Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Интервью


Сергей Крикалев: работа российского сегмента МКС может быть продлена минимум до 2028 года


26 декабря 2022 года Артем Рукавов, Интерфакс


Исполнительный директор госкорпорации "Роскосмос" по пилотируемым космическим программам Сергей Крикалев в интервью корреспонденту "Интерфакса" Артему Рукавову рассказал о возможности продления участия в проекте Международной космической станции, проектировании новой Российской орбитальной станции, будущем перекрестных полетов и перспективах российско-китайских отношений в космосе.

- Сергей Константинович, в правительство уже направлен запрос по поводу продолжения российского участия в проекте МКС после 2024 года?

- Есть определенная процедура, как это делается. Американцы, как интеграторы, предложили продлить полет МКС всем странам-партнерам. Для того, чтобы принять решение об этом, мы определили техническую возможность продления полета российского сегмента станции. Документы для одобрения продолжения работы МКС отправлены в правительство. Далее идут их рассмотрение и согласование.

- До какого года "Роскосмос" предлагает продлить эксплуатацию российского сегмента МКС?

- Мы пока говорим про 2028 год. Исторически продления шли отрезками по четыре года: у нас было соглашение до 2020 года, сейчас оно до 2024 года. Можно продлить до 2028 года, а дальше смотреть по обстановке и анализу технической и программной целесообразности.

- Сообщалось, что в новый договор по перекрестным полетам на МКС между "Роскосмосом" и НАСА могут включить другие агентства…

- Такого не обсуждалось. У нас есть две стороны-участницы этих переговоров: мы и американцы. Возможности доставки людей в космос, кроме китайцев, которые в программу МКС не входят, имеются только у нас и американцев. Перекрестность заключается в том, что мы перекрестно используем только средства доставки, но каждый член экипажа МКС работает в своем сегменте.

Другое дело, что в работу на американском сегменте включено достаточно большое количество стран - это европейское, канадское и японское космические агентства. У них есть свои внутренние взаимоотношения по балансу вкладов, по правам на место в составе разных экспедиций. То есть от американского сегмента может быть кто угодно из астронавтов, не обязательно НАСА. Но сейчас пока идет разговор по перекрестным полетам между российской и американской сторонами.

- То есть астронавты Европейского космического агентства смогут снова летать на российских "Союзах"?

- Теоретически могут. Как профессионалы, работающие на американском сегменте, они могут летать на нашем корабле. Вопрос в том, примут ли такое решение американцы. Мы летаем не просто, чтобы покататься на кораблях друг друга. Это делается для парирования нештатной ситуации - неприлета одного из кораблей, нашего или американского. Чтобы ни один из сегментов не остался без экипажа.

Если американцы посчитают, что кто-то из европейских астронавтов сможет выполнять функционал на американском сегменте, будучи там в одиночестве, то, наверное, такое возможно. Кстати, у нас уже были европейцы, летавшие в квоте американского сегмента, и они были командирами экипажа. Так что теоретически все возможно. Будут ли это американские астронавты - это уже дело НАСА, это они решают, кого посадить из своих партнеров.

- В августе представили макет новой Российской орбитальной станции. Это уже окончательный вариант?

- Макет - это некое видение. Это не окончательный вариант, а один из вариантов развития станции. Многое будет зависеть от результатов эскизного проекта. На первом этапе выбиралась траектория полета, как мы будем летать, как при этом будет обеспечиваться спасение экипажей, сколько примерно это будет стоить. То есть все оценки первого этапа - это не окончательное решение по формированию станции. После эскизного проектирования будет следующий этап создания РОС - разработка рабочей конструкторской документации. Как в железе будет выглядеть станция? Жизнь покажет.

- Какие изменения планируются на втором этапе проектирования?

- Об изменениях говорить сейчас некорректно, мы только создаем станцию, осмысливаем то, какой она должна быть, определяем концептуально ее параметры и перечень задач.

Тот вариант макета, который вы видели на форуме "Армия" - это как чертежи Циолковского. То есть это вполне нормальное видение, как это может быть. Это не значит, что потом мы изменяли проект Циолковского. Когда Королев строил свои ракеты, он строил их по-своему, исходя из тех знаний, которые на тот момент были накоплены.

Поэтому к макету, который вы видели, нужно относиться как к концепту, он во многом идеологически схож с идеей станции "Мир", где модули также пристыковывались и могли теоретически меняться. Представленный макет - лишь один из возможных вариантов дальнейшего создания станции.

- Рассматривается ли еще сценарий использования российского сегмента МКС в новой орбитальной станции?

- Пока в той концепции, которую ракетно-космическая корпорация "Энергия" показала и затвердила после первого этапа, предполагается, что станция будет летать на новой орбите, которая не имеет возможности взаимодействия с той орбитой, на которой сейчас находится МКС. РОС должна быть абсолютно автономной от существующей инфраструктуры МКС.

- На каком этапе создания сейчас находится первый модуль РОС - Научно-энергетический модуль?

- Как известно, изначально НЭМ задумывался как последний модуль российского сегмента МКС, но, с учетом перспектив завершения эксплуатации станции в ближайшие годы, встал вопрос о целесообразности отправки модуля на МКС и возможности его использования в составе РОС. Сейчас этот вопрос обсуждается. Сам модуль находится в высокой степени готовности в РКК "Энергия", и мы должны определить то, как он может быть максимально эффективно использован в интересах российской космонавтики. Это будет сделано по результатам эскизного проекта, завершение которого запланировано на вторую половину следующего года.

- В каком году состоятся летные испытания перспективного транспортного корабля нового поколения? Будет ли для них использоваться макет корабля?

- Сроки летных испытаний будут зависеть от того, как определится дата начала финансирования создания наземной инфраструктуры для него на космодроме Восточный. Поэтому сейчас пока что-либо говорить рано.

Создание макета корабля для летных испытаний не предполагается и не предполагалось раньше.

При первых испытаниях у корабля может быть неполная комплектация, потому что первые полеты планируется проводить в беспилотном режиме. Поэтому полный комплект систем жизнеобеспечения не так необходим для этого корабля, как для того, который будет делаться уже в пилотируемом варианте.

При летных испытаниях должен использоваться корабль уже практически в полной комплектации, который должен переносить температурные нагрузки и перегрузки, быть управляемым.

- Рассматривается ли полет этого корабля к Луне, как летал американский Orion?

- На первом этапе нет. Первый этап включает испытания на низкой околоземной орбите: первые два полета беспилотные, третий должен быть пилотируемым. Миссия к Луне будет возможна, когда появится ракета более тяжелого класса, которая сможет туда выводить не только сам корабль, но и разгонный блок.

Кстати, так же было и с кораблем Orion. Сначала провели его летные испытания на околоземной орбите, а полет на Луну стал возможен с появлением ракеты сверхтяжелого класса SLS.

- Возможна ли интеграция российского перспективного транспортного корабля нового поколения с китайской сверхтяжелой ракетой?

- Теоретически возможно, но практически это довольно сложный вопрос. Гораздо более вероятно взаимодействие кораблей уже в космосе, так же как у нас в свое время стыковались "Союз" и "Аполлон", как стыковались шаттлы к станции "Мир" и так далее. Потому что для того, чтобы поставить корабль на ракету, нужно иметь все наземное оборудование в том месте, где стоит ракета, чтобы технически подготовить аппарат к запуску. Наверное, это возможно, но целесообразность пока непонятна. И таких разговоров даже пока не велось. Велся разговор о возможном взаимодействии уже в космосе как с американской программой, так и с китайской.

- Обсуждаются ли с Китаем вопросы сотрудничества в пилотируемой космонавтике?

- Пока нет, хотя в перспективе это возможно. Нынешняя китайская станция летает на другом наклонении, отличном от того, на которое мы запускаем корабли с Байконура и планируем запускать с Восточного.

Обсуждения возможного сотрудничества на низкой околоземной орбите велись, но пока каждый идет своей дорогой. В будущем, наверное, особенно при дальних полетах, это сотрудничество будет более технически целесообразным. Может быть, и на низкой орбите будем взаимодействовать, но для этого нужно решить достаточно много как технических, так и организационных вопросов.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Анастасия Львова, Герман Костринский, Ирина Парфентьева
РБК
Глава Red Wings — РБК: «Представление о Red Wings упрощенно»
Андрей Коршунов
Известия
«На Луне испытатели тестируют робота, напоминающего кентавра»
Елена Пономарева, Артем Рукавов
Интерфакс
Научный руководитель Института космических исследований РАН: Луна - не место для прогулок
Алена Чилей
Pro Космос
Новый российский космический корабль будет садиться в Амурской области
Матвей Мальгин
Взгляд
Как будет работать беспилотная «летающая «Газель»
Александр Пинчук
РИА Новости
Роман Таскаев: искусственный интеллект никогда не заменит экипаж самолета

ИА Report
Коммерческий директор AZAL: Цена билета не всегда зависит от желания авиакомпании

Reuters, Ростех
Сергей Чемезов — про ВПК, санкции, экспорт вооружений, авиастроение



Елена Мягкова
АТОР
От Калининграда до Китая и Таиланда: куда зимой будут рейсы из Пулково и какие новинки ждут пассажиров

Интерфакс
Первый замгендиректора "Роскосмоса": консолидируем промышленность вокруг Российской орбитальной станции
Владимир Гаврилов
Известия
«Мы рисовали самолет вокруг людей и их багажа»
Мария Агранович
Российская газета
Ректор МАИ Михаил Погосян рассказал "РГ" о подготовке суперинженеров, аэротакси и беспилотниках
Богдан Логинов
Вслух.ру
Командир вертолета Ми-26 Юрий Волосков: В нашей работе приходится импровизировать

РБК
Вице-президент «Ростелекома» — о беспилотных технологиях для бизнеса
Наина Курбанова
Известия
«Рейсы из Санкт-Петербурга в Москву будут каждые 15 минут»

RT
«Купол безопасности»: разработчик — о возможностях стационарного антидронного комплекса «Серп»
Андрей Коршунов
Известия
Генеральный конструктор КБ «Салют» имени В.М. Мясищева Сергей Кузнецов — о развитии новой российской тяжелой ракеты и ее модификациях
Денис Кайыран
РИА Новости
Алексей Варочко: выходим на серийное производство ракет "Ангара"
Роман Гусаров
NEWS.ru
Наследник Ан-24 самолет «Ладога»: когда полетит, зачем нужен

ФАУ "ЦАГИ"
105 лет: полет успешный
Мария Гришкина
86.ru
«Дико для мужчин видеть девушку в такой профессии»: история югорчанки, которая работает авиамехаником
Наталия Ячменникова
Российская газета
Как готовить специалистов по борьбе с кибератаками на самолеты

Транспорт России
Виталий Савельев: голосовать на выборах – значит разделять ответственность за будущее России
Андрей Коршунов
Известия
«Парение в невесомости Гагарин впервые испытал уже после полета в космос»
Надежда Алексеева, Алина Лихота, Екатерина Кийко
RT
Арктическая навигация: специалист ААНИИ — о развитии БПЛА в Северном Ледовитом океане
Андрей Смирнов
Pro Космос
Юрий Борисов: «Ракета «Амур-СПГ» и сверхлегкий носитель будут многоразовыми»
Наталия Славина
Российская газета
Новое поколение авиации: на чем будем летать. Интервью с академиком Сергеем Чернышевым
Андрей Коршунов
Известия
«На станции будут отрабатываться технологии для полетов на Луну или Марс»
Роман Гусаров
NEWS.ru
Вслед за вылетевшей из самолета дверью «улетает» и доверие к «Боингу»

NEWS.ru
Самолет МС-21 научили приземляться на автомате: почему это так важно
Евгений Гайва
Российская газета
Василий Десятков: Десятки аэропортов модернизируют в России в ближайшие годы
Мария Амирджанян
ТАСС
Генеральный директор "Яковлева": импортозамещенный МС-21 может получить новые версии
Вячеслав Терехов
Интерфакс
Научный руководитель Института астрономии РАН: космический мусор становится все более опасным
Артем Кореняко, Ирина Парфентьева
РБК
Глава «Победы» — РБК: «Приходится уходить на запасные аэродромы»
Евгений Гайва
Российская газета
Глава Росавиации: В этом году в Россию стало летать больше иностранных авиакомпаний
Мария Амирджанян
ТАСС
Замглавы Минпромторга: производство беспилотников будет только расти
Георгий Султанов, Анна Носова
ТАСС
Глава "Швабе" Вадим Калюгин: стремимся сделать наши БПЛА более устойчивыми к РЭБ
Наталия Ячменникова
Российская газета
Александр Блошенко: Мы впервые в истории садимся на Южный полюс Луны
Виктор Лошак
Ростех; Коммерсантъ
Вадим Бадеха: «Нет ничего более технически интересного, чем авиационный двигатель»

Интерфакс
Гендиректор аэропорта "Храброво" Александр Корытный: "Хотим вписать Калининград в накатанную авиатрассу между Китаем, Москвой и Петербургом"
Тимофей Дзядко, Артем Кореняко
РБК
Глава Внуково — РБК: «В ближайшие 10 лет не будет пассажиров в Европу»

Ростех
Евгений Солодилин: «Задачу, которую перед нами поставили акционеры, мы выполнили»
Наталия Ячменникова
Российская газета
Ректор МАИ Михаил Погосян - о том, какие профессии будут популярны в ближайшие пять лет, и почему стране нужны инженеры с креативным мышлением
Екатерина Москвич
ТАСС
Анна Кикина: космонавты летят в космос, чтобы жить
Мария Амирджанян
ТАСС
Гендиректор ОАК Слюсарь: испытания SSJ New с российскими двигателями начнутся осенью
Георгий Казачков, Гулия Леваненкова, Евгения Коткова
ТАСС
Посол Белоруссии в РФ: самолет "Ладога" сможет конкурировать с Airbus и Boeing

Известия
Заместитель генерального директора холдинга Т1 Алексей Волынкин: «Наша цель — запуск первой частной ракеты в космос уже в этом году»
Виталий Корнеев, Елена Новицкая
ТАСС
Глава оператора Пулково Леонид Сергеев: мы стали аэропортом №2 в России
Екатерина Москвич
ТАСС
Глава SR Space: в течение года мы перейдем от ракеты "Небо" к первому полету "Космоса"
Юлия Живикина
РБК
«Иллюзий нет, но справимся»: что происходит с авиакомпаниями в России

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer