антидронного комплекса «Серп»
Андрей Коршунов
Известия
Генеральный конструктор КБ «Салют» имени В.М. Мясищева Сергей Кузнецов — о развитии новой российской тяжелой ракеты и ее модификациях
Денис Кайыран
РИА Новости
Алексей Варочко: выходим на серийное производство ракет "Ангара"
Роман Гусаров
NEWS.ru
Наследник Ан-24 самолет «Ладога»: когда полетит, зачем нужен

ФАУ "ЦАГИ"
105 лет: полет успешный
Мария Гришкина
86.ru
«Дико для мужчин видеть девушку в такой профессии»: история югорчанки, которая работает авиамехаником
Наталия Ячменникова
Российская газета
Как готовить специалистов по борьбе с кибератаками на самолеты

Транспорт России
Виталий Савельев: голосовать на выборах – значит разделять ответственность за будущее России
Андрей Коршунов
Известия
«Парение в невесомости Гагарин впервые испытал уже после полета в космос»
Надежда Алексеева, Алина Лихота, Екатерина Кийко
RT
Арктическая навигация: специалист ААНИИ — о развитии БПЛА в Северном Ледовитом океане
Андрей Смирнов
Pro Космос
Юрий Борисов: «Ракета «Амур-СПГ» и сверхлегкий носитель будут многоразовыми»
Наталия Славина
Российская газета
Новое поколение авиации: на чем будем летать. Интервью с академиком Сергеем Чернышевым
Андрей Коршунов
Известия
«На станции будут отрабатываться технологии для полетов на Луну или Марс»
Роман Гусаров
NEWS.ru
Вслед за вылетевшей из самолета дверью «улетает» и доверие к «Боингу»

NEWS.ru
Самолет МС-21 научили приземляться на автомате: почему это так важно
Евгений Гайва
Российская газета
Василий Десятков: Десятки аэропортов модернизируют в России в ближайшие годы
Мария Амирджанян
ТАСС
Генеральный директор "Яковлева": импортозамещенный МС-21 может получить новые версии
Вячеслав Терехов
Интерфакс
Научный руководитель Института астрономии РАН: космический мусор становится все более опасным
Артем Кореняко, Ирина Парфентьева
РБК
Глава «Победы» — РБК: «Приходится уходить на запасные аэродромы»
Евгений Гайва
Российская газета
Глава Росавиации: В этом году в Россию стало летать больше иностранных авиакомпаний
Мария Амирджанян
ТАСС
Замглавы Минпромторга: производство беспилотников будет только расти
Георгий Султанов, Анна Носова
ТАСС
Глава "Швабе" Вадим Калюгин: стремимся сделать наши БПЛА более устойчивыми к РЭБ
Наталия Ячменникова
Российская газета
Александр Блошенко: Мы впервые в истории садимся на Южный полюс Луны
Виктор Лошак
Ростех; Коммерсантъ
Вадим Бадеха: «Нет ничего более технически интересного, чем авиационный двигатель»

Интерфакс
Гендиректор аэропорта "Храброво" Александр Корытный: "Хотим вписать Калининград в накатанную авиатрассу между Китаем, Москвой и Петербургом"
Тимофей Дзядко, Артем Кореняко
РБК
Глава Внуково — РБК: «В ближайшие 10 лет не будет пассажиров в Европу»

Ростех
Евгений Солодилин: «Задачу, которую перед нами поставили акционеры, мы выполнили»
Наталия Ячменникова
Российская газета
Ректор МАИ Михаил Погосян - о том, какие профессии будут популярны в ближайшие пять лет, и почему стране нужны инженеры с креативным мышлением
Екатерина Москвич
ТАСС
Анна Кикина: космонавты летят в космос, чтобы жить
Мария Амирджанян
ТАСС
Гендиректор ОАК Слюсарь: испытания SSJ New с российскими двигателями начнутся осенью

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer