Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Интервью


"Не допустим на рынок контрафактные авиазапчасти"


28 марта 2022 года Ирина Цырулева, Известия


Генпрокуратура в условиях санкционного давления усилит надзор за работой транспортного комплекса и его антитеррористической защищенностью, а также соблюдением прав пассажиров. Ужесточат контроль и за авиакомпаниями, их проверки продолжатся. Ведомство предложило ввести специальную ответственность авиаперевозчиков за задержки рейсов. Об этом и не только в интервью «Известиям» рассказал начальник управления по надзору за исполнением законов на транспорте и в таможенной сфере Генпрокуратуры России Владимир Тюльков.

Генпрокуратура в условиях санкционного давления усилит надзор за работой транспортного комплекса и его антитеррористической защищенностью, а также соблюдением прав пассажиров. Ужесточат контроль и за авиакомпаниями, их проверки продолжатся. Ведомство предложило ввести специальную ответственность авиаперевозчиков за задержки рейсов. Об этом и не только в интервью «Известиям» рассказал начальник управления по надзору за исполнением законов на транспорте и в таможенной сфере Генпрокуратуры России Владимир Тюльков.

«Будут активизированы надзорные мероприятия»

— Как повлияли последние события на деятельность прокуратуры, в том числе в сфере надзора на транспорте? Планируется ли усилить прокурорский контроль в отрасли?

— Безусловно, в условиях неблагоприятных внешнеполитических и экономических факторов, связанных с недружественными действиями ряда государств в отношении российских предприятий и организаций, генпрокурором внесены коррективы в организацию прокурорского надзора за исполнением законов и соблюдением прав граждан.

Транспортным прокурорам поручено активизировать надзор за соблюдением законодательства в сфере обеспечения бесперебойного и безаварийного функционирования транспортного комплекса, его антитеррористической защищенности, а также за соблюдением прав пассажиров. В связи с этим прокуроры будут проводить как плановые, так и внеплановые мероприятия по поступающим сообщениям о происшествиях и грубом нарушении прав граждан. Также будут активизированы надзорные мероприятия, связанные с поддержкой тех мер, которые принимает правительство в части финансирования сферы транспорта и расходования денежных средств.

— Будут ли проводиться проверки авиакомпаний на предмет соблюдения ими требований безопасности в новых условиях и соответствия комплектующих для самолетов установленным нормам?

— Проверочные мероприятия в авиации, как и прежде, будут приоритетным направлением надзорной деятельности с учетом, конечно же, новых условий работы авиакомпаний. Как и прежде, мы будем проводить проверки, направленные на то, чтобы не допустить на рынок контрафактных авиазапчастей, а также на соблюдение требований, связанных с безопасностью полетов.

— Нередко авиакомпании не стремятся выполнять свои обязательства перед пассажирами при задержках рейсов. Какие перевозчики больше всего допускали нарушения?

— По данным Росавиации, в 2021 году задержано более 23 тыс. рейсов, четверть из них — по метеоусловиям. К сожалению, законодательство изменили, чтобы исключить двойное регулирование в отрасли. Теперь воздушные перевозки не лицензируются, эта деятельность подлежит сертификации. Именно лицензионные требования обязывали компании соблюдать расписание полетов. Поэтому в последнее время мы видим, что они не всегда стремятся обеспечивать регулярность рейсов. Иногда им проще не обеспечивать вылет резервного борта, а предоставить пассажирам гарантии или компенсировать средства. Это выгоднее.

Генпрокуратура уже обратила внимание Минтранса на эту практику. Мы предложили проработать вопрос о введении специальной административной ответственности перевозчиков за задержки рейсов. Тогда авиакомпаниям будет выгоднее соблюдать требования законодательства, нежели платить повышенные штрафы. Пока же прокуроры в таких случаях возбуждают дела об административных правонарушениях за несоблюдение прав пассажиров.

— Вблизи аэродромов порой размещаются различные объекты, в том числе места складирования отходов, которые привлекают птиц и могут стать причиной авиационных происшествий. Как эта ситуация контролируется?

— Да, действительно, законодательство накладывает ограничения на деятельность в районе аэродромов. Например, есть запреты на размещение объектов, которые создают угрозу для безопасности полетов. Прежде всего это высотное строительство. Оно может негативно повлиять на авиационное радиотехническое и навигационное оборудование. Плюс стать источником выбросов, которые ухудшают видимость для экипажей самолетов. А возникающие отходы могут привлечь птиц.

Поэтому операторы аэродромов, инспекторы Ространснадзора и транспортные прокуроры мониторят такое незаконное размещение объектов. К сожалению, есть примеры и незаконных действий, иногда они основаны на недостатках и пробелах в законодательстве. Например, когда строительство объектов согласовывают без учета требований безопасности полетов.

— Вы имеете в виду ситуацию с вводом в эксплуатацию жилого комплекса «Филатов луг», когда люди полтора года не могли заселиться в приобретенные ими квартиры?

— Да, в 2017 году таким образом одобрено строительство в районе аэродрома Внуково жилого комплекса «Филатов луг». Высота его корпусов превысила допустимые ограничения по глиссаде захода воздушных судов на посадку, а в работе средств радиолокационного наблюдения стали возникать помехи.

Чтобы не возникало угрозы безопасности полетов, пришлось реализовать компенсирующие мероприятия. Этого потребовала прокуратура. К решению проблемы помимо Минтранса и Росавиации подключились правительство, Минстрой, столичные власти. До экипажей довели особенности захода на посадку, ввели в работу дополнительный радиолокатор на позиции «Утес», изменили схемы маршрутов воздушного движения в районе аэродрома плюс провели реконструкцию со значительным увеличением высоты размещения антенны радиолокатора на позиции «Зименки».

В итоге в декабре 2021 года в «Филатов луг» заселили 1,5 тыс. семей, которые участвовали в долевом строительстве. Прокуроры отреагировали на нарушения законодательства, которые стали причиной этой ситуации. Виновный — руководитель территориального органа Росавиации, который согласовал размещение объекта в районе аэродрома без учета требований безопасности полетов, привлечен к уголовной ответственности.

«Выявлены нарушения при подготовке авиаперсонала»

— Какие в целом нарушения на авиатранспорте были самыми распространенными в прошлом году?

— В 2021 году наметилась негативная динамика аварийности на воздушном транспорте. Произошло 31 авиационное происшествие, погиб 71 человек (в 2020-м — 36 происшествий, 35 погибших). Поэтому надзорные усилия транспортных прокуроров были сконцентрированы на вопросах законности в этой сфере. Генпрокуратура организовала проверку.

В ходе нее транспортные прокуроры выявили нарушения при подготовке авиаперсонала. Образовательные организации и авиакомпании не всегда обеспечивали кадровые и материально-технические условия подготовки. Допускались случаи, когда авиаспециалистов обучали по неутвержденным программам. А из-за несоответствия нормативов финансирования авиационных учебных заведений их реальным потребностям только после вмешательства Генпрокуратуры Минфин выделил дополнительные бюджетные средства. И это позволило курсантам Ульяновского института гражданской авиации, которые в 2018–2020 годах не могли получить дипломы, завершить в прошлом году летную практику.

Меры прокурорского реагирования активизировали работу операторов аэродромов и Росавиации по установлению приаэродромных территорий, которые на начало 2020 года были определены всего по 30% гражданских аэродромов. Сейчас решения приняты уже по 196 (95%) из 206 аэродромов, остальные находятся на различных стадиях согласования. При этом установлено, что территориальными управлениями Росавиации строительство объектов согласовывалось без учета требований безопасности полетов и без санитарно-эпидемиологических заключений.

Выявлены недостатки в области нормативно-правового регулирования, в том числе отсутствие авиационных правил, регламентирующих выполнение отдельных видов авиаработ, сертификации аэродромного оборудования, порядок орнитологического обеспечения полетов, процедуры аккредитации центров по сертификации авиационной техники, одобрения деятельности линейных станций по техническому обслуживанию воздушных судов. Несмотря на повторяющиеся столкновения воздушных судов с проводами линий электропередачи, вопрос необходимости их маркировки в соответствии со стандартами и рекомендуемой практикой ИКАО (Международная организация гражданской авиации. — «Известия») не решен.

Генпрокуратура проинформировала о ситуации в отрасли президента и премьера. По поручению правительства в настоящее время Минтрансом реализуются мероприятия по совершенствованию воздушного законодательства.

«Сформированы поправки для профилактики зацепинга»

— На железнодорожном транспорте тоже увеличилась аварийность?

— Напротив, отмечено снижение наиболее серьезных происшествий. На объектах железнодорожной инфраструктуры допущено 14 крушений и две аварии (в 2020 году было 20 крушений и три аварии).

После того как в июле прошлого года в Забайкальском крае обрушилась опора железнодорожного моста и остановилось движение на Транссибе, Генпрокуратура проинформировала правительство о проблемах в этой сфере. В результате Минтранс разработал и утвердил 16 ноября методические рекомендации по содержанию искусственных сооружений.

— Планируется ли создание еще каких-то рекомендаций или правовых актов?

— Сейчас Генпрокуратура работает над внесением изменений в Федеральный закон № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации». Их суть — в расширении полномочий Минтранса в сфере издания нормативных правовых актов, регулирующих вопросы содержания железнодорожной инфраструктуры.

— Сколько людей травмируются и гибнут на железных дорогах?

— В прошлом году транспортные прокуроры по поручению генпрокурора Игоря Краснова проводили проверки исполнения федерального законодательства при строительстве и содержании объектов ж/д инфраструктуры, предназначенных для движения граждан. Речь идет о пешеходных переходах, тоннелях, мостах. Выяснилось, что количество травмированных людей остается на высоком уровне. В 2021 году пострадало 1946 человек, из них погибло 1326 (в 2020-м пострадало 1968, 1320 погибло). Причины этого преимущественно связаны с тем, что пострадавшие нарушали правила безопасности — переходили железнодорожные пути в неустановленных для этого местах и перед приближающимся локомотивом.

После этого транспортные прокуратуры на основе статистических данных создали карты и реестры травмоопасных участков на железной дороге.

— Это поможет снизить количество трагедий?

— Да. Эти сведения используются в надзорной деятельности, направленной на ликвидацию условий, способствующих происшествиям. Прокуроры с участием органов местного самоуправления и полиции отслеживают наиболее опасные и популярные у граждан места пересечения железнодорожных путей. Как правило, такие «народные тропы» находятся рядом с организованными пешеходными переходами. Полученные данные используются для принятия мер, направленных на профилактику. Опасные участки огораживают.

В Новосибирской области произошла трагедия — на железнодорожных путях погибли два подростка. Там, где это случилось, люди постоянно проходили через железнодорожные пути от остановки общественного транспорта к берегу водохранилища.

После гибели детей транспортный прокурор принял меры, и владелец инфраструктуры обеспечил безопасность движения граждан через железнодорожные пути. На 128 опор контактной сети нанесены цветографические изображения, установлены 13 предупреждающих плакатов в местах несанкционированных проходов граждан через железную дорогу, железнодорожный путь огорожен от остановочной платформы Береговая на протяжении 1250 м.

Другой пример — в городе Соль-Илецк Оренбургской области после вмешательства уральского транспортного прокурора школьники, проживающие в микрорайоне Северный, перестали подвергать себя смертельной опасности. Из-за нехватки школьных автобусов и плохой работы общественного транспорта дети были вынуждены идти пешком 9 км до ближайшего оборудованного перехода. Но некоторые, чтобы сократить расстояние, переходили железнодорожные пути в неположенных местах и ежедневно рисковали своей жизнью.

В результате вмешательства прокуроров региональные власти выделили три дополнительных школьных автобуса для перевозки детей, проживающих в микрорайоне Северный, к местам обучения через железнодорожные пути.

Кроме того, не менее важным в данном вопросе является надлежащее взаимодействие застройщиков, органов местного самоуправления и владельцев инфраструктуры по объектам будущего строительства около железной дороги. Возведение новых микрорайонов около железной дороги должно вестись одновременно со строительством безопасных пешеходных переходов.

— Подростки по-прежнему достаточно активно увлекаются зацепингом. Часто такие истории заканчиваются трагично. Рассматривают ли регуляторы новые способы борьбы с этой практикой?

— Да, проблемы зацепинга и руфинга всё еще актуальны. В 2021 году в результате таких действий только на территории Центральной России травмировано 26 (в 2020-м — 37) граждан, из которых 21 (в 2020-м — 32) несовершеннолетний, смертельно травмировано — семь (в 2020-м — 13) граждан, из них пять (в 2020-м — 10) несовершеннолетних. По предложению Генпрокуратуры Минтранс сформировал поправки в регулирование, которые станут профилактикой зацепинга. Речь идет об увеличении в разы административного штрафа за проезд в неприспособленных местах подвижного состава. Плюс министерство рассматривает вопрос о внесении изменений в техрегламент Таможенного союза «О безопасности железнодорожного подвижного состава» с тем, чтобы на подвижном составе появилось новое оборудование. Оно будет фиксировать факты зацепинга на видео, а также моментально оповещать машиниста. После этого он должен передать информацию о нарушении в подразделение, ответственное за безопасность. В дальнейшем к нарушителю будут применены предусмотренные законодательством меры ответственности.

— Какие нарушения в сфере транспортной безопасности были выявлены в 2021 году и как они решались?

— В прошлом году прокуроры выявили 9,5 тыс. нарушений, для их устранения вынесли более 3 тыс. представлений, в суды направили 523 иска плюс принесли 75 протестов. В итоге к ответственности привлекли свыше 1,8 тыс. лиц.

После вмешательства прокуратуры Росавиация, Росжелдор и Росморречфлот активизировали работу по категорированию 2,7 тыс. объектов транспортной инфраструктуры. Для более 29 тыс. объектов и транспортных средств железнодорожного, воздушного и водного транспорта, которые не подлежат категорированию, разработали и согласовали паспорта для обеспечения транспортной безопасности.

Прокуратура потребовала разработать регламент согласования эквивалентных мер для обеспечения защищенности аэропортов. Это следовало сделать из-за недостатков правового регулирования. Новый документ закрепляет меры для необходимой охраны более 100 аэропортов. Теперь обеспечена защита всех крупных воздушных гаваней.

— В декабре–январе на российско-китайской границе фиксировались многокилометровые очереди из фур — дальнобойщики не могли пройти границу в том числе и из-за ужесточения требований китайской стороны. Очереди на пропуск в том числе продавались «активистами». Привлекалась ли Генпрокуратура к решению вопроса? Удалось ли вычислить махинации?

— Дальневосточной транспортной прокуратурой приняты меры, направленные на ликвидацию очередей из фур на российско-китайской границе. По результатам проведенных координационных и межведомственных совещаний, информирования прокуратуры Приморского края активизирована работа правоохранительных органов. Сотрудниками УФСБ и УМВД по Приморскому краю пресечена деятельность преступных групп, специализирующихся на вымогательстве денежных средств с водителей автомашин перед въездом в автомобильные пункты пропуска Краскино и Пограничный. По этим фактам возбуждены и расследуются два уголовных дела по ч. 2 ст. 163 («Вымогательство») УК РФ, надзор за расследованием которых осуществляется прокуратурой Приморского края.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Андрей Коршунов
Известия
«На Луне испытатели тестируют робота, напоминающего кентавра»
Елена Пономарева, Артем Рукавов
Интерфакс
Научный руководитель Института космических исследований РАН: Луна - не место для прогулок
Алена Чилей
Pro Космос
Новый российский космический корабль будет садиться в Амурской области
Матвей Мальгин
Взгляд
Как будет работать беспилотная «летающая «Газель»
Александр Пинчук
РИА Новости
Роман Таскаев: искусственный интеллект никогда не заменит экипаж самолета

ИА Report
Коммерческий директор AZAL: Цена билета не всегда зависит от желания авиакомпании

Reuters, Ростех
Сергей Чемезов — про ВПК, санкции, экспорт вооружений, авиастроение
Елена Мягкова
АТОР
От Калининграда до Китая и Таиланда: куда зимой будут рейсы из Пулково и какие новинки ждут пассажиров




Интерфакс
Первый замгендиректора "Роскосмоса": консолидируем промышленность вокруг Российской орбитальной станции
Владимир Гаврилов
Известия
«Мы рисовали самолет вокруг людей и их багажа»
Мария Агранович
Российская газета
Ректор МАИ Михаил Погосян рассказал "РГ" о подготовке суперинженеров, аэротакси и беспилотниках
Богдан Логинов
Вслух.ру
Командир вертолета Ми-26 Юрий Волосков: В нашей работе приходится импровизировать

РБК
Вице-президент «Ростелекома» — о беспилотных технологиях для бизнеса
Наина Курбанова
Известия
«Рейсы из Санкт-Петербурга в Москву будут каждые 15 минут»

RT
«Купол безопасности»: разработчик — о возможностях стационарного антидронного комплекса «Серп»
Андрей Коршунов
Известия
Генеральный конструктор КБ «Салют» имени В.М. Мясищева Сергей Кузнецов — о развитии новой российской тяжелой ракеты и ее модификациях
Денис Кайыран
РИА Новости
Алексей Варочко: выходим на серийное производство ракет "Ангара"
Роман Гусаров
NEWS.ru
Наследник Ан-24 самолет «Ладога»: когда полетит, зачем нужен

ФАУ "ЦАГИ"
105 лет: полет успешный
Мария Гришкина
86.ru
«Дико для мужчин видеть девушку в такой профессии»: история югорчанки, которая работает авиамехаником
Наталия Ячменникова
Российская газета
Как готовить специалистов по борьбе с кибератаками на самолеты

Транспорт России
Виталий Савельев: голосовать на выборах – значит разделять ответственность за будущее России
Андрей Коршунов
Известия
«Парение в невесомости Гагарин впервые испытал уже после полета в космос»
Надежда Алексеева, Алина Лихота, Екатерина Кийко
RT
Арктическая навигация: специалист ААНИИ — о развитии БПЛА в Северном Ледовитом океане
Андрей Смирнов
Pro Космос
Юрий Борисов: «Ракета «Амур-СПГ» и сверхлегкий носитель будут многоразовыми»
Наталия Славина
Российская газета
Новое поколение авиации: на чем будем летать. Интервью с академиком Сергеем Чернышевым
Андрей Коршунов
Известия
«На станции будут отрабатываться технологии для полетов на Луну или Марс»
Роман Гусаров
NEWS.ru
Вслед за вылетевшей из самолета дверью «улетает» и доверие к «Боингу»

NEWS.ru
Самолет МС-21 научили приземляться на автомате: почему это так важно
Евгений Гайва
Российская газета
Василий Десятков: Десятки аэропортов модернизируют в России в ближайшие годы
Мария Амирджанян
ТАСС
Генеральный директор "Яковлева": импортозамещенный МС-21 может получить новые версии
Вячеслав Терехов
Интерфакс
Научный руководитель Института астрономии РАН: космический мусор становится все более опасным
Артем Кореняко, Ирина Парфентьева
РБК
Глава «Победы» — РБК: «Приходится уходить на запасные аэродромы»
Евгений Гайва
Российская газета
Глава Росавиации: В этом году в Россию стало летать больше иностранных авиакомпаний
Мария Амирджанян
ТАСС
Замглавы Минпромторга: производство беспилотников будет только расти
Георгий Султанов, Анна Носова
ТАСС
Глава "Швабе" Вадим Калюгин: стремимся сделать наши БПЛА более устойчивыми к РЭБ
Наталия Ячменникова
Российская газета
Александр Блошенко: Мы впервые в истории садимся на Южный полюс Луны
Виктор Лошак
Ростех; Коммерсантъ
Вадим Бадеха: «Нет ничего более технически интересного, чем авиационный двигатель»

Интерфакс
Гендиректор аэропорта "Храброво" Александр Корытный: "Хотим вписать Калининград в накатанную авиатрассу между Китаем, Москвой и Петербургом"
Тимофей Дзядко, Артем Кореняко
РБК
Глава Внуково — РБК: «В ближайшие 10 лет не будет пассажиров в Европу»

Ростех
Евгений Солодилин: «Задачу, которую перед нами поставили акционеры, мы выполнили»
Наталия Ячменникова
Российская газета
Ректор МАИ Михаил Погосян - о том, какие профессии будут популярны в ближайшие пять лет, и почему стране нужны инженеры с креативным мышлением
Екатерина Москвич
ТАСС
Анна Кикина: космонавты летят в космос, чтобы жить
Мария Амирджанян
ТАСС
Гендиректор ОАК Слюсарь: испытания SSJ New с российскими двигателями начнутся осенью
Георгий Казачков, Гулия Леваненкова, Евгения Коткова
ТАСС
Посол Белоруссии в РФ: самолет "Ладога" сможет конкурировать с Airbus и Boeing

Известия
Заместитель генерального директора холдинга Т1 Алексей Волынкин: «Наша цель — запуск первой частной ракеты в космос уже в этом году»
Виталий Корнеев, Елена Новицкая
ТАСС
Глава оператора Пулково Леонид Сергеев: мы стали аэропортом №2 в России
Екатерина Москвич
ТАСС
Глава SR Space: в течение года мы перейдем от ракеты "Небо" к первому полету "Космоса"
Юлия Живикина
РБК
«Иллюзий нет, но справимся»: что происходит с авиакомпаниями в России
Артем Рукавов
Интерфакс
Гендиректор SR Space: идут работы над ракетой-носителем Cosmos с возможным возвратом первой ступени

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer