Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Интервью


Герой России Евгений Тарелкин: «Если вы хотите стать миллионером, то вам точно не в космонавты»


12 апреля 2023 года Зоя Игумнова, Известия


В космос его взяли потому, что был здоровый и красивый — как Юрий Гагарин. Он хотел стать генеральным секретарем ЦК КПСС, но мечта о полетах оказалась сильнее. Герой России Евгений Тарелкин уверен, что пребывание на МКС — это не шоу, а серьезная работа, и потому к съемкам фильмов в невесомости относится отрицательно. Накануне профессионального праздника 115-й российский космонавт поговорил с «Известиями» и рассказал, почему американцы на международной станции постоянно выпрашивают еду у коллег из РФ, из-за чего современные покорители звезд вооружены лишь крестовой отверткой и что бы сделал, будь он политиком.

«Была мысль потеснить Брежнева»

— Как вы отмечаете День космонавтики?

— Знаете, этот праздник для космонавта — как праздник для ломовой лошади. Мы в этот день не празднуем, а ездим по всей стране. Слетал в космос — будь добр, отработай. Шучу. Но мне это общение в радость. Просто День космонавтики у нас не только 12-го, а весь апрель. Дома я не нахожусь.

— Близкие вас теряют на этот месяц?

— Однозначно.

— Когда вам вручили звезду героя, для вас это было ожидаемым событием или приятным сюрпризом?

— Всем, кто летает в космос, дают звезду героя. По большому счету каждый полет — нештатный. Когда только космонавтика начинала развиваться, указ о присвоении был подписан, как только космонавт на орбиту попадал. Человек приземлялся уже героем. А сейчас немножко по-другому. Я получил звезду спустя полтора года после приземления.

— Бюрократия?

— Да. Документы ходят по инстанциям. Такая вот бюрократия. Поэтому перегораешь, пока ждешь. И в какой-то момент позвонили и сказали: «Послезавтра в красивой одежде в Кремль». И всё.

— Кто вам вручал эту звезду?

— Владимир Владимирович [Путин], сам.

— А что он вам говорил, когда вручал?

— «Евгений Игоревич, спасибо за работу», — сказал президент. Он в общении очень приятный человек. Мне повезло, я раза четыре был на праздниках, на которых присутствовал Владимир Владимирович. Иногда пили чай, разговаривали. Президент у нас — настоящий офицер. Как я примерно (улыбается). Я, конечно, загнул.

— А может, у вас была мечта стать президентом?

— Президентом не хотел, а вот генеральным секретарем ЦК КПСС мечтал быть. Было у меня в детстве такое желание — потеснить Брежнева. Но недолго. Все-таки летчиком мне хотелось быть больше.

— Где вы учились?

— Ейское высшее авиационное училище. Потом окончил Военно-воздушную академию им. Ю.А. Гагарина в Монино.

— Вы уже тогда строили планы на отряд космонавтов?

— Нет. После окончания академии меня распределили в Центре подготовки космонавтов в летно-испытательское отделение. Там занимаются всеми экстремальными видами подготовки: полеты, невесомость, парашютные прыжки, выживание в суровых условиях. Шесть лет я был там инструктором. А в 2003-м объявили набор в отряд космонавтов. И я прошел в него. Цели пойти туда не было. Просто решил: а почему бы не попробовать?

— Объявление о наборе в отряд на стенке висело?

— Нет. Тогда были целевые наборы. То есть нужда была в космонавтах. И набирали военных или гражданских, работавших в РКК «Энергия». Причем у гражданских должна была быть ученая степень. А для военных — чтобы здоровый был.

— Вы были из военных-здоровых?

— Я и здоровый, и самый красивый был. Поэтому и взяли (смеется).

— Равнение на Гагарина? Такой же красивый и обаятельный?

— Однозначно. В космосе всегда равнение на Юрия Гагарина.

— Вы сразу знали, что полетите на полгода, или вам говорили: «На недельку и обратно»?

— Сразу. Когда назначают в экипаж, подготовка начинается за три года до полета. Поэтому то, что делать на станции, — эти стратегические планы известны заблаговременно. Единственное, у меня полет должен был быть на два месяца дольше. Мы должны были лететь 12 августа, а отправились в октябре. А вернулись в срок.

— Вам выпал бонус — раньше вернуться домой.

— Это не бонус. Наоборот, не повезло.

— Почему?

— Чем дольше, тем лучше. Мне нравится в космосе, затягивает. Есть такое понятие — адреналиновая зависимость. Когда человек начинает прыгать с парашютом, заниматься экстримом и через какое-то время это бросает, то у него появляется огромное желание опять начать.

Да, там может быть неуютно, непривычно — невесомость. Но в этом-то весь смысл. Там натерпеться, настрадаться, и когда возвращаешься домой, сразу чувствуешь разницу.

«За четыре месяца сделать космонавта невозможно»

— Член вашего экипажа Олег Новицкий вместе с коллегой Антоном Шкаплеровым снялся в фильме «Вызов». Может, если бы вы не покинули отряд космонавтов, тоже попали бы в историю. Вы не жалеете?

— Однозначно нет. Мне кажется, что тут, наоборот, Антону и Олегу не повезло.

— Почему?

— Все-таки космос — это не шоу, там должны работать по-серьезному. Мое отношение к этому не самое положительное.

— То есть в космос надо лететь работать, заниматься наукой?

— Да, работать. Понимаете, к этому полету очень долго готовился космонавт Андрей Бабкин. Причем он поступил в отряд еще в 1997 году и все эти годы пытался полететь. Он ученый, кандидат технических наук, профессионал из РКК «Энергия». Когда отправили в космос экипаж с режиссером и актрисой, ему уже было 55 лет. Для него это был последний шанс. И, по сути, из-за того, что надо было снимать фильм, из экипажа убрали Андрея Бабкина.

Все-таки есть профессии, которыми должны заниматься только профессионалы. Потому что бывают случаи, когда надо работать всему экипажу. Слава богу, что в полете всё штатно прошло. Но один профессиональный космонавт — это маловато.

— Андрей Бабкин расстроился? Может, ему компенсацию за это выплатили и уверили, что следующий полет — его?

— Выплатили компенсацию сжатым воздухом и разрешили дорогу переходить на красный свет (улыбается). Я бы очень хотел, чтобы Андрей все-таки слетал. Но когда возраст под 60, полет под вопросом.

— Говорят, что в космос можно летать до 60 лет.

— Говорить можно всё что угодно. Понимаете, есть статистика. Из всех, кто получает диплом космонавта, в космос отправляется только четвертая часть. По большому счету полет — это огромная награда. Я — 115-й, кто слетал в космос, сейчас таких уже 125, наверное.

В космос огромный конкурс, борьба постоянная — кто полетит, кто не полетит. Это не просто так: сидел, ждал — раз, и назначили. Ты должен постоянно учиться, следить за здоровьем, показывать результаты. Человек, который с детства мечтал, готовился. И вдруг в один момент — всё.

— Наверняка с летным составом работают, объясняют: «Вы, товарищи, готовьтесь, но знайте, что на место Гагарина тоже было двадцать человек, а полетел он один».

— Конечно, все это понимают. Но не так обидно, когда тебя обошел профи. Другой вопрос, когда взяли человека со стороны, посадили — и он полетел. Потому что за четыре месяца сделать космонавта невозможно.

— Идея была в том, чтобы первыми снять кино в космосе. Пока Илон Маск не отправил туда Тома Круза. Ради этого можно и потесниться. Вы так не думаете?

— Даже у них, при их возможностях и вложениях в космос, не стали этим заниматься. Может, осознали, что с космосом не шутят?

«У нас на МКС питание намного лучше, американцы постоянно попрошайничают»

— Почему вы больше не стали летать? Не потому ли, что надо дать шанс другим испытать это счастье?

— Конечно. Я считаю, что надо быть честным. Можно, конечно, летать и по 150 раз в космос, но сейчас почти 40 человек готовых молодых космонавтов сидят в очереди. Надо им уступать дорогу.

— Раньше был лозунг, что мы в балете и в космосе впереди планеты всей. Он еще актуален?

— Сто процентов. И будет актуален. Потому что всё, что сейчас летает и будет летать еще лет 20, — это технологии, разработки Сергея Павловича Королева.

— Космос — это российская зона влияния?

— Космос, наверное, общий. Хотя там и гонка была, но полетели-то мы первые.

— А чем вы сейчас занимаетесь?

— Есть такая Ассоциация Героев Российской Федерации. Возглавляет ее Владимир Анатольевич Шаманов. Я в ассоциации отвечаю за патриотическое воспитание молодежи. В 1990-х патриотизм и общение с молодежью просто опустили ниже некуда. Поэтому сейчас многие из героев ездят по стране и пытаются донести молодежи зерно уважения и любви к нашей Родине.

— Что вас больше всего расстраивает в общении с молодежью?

— У нас хорошая молодежь. В том, что произошло, нет их вины, а тех политиков, которые в 1990-х всё это допустили. Когда мы начали целовать наших заокеанских друзей. А как надо разрушить страну? Надо просто взять и испоганить ее историю. Взять эту молодежь, задарить жвачками, сникерсами и чтобы они не думали ни о чем, только о шмотках и о конфетах. Поэтому сейчас надо в первую очередь вот это восстанавливать. А молодежь у нас замечательная.

— Тогда почему были очереди на российско-грузинской границе, когда объявили о мобилизации? С этим-то что делать?

— Это уже не молодежь. Их называют «бегунки». Это как раз плоды того самого воспитания 1990-х. Теперь этот человечек только требует. Он знает лишь то, чем ему Родина обязана. А что он должен отдать священный долг Родине, как записано в Конституции, — об этом он не думает. И если эти бегунки отсюда уезжают, то попутного ветра им.

— Чем сейчас кормят в космосе?

— С едой сейчас вообще замечательно. У нас буфетно-гастрономический прием. То есть на каждого космонавта есть рацион питания на 16 суток. Космонавты очень хорошо кушают.

— Как в санатории?

— Лучше. В санатории диетическое питание, а у нас — просто вкусная еда. Есть и рыба, и картошечка, и всё что хочешь. У российских космонавтов на МКС питание намного лучше, чем у американцев. Они постоянно у нас попрошайничают.

— А как же еда в тюбиках? Прошлый век?

— Их называют тубы. В них сейчас только горчица, мед, джем. А по сути дела, да, прошлый век. Уже есть консервные баночки и сублиматы. В специальных пакетах с высушенной картошечкой, с кашей — космонавт их обогащает водой. И из сублимата получается замечательная еда.

— А выпить есть возможность?

— Выпить чаю?

— Покрепче.

— Нет. Космонавты не пьют.

— Наверное, когда возвращаются домой, дают слабину?

— Ну, космонавты разные бывают. Но по большому счету времени нет на выпивание. Потому что после возвращения на Землю мы отчитываемся за то время, которое провели в космосе. Разбор полетов идет. У нас всё очень серьезно. Некогда нам выпивать. А потом уже и не хочется.

— А какой у вас рост?

— 182 см. А в космосе подрос на 4 см. Когда вернулись, всё восстановилось. Гравитация вернула всё на свои места. В невесомости позвоночник вытягивается, он же довольно гибкий. И человек становится немножечко выше.

Космонавт не просто летит, а проводит эксперименты, в том числе и медицинские. Я тоже участвовал в таких. Чем занимается космонавт? Половина времени там — это ремонт станции, так как она летает давно. А вторая половина — проведение экспериментов. А это и медицина, и биология, и физика, и мониторинг Земли. В космосе очень много работы.

— Какую зарплату получают космонавты?

— Если вы хотите стать миллионером, то вам точно не в космонавты.

— А пенсию вы уже заработали или вам еще рановато?

— Давно заработал. У меня всегда шел год за два, как у военного. И поэтому я в 36 лет уже был пенсионером.

Я ушел на заслуженный отдых, потому что вынудили. Был такой министр обороны, из гражданских, даже не хочется фамилию называть. Видимо, ему захотелось сделать прогиб перед американцами, и он Центр подготовки космонавтов сделал гражданским. Случилось это как раз перед моим полетом в 2012 году. И нас заставили уволиться из армии. Поэтому я ушел на пенсию.

Сейчас в космос летают только гражданские. Военному нельзя.

— То есть раньше нужно было быть военным с ученой степенью, работать в РКК, а сейчас этого не требуется?

— Да. Допустим, военный летчик хочет прийти в отряд — он сейчас увольняется из армии и приходит в Центр подготовки космонавтов.

Конечно, это плохо. Недаром же Центр подготовки делали военным. Это закрытое территориальное образование. Есть гостайна. Даже была проблема. Раньше у нас было оружие. Сначала пистолет Макарова, потом ТП-82. Его выдавали космонавтам на случай аварийной посадки, чтобы от животных отстреливаться. А как только мы стали гражданскими, то у нас возникла ситуация, что на оружие космонавты не имеют права. Центр подготовки даже не сертифицирован под это. Сейчас космонавты летают и из оружия у них только крестовая отвертка.

То есть когда центр стал гражданским, возникло просто больше проблем.

— Но появилась возможность снимать кино.

— Ну да, и это, конечно, в том числе. Я не политик. Но если бы был начальником, вернул бы центр военным.

— А есть у космонавта мечта?

— Помните, фильм «Курьер»? Там Базин сказал: «А я мечтаю о пальто».

— А Иван ответил ему: «Вот тебе пальто. Носи и мечтай о чем-нибудь великом».

— Мечта и правда это не просто так. Я не передергиваю. Мечтаю, чтобы моя страна была самой лучшей в мире. Чтобы наши граждане лучше всех себя чувствовали.

И надо помнить, что для нашей страны лучшие друзья — это армия и флот. А не тот, по сути дела, вероятный противник, который сказал, что всё, дружим, а на самом деле никто не дружил.

— Пусть оно так и будет.

— На ошибках учатся. А победа будет за нами! Сто процентов.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Андрей Коршунов
Известия
«Российские двигатели будут безопасно возвращать ступени ракеты на Землю»
Илья Доронов
РБК
Глава «Роскосмоса» — РБК: «Бесплатная услуга — это разврат»
Наталия Ячменникова
Российская газета
Идея внедрить виртуального пилота набирает обороты. Сможет ли он обеспечить безопасность авиапассажиров

РИА "Новости"
"Мы видим спрос на кадры для беспилотной авиации"
Анастасия Львова, Герман Костринский, Ирина Парфентьева
РБК
Глава Red Wings — РБК: «Представление о Red Wings упрощенно»
Андрей Коршунов
Известия
«На Луне испытатели тестируют робота, напоминающего кентавра»
Елена Пономарева, Артем Рукавов
Интерфакс
Научный руководитель Института космических исследований РАН: Луна - не место для прогулок
Алена Чилей
Pro Космос
Новый российский космический корабль будет садиться в Амурской области



Матвей Мальгин
Взгляд
Как будет работать беспилотная «летающая «Газель»
Александр Пинчук
РИА Новости
Роман Таскаев: искусственный интеллект никогда не заменит экипаж самолета

ИА Report
Коммерческий директор AZAL: Цена билета не всегда зависит от желания авиакомпании

Reuters, Ростех
Сергей Чемезов — про ВПК, санкции, экспорт вооружений, авиастроение
Елена Мягкова
АТОР
От Калининграда до Китая и Таиланда: куда зимой будут рейсы из Пулково и какие новинки ждут пассажиров

Интерфакс
Первый замгендиректора "Роскосмоса": консолидируем промышленность вокруг Российской орбитальной станции
Владимир Гаврилов
Известия
«Мы рисовали самолет вокруг людей и их багажа»
Мария Агранович
Российская газета
Ректор МАИ Михаил Погосян рассказал "РГ" о подготовке суперинженеров, аэротакси и беспилотниках
Богдан Логинов
Вслух.ру
Командир вертолета Ми-26 Юрий Волосков: В нашей работе приходится импровизировать

РБК
Вице-президент «Ростелекома» — о беспилотных технологиях для бизнеса
Наина Курбанова
Известия
«Рейсы из Санкт-Петербурга в Москву будут каждые 15 минут»

RT
«Купол безопасности»: разработчик — о возможностях стационарного антидронного комплекса «Серп»
Андрей Коршунов
Известия
Генеральный конструктор КБ «Салют» имени В.М. Мясищева Сергей Кузнецов — о развитии новой российской тяжелой ракеты и ее модификациях
Денис Кайыран
РИА Новости
Алексей Варочко: выходим на серийное производство ракет "Ангара"
Роман Гусаров
NEWS.ru
Наследник Ан-24 самолет «Ладога»: когда полетит, зачем нужен

ФАУ "ЦАГИ"
105 лет: полет успешный
Мария Гришкина
86.ru
«Дико для мужчин видеть девушку в такой профессии»: история югорчанки, которая работает авиамехаником
Наталия Ячменникова
Российская газета
Как готовить специалистов по борьбе с кибератаками на самолеты

Транспорт России
Виталий Савельев: голосовать на выборах – значит разделять ответственность за будущее России
Андрей Коршунов
Известия
«Парение в невесомости Гагарин впервые испытал уже после полета в космос»
Надежда Алексеева, Алина Лихота, Екатерина Кийко
RT
Арктическая навигация: специалист ААНИИ — о развитии БПЛА в Северном Ледовитом океане
Андрей Смирнов
Pro Космос
Юрий Борисов: «Ракета «Амур-СПГ» и сверхлегкий носитель будут многоразовыми»
Наталия Славина
Российская газета
Новое поколение авиации: на чем будем летать. Интервью с академиком Сергеем Чернышевым
Андрей Коршунов
Известия
«На станции будут отрабатываться технологии для полетов на Луну или Марс»
Роман Гусаров
NEWS.ru
Вслед за вылетевшей из самолета дверью «улетает» и доверие к «Боингу»

NEWS.ru
Самолет МС-21 научили приземляться на автомате: почему это так важно
Евгений Гайва
Российская газета
Василий Десятков: Десятки аэропортов модернизируют в России в ближайшие годы
Мария Амирджанян
ТАСС
Генеральный директор "Яковлева": импортозамещенный МС-21 может получить новые версии
Вячеслав Терехов
Интерфакс
Научный руководитель Института астрономии РАН: космический мусор становится все более опасным
Артем Кореняко, Ирина Парфентьева
РБК
Глава «Победы» — РБК: «Приходится уходить на запасные аэродромы»
Евгений Гайва
Российская газета
Глава Росавиации: В этом году в Россию стало летать больше иностранных авиакомпаний
Мария Амирджанян
ТАСС
Замглавы Минпромторга: производство беспилотников будет только расти
Георгий Султанов, Анна Носова
ТАСС
Глава "Швабе" Вадим Калюгин: стремимся сделать наши БПЛА более устойчивыми к РЭБ
Наталия Ячменникова
Российская газета
Александр Блошенко: Мы впервые в истории садимся на Южный полюс Луны
Виктор Лошак
Ростех; Коммерсантъ
Вадим Бадеха: «Нет ничего более технически интересного, чем авиационный двигатель»

Интерфакс
Гендиректор аэропорта "Храброво" Александр Корытный: "Хотим вписать Калининград в накатанную авиатрассу между Китаем, Москвой и Петербургом"
Тимофей Дзядко, Артем Кореняко
РБК
Глава Внуково — РБК: «В ближайшие 10 лет не будет пассажиров в Европу»

Ростех
Евгений Солодилин: «Задачу, которую перед нами поставили акционеры, мы выполнили»
Наталия Ячменникова
Российская газета
Ректор МАИ Михаил Погосян - о том, какие профессии будут популярны в ближайшие пять лет, и почему стране нужны инженеры с креативным мышлением
Екатерина Москвич
ТАСС
Анна Кикина: космонавты летят в космос, чтобы жить
Мария Амирджанян
ТАСС
Гендиректор ОАК Слюсарь: испытания SSJ New с российскими двигателями начнутся осенью
Георгий Казачков, Гулия Леваненкова, Евгения Коткова
ТАСС
Посол Белоруссии в РФ: самолет "Ладога" сможет конкурировать с Airbus и Boeing

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer