Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Интервью


Андрей Козлов:
"Создать конкурентную технику": как в России продвигается разработка новых авиационных поршневых двигателей


17 апреля 2022 года Алексей Заквасин, RT


В конце 2023 года Центральный институт авиационного моторостроения имени П.И. Баранова планирует завершить научно-исследовательскую работу под названием «Циркач». Об этом в интервью RT рассказал генеральный директор предприятия Андрей Козлов. По его словам, конечная цель проекта — формирование задела для изготовления линейки авиационных поршневых двигателей, которыми будут оснащаться учебно-тренировочные и спортивные самолёты, а также малая авиация России. Появление новых силовых агрегатов позволит заместить устаревающие советские моторы и импортные образцы. Как подчеркнул гендиректор ЦИАМ, научно-техническая база, полученная в рамках реализации «Циркача», поможет в кратчайшие сроки создать конкурентную российскую авиатехнику.

В конце 2023 года Центральный институт авиационного моторостроения имени П.И. Баранова планирует завершить научно-исследовательскую работу под названием «Циркач». Об этом в интервью RT рассказал генеральный директор предприятия Андрей Козлов. По его словам, конечная цель проекта — формирование задела для изготовления линейки авиационных поршневых двигателей, которыми будут оснащаться учебно-тренировочные и спортивные самолёты, а также малая авиация России. Появление новых силовых агрегатов позволит заместить устаревающие советские моторы и импортные образцы. Как подчеркнул гендиректор ЦИАМ, научно-техническая база, полученная в рамках реализации «Циркача», поможет в кратчайшие сроки создать конкурентную российскую авиатехнику.

— Андрей Львович, научно-исследовательская работа (НИР) под названием «Циркач» предусматривает создание, а также экспериментальную отработку систем и технологий, которые впоследствии лягут в основу целой линейки авиадвигателей, предназначенных для спортивных и учебно-тренировочных самолётов. В чём заключается идея данного проекта? И когда планируется завершить работы?

— Учебно-тренировочная и спортивная авиация необходима для постановки первоначальных лётных навыков, без неё невозможно дальнейшее освоение техники в малой авиации. Она используется и в отдельной спортивной дисциплине, в рамках которой проводятся соревнования по высшему пилотажу. Основу современной учебно-тренировочной и спортивной авиации России составляют самолёты акробатической категории. В составе их силовых установок применяются авиационные поршневые двигатели (АПД).

Российский гражданский лайнер МС-21 получил крыло с необходимым уровнем прочности. Об этом RT сообщили в авиационном кластере...
В СССР в 50—80-х годах прошлого века было создано множество самолётов, которые можно отнести к акробатической категории. Наиболее удачными проектами можно назвать разработки конструкторского бюро Александра Яковлева (спортивно-тренировочный Як-52, пилотажный Як-55) и ОКБ Павла Сухого (самолёты спортивного назначения Су-26, Су-31, Су-29). До недавнего времени эти машины были основой российской учебно-тренировочной и спортивной авиации.

В силу ряда причин экономического и технического характера производство поршневых двигателей семейства М-14 для этих самолётов было остановлено (последний серийный М-14П произведён около 15 лет назад). На сегодняшний день подавляющая часть парка спортивных акробатических самолётов из-за отсутствия двигателей не эксплуатируется. Лётные училища и учебные организации системы ДОСААФ вынуждены были закупать зарубежную технику.

К реализации проекта «Циркач» Центральный институт авиационного моторостроения имени П.И. Баранова (ЦИАМ, входит в НИЦ «Институт имени Н.Е. Жуковского») приступил в 2021 году. Его основной замысел — это отработка конструкции и технологий, позволяющих создавать узлы и детали АПД для модернизации существующих и создания новых силовых установок самолётов акробатической категории.

Срок завершения работ в соответствии с условиями госконтракта — конец 2023 года. Научно-исследовательская работа заканчивается лётными испытаниями двигателя-демонстратора технологий.

— Кто стал заказчиком этих работ?

— Минпромторг России, а результаты работы могут быть применены при создании двигателей для ремоторизации самолётов Як-52, находящихся в ДОСААФ, и новых учебно-тренировочных машин Як-152 (оснащаются немецким мотором RED A03T V12. — RT).

— В чём заключается коммерческий расчёт ЦИАМ по «Циркачу»? Можно ли говорить, что в России растёт спрос на спортивные и учебно-тренировочные самолёты?

— Слово «коммерческий» не совсем применимо в данном случае. Мы, как научно-исследовательский институт, выполняем работы в рамках госконтракта, а полученный в результате научно-технический задел может быть использован в ОКР (опытно-конструкторской работе. — RT) по разработке серийных двигателей. Таков порядок создания любой высокотехнологичной продукции, в том числе и двигателей: НИР, за ней ОКР, затем серийное производство.

Если говорить о рынке АПД, то он, безусловно, растёт, тем более в современных реалиях, когда России требуется собственная авиатехника. В аэробатике (демонстрация фигур высшего пилотажа. — RT) в первую очередь востребованы учебно-тренировочные самолёты, не отстаёт и спортивная авиация. Есть интерес и у коммерческих структур. С развитием инфраструктуры аэродромов под малую авиацию повышается спрос на самолёты с возможностью реализации фигур высшего пилотажа.

— НИР ведётся на базе поршневого двигателя-демонстратора АПД-500. Почему именно он был взят за основу?

— Этот двигатель создал наш коллектив в рамках предыдущих НИР. Он для нас наиболее понятен, прошёл испытания в высотно-климатических условиях и на борту экспериментального летательного аппарата. А главное, это самый мощный на сегодняшний день отечественный поршневой авиамотор с характеристиками, не уступающими лучшим зарубежным аналогам. Его разработку планируем закончить в этом году.

Как только в авиационном сообществе узнали, что в ЦИАМ задумали сделать российский поршневой двигатель для малой авиации (пассажирских самолётов до девяти мест, лёгких сельскохозяйственных машин и так далее), с тех самых пор к нам неоднократно обращаются самые разные организации, в том числе и авиакомпании. Все интересуются, спрашивают, когда он будет готов. Отвечаю: сейчас он на завершающем этапе работы «Адаптация-2020».

В рамках НИР «Циркач» создаётся другой двигатель-демонстратор — АПД-А (акробатический). Он имеет значительные конструктивные отличия от АПД-500.

— Каких результатов планируется достичь в рамках «Циркача»? Какими качествами должны обладать новые двигатели?

— Мы планируем провести серию наземных и лётных испытаний, в рамках которых намерены подтвердить требования, заявленные в техзадании на работу. В первую очередь это возможность выполнения фигур высшего пилотажа, в том числе в условиях перевёрнутого полёта. Кроме того, двигатель должен выдерживать большие перегрузки.

— Планируется ли ОКР по данной теме?

— В идеале любая НИР, заканчивающаяся положительным результатом, должна иметь продолжение в виде опытно-конструкторской работы. По результатам научно-исследовательской работы мы должны подготовить техническое задание на ОКР по таким двигателям.

— В чём, на ваш взгляд, недостатки нынешних двигателей для спортивных и учебно-тренировочных самолётов?

— Самый главный недостаток — это их отсутствие. Как я уже говорил ранее, большинство двигателей М-14 исчерпали свой ресурс, серийно они не производятся. А двигатели для акробатики, выпускаемые американской фирмой Lycoming, не могут выполнять ряд фигур высшего пилотажа. Ну и, конечно, в условиях санкционных ограничений вопрос импортозамещения встаёт особенно остро.

— В качестве летающей лаборатории по «Циркачу» был выбран Як-52. Почему было принято такое решение? В чём достоинство этого самолёта?

— Як-52 — это прежде всего учебно-тренировочный самолёт. Для нас он удобен тем, что его функциональные системы могут обеспечить обратный пилотаж, и при этом в нём есть свободное пространство под размещение оборудования для лётных испытаний двигателя-демонстратора.

— В чём значение «Циркача» в контексте модернизации учебно-тренировочной авиации РФ?

— Развитие малой авиации повлечёт за собой рост численности лётного состава и потребность в современных учебно-тренировочных летательных аппаратах. Опыт и научно-технический задел, полученные в рамках реализации НИР «Циркач», помогут в кратчайшие сроки создать конкурентную авиационную технику для парка учебно-тренировочной и спортивной авиации России.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Андрей Коршунов
Известия
«На Луне испытатели тестируют робота, напоминающего кентавра»
Елена Пономарева, Артем Рукавов
Интерфакс
Научный руководитель Института космических исследований РАН: Луна - не место для прогулок
Алена Чилей
Pro Космос
Новый российский космический корабль будет садиться в Амурской области
Матвей Мальгин
Взгляд
Как будет работать беспилотная «летающая «Газель»
Александр Пинчук
РИА Новости
Роман Таскаев: искусственный интеллект никогда не заменит экипаж самолета

ИА Report
Коммерческий директор AZAL: Цена билета не всегда зависит от желания авиакомпании

Reuters, Ростех
Сергей Чемезов — про ВПК, санкции, экспорт вооружений, авиастроение
Елена Мягкова
АТОР
От Калининграда до Китая и Таиланда: куда зимой будут рейсы из Пулково и какие новинки ждут пассажиров




Интерфакс
Первый замгендиректора "Роскосмоса": консолидируем промышленность вокруг Российской орбитальной станции
Владимир Гаврилов
Известия
«Мы рисовали самолет вокруг людей и их багажа»
Мария Агранович
Российская газета
Ректор МАИ Михаил Погосян рассказал "РГ" о подготовке суперинженеров, аэротакси и беспилотниках
Богдан Логинов
Вслух.ру
Командир вертолета Ми-26 Юрий Волосков: В нашей работе приходится импровизировать

РБК
Вице-президент «Ростелекома» — о беспилотных технологиях для бизнеса
Наина Курбанова
Известия
«Рейсы из Санкт-Петербурга в Москву будут каждые 15 минут»

RT
«Купол безопасности»: разработчик — о возможностях стационарного антидронного комплекса «Серп»
Андрей Коршунов
Известия
Генеральный конструктор КБ «Салют» имени В.М. Мясищева Сергей Кузнецов — о развитии новой российской тяжелой ракеты и ее модификациях
Денис Кайыран
РИА Новости
Алексей Варочко: выходим на серийное производство ракет "Ангара"
Роман Гусаров
NEWS.ru
Наследник Ан-24 самолет «Ладога»: когда полетит, зачем нужен

ФАУ "ЦАГИ"
105 лет: полет успешный
Мария Гришкина
86.ru
«Дико для мужчин видеть девушку в такой профессии»: история югорчанки, которая работает авиамехаником
Наталия Ячменникова
Российская газета
Как готовить специалистов по борьбе с кибератаками на самолеты

Транспорт России
Виталий Савельев: голосовать на выборах – значит разделять ответственность за будущее России
Андрей Коршунов
Известия
«Парение в невесомости Гагарин впервые испытал уже после полета в космос»
Надежда Алексеева, Алина Лихота, Екатерина Кийко
RT
Арктическая навигация: специалист ААНИИ — о развитии БПЛА в Северном Ледовитом океане
Андрей Смирнов
Pro Космос
Юрий Борисов: «Ракета «Амур-СПГ» и сверхлегкий носитель будут многоразовыми»
Наталия Славина
Российская газета
Новое поколение авиации: на чем будем летать. Интервью с академиком Сергеем Чернышевым
Андрей Коршунов
Известия
«На станции будут отрабатываться технологии для полетов на Луну или Марс»
Роман Гусаров
NEWS.ru
Вслед за вылетевшей из самолета дверью «улетает» и доверие к «Боингу»

NEWS.ru
Самолет МС-21 научили приземляться на автомате: почему это так важно
Евгений Гайва
Российская газета
Василий Десятков: Десятки аэропортов модернизируют в России в ближайшие годы
Мария Амирджанян
ТАСС
Генеральный директор "Яковлева": импортозамещенный МС-21 может получить новые версии
Вячеслав Терехов
Интерфакс
Научный руководитель Института астрономии РАН: космический мусор становится все более опасным
Артем Кореняко, Ирина Парфентьева
РБК
Глава «Победы» — РБК: «Приходится уходить на запасные аэродромы»
Евгений Гайва
Российская газета
Глава Росавиации: В этом году в Россию стало летать больше иностранных авиакомпаний
Мария Амирджанян
ТАСС
Замглавы Минпромторга: производство беспилотников будет только расти
Георгий Султанов, Анна Носова
ТАСС
Глава "Швабе" Вадим Калюгин: стремимся сделать наши БПЛА более устойчивыми к РЭБ
Наталия Ячменникова
Российская газета
Александр Блошенко: Мы впервые в истории садимся на Южный полюс Луны
Виктор Лошак
Ростех; Коммерсантъ
Вадим Бадеха: «Нет ничего более технически интересного, чем авиационный двигатель»

Интерфакс
Гендиректор аэропорта "Храброво" Александр Корытный: "Хотим вписать Калининград в накатанную авиатрассу между Китаем, Москвой и Петербургом"
Тимофей Дзядко, Артем Кореняко
РБК
Глава Внуково — РБК: «В ближайшие 10 лет не будет пассажиров в Европу»

Ростех
Евгений Солодилин: «Задачу, которую перед нами поставили акционеры, мы выполнили»
Наталия Ячменникова
Российская газета
Ректор МАИ Михаил Погосян - о том, какие профессии будут популярны в ближайшие пять лет, и почему стране нужны инженеры с креативным мышлением
Екатерина Москвич
ТАСС
Анна Кикина: космонавты летят в космос, чтобы жить
Мария Амирджанян
ТАСС
Гендиректор ОАК Слюсарь: испытания SSJ New с российскими двигателями начнутся осенью
Георгий Казачков, Гулия Леваненкова, Евгения Коткова
ТАСС
Посол Белоруссии в РФ: самолет "Ладога" сможет конкурировать с Airbus и Boeing

Известия
Заместитель генерального директора холдинга Т1 Алексей Волынкин: «Наша цель — запуск первой частной ракеты в космос уже в этом году»
Виталий Корнеев, Елена Новицкая
ТАСС
Глава оператора Пулково Леонид Сергеев: мы стали аэропортом №2 в России
Екатерина Москвич
ТАСС
Глава SR Space: в течение года мы перейдем от ракеты "Небо" к первому полету "Космоса"
Юлия Живикина
РБК
«Иллюзий нет, но справимся»: что происходит с авиакомпаниями в России
Артем Рукавов
Интерфакс
Гендиректор SR Space: идут работы над ракетой-носителем Cosmos с возможным возвратом первой ступени

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer