Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Интервью


«Мы первыми в мире отправим арт-объект на орбиту»


20 апреля 2023 года Катерина Алабина, Известия


В конце 2023 года впервые в мире арт-объект отправится в космос. Это будет скульптура русской художницы Насти Миро, выполненная в виде осьминога. О том, как идет подготовка к полету и какие смыслы вкладываются в эту амбициозную акцию, Миро рассказала «Известиям».

«Даже сделать один снимок — очень затратная, дорогостоящая история»

— Настя, вы готовите к запуску в космос особенного «пассажира» — арт-объект в виде осьминога. Когда нам ждать этого полета?

— Запуск скульптуры запланирован на 1 декабря 2023 года, и 3D-модель объекта — осьминога — уже готова. Все пуски, даже сборка, контролируются структурами «Роскосмоса», и они максимально поддерживают наш проект со своей стороны.

Основной посыл — экологический. Есть и романтическая сторона, про объединение искусства и космоса, но, в основном, конечно, это проблема загрязнения космоса.

Осьминога зовут Octo-Pax, и в его имени кроются как название осьминога — octopus, так и международное обозначение пассажира — pax, а он как раз и будет пассажиром спутника типа Cubesat 3U. При этом pax с латыни также означает «мир», а octos — восемь, знак бесконечности. Задача нашего осьминога — символизировать бесконечный мир.

Космический мусор, в общем-то, многих беспокоит. Например, многие исследования не могут проводиться полноценно из-за того, что мешают инородные объекты. Работа в открытом космосе считается одной из самых опасных у космонавтов.

— Выходит, это будет первый в мире запуск арт-объекта в открытый космос?

— Сейчас компания SpaceX тоже планируют запустить искусство в космос, но мы сделаем это раньше — их запуск планируется в 2024–2025 году. Так что да, мы будем первыми в мире, кто отправит арт-объект на орбиту. Откуда именно будет запуск, пока не утверждено, но это либо Байконур, либо Восточный.

Хочется не только отдать дань великим достижениям наших космонавтов, но и обратить внимание зрителя на новые истории. Помнить о прошлом важно, однако важно и замечать развитие, которое происходит сейчас — никто не говорит про новые проекты, а они есть, и очень хорошие. Если запуск состоится не с Байконура, а с Восточного, я не расстроюсь: это будет еще один элемент новшества для проекта. Это новый космодром, на территории России, а не Казахстана.

— Тема космоса проходит красной нитью сквозь все ваше творчество, но отправить свой объект на орбиту — это что-то новенькое. Как вы к этому пришли?

— Я в принципе увлекаюсь космосом и знала, что рано или поздно наступит момент, когда я предложу отправить свою вещь в космос. Случилось так, что я получила заказ на космическую работу от компании «Спутникс», и дальше мы уже пришли к тому, что можно предложить такой проект. Я очень благодарна за то, что у нас есть партнеры, потому что запуск чего-либо в космос — многомиллионное удовольствие.

Кроме самого Octo-Pax у нас будет закреплена камера, которая снимет нашего осьминога, как бы смотрящего в иллюминатор, и это дополнительные расходы. Даже сделать один снимок — очень затратная, дорогостоящая история. Поэтому мы не уверены, получится ли сделать прямую трансляцию, хотя, конечно, хочется, чтобы это получилось.

«Я, одетая как невеста, в каске и светоотражающем жилете сажаю бархотки в безлюдной степи»

— Почему именно осьминог?

— Это замечательное животное, высокоинтеллектуальное. В океане осьминоги отвечают за чистоту, собирают мусор, который оказался на дне, и строят из него убежища для себя и «соседей». Мне нравится идея того, как существо способно преобразовать объект в нечто позитивное и полезное.

Я ездила и фотографировала настоящих осьминогов, ждала, пока они вылезут, пока их начнут кормить. Я теперь знаю режимы питания вообще всех осьминогов Москвы, так что, если такая информация понадобится, смело обращайтесь ко мне (смеется).

Скульптура будет примерно 10х10 см размером. В своих щупальцах Octo-Pax держит обломки — тут я вдохновлялась советскими спутниками. Скорее всего, он будет белым. Поставим в его «домик» светодиоды, чтобы преломлялось больше света.

— Как же Octo-Pax выживет в космосе? Он ведь к нам вернется?

— Он не вернется с орбиты — сгорит в атмосфере. Думаю, мы все будем его с грустью провожать в один конец. Octo-Pax будет выпущен на орбиту, в самый космос. Современные спутники — не космический мусор, они сгорают в атмосфере, поэтому это полностью безотходный запуск.

Кстати, пластик отправлять в космос нельзя, поэтому он полетит не в виде 3D-модели. На скульптуре будет напыление, но мы пока не знаем, какое — сначала нужно провести эксперименты. Материалы будут проверяться воздействием температуры, давления, перегрузки. Я думаю, что на этапе подготовки выбора материала, в процессе многочисленных тестов я сделаю очень много таких осьминогов, так что его копии продолжат свою жизнь на Земле. Наверное, у меня будет целая армия и мы будем их либо продавать, либо дарить (смеется).

— Будет ли у вашего проекта продолжение или пока вы хотите ограничиться живописными работами и запуском скульптуры на орбиту?

— Полноценного названия проекта у нас пока нет, есть два варианта: «Аргонавтика» и «Октонавтика», пока еще идет мозговой штурм. Я склоняюсь больше к варианту «Октонавтика», потому что хочется, чтобы была ассоциация непосредственно с осьминогом. На стенде галереи PLATO Art Advisory, которая меня представляет на ярмарке «АРТ Москва», висит три картины серии, все размером 100х100 см и написаны в 2023 году: Pax. Baikonur I, Pax. Baikonur II и Pax. Baikonur III. На них наш осьминог изображен свидетелем исторических событий, из своего окошка он наблюдает за гагаринским стартом на Байконуре. PLATO Art Advisory — международная галерея, которая базируется в Праге и тоже активно нас поддерживает.

Проект будет состоять не только из картин, после запуска будет готовиться большая инсталляция: осьминог, держащий в щупальцах обломки космического мусора. Я хочу привезти этот мусор из разных мест и сделать впечатляющую скульптуру. Чисто визуально это будет огромный осьминог, скорее всего, сделанный из переработанного вторсырья, в пространстве с потолками метров под двадцать. Я бы сказала, что объект будет «опоясывать» это пространство.

Космические обломки для инсталляции будем искать сами, поедем в экспедицию на Байконур или Алтай, саму инсталляцию буду делать уже после запуска. Я много раз была на космодроме Байконур и видела, что казахи очень продуманно используют их в своих бытовых целях: строят бани, например. То есть их довольно просто найти и использовать.

— Первые картины серии уже участвуют в ярмарке «АРТ Москва», открывшейся в Гостином Дворе. Вы планируете поделиться своим проектом с миром?

— Да, конечно. Я планирую дальнейшее участие в различных арт-ярмарках, в том числе в Венецианской биеннале в 2024 году. Если сложится, будем участвовать от русского павильона либо по параллельной программе. У нас есть партнеры в лице русской галереи «Купол», сейчас они занимаются тем, чтобы подать этот проект на биеннале, ведут переговоры с Минкультуры РФ. Очень хочется, чтобы всё получилось.

Еще планируется крупный проект с Третьяковской галереей. Основная тема моих исследований — это программа «Невеста для Бурана». Недавно я «сталкером» ездила на Байконур, там делала работу посвященную этой теме, и уже через пару лет планирую реализовать его именно в Третьяковке. У меня есть и другие вещи, которые, надеюсь, войдут в экспозицию — там будут и инсталляции, и найденные мной артефакты, и видео-арт, где я, одетая как невеста, в каске и светоотражающем жилете сажаю бархотки в безлюдной степи, а на горизонте — одна из площадок Байконура.

СПРАВКА «ИЗВЕСТИЙ»
Настя Миро родилась и работает в Москве. Выпускница Школы акварели Сергея Андрияки и ВГИК им. С.Г. Герасимова. В своем творчестве она исследует космическую тематику, придерживаясь реалистической манеры, но работая с самыми разными материалами. На счету Миро ряд персональных и групповых выставок, в том числе в Шанхае, Пекине, Токио, Берлине, Франкфурте, Вене, Париже и других городах.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Андрей Коршунов
Известия
«На Луне испытатели тестируют робота, напоминающего кентавра»
Елена Пономарева, Артем Рукавов
Интерфакс
Научный руководитель Института космических исследований РАН: Луна - не место для прогулок
Алена Чилей
Pro Космос
Новый российский космический корабль будет садиться в Амурской области
Матвей Мальгин
Взгляд
Как будет работать беспилотная «летающая «Газель»
Александр Пинчук
РИА Новости
Роман Таскаев: искусственный интеллект никогда не заменит экипаж самолета

ИА Report
Коммерческий директор AZAL: Цена билета не всегда зависит от желания авиакомпании

Reuters, Ростех
Сергей Чемезов — про ВПК, санкции, экспорт вооружений, авиастроение
Елена Мягкова
АТОР
От Калининграда до Китая и Таиланда: куда зимой будут рейсы из Пулково и какие новинки ждут пассажиров




Интерфакс
Первый замгендиректора "Роскосмоса": консолидируем промышленность вокруг Российской орбитальной станции
Владимир Гаврилов
Известия
«Мы рисовали самолет вокруг людей и их багажа»
Мария Агранович
Российская газета
Ректор МАИ Михаил Погосян рассказал "РГ" о подготовке суперинженеров, аэротакси и беспилотниках
Богдан Логинов
Вслух.ру
Командир вертолета Ми-26 Юрий Волосков: В нашей работе приходится импровизировать

РБК
Вице-президент «Ростелекома» — о беспилотных технологиях для бизнеса
Наина Курбанова
Известия
«Рейсы из Санкт-Петербурга в Москву будут каждые 15 минут»

RT
«Купол безопасности»: разработчик — о возможностях стационарного антидронного комплекса «Серп»
Андрей Коршунов
Известия
Генеральный конструктор КБ «Салют» имени В.М. Мясищева Сергей Кузнецов — о развитии новой российской тяжелой ракеты и ее модификациях
Денис Кайыран
РИА Новости
Алексей Варочко: выходим на серийное производство ракет "Ангара"
Роман Гусаров
NEWS.ru
Наследник Ан-24 самолет «Ладога»: когда полетит, зачем нужен

ФАУ "ЦАГИ"
105 лет: полет успешный
Мария Гришкина
86.ru
«Дико для мужчин видеть девушку в такой профессии»: история югорчанки, которая работает авиамехаником
Наталия Ячменникова
Российская газета
Как готовить специалистов по борьбе с кибератаками на самолеты

Транспорт России
Виталий Савельев: голосовать на выборах – значит разделять ответственность за будущее России
Андрей Коршунов
Известия
«Парение в невесомости Гагарин впервые испытал уже после полета в космос»
Надежда Алексеева, Алина Лихота, Екатерина Кийко
RT
Арктическая навигация: специалист ААНИИ — о развитии БПЛА в Северном Ледовитом океане
Андрей Смирнов
Pro Космос
Юрий Борисов: «Ракета «Амур-СПГ» и сверхлегкий носитель будут многоразовыми»
Наталия Славина
Российская газета
Новое поколение авиации: на чем будем летать. Интервью с академиком Сергеем Чернышевым
Андрей Коршунов
Известия
«На станции будут отрабатываться технологии для полетов на Луну или Марс»
Роман Гусаров
NEWS.ru
Вслед за вылетевшей из самолета дверью «улетает» и доверие к «Боингу»

NEWS.ru
Самолет МС-21 научили приземляться на автомате: почему это так важно
Евгений Гайва
Российская газета
Василий Десятков: Десятки аэропортов модернизируют в России в ближайшие годы
Мария Амирджанян
ТАСС
Генеральный директор "Яковлева": импортозамещенный МС-21 может получить новые версии
Вячеслав Терехов
Интерфакс
Научный руководитель Института астрономии РАН: космический мусор становится все более опасным
Артем Кореняко, Ирина Парфентьева
РБК
Глава «Победы» — РБК: «Приходится уходить на запасные аэродромы»
Евгений Гайва
Российская газета
Глава Росавиации: В этом году в Россию стало летать больше иностранных авиакомпаний
Мария Амирджанян
ТАСС
Замглавы Минпромторга: производство беспилотников будет только расти
Георгий Султанов, Анна Носова
ТАСС
Глава "Швабе" Вадим Калюгин: стремимся сделать наши БПЛА более устойчивыми к РЭБ
Наталия Ячменникова
Российская газета
Александр Блошенко: Мы впервые в истории садимся на Южный полюс Луны
Виктор Лошак
Ростех; Коммерсантъ
Вадим Бадеха: «Нет ничего более технически интересного, чем авиационный двигатель»

Интерфакс
Гендиректор аэропорта "Храброво" Александр Корытный: "Хотим вписать Калининград в накатанную авиатрассу между Китаем, Москвой и Петербургом"
Тимофей Дзядко, Артем Кореняко
РБК
Глава Внуково — РБК: «В ближайшие 10 лет не будет пассажиров в Европу»

Ростех
Евгений Солодилин: «Задачу, которую перед нами поставили акционеры, мы выполнили»
Наталия Ячменникова
Российская газета
Ректор МАИ Михаил Погосян - о том, какие профессии будут популярны в ближайшие пять лет, и почему стране нужны инженеры с креативным мышлением
Екатерина Москвич
ТАСС
Анна Кикина: космонавты летят в космос, чтобы жить
Мария Амирджанян
ТАСС
Гендиректор ОАК Слюсарь: испытания SSJ New с российскими двигателями начнутся осенью
Георгий Казачков, Гулия Леваненкова, Евгения Коткова
ТАСС
Посол Белоруссии в РФ: самолет "Ладога" сможет конкурировать с Airbus и Boeing

Известия
Заместитель генерального директора холдинга Т1 Алексей Волынкин: «Наша цель — запуск первой частной ракеты в космос уже в этом году»
Виталий Корнеев, Елена Новицкая
ТАСС
Глава оператора Пулково Леонид Сергеев: мы стали аэропортом №2 в России
Екатерина Москвич
ТАСС
Глава SR Space: в течение года мы перейдем от ракеты "Небо" к первому полету "Космоса"
Юлия Живикина
РБК
«Иллюзий нет, но справимся»: что происходит с авиакомпаниями в России
Артем Рукавов
Интерфакс
Гендиректор SR Space: идут работы над ракетой-носителем Cosmos с возможным возвратом первой ступени

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer