Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Интервью


Глава Центра Хруничева: изготовление ракет "Ангара" — стратегический приоритет предприятия


10 апреля 2023 года Екатерина Москвич, ТАСС


В конце февраля Евросоюз ввел десятый пакет санкций в отношении РФ, под ограничения попал в том числе Центр им. М.В. Хруничева (входит в Роскосмос), который производит ракеты-носители "Протон-М", "Ангара", разгонные блоки "Бриз-М" и другую продукцию в интересах российской космической отрасли. О том, как в текущих условиях происходит взаимодействие с иностранными компаниями, в том числе по линии МКС, о возможности изготовления продукции в интересах отечественной авиаотрасли и о летных испытаниях ракет-носителей "Ангара" в интервью ТАСС рассказал гендиректор предприятия Алексей Варочко.

— Центр им. М.В. Хруничева попал в десятый санкционный список ЕС. Повлияло ли это как-то на работу предприятия? Как?

— Ограничения, направленные на международную космическую деятельность Российской Федерации, начались задолго до появления десятого пакета санкций ЕС. В мае 2019-го были выпущены поправки к Закону США об ассигнованиях на национальную оборону, которые ограничивали использование пусковых услуг российских ракет-носителей на международном коммерческом рынке. Дальнейшее развитие событий в мире явно показало, что политика США в области мирного космоса ставит своей целью убрать с рынка конкурентов американским поставщикам пусковых услуг, в частности компании SpaceX, которая занимает в настоящее время 30% рынка всех запусков в мире. 25 февраля 2022 года ЕС своей декларацией 2022/380 принял пакет санкций, который запретил деловые операции с предприятиями авиационной и космической отрасли РФ. 

Десятый санкционный пакет ЕС включил Центр Хруничева в список санкционных компаний, что, в принципе, ничего не поменяло. Основные ограничения были уже введены против всей нашей отрасли еще год назад. Вероятно, кто-то из наших зарубежных партнеров может испугаться возникновения так называемых вторичных санкций со стороны стран ЕС из-за деловых связей с нами. Но мы этого не боимся, так как Центр Хруничева производит космическую технику без использования иностранных комплектующих. Ни ракета-носитель "Протон-М", ни семейство ракет-носителей "Ангара", ни разгонные блоки нашего производства не имеют иностранных компонентов. Наши иностранные партнеры более заинтересованы в нас, в наших ракетах и услугах, нежели мы в них. На рынке наблюдается дефицит пусковых мощностей, особенно с появлением низкоорбитальных спутниковых группировок. SpaceX, на мой взгляд, не сможет обслуживать рынок в одиночку с сохранением приемлемого уровня цен. Рынок нуждается в пусковых мощностях. Это сказывается на росте цен на пусковые услуги. Поэтому подобными санкциями они просто "стреляют себе в ногу". Позволю себе заметить, что США не включили Центр Хруничева в подобные списки. Вероятно, в силу более глубокого, нежели у европейцев, понимания рынка.

— Продолжается ли сейчас работа вашей дочерней компании ILS в США? С какими трудностями сталкиваетесь, учитывая санкции, введенные в отношении российской космической отрасли?

— Да, компания ILS работает. Доля ГКНПЦ в ней составляет 83%, остальные 17% принадлежат РКК "Энергия". На период санкций нам удалось снизить уровень затрат компании до самого оптимального уровня, чтобы компания могла осуществлять свою деятельность без источников поступления новых финансовых средств. Компания в настоящее время работает над рядом соглашений об урегулировании с нашими действующими заказчиками пусковых услуг на ракетах-носителях "Протон-М" и "Ангара".

— Удалось ли заключить новый контракт с компанией Boeing по поддержанию в рабочем состоянии наземных стендовых изделий и контрольно-проверочной аппаратуры для сопровождения полета модуля "Заря"? Как сейчас происходит взаимодействие с компанией, учитывая ее уход из РФ?

— Работа с компанией Boeing ведется в рамках действующих контрактов по обеспечению летной эксплуатации модуля ФГБ "Заря". Ограничения на эти работы отсутствуют, так как США не ввели санкции в рамках программы МКС. Компания Boeing и ГКНПЦ им. М.В. Хруничева четко и своевременно выполняют взаимные обязательства по данному проекту. В процессе сопровождения полета модуля ФГБ "Заря" возникает необходимость дополнительных работ, что требует заключения новых и корректировки уже подписанных контрактов. В настоящее время в заключительной стадии согласования находится новый контракт с компанией Boeing по дооснащению стендового электроаналога ФГБ контрольно-проверочной аппаратурой новой разработки. 

— В прошлом году сообщалось, что украинское предприятие, которое по контракту с Boeing поставляет комплектующие для одной из систем функционально-грузового блока "Заря" МКС, испытывает трудности в связи с ситуацией в стране. Удалось ли импортозаместить комплектующие?

— Импортозамещение в части поставляемого украинским предприятием оборудования не требуется. Схема взаимодействия была скорректирована таким образом, что финансирование этого предприятия и контрактная деятельность осуществляются напрямую компанией Boeing. Техническую поддержку Boeing в этих работах оказывают специалисты Центра Хруничева. В результате такой схемы взаимодействия эксплуатация системы ФГБ разработки этого поставщика выполняется в штатном режиме. 

— Центр Хруничева ранее обладал компетенциями по строительству самолетов. В условиях санкций сейчас остро стоит вопрос о поставке комплектующих для импортных гражданских самолетов. Способен ли Центр Хруничева изготавливать детали для них? Обращались ли к вам компании с соответствующими просьбами?

— Поскольку авиа- и ракетостроение — близкие области науки и техники, смею заверить, Центр Хруничева обладает компетенциями по изготовлению агрегатов и узлов для авиапрома. К нам уже обращались коллеги из авиаотрасли. И более того, мы начали обсуждение ряда вопросов, проводим технологическую проработку и определение свободных мощностей для возможного дальнейшего сотрудничества. Технически мы в состоянии изготавливать элементы в интересах авиационной отрасли. 

— Удалось ли уже предприятию выйти на безубыточность? С какими показателями завершили прошлый год?

— Финансовая нагрузка предприятия на конец 2022 — начало 2023 года составляет около 9 млрд рублей. Плановый срок погашения задолженности — конец 2025 года. Предприятие в состоянии обеспечить погашение долга в установленные сроки. 

— Снижена ли за прошлый год долговая нагрузка? На сколько?

— Мы не форсировали закрытие финансовой нагрузки ускоренными темпами. Пока будем ориентироваться на плановое погашение задолженности.

— В каком году планируется завершение летных испытаний тяжелой "Ангары"?

— Программа летных испытаний предусматривает проведение шести пусков ракет-носителей тяжелого класса "Ангара-А5" в рамках летно-конструкторских испытаний. Три успешных пуска уже состоялось в 2014, 2020 и 2021 годах соответственно. Четвертая и пятая летные ракеты переданы Центром Хруничева госзаказчику. Шестая на этапе окончательной сборки. Дальнейшие сроки пусков будут определяться потребностями выведения полезной нагрузки. 

— Южная Корея отказалась от запуска спутника на легкой "Ангаре". Сейчас замена полезной нагрузки найдена? Есть ли сейчас коммерческие заказы на "Ангару"? Много ли их? 

— У нас контракт на выполнение пусковых услуг корейского спутника на ракете "Ангара-1.2" института KARI. Контракт формально продолжает действовать. В случае расторжения корейская сторона обязана прислать соответствующее извещение об отказе от контракта. Мы уже заявляли, что такого извещения не получали. В связи с действием санкций лицензия США на корейский спутник была аннулирована. Поэтому доставить спутник в Россию для проведения запуска наши корейские партнеры не могут. Мы были готовы к проведению пусковых услуг в конце прошлого года и проинформировали об этом заказчика пуска. Однако ограничения США не позволили завершить контракт запуском, и мы вынуждены искать пути выхода из сложившейся ситуации. Сейчас мы совместно с ILS и институтом KARI прорабатываем варианты урегулирования по данному проекту. 

На сегодняшний день коммерческих заказов на легкую ракету "Ангара-1.2" нет. Она находится на этапе летно-конструкторских испытаний и пока не имеет летной истории для привлечения заказчиков. К тому же сказываются санкции, которые не позволяют заказчикам использовать эту ракету для запуска своих аппаратов. Несмотря на это, мы видим интерес, который проявляют потенциальные заказчики к "Ангаре-1.2". И я не сомневаюсь, что у легкой ракеты "Ангара" хорошие перспективы.

— В этом году планировалось доставить на Восточный "Ангару" для первого пуска. В каком состоянии она находится? Когда будет доставлена? Началась ли сборка "Ангары" для первого запуска корабля "Орел" с Восточного?

— Первая летная "Ангара-А5" для космодрома Восточный будет поставлена на космодром в 2023 году. Сроки изготовления ракеты для запуска ПТК "Орел" определяются программой испытаний ПТК "Орел". Запуску пилотируемого ПТК будут предшествовать пуски ракет "Ангара-А5" и "Ангара-А5М" с ПТК "Орел" в габаритно-массовом и непилотируемом исполнении. Центром Хруничева разработан и защищен эскизный проект по адаптации ракет "Ангара-А5" и "Ангара-А5М" для обеспечения запуска корабля "Орел".

— В декабре 2021 года был защищен проект многоразовой "Ангары", планируется ли ее эскизное проектирование? Когда оно может стартовать?

— В 2021 году был защищен эскизный проект по созданию КРК "Амур" второго этапа с ракетой-носителем повышенной грузоподъемности "Ангара-А5В", в состав которой входит кислородно-водородная третья ступень. В рамках данного проекта была рассмотрена возможность создания на ее основе многоразовой ракеты. Учитывая текущую ситуацию, решение о развертывании дальнейших работ по созданию многоразовой ракеты является прерогативой государственного заказчика. При этом необходимо учитывать, что ее разработку нужно вести одновременно с разработкой ракеты повышенной грузоподъемности "Ангара-А5В".

— Ведутся ли уже разработки перспективной тяжелой ракеты, которая сможет в будущем заменить "Ангару"? 

— В настоящее время завершено эскизное проектирование и ведется разработка конструкторской документации на ракету-носитель тяжелого класса с улучшенными энергетическими характеристиками, которая получила обозначение "Ангара-А5М". Она заменит ракету "Ангара-А5", и в дальнейшем планируется ее эксплуатация.

— Модули перспективной Российской орбитальной станции будут выводиться при помощи ракет "Ангара". Потребуется ли их доработка для этого? Ведется ли она уже?

— Для запуска модулей РОС будет использоваться модернизированная ракета-носитель "Ангара-А5М". В настоящее время ведется эскизное проектирование по адаптации ракеты к различным модулям, которые будут являться базовыми элементами новой Российской орбитальной станции.

— Началось ли изготовление комплектующих для кислородно-водородного разгонного блока?

— В настоящее время КБ "Салют" ведет разработку конструкторской документации разгонного блока КВТК. Производство технически готовится по мере готовности конструкторской документации к изготовлению стендовых изделий и опытных образцов КВТК, но запуск изготовления будет дан по указанию госзаказчика. 

— Сколько ракет-носителей "Протон" планируете запустить в этом году?

— В 2023 году уже запущены ракеты-носители "Протон-М" с космическими аппаратами КА "Электро-Л" №4 и КА "Луч-5Х".

— Завершилась ли сборка последних ракет-носителей "Протон"? Когда завершится? Найдены ли заказчики для них? 

— Изготовление ракет-носителей "Протон-М" ведется планово, и в соответствии с графиком планируем закончить производство изделий в 2025 году. Стратегический приоритет предприятия — изготовление ракет-носителей класса "Ангара". 

— Какая судьба ждет ракеты "Протон", если не удастся запустить все ракеты до завершения срока их эксплуатации в Казахстане?

— Вопрос находится в области договоренности между правительствами России и Республики Казахстан. Предложения ГКНПЦ им. М.В. Хруничева для решения вопроса по задействованию всех изготовленных ракет "Протон" находятся в стадии рассмотрения совместно с казахстанской стороной.

— Идет ли уже сборка первого образца ракеты "Рокот-М"? Первый пуск все еще в 2024 году планируется?

— По проекту "Рокот-М" проведена контрактация с нашей кооперацией по комплектующим элементам, ведется изготовление стендовых изделий, а также ряда элементов первой летной ракеты с длительными сроками изготовления. 

— В прошлом году вы сообщали о планах расширить номенклатуру выпускаемых медицинских изделий, удалось ли это сделать? В какие сроки сможете выйти на уровень диверсификации 50%?

— Сейчас мы активно набираем заказы для расширения номенклатуры выпускаемых медицинских изделий и увеличения производства. Также ведется работа над расширением номенклатуры изделий для народного хозяйства, в интересах нефтегазовой отрасли, атомной промышленности, авиапроизводителей и автомобилестроения.  




комментарии (0):













Материалы рубрики

Андрей Коршунов
Известия
«Российские двигатели будут безопасно возвращать ступени ракеты на Землю»
Илья Доронов
РБК
Глава «Роскосмоса» — РБК: «Бесплатная услуга — это разврат»
Наталия Ячменникова
Российская газета
Идея внедрить виртуального пилота набирает обороты. Сможет ли он обеспечить безопасность авиапассажиров

РИА "Новости"
"Мы видим спрос на кадры для беспилотной авиации"
Анастасия Львова, Герман Костринский, Ирина Парфентьева
РБК
Глава Red Wings — РБК: «Представление о Red Wings упрощенно»
Андрей Коршунов
Известия
«На Луне испытатели тестируют робота, напоминающего кентавра»
Елена Пономарева, Артем Рукавов
Интерфакс
Научный руководитель Института космических исследований РАН: Луна - не место для прогулок
Алена Чилей
Pro Космос
Новый российский космический корабль будет садиться в Амурской области



Матвей Мальгин
Взгляд
Как будет работать беспилотная «летающая «Газель»
Александр Пинчук
РИА Новости
Роман Таскаев: искусственный интеллект никогда не заменит экипаж самолета

ИА Report
Коммерческий директор AZAL: Цена билета не всегда зависит от желания авиакомпании

Reuters, Ростех
Сергей Чемезов — про ВПК, санкции, экспорт вооружений, авиастроение
Елена Мягкова
АТОР
От Калининграда до Китая и Таиланда: куда зимой будут рейсы из Пулково и какие новинки ждут пассажиров

Интерфакс
Первый замгендиректора "Роскосмоса": консолидируем промышленность вокруг Российской орбитальной станции
Владимир Гаврилов
Известия
«Мы рисовали самолет вокруг людей и их багажа»
Мария Агранович
Российская газета
Ректор МАИ Михаил Погосян рассказал "РГ" о подготовке суперинженеров, аэротакси и беспилотниках
Богдан Логинов
Вслух.ру
Командир вертолета Ми-26 Юрий Волосков: В нашей работе приходится импровизировать

РБК
Вице-президент «Ростелекома» — о беспилотных технологиях для бизнеса
Наина Курбанова
Известия
«Рейсы из Санкт-Петербурга в Москву будут каждые 15 минут»

RT
«Купол безопасности»: разработчик — о возможностях стационарного антидронного комплекса «Серп»
Андрей Коршунов
Известия
Генеральный конструктор КБ «Салют» имени В.М. Мясищева Сергей Кузнецов — о развитии новой российской тяжелой ракеты и ее модификациях
Денис Кайыран
РИА Новости
Алексей Варочко: выходим на серийное производство ракет "Ангара"
Роман Гусаров
NEWS.ru
Наследник Ан-24 самолет «Ладога»: когда полетит, зачем нужен

ФАУ "ЦАГИ"
105 лет: полет успешный
Мария Гришкина
86.ru
«Дико для мужчин видеть девушку в такой профессии»: история югорчанки, которая работает авиамехаником
Наталия Ячменникова
Российская газета
Как готовить специалистов по борьбе с кибератаками на самолеты

Транспорт России
Виталий Савельев: голосовать на выборах – значит разделять ответственность за будущее России
Андрей Коршунов
Известия
«Парение в невесомости Гагарин впервые испытал уже после полета в космос»
Надежда Алексеева, Алина Лихота, Екатерина Кийко
RT
Арктическая навигация: специалист ААНИИ — о развитии БПЛА в Северном Ледовитом океане
Андрей Смирнов
Pro Космос
Юрий Борисов: «Ракета «Амур-СПГ» и сверхлегкий носитель будут многоразовыми»
Наталия Славина
Российская газета
Новое поколение авиации: на чем будем летать. Интервью с академиком Сергеем Чернышевым
Андрей Коршунов
Известия
«На станции будут отрабатываться технологии для полетов на Луну или Марс»
Роман Гусаров
NEWS.ru
Вслед за вылетевшей из самолета дверью «улетает» и доверие к «Боингу»

NEWS.ru
Самолет МС-21 научили приземляться на автомате: почему это так важно
Евгений Гайва
Российская газета
Василий Десятков: Десятки аэропортов модернизируют в России в ближайшие годы
Мария Амирджанян
ТАСС
Генеральный директор "Яковлева": импортозамещенный МС-21 может получить новые версии
Вячеслав Терехов
Интерфакс
Научный руководитель Института астрономии РАН: космический мусор становится все более опасным
Артем Кореняко, Ирина Парфентьева
РБК
Глава «Победы» — РБК: «Приходится уходить на запасные аэродромы»
Евгений Гайва
Российская газета
Глава Росавиации: В этом году в Россию стало летать больше иностранных авиакомпаний
Мария Амирджанян
ТАСС
Замглавы Минпромторга: производство беспилотников будет только расти
Георгий Султанов, Анна Носова
ТАСС
Глава "Швабе" Вадим Калюгин: стремимся сделать наши БПЛА более устойчивыми к РЭБ
Наталия Ячменникова
Российская газета
Александр Блошенко: Мы впервые в истории садимся на Южный полюс Луны
Виктор Лошак
Ростех; Коммерсантъ
Вадим Бадеха: «Нет ничего более технически интересного, чем авиационный двигатель»

Интерфакс
Гендиректор аэропорта "Храброво" Александр Корытный: "Хотим вписать Калининград в накатанную авиатрассу между Китаем, Москвой и Петербургом"
Тимофей Дзядко, Артем Кореняко
РБК
Глава Внуково — РБК: «В ближайшие 10 лет не будет пассажиров в Европу»

Ростех
Евгений Солодилин: «Задачу, которую перед нами поставили акционеры, мы выполнили»
Наталия Ячменникова
Российская газета
Ректор МАИ Михаил Погосян - о том, какие профессии будут популярны в ближайшие пять лет, и почему стране нужны инженеры с креативным мышлением
Екатерина Москвич
ТАСС
Анна Кикина: космонавты летят в космос, чтобы жить
Мария Амирджанян
ТАСС
Гендиректор ОАК Слюсарь: испытания SSJ New с российскими двигателями начнутся осенью
Георгий Казачков, Гулия Леваненкова, Евгения Коткова
ТАСС
Посол Белоруссии в РФ: самолет "Ладога" сможет конкурировать с Airbus и Boeing

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer