Ракетно-космическая корпорация «Энергия» имени С. П. Королёва (входит в состав Госкорпорации «Роскосмос») рассказала о ходе работ по созданию нового пилотируемого корабля «Орёл».
— Как в настоящее время идёт разработка корабля?
— На сегодняшний день готова рабочая документация, созданы макеты возвращаемого аппарата и двигательного отсека, на стадии изготовления находятся другие макеты, оборудование. Пилотируемый транспортный корабль «Орёл» — тяжёлый корабль, в основном предназначенный для полётов к Луне. При его создании многие задачи решаются впервые. Решён ряд научно-технических проблем, проведены испытания, в том числе идут динамические и статические испытания корабля, в результате которых выбираются новые технологии, материалы.
— Когда планируются первые испытания?
— Испытания уже идут. Как упоминалось выше, сейчас проводятся динамические и статические испытания корабля, ряд других работ, однако самые ответственные испытания ещё впереди — те, которые связаны с безопасностью экипажа.
— Когда приступите к испытаниям системы аварийного спасения и системы мягкой посадки, на какой ракете-носителе?
— Испытания системы аварийного спасения корабля намечены на конец этого года, когда на макете ракеты-носителя «Ангара-НЖ» планируется провести испытания срабатывания системы аварийного спасения на старте. Дальнейшие испытания систем аварийного спасения и мягкой посадки будут проведены на ракете-носителе «Ангара-А5» в 2023 году. Нужно подчеркнуть, что корабль не предназначен для полётов на ракете «Ангара-А5», для его эксплуатации необходима модернизированная версия ракеты-носителя — «Ангара-А5М» с более мощным двигателем.
— Почему испытаниям системы аварийного спасения уделяется особое внимание?
— Нужно понимать, что пилотируемый транспортный корабль — это новая пилотируемая техника, корабль, который создается на новых технологиях и материалах. Однако, следуя главным принципам создания пилотируемых космических кораблей, основной задачей при создании остается обеспечение безопасности экипажа корабля. В этом смысле мы следуем идеям, заложенным ещё при создании кораблей «Восток» и «Союз». Система аварийного спасения, или САС, является элементом обеспечения безопасности экипажа на случай нештатной ситуации или аварии, соответственно испытаниям этой системы уделяется повышенное внимание, что логично.
— Когда планируется совершить первый запуск корабля в беспилотном режиме?
— Испытательный полёт в беспилотном режиме должен состояться в 2024 году. Перед полётом с экипажем на борту корабль должен совершить два полёта без людей, чтобы доказать свою надёжность.
— На «Королёвских чтениях» был представлен план по модернизации проекта пилотируемого транспортного корабля под различные задачи. Какой корабль станет частью транспортной инфраструктуры РОСС?
— Следует сказать, что «Союзы» и «Прогрессы» — замечательные во многих отношениях корабли: надёжные, недорогостоящие, отработанные в производстве, способные поставлять на орбиту достаточное количество грузов, в первую очередь, топливо, которое доставляют на МКС только «Прогрессы». Однако в рамках проектирования новой станции планируется проработать не только её облик, но и оптимальный облик транспортной системы для её обслуживания, включая транспортный корабль под рабочим названием «Орлёнок».
Как элемент транспортной инфраструктуры новой российской орбитальной станции (НовоРОСС) — это должен быть более эффективный корабль, отвечающий всем современным требованиям, иной архитектуры. К примеру, в нём не будет бытового отсека, в котором сегодня нет необходимости из-за короткой баллистической схемы полета. Корабль должен быть многоразовым, кроме топливных баков и двигательной установки. Самый дорогостоящий «интеллект» должен находиться в герметичном отсеке, который планируется использовать несколько раз. Он, при необходимости, будет решать задачу спасения: на орбиту могут отправиться четыре человека, но вернуть возможно будет шестерых. Два корабля, предназначенные для околоземной и дальней орбиты, дадут нам возможность технического резервирования.