Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Интервью


Начальник Центра управления полетами Максим Матюшин: "Для управления спутниками мы создали цифровой двойник космоса"


27 декабря 2022 года Ольга Коленцова, Известия


В новом базовом центре управления полетами космических аппаратов будут использовать технологии цифровых двойников и искусственного интеллекта. Об этом в интервью «Известиям» рассказал начальник ЦУПа АО «ЦНИИмаш» (входит в госкорпорацию «Роскосмос») Максим Матюшин. При этом нейросеть будет лишь помогать оператору, а принятие решений останется за человеком. Также топ-менеджер высказал мнение: число космических аппаратов уже настолько велико, что пора вводить правила их движения.

«Искусственный интеллект будет управлять спутниками совместно с человеком»

— Максим Михайлович, количество и разнообразие космических аппаратов и систем в последние годы растут лавинообразно. Что изменилось для систем управления космическими полетами?

— Темпы развития мировой космической техники по историческим меркам всегда были достаточно высокими, возможно, поэтому огромные изменения в части облика и содержания космических систем происходят для стороннего наблюдателя практически незаметно. Уже является реальностью возможность развертывания спутниковых систем, состоящих из сотен или даже тысяч космических аппаратов. И существующая реальность требует серьезного развития систем управления космическими полетами. Если в прошлом управление можно было упрощенно назвать точечным, работающим по принципу «система управления — объект управления», где объектом управления был космический аппарат и увеличение количества космических аппаратов просто компенсировалось созданием нового сектора управления, состоящего из зала управления, вычислительных комплексов, средств связи и прочего, то в условиях взрывного роста требуется либо такое же взрывное увеличение секторов управления и, как следствие, такое же взрывное увеличение затрат на их создание и эксплуатацию, либо создание новой идеологии и использование иных принципов построения управляющих систем.

— Каковы же новые принципы?

— Идеология построения системы изначально должны предполагать ее способность к самоадаптации применительно к внешним условиям. Из этого следуют принципы работы системы. Первый — способность адаптировать себя к управлению разнородными космическими аппаратами, второй — способность оптимизировать расход имеющихся в распоряжении ресурсов за счет их перераспределения, и третий — способность выполнять первые два быстро и эффективно.

Следует отметить, что мы не должны путать вышеназванные идеологию и принципы управления с искусственным интеллектом. В данном случае система управления предполагает содействие человеку и снижение уровня загруженности человека в рамках реализации самого процесса управления. Принятие решений в любом случае остается за человеком.

Данная концепция была использована при разработке эскизного проекта базового ЦУПа госкорпорации «Роскосмос», выполненного сотрудниками Центрального научно-исследовательского института машиностроения (ЦНИИмаш) совместно с сотрудниками ведущих предприятий отрасли. Эскизный проект успешно прошел защиту в Федеральном космическом агентстве в 2015 году и в настоящее время центральный орган управления — базовый ЦУП госкорпорации «Роскосмос» — предполагается строить именно с учетом идеологии цифровых экосистем и вышеназванных принципах.

— Что уже получилось сделать?

— Для начала следует отметить, что целостный опыт управления группами космических систем, объединяющих по несколько автономно летающих на длительном интервале времени космический аппаратов, в гражданском сегменте российского космоса на тот период в целом отсутствовал. Конечно, была реализована технология управления российским сегментом МКС, но продолжительность этапа автономного полета кораблей «Союз» и «Прогресс» очень ограниченна, а модули РС МКС могут считаться автономными со значительными оговорками.

Поэтому параллельно с созданием эскизного проекта базового ЦУПа «Роскосмоса» наряду с теоретическими положениями шла разработка практических методик технологии управления группами космических систем. Благодаря созданию и постоянному развитию данной технологии стало возможным успешное применение по целевому назначению новых космических систем: многофункциональной космической системы ретрансляции «Луч», космической системы дистанционного зондирования Земли «Ресурс-П», космической системы оперативного мониторинга земной поверхности «Канопус-В», геостационарной гидрометеорологической космической системы «Электро». То есть можно говорить о том, что результаты теоретической проработки вылились в успешное завершение работ первой фазы создания базового ЦУПа госкорпорации «Роскосмос» и технология управления группой космических систем, состоящих из разнородных космических аппаратов, начала получать воплощение в практической реализации.

Вместе с тем основной целью данного этапа работы является создание универсальной цифровой базовой платформы как основного системообразующего элемента цифровой экосистемы управления полетами. В июне 2022 года это было реализовано совместно с кооперацией из ведущих предприятий госкорпорации «Роскосмос» и Российской академией наук (РАН).

— Какие технологии используются в этом проекте?

— Если говорить об уникальных технологиях, то в качестве примера можно привести создание единого виртуального баллистического информационного пространства, предназначенного для отображения текущей космической оперативной обстановки. Фактически это цифровой двойник космоса, в котором проводятся текущие операции управления полетом разнородных космических аппаратов. Это пространство позволяет моделировать движение на разных орбитах, планировать и реализовывать операции с одним аппаратом в составе целой группы с учетом наличия космического мусора.

У нас были созданы новые технологии управления потоками информации, которыми обмениваются спутники с системой управления полетами. К примеру, технологии телеметрического обеспечения, позволяющие объединять информацию о космических аппаратах, получаемую от различных источников, в одной среде. Так обеспечивается достижение максимальной достоверности данных о состоянии бортовых систем различных спутников. Созданы технологии, позволяющие предоставлять средства локальной вычислительной сети с выходом на каналы связи через российские средства обеспечения безопасности. Реализованы комплексные решения по видеоконференцсвязи, IP-телефонии, средствам телефонной связи.

— Какими объектами в космосе может управлять ЦУП?

— ЦУП в состоянии обеспечить управление практически любыми видами космических аппаратов, начиная от сверхмалых с массой до 100 кг и объемом не более 1 куб. м и заканчивая российским сегментом Международной космической станции массой более 70 т и объемом порядка 265 куб. м.

— Будет ли ЦУП управлять частными космическими аппаратами, количество которых растет?

— Как я уже говорил выше, технически ЦУП может управлять любыми космическими аппаратами и в своей повседневной деятельности получает и использует информацию обо всех объектах, находящихся на околоземных орбитах, но в настоящее время управление осуществляется только космическими аппаратами, входящими в орбитальную группировку госкорпорации «Роскосмос».

«Принципы организации контроля космического движения»

— Как изменится работа специалистов в ЦУПе?

— У них станет меньше рутины, которую возьмет на себя система управления. Вообще человеческий мозг воспринимает и обрабатывает информацию достаточно быстро, но именно в силу наличия человеческого фактора — возможности отвлечься, задержаться с ответом, переспросить — между получением и обработкой информации и принятием решения возникает задержка. Интеллектуальная система управления проделает необходимые процедуры обработки данных значительно быстрее и предложит специалисту готовый набор решений, человеку останется только выбрать подходящее.

— Какие вы видите перспективы развития новых подходов к управлению космическими полетами?

— В начале ХХ века, на заре авиации, вопросов регулирования движения самолетов, необходимости предупреждения аварийных ситуаций, связанных со столкновениями в воздухе, не возникало. Но уже в 1920–1930-е годы в Великобритании, США и СССР в связи со взрывным ростом количества авиатехники начали создавать службы управления воздушным движением, вырабатывать идеологию, методики и принципы работы.

Аналогично сейчас обстоят дела и в космическом пространстве. Нынешнее количество космических аппаратов требует организации процесса их движения, причем на основании принципов и правил, общих для всех участников. Возвращаясь к аналогиям с авиацией, в итоге появится, скажем так, международная система, представляющая собой национальные системы управления космическим движением, объединенные в общую международную сеть. Созданные средства базового ЦУПа вполне могут быть первым приближением к созданию национальной системы управления космическим движением.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Андрей Коршунов
Известия
«Российские двигатели будут безопасно возвращать ступени ракеты на Землю»
Илья Доронов
РБК
Глава «Роскосмоса» — РБК: «Бесплатная услуга — это разврат»
Наталия Ячменникова
Российская газета
Идея внедрить виртуального пилота набирает обороты. Сможет ли он обеспечить безопасность авиапассажиров

РИА "Новости"
"Мы видим спрос на кадры для беспилотной авиации"
Анастасия Львова, Герман Костринский, Ирина Парфентьева
РБК
Глава Red Wings — РБК: «Представление о Red Wings упрощенно»
Андрей Коршунов
Известия
«На Луне испытатели тестируют робота, напоминающего кентавра»
Елена Пономарева, Артем Рукавов
Интерфакс
Научный руководитель Института космических исследований РАН: Луна - не место для прогулок
Алена Чилей
Pro Космос
Новый российский космический корабль будет садиться в Амурской области



Матвей Мальгин
Взгляд
Как будет работать беспилотная «летающая «Газель»
Александр Пинчук
РИА Новости
Роман Таскаев: искусственный интеллект никогда не заменит экипаж самолета

ИА Report
Коммерческий директор AZAL: Цена билета не всегда зависит от желания авиакомпании

Reuters, Ростех
Сергей Чемезов — про ВПК, санкции, экспорт вооружений, авиастроение
Елена Мягкова
АТОР
От Калининграда до Китая и Таиланда: куда зимой будут рейсы из Пулково и какие новинки ждут пассажиров

Интерфакс
Первый замгендиректора "Роскосмоса": консолидируем промышленность вокруг Российской орбитальной станции
Владимир Гаврилов
Известия
«Мы рисовали самолет вокруг людей и их багажа»
Мария Агранович
Российская газета
Ректор МАИ Михаил Погосян рассказал "РГ" о подготовке суперинженеров, аэротакси и беспилотниках
Богдан Логинов
Вслух.ру
Командир вертолета Ми-26 Юрий Волосков: В нашей работе приходится импровизировать

РБК
Вице-президент «Ростелекома» — о беспилотных технологиях для бизнеса
Наина Курбанова
Известия
«Рейсы из Санкт-Петербурга в Москву будут каждые 15 минут»

RT
«Купол безопасности»: разработчик — о возможностях стационарного антидронного комплекса «Серп»
Андрей Коршунов
Известия
Генеральный конструктор КБ «Салют» имени В.М. Мясищева Сергей Кузнецов — о развитии новой российской тяжелой ракеты и ее модификациях
Денис Кайыран
РИА Новости
Алексей Варочко: выходим на серийное производство ракет "Ангара"
Роман Гусаров
NEWS.ru
Наследник Ан-24 самолет «Ладога»: когда полетит, зачем нужен

ФАУ "ЦАГИ"
105 лет: полет успешный
Мария Гришкина
86.ru
«Дико для мужчин видеть девушку в такой профессии»: история югорчанки, которая работает авиамехаником
Наталия Ячменникова
Российская газета
Как готовить специалистов по борьбе с кибератаками на самолеты

Транспорт России
Виталий Савельев: голосовать на выборах – значит разделять ответственность за будущее России
Андрей Коршунов
Известия
«Парение в невесомости Гагарин впервые испытал уже после полета в космос»
Надежда Алексеева, Алина Лихота, Екатерина Кийко
RT
Арктическая навигация: специалист ААНИИ — о развитии БПЛА в Северном Ледовитом океане
Андрей Смирнов
Pro Космос
Юрий Борисов: «Ракета «Амур-СПГ» и сверхлегкий носитель будут многоразовыми»
Наталия Славина
Российская газета
Новое поколение авиации: на чем будем летать. Интервью с академиком Сергеем Чернышевым
Андрей Коршунов
Известия
«На станции будут отрабатываться технологии для полетов на Луну или Марс»
Роман Гусаров
NEWS.ru
Вслед за вылетевшей из самолета дверью «улетает» и доверие к «Боингу»

NEWS.ru
Самолет МС-21 научили приземляться на автомате: почему это так важно
Евгений Гайва
Российская газета
Василий Десятков: Десятки аэропортов модернизируют в России в ближайшие годы
Мария Амирджанян
ТАСС
Генеральный директор "Яковлева": импортозамещенный МС-21 может получить новые версии
Вячеслав Терехов
Интерфакс
Научный руководитель Института астрономии РАН: космический мусор становится все более опасным
Артем Кореняко, Ирина Парфентьева
РБК
Глава «Победы» — РБК: «Приходится уходить на запасные аэродромы»
Евгений Гайва
Российская газета
Глава Росавиации: В этом году в Россию стало летать больше иностранных авиакомпаний
Мария Амирджанян
ТАСС
Замглавы Минпромторга: производство беспилотников будет только расти
Георгий Султанов, Анна Носова
ТАСС
Глава "Швабе" Вадим Калюгин: стремимся сделать наши БПЛА более устойчивыми к РЭБ
Наталия Ячменникова
Российская газета
Александр Блошенко: Мы впервые в истории садимся на Южный полюс Луны
Виктор Лошак
Ростех; Коммерсантъ
Вадим Бадеха: «Нет ничего более технически интересного, чем авиационный двигатель»

Интерфакс
Гендиректор аэропорта "Храброво" Александр Корытный: "Хотим вписать Калининград в накатанную авиатрассу между Китаем, Москвой и Петербургом"
Тимофей Дзядко, Артем Кореняко
РБК
Глава Внуково — РБК: «В ближайшие 10 лет не будет пассажиров в Европу»

Ростех
Евгений Солодилин: «Задачу, которую перед нами поставили акционеры, мы выполнили»
Наталия Ячменникова
Российская газета
Ректор МАИ Михаил Погосян - о том, какие профессии будут популярны в ближайшие пять лет, и почему стране нужны инженеры с креативным мышлением
Екатерина Москвич
ТАСС
Анна Кикина: космонавты летят в космос, чтобы жить
Мария Амирджанян
ТАСС
Гендиректор ОАК Слюсарь: испытания SSJ New с российскими двигателями начнутся осенью
Георгий Казачков, Гулия Леваненкова, Евгения Коткова
ТАСС
Посол Белоруссии в РФ: самолет "Ладога" сможет конкурировать с Airbus и Boeing

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer