Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Интервью


Алексей Варочко:
Гендиректор Центра им. Хруничева: в мире есть интерес к ракете "Ангара"


4 мая 2022 года Екатерина Москвич, ТАСС


Легкая ракета-носитель "Ангара-1.2" впервые стартовала с космическим аппаратом с космодрома Плесецк 29 апреля в 22:56 по московскому времени в штатном режиме. До этого единственный пуск легкой "Ангары-1.2ПП" (Первого пуска —  прим. ТАСС) состоялся в июле 2014 года. Ракета тогда летела по суборбитальной траектории. Производством универсальных ракетных модулей для этого носителя, как и ее тяжелой версии, занимается омское ПО "Полет" (филиал Центра им. М.В. Хруничева). О создании ракет "Ангара", оставшихся пусках "Протонов-М" и подготовке к первому старту "Рокота-М" в интервью ТАСС рассказал генеральный директор Центра им. М.В. Хруничева Алексей Варочко.

Легкая ракета-носитель "Ангара-1.2" впервые стартовала с космическим аппаратом с космодрома Плесецк 29 апреля в 22:56 по московскому времени в штатном режиме. До этого единственный пуск легкой "Ангары-1.2ПП" (Первого пуска —  прим. ТАСС) состоялся в июле 2014 года. Ракета тогда летела по суборбитальной траектории. Производством универсальных ракетных модулей для этого носителя, как и ее тяжелой версии, занимается омское ПО "Полет" (филиал Центра им. М.В. Хруничева).

О создании ракет "Ангара", оставшихся пусках "Протонов-М" и подготовке к первому старту "Рокота-М" в интервью ТАСС рассказал генеральный директор Центра им. М.В. Хруничева Алексей Варочко.

— Как обстоят дела с долгами Центра им. М.В. Хруничева? На сколько планируете сократить их в этом году?

— Центр Хруничева проводит интенсивную работу по снижению долговой нагрузки. В рамках программы по финансовому оздоровлению мы осуществили комплекс мероприятий, позволивших снизить долги практически на 90% от имевшихся первоначально.

На сегодняшний день долг предприятия составляет около 9 млрд рублей. Тем не менее есть актив, который мы планируем реализовать, — это четыре ракеты "Протон", их мы собираем за счет собственных средств. Уверен, найдем заказчиков и покроем финансовую нагрузку.

— Ранее гендиректор Роскосмоса Дмитрий Рогозин сообщил, что предприятие выйдет на первую чистую прибыль не в 2027 году, а в 2024 — за счет реализации Национального космического центра. Удастся ли избавиться от долгов до 2024?

— Да, мы ставим перед собой цель ускоренными темпами выйти на безубыточность и, начиная уже с 2024 года, выйти на чистую прибыль. Надеюсь, эти планы сбудутся.

— Ранее сообщалось, что с увеличением числа произведенных ракет "Ангара" будет сокращаться их себестоимость. Наблюдается ли сейчас такая тенденция? Какова себестоимость тяжелой "Ангары" на данный момент? А легкой?

— По поводу себестоимости. Если называть абсолютные цифры, наверное, сложно понять те изменения, которые происходят, потому что за время производства "Ангары" меняется внешняя ситуация. Стоимость "Ангары" была зафиксирована в контракте с Министерством обороны. С тех пор эта стоимость не пересматривалась и не изменялась. Это говорит о том, что, несмотря на влияние внешних факторов, несмотря на то, что мы прошли две крайне сложные ситуации, связанные с экономикой в 2014 и 2022 годах, нам удалось сохранить контрактную стоимость производства ракет. То есть все эти внешние изменения мы парировали снижением себестоимости, оптимизацией производственных процессов, оптимизацией конструкции. Поэтому, несмотря на внешние факторы, мы можем достаточно уверенно чувствовать себя на рынке.

— Есть ли коммерческие заказчики на "Ангару"? Планируете ли в ближайшее время заключать контракты?

— В настоящий момент с учетом геополитической обстановки, тех мер санкционного давления, которые наши западные коллеги принимают по отношению к Госкорпорации "Роскосмос", мы видим, что даже пилотируемые программы находятся под давлением. Под санкции попали наши ведущие предприятия, которые обеспечивают безопасность ракетно-космической техники. Понятно, что в такой обстановке говорить о большом количестве каких-то внешних контрактов преждевременно. Нам надо выстраивать прежде всего свой рынок, обеспечивать свою группировку средствами выведения, ну и смотреть на те страны, которые, так скажем, более лояльно относятся к России. Я думаю, конечно, интерес к "Ангаре" в мире существует, но в настоящее время мы по понятным причинам больше сосредоточены на внутреннем рынке.

— Ведется ли уже сборка "Ангары" для первого пуска с космодрома Восточный?

— Да, мы ведем изготовление тяжелой машины для первого пуска с космодрома Восточный, она уже находится в достаточно высокой стадии готовности — отсеки, баки сейчас проходят пневмоиспытания. Поэтому у нас есть уверенность, что машина будет изготовлена в срок. Мы планируем доставить ее на космодром Восточный в следующем году. Решение с точки зрения конфигурации запуска будет приниматься исходя из общей ситуации и тех задач, которые будут поставлены.

— В какой стадии находится создание первого кислородно-водородного разгонного блока (КВТК) для "Ангары"? В каком году планируете приступить к сборке первого летного образца?

— Контракт по КВТК у нас заключен, сейчас мы находимся на стадии выпуска рабочей конструкторской документации. Мы полностью развернули работы не только по выпуску документации на летный образец, но и на стендовые изделия. По действующему контракту Центр Хруничева планирует, начиная со следующего года, приступить к изготовлению ряда комплектующих для стендовых изделий, чтобы к 2025 году максимально завершить наземную экспериментальную отработку. Первый пуск по тем планам, которые у нас сейчас есть, намечен на 2027 год.

Учитывая производственные циклы, изготовление летного образца КВТК планируется начать после 2025 года. К сожалению, из-за напряженной экономической ситуации сейчас очень внимательно смотрят на все перспективные программы с целью максимально обеспечить текущие потребности. Тем не менее нам бы очень хотелось, чтобы эта действительно перспективная программа сохранила финансирование в полном объеме, и мы смогли в 2027 году реализовать свои обязательства.

— Тяжелая "Ангара" должна прийти на смену ракетам "Протон". Сколько всего пусков "Протонов" осталось до завершения эксплуатации этих ракет?

— Да, действительно, "Ангара-А5" рассматривается, прежде всего, как замена тяжелым ракетам-носителям "Протон". У "Ангары" есть ряд преимуществ перед "Протоном": это, конечно, экологичность, и, как мы теперь особенно отчетливо понимаем, то, что она стартует с российской территории и собирается из отечественных комплектующих, поэтому не подвержена санкционному давлению.

Тем не менее у нас продолжается сборка ракет-носителей "Протон", осталось собрать еще четыре. С учетом декабрьского пуска "Протона" со спутниками "Экспресс" и уже собранных ракет-носителей нам осталось осуществить 13 пусков.

— Ранее сообщалось, что Центру им. М.В. Хруничева осталось изготовить четыре тяжелые ракеты-носителя "Протон-М", их производство завершится в 2022 году. Сейчас есть понимание, когда эти ракеты будут изготовлены?

— Главным образом при производстве ракет мы учитываем потребности в пусках. Наши заказчики со стороны Министерства обороны в первую очередь смотрят на ракеты-носители "Ангара". В связи с этим мы выстраиваем свои производственные возможности для обеспечения пусков на ближайшие даты. Поэтому если будет производственная возможность, значит, изготовление "Протонов" завершится в 2022 году. Если, исходя из загрузки, необходимо будет пролонгировать эту работу, мы завершим в 2023 году. В настоящее время острой необходимости форсировать изготовление этих ракет нет.

— В июне 2020 года вы сообщали, что модернизированная ракета-носитель "Рокот-М" с российской системой управления впервые может быть запущена в 2022 году. Изготовлена ли эта ракета? Ожидать в этом году пуск?

— Да, действительно, изначально в планах запуск ракеты-носителя "Рокот" был в 2022 году. Мы планировали произвести замену системы управления на существующий отечественный аналог и после этого продолжить пуски. Но в процессе работ, проведя очень подробный аудит оборудования для "Рокота", сделали вывод, что с учетом планируемого срока эксплуатации и востребованности этого комплекса необходимо, кроме замены системы управления, привести в порядок и то оборудование, которое долгое время эксплуатировалось и уже исчерпало свой ресурс. Поэтому задачи у нас изменились. Мы в том числе должны устранить вопросы по наземному оборудованию.

Также было решено не использовать существующую систему управления, которая во многом устарела, а реализовать на этом модернизированном комплексе все самое современное. Поэтому мы заменили контрагента по изготовлению системы управления и сейчас планируем поставить новую, современную по своей схемотехнике, по своим возможностям. И, еще раз подчеркну, полностью на отечественной элементной базе. Поэтому работы активно проводятся, наши коллеги работают на космодроме Плесецк по наземному оборудованию. В целом мы планируем выйти на пуск в 2024 году.

— У Центра им. М.В. Хруничева есть компетенции по изготовлению модулей для орбитальных станций. Планируете ли вы участвовать в проекте создания Российской орбитальной станции? Обращалась ли к вам РКК (Ракетно-космической корпорации — прим. ТАСС) "Энергия" по этому вопросу?

— Да, действительно, за всю историю пилотируемой космонавтики Центр Хруничева участвовал в создании практически всех модулей: сначала советских станций, а потом и тех модулей, которые изготавливались на территории Российской Федерации для Международной космической станции. И модули разработки наших коллег из РКК "Энергия", крупногабаритные конструкции, окончательно собирались на нашем предприятии. Оборудование и компетенции у нас сохранены, поэтому, если потребность в нашем участии будет, мы, конечно, с удовольствием предложим свои возможности для создания новой российской станции в кратчайшие сроки.

— Рассматриваете ли вы сейчас какие-то перспективные проекты —  может быть, планируете создавать новые спутники или платформы для них? Или сейчас все внимание сконцентрировано на "Ангаре" и кислородно-водородном разгонном блоке?

— Разумеется, теми проектами, по которым заключены контракты, наши интересы не заканчиваются. Мы постоянно проводим исследования, причем в разных направлениях, в разных областях, чтобы в случае заинтересованности предложить нашему потенциальному заказчику решения, которые позволят обеспечить выполнение всех необходимых задач. Поэтому, если говорить про космическую технику, конечно, мы смотрим и на спутниковые платформы — у нас такие компетенции были, наши аппараты до сих пор эксплуатируются на орбите, в том числе аппараты, созданные в рамках международного сотрудничества. Но учитывая ту направленность, то разделение, которое существует внутри Госкорпорации, мы должны в первую очередь реализовать проекты, под которые заточено наше производство, наши конструкторы. Если удастся на этом фоне реализовать еще что-то, это будет весомым вкладом и в техническую, и в экономическую составляющие для Центра Хруничева.

— Сколько процентов от выручки сейчас составляет продукция по программе диверсификации?

— По программе диверсификации Центр Хруничева видит возможность направления своих работ в различных областях, в том числе не связанных напрямую с космической тематикой, но, конечно, мы ориентируемся на высокотехнологичную продукцию. И такие проекты у нас уже есть, и они реализованы — изготовление продукции для наших коллег, которые занимаются оборонной тематикой, вопросы, связанные с военно-морским флотом, не забываем также и про гражданскую продукцию, например, про медицинское оборудование. Что касается процентов, то у нас есть цель, я ее как руководитель предприятия ставлю — нам надо выйти на 50% продукции, не связанной с госкорпорацией "Роскосмос", чтобы застраховаться от рисков, которые возникают, когда предприятие ориентировано только на одного заказчика. К сожалению, пока этих цифр мы не достигли, но мы очень активно работаем в этом направлении.

Но еще раз подчеркну, что основные наши усилия направлены на создание высокотехнологичных изделий, которые наиболее близки нашим технологам, нашим конструкторам в силу специфики основного производства.

— Какую продукцию предприятие изготовляет в рамках диверсификации? Какая пользуется наибольшим спросом?

— Главным образом наша продукция ориентирована на потребности конкретных заказчиков. Если говорить о медицинском оборудовании, то наши барокомплексы уже прекрасно зарекомендовали себя не только в России, но и за рубежом. Тем не менее разработки в этом направлении не завершены, сейчас проходит сертификация барокамеры для новорожденных детей и для восстановления конечностей. Также в планах расширение номенклатуры выпускаемых медицинских изделий: это и спецкровати, и коляски.

Кроме этого, мы всерьез рассматриваем реализацию еще одного направления­ — производство тяговых электродвигателей для подвижного состава. Актуальность этого проекта обусловлена большим спросом в связи с уходом некоторых компаний, обеспечивающих потребности электротранспорта, с отечественного рынка. На мой взгляд, этот проект вполне может быть нами реализован.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Андрей Коршунов
Известия
«Российские двигатели будут безопасно возвращать ступени ракеты на Землю»
Илья Доронов
РБК
Глава «Роскосмоса» — РБК: «Бесплатная услуга — это разврат»
Наталия Ячменникова
Российская газета
Идея внедрить виртуального пилота набирает обороты. Сможет ли он обеспечить безопасность авиапассажиров

РИА "Новости"
"Мы видим спрос на кадры для беспилотной авиации"
Анастасия Львова, Герман Костринский, Ирина Парфентьева
РБК
Глава Red Wings — РБК: «Представление о Red Wings упрощенно»
Андрей Коршунов
Известия
«На Луне испытатели тестируют робота, напоминающего кентавра»
Елена Пономарева, Артем Рукавов
Интерфакс
Научный руководитель Института космических исследований РАН: Луна - не место для прогулок
Алена Чилей
Pro Космос
Новый российский космический корабль будет садиться в Амурской области



Матвей Мальгин
Взгляд
Как будет работать беспилотная «летающая «Газель»
Александр Пинчук
РИА Новости
Роман Таскаев: искусственный интеллект никогда не заменит экипаж самолета

ИА Report
Коммерческий директор AZAL: Цена билета не всегда зависит от желания авиакомпании

Reuters, Ростех
Сергей Чемезов — про ВПК, санкции, экспорт вооружений, авиастроение
Елена Мягкова
АТОР
От Калининграда до Китая и Таиланда: куда зимой будут рейсы из Пулково и какие новинки ждут пассажиров

Интерфакс
Первый замгендиректора "Роскосмоса": консолидируем промышленность вокруг Российской орбитальной станции
Владимир Гаврилов
Известия
«Мы рисовали самолет вокруг людей и их багажа»
Мария Агранович
Российская газета
Ректор МАИ Михаил Погосян рассказал "РГ" о подготовке суперинженеров, аэротакси и беспилотниках
Богдан Логинов
Вслух.ру
Командир вертолета Ми-26 Юрий Волосков: В нашей работе приходится импровизировать

РБК
Вице-президент «Ростелекома» — о беспилотных технологиях для бизнеса
Наина Курбанова
Известия
«Рейсы из Санкт-Петербурга в Москву будут каждые 15 минут»

RT
«Купол безопасности»: разработчик — о возможностях стационарного антидронного комплекса «Серп»
Андрей Коршунов
Известия
Генеральный конструктор КБ «Салют» имени В.М. Мясищева Сергей Кузнецов — о развитии новой российской тяжелой ракеты и ее модификациях
Денис Кайыран
РИА Новости
Алексей Варочко: выходим на серийное производство ракет "Ангара"
Роман Гусаров
NEWS.ru
Наследник Ан-24 самолет «Ладога»: когда полетит, зачем нужен

ФАУ "ЦАГИ"
105 лет: полет успешный
Мария Гришкина
86.ru
«Дико для мужчин видеть девушку в такой профессии»: история югорчанки, которая работает авиамехаником
Наталия Ячменникова
Российская газета
Как готовить специалистов по борьбе с кибератаками на самолеты

Транспорт России
Виталий Савельев: голосовать на выборах – значит разделять ответственность за будущее России
Андрей Коршунов
Известия
«Парение в невесомости Гагарин впервые испытал уже после полета в космос»
Надежда Алексеева, Алина Лихота, Екатерина Кийко
RT
Арктическая навигация: специалист ААНИИ — о развитии БПЛА в Северном Ледовитом океане
Андрей Смирнов
Pro Космос
Юрий Борисов: «Ракета «Амур-СПГ» и сверхлегкий носитель будут многоразовыми»
Наталия Славина
Российская газета
Новое поколение авиации: на чем будем летать. Интервью с академиком Сергеем Чернышевым
Андрей Коршунов
Известия
«На станции будут отрабатываться технологии для полетов на Луну или Марс»
Роман Гусаров
NEWS.ru
Вслед за вылетевшей из самолета дверью «улетает» и доверие к «Боингу»

NEWS.ru
Самолет МС-21 научили приземляться на автомате: почему это так важно
Евгений Гайва
Российская газета
Василий Десятков: Десятки аэропортов модернизируют в России в ближайшие годы
Мария Амирджанян
ТАСС
Генеральный директор "Яковлева": импортозамещенный МС-21 может получить новые версии
Вячеслав Терехов
Интерфакс
Научный руководитель Института астрономии РАН: космический мусор становится все более опасным
Артем Кореняко, Ирина Парфентьева
РБК
Глава «Победы» — РБК: «Приходится уходить на запасные аэродромы»
Евгений Гайва
Российская газета
Глава Росавиации: В этом году в Россию стало летать больше иностранных авиакомпаний
Мария Амирджанян
ТАСС
Замглавы Минпромторга: производство беспилотников будет только расти
Георгий Султанов, Анна Носова
ТАСС
Глава "Швабе" Вадим Калюгин: стремимся сделать наши БПЛА более устойчивыми к РЭБ
Наталия Ячменникова
Российская газета
Александр Блошенко: Мы впервые в истории садимся на Южный полюс Луны
Виктор Лошак
Ростех; Коммерсантъ
Вадим Бадеха: «Нет ничего более технически интересного, чем авиационный двигатель»

Интерфакс
Гендиректор аэропорта "Храброво" Александр Корытный: "Хотим вписать Калининград в накатанную авиатрассу между Китаем, Москвой и Петербургом"
Тимофей Дзядко, Артем Кореняко
РБК
Глава Внуково — РБК: «В ближайшие 10 лет не будет пассажиров в Европу»

Ростех
Евгений Солодилин: «Задачу, которую перед нами поставили акционеры, мы выполнили»
Наталия Ячменникова
Российская газета
Ректор МАИ Михаил Погосян - о том, какие профессии будут популярны в ближайшие пять лет, и почему стране нужны инженеры с креативным мышлением
Екатерина Москвич
ТАСС
Анна Кикина: космонавты летят в космос, чтобы жить
Мария Амирджанян
ТАСС
Гендиректор ОАК Слюсарь: испытания SSJ New с российскими двигателями начнутся осенью
Георгий Казачков, Гулия Леваненкова, Евгения Коткова
ТАСС
Посол Белоруссии в РФ: самолет "Ладога" сможет конкурировать с Airbus и Boeing

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer