Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Интервью


Ректор МГТУ ГА Борис Елисеев - о подготовке операторов беспилотников, влиянии санкций на подготовку авиаторов и выходе России из Болонской системы


29 июня 2022 года Наталия Ячменникова, Российская Газета


Прием на первый в высшей школе России профиль "Эксплуатация беспилотных авиационных систем" открыл Московский государственный технический университет гражданской авиации. О том, как будут готовить уникальных специалистов, о выходе из Болонской системы и тренажерной подготовке в условиях санкций говорим с ректором, профессором Борисом Елисеевым.

Прием на первый в высшей школе России профиль "Эксплуатация беспилотных авиационных систем" открыл Московский государственный технический университет гражданской авиации. О том, как будут готовить уникальных специалистов, о выходе из Болонской системы и тренажерной подготовке в условиях санкций говорим с ректором, профессором Борисом Елисеевым.

"Обеспилочивание" уже пошло

Борис Петрович, я так понимаю, новый профиль - уникальный. А чем он отличается от специальности?

Борис Елисеев: Да, мы здесь первые: "обеспилочивание" уже пошло. Чем отличаются? Профиль специалиста - это фактически тот "коридор", по которому будет шагать студент на протяжении всей учебы. Специальность характеризует общий характер его будущей деятельности: в данном случае - аэронавигация. А профиль - конкретные навыки и компетенции. То, чем выпускник будет заниматься, получив диплом. Все детали - на сайте нашего вуза.

Беспилотники уже переворачивают все наши представления о возможном и невозможном в гражданской авиации. За ними, бесспорно, будущее. Кстати, в сфере беспилотных авиационных систем готовится основа для глобально согласованного подхода к их интеграции в контролируемое и неконтролируемое воздушное пространство в самом широком диапазоне высот.

Будущие пилоты сдают тесты на профпригодность. А тем, кто будет работать с беспилотниками, это нужно?

Борис Елисеев: Мы пилотов никогда не готовили и пока не собираемся. Потому при подготовке не будем выходить за рамки техобслуживания, регламентных работ, а также ремонта беспилотных летательных аппаратов и систем. Но выдадим студентам основательный объем часов, связанный с аэронавигацией и управлением воздушным движением. Управлять легким дроном тоже научим. На вертолетной площадке, в нашем Егорьевском колледже.

Это не единственное из нового, что предлагает университет?

Борис Елисеев: Конечно. Так, открылись новые направления и специальности, касающиеся надзора и контроля техносферной безопасности на воздушном транспорте. Сейчас много говорят об угрожающем дефиците инженерно-технического состава. Могу сказать: впереди маячит и растущая нехватка в авиаотрасли квалифицированных управленцев - именно авиационных менеджеров. Потому с сентября у нас возобновляется подготовка по профилю "Менеджмент на воздушном транспорте".

Увеличено количество бюджетных мест для обучающихся по программам среднего профессионального образования и почти на сто процентов - для поступающих в магистратуру. В правила приема внесены изменения и дополнения, касающиеся приема граждан ДНР и ЛНР, а также для детей участников спецоперации на Украине.

Вопросов больше, чем ответов

Идет переосмысление Болонского процесса. Но ведь инженеры в России все равно всегда готовились в рамках специалитета?

Борис Елисеев: В одночасье невозможно изменить программы подготовки и учебные планы. Болонская система не прижилась, но вузы к ней адаптировались, и отдельные весьма успешно. Если не по содержанию, то по форме. Я никогда не являлся сторонником Болонской системы. Вижу только одну серьезную проблему, связанную с академической мобильностью для студентов из тех стран, которые от Болонской системы не торопятся отказываться. Это прежде всего Китай и страны содружества, частично Латинская Америка и Ближний Восток. К слову, часть наших выпускников еще в процессе обучения получили российское гражданство и успешно работают в гражданской авиации. Другая часть возвращается на родину с любовью к России.

Нас вновь ожидает внедрение так называемого прикладного бакалавриата. Это что?

Борис Елисеев: Это пройденный этап для МГТУ ГА. Когда в 2009 году вышло постановление правительства о проведении такого эксперимента, мы подключились. Два года студенты проживали и обучались в Егорьевском филиале-колледже. Часть вузовских преподавателей работала там "вахтовым" способом. Результат? При проведении испытаний на третьем курсе "егорьевцы", как и "москвичи", показали хорошее знание теории. А вот по овладению соответствующими компетенциями были на голову выше своих однокурсников. Но тогда по непонятным причинам этот процесс был свернут чиновниками от образования и дальнейшего развития не получил.

Есть еще одна интересная инициатива по изменению формы и содержания учебы: обучение будет длиться шесть лет по три двухгодичных цикла?

Борис Елисеев: Да, с 1 сентября должен начаться процесс "переформатирования" программ подготовки. Два года - общий бакалавриат, два года - углубленный, два года - магистратура. Как это использовать для подготовки технических специалистов, для нужд гражданской авиации? Вопросов больше, чем ответов.

Скажем, обучить в рамках направления "Аэронавигация" будущего специалиста по обслуживанию авиадвигателей - это одно. И совсем другое - будущего авиадиспетчера. Первые два года программы обучения у них могут совпадать лишь наполовину. Как при этом будут учитываться профессиональные стандарты? А они первичны по отношению к образовательным. Экспериментально быстрый директивный переход на такую систему не может улучшить подготовку авиаторов. Другое дело - юристы, экономисты или педагоги. Там она может быть востребована.

В любом случае нельзя впадать в крайности. У вуза должно быть больше возможностей для выбора формата подготовки.

Многие ректоры говорят, что не исполняются контракты на поставку оргтехники. Это связано с санкциями и массовым уходом большинства зарубежных IT-компаний с рынка. А ведь у вас вообще сложнейшие тренажеры?

Борис Елисеев: Проблема есть. В связи с невозможностью обновления в нашем учебно-тренажерном центре программного обеспечения тренажеров A320/ A330 и Boeing 737NG возникли некоторые сложности с их техобслуживанием. На качестве учебных занятий это пока не сказывается. Да, выход из строя отдельных компонентов тренажерной техники и сбои в работе отдельных программных продуктов поневоле требуют вмешательства со стороны производителя. Сейчас это, увы, невозможно. Но в вузе хорошие IT-специалисты. И они бесперебойную работу техники обеспечивают.

Уверен, проблемы, связанные с работой гражданской авиации, носят временный характер. И одна из важнейших задач сегодня - сохранить систему специализированных учебных заведений, которая работает на результат, нужный отрасли.

Когда Киев - папа

Ваш вуз вырос из филиала Киевского института инженеров гражданской авиации: учебно-консультационный пункт был открыт в Москве в 1948 году. Какие-то отношения сохранились?

Борис Елисеев: В свое время между МГТУ ГА и Национальным авиационным университетом в Киеве было подписано соглашение о международном сотрудничестве в образовательной и научно-практической деятельности. Все было хорошо. Но ситуация изменилась, и мы почувствовали охлаждение. Уверен: пройдет время, и рабочие связи восстановятся. К слову, никаких писем о расторжении мы в Киев не направляли, и граждане Украины у нас обучаются по-прежнему.

А есть ли случаи недружественного отношения со стороны европейско-вузовского сообщества?

Борис Елисеев: Практически нет. Если не считать письма ректора Чешского транспортного университета, разосланного в вузы России и Беларуси, в котором объявляется о приостановке договорных отношений в одностороннем порядке. В том числе и с МГТУ ГА. Это никого не расстроило. Мы очень довольны постоянно растущим интересом к вузу со стороны аэрокосмических вузов и авиационных администраций стран Ближнего Востока, Азии и Африки, Латинской Америки.

Так, недавно я с удовольствием вручил сертификаты о прохождении курсов допобразования пятнадцати магистрам из Ирана. Ждем очередных слушателей, для которых подготовили еще четыре программы, связанные с эксплуатацией авиатехники. На днях обратились желающие поступить в аспирантуру граждане Китая. Я уже не говорю о странах СНГ. Единственное, чем мы ограничены в приеме новых зарубежных студентов - это возможностями нашего общежития. Оно переполнено. К слову, все иностранные студенты продолжают учиться, и уезжать никто не собирается.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Андрей Коршунов
Известия
«Российские двигатели будут безопасно возвращать ступени ракеты на Землю»
Илья Доронов
РБК
Глава «Роскосмоса» — РБК: «Бесплатная услуга — это разврат»
Наталия Ячменникова
Российская газета
Идея внедрить виртуального пилота набирает обороты. Сможет ли он обеспечить безопасность авиапассажиров

РИА "Новости"
"Мы видим спрос на кадры для беспилотной авиации"
Анастасия Львова, Герман Костринский, Ирина Парфентьева
РБК
Глава Red Wings — РБК: «Представление о Red Wings упрощенно»
Андрей Коршунов
Известия
«На Луне испытатели тестируют робота, напоминающего кентавра»
Елена Пономарева, Артем Рукавов
Интерфакс
Научный руководитель Института космических исследований РАН: Луна - не место для прогулок
Алена Чилей
Pro Космос
Новый российский космический корабль будет садиться в Амурской области



Матвей Мальгин
Взгляд
Как будет работать беспилотная «летающая «Газель»
Александр Пинчук
РИА Новости
Роман Таскаев: искусственный интеллект никогда не заменит экипаж самолета

ИА Report
Коммерческий директор AZAL: Цена билета не всегда зависит от желания авиакомпании

Reuters, Ростех
Сергей Чемезов — про ВПК, санкции, экспорт вооружений, авиастроение
Елена Мягкова
АТОР
От Калининграда до Китая и Таиланда: куда зимой будут рейсы из Пулково и какие новинки ждут пассажиров

Интерфакс
Первый замгендиректора "Роскосмоса": консолидируем промышленность вокруг Российской орбитальной станции
Владимир Гаврилов
Известия
«Мы рисовали самолет вокруг людей и их багажа»
Мария Агранович
Российская газета
Ректор МАИ Михаил Погосян рассказал "РГ" о подготовке суперинженеров, аэротакси и беспилотниках
Богдан Логинов
Вслух.ру
Командир вертолета Ми-26 Юрий Волосков: В нашей работе приходится импровизировать

РБК
Вице-президент «Ростелекома» — о беспилотных технологиях для бизнеса
Наина Курбанова
Известия
«Рейсы из Санкт-Петербурга в Москву будут каждые 15 минут»

RT
«Купол безопасности»: разработчик — о возможностях стационарного антидронного комплекса «Серп»
Андрей Коршунов
Известия
Генеральный конструктор КБ «Салют» имени В.М. Мясищева Сергей Кузнецов — о развитии новой российской тяжелой ракеты и ее модификациях
Денис Кайыран
РИА Новости
Алексей Варочко: выходим на серийное производство ракет "Ангара"
Роман Гусаров
NEWS.ru
Наследник Ан-24 самолет «Ладога»: когда полетит, зачем нужен

ФАУ "ЦАГИ"
105 лет: полет успешный
Мария Гришкина
86.ru
«Дико для мужчин видеть девушку в такой профессии»: история югорчанки, которая работает авиамехаником
Наталия Ячменникова
Российская газета
Как готовить специалистов по борьбе с кибератаками на самолеты

Транспорт России
Виталий Савельев: голосовать на выборах – значит разделять ответственность за будущее России
Андрей Коршунов
Известия
«Парение в невесомости Гагарин впервые испытал уже после полета в космос»
Надежда Алексеева, Алина Лихота, Екатерина Кийко
RT
Арктическая навигация: специалист ААНИИ — о развитии БПЛА в Северном Ледовитом океане
Андрей Смирнов
Pro Космос
Юрий Борисов: «Ракета «Амур-СПГ» и сверхлегкий носитель будут многоразовыми»
Наталия Славина
Российская газета
Новое поколение авиации: на чем будем летать. Интервью с академиком Сергеем Чернышевым
Андрей Коршунов
Известия
«На станции будут отрабатываться технологии для полетов на Луну или Марс»
Роман Гусаров
NEWS.ru
Вслед за вылетевшей из самолета дверью «улетает» и доверие к «Боингу»

NEWS.ru
Самолет МС-21 научили приземляться на автомате: почему это так важно
Евгений Гайва
Российская газета
Василий Десятков: Десятки аэропортов модернизируют в России в ближайшие годы
Мария Амирджанян
ТАСС
Генеральный директор "Яковлева": импортозамещенный МС-21 может получить новые версии
Вячеслав Терехов
Интерфакс
Научный руководитель Института астрономии РАН: космический мусор становится все более опасным
Артем Кореняко, Ирина Парфентьева
РБК
Глава «Победы» — РБК: «Приходится уходить на запасные аэродромы»
Евгений Гайва
Российская газета
Глава Росавиации: В этом году в Россию стало летать больше иностранных авиакомпаний
Мария Амирджанян
ТАСС
Замглавы Минпромторга: производство беспилотников будет только расти
Георгий Султанов, Анна Носова
ТАСС
Глава "Швабе" Вадим Калюгин: стремимся сделать наши БПЛА более устойчивыми к РЭБ
Наталия Ячменникова
Российская газета
Александр Блошенко: Мы впервые в истории садимся на Южный полюс Луны
Виктор Лошак
Ростех; Коммерсантъ
Вадим Бадеха: «Нет ничего более технически интересного, чем авиационный двигатель»

Интерфакс
Гендиректор аэропорта "Храброво" Александр Корытный: "Хотим вписать Калининград в накатанную авиатрассу между Китаем, Москвой и Петербургом"
Тимофей Дзядко, Артем Кореняко
РБК
Глава Внуково — РБК: «В ближайшие 10 лет не будет пассажиров в Европу»

Ростех
Евгений Солодилин: «Задачу, которую перед нами поставили акционеры, мы выполнили»
Наталия Ячменникова
Российская газета
Ректор МАИ Михаил Погосян - о том, какие профессии будут популярны в ближайшие пять лет, и почему стране нужны инженеры с креативным мышлением
Екатерина Москвич
ТАСС
Анна Кикина: космонавты летят в космос, чтобы жить
Мария Амирджанян
ТАСС
Гендиректор ОАК Слюсарь: испытания SSJ New с российскими двигателями начнутся осенью
Георгий Казачков, Гулия Леваненкова, Евгения Коткова
ТАСС
Посол Белоруссии в РФ: самолет "Ладога" сможет конкурировать с Airbus и Boeing

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer