Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Интервью


Глава Госкорпорации "Роскосмос" Юрий Борисов: "Хочу, чтобы спорили, доказывали свою точку зрения, думали!"


21 декабря 2022 года Инна Сидоркова, Иван Чеберко, Евгений Разумный, Ведомости, Роскосмос


Глава Роскосмоса Юрий Борисов дал большое интервью «Ведомостям», рассказав о первых кадровых решениях, сокращении зарплат управленцев, изменениях в финансовой модели госкорпорации, о внедрении новой индустриальной модели производства спутников, планах привлечения к этому частных компаний и выходу на рынок облигаций.

— Юрий Иванович, Вы стали главой «Роскосмоса» в середине июля, для вас это было неожиданным?

— Предложение поступило от Президента, и у нас не принято обсуждать подобные вещи. Я просто взял под козырек и пошел работать. Для чиновника не должно быть удивительным никакое предложение — вплоть до ухода на пенсию. Если ты идешь по этой стезе, ты всегда должен быть готов к подобным поворотам.

— Кого и по какому принципу пригласили в свою команду?

— Руководящий состав Госкорпорации обновился примерно на четверть. Первыми замами назначены люди, с которыми я 4 года работал в Аппарате Правительства, знал их также по работе в Минобороны — Андрей Ельчанинов и Александр Иванов, последний работал в отрасли при Комарове и знает ее изнутри. Не требовалось погружения, как другим.

В корпорации совершенно отсутствовал коммерческий блок, я его создал и пригласил возглавить Равиля Хакимова, у которого опыт работы и в бизнесе, и на госслужбе. Он работал в авиапроме и хорошо понимает, как устроен рынок.

В команде остались такие профессионалы, как исполнительный директор по пилотируемым космическим программам Сергей Крикалёв, финансист Максим Овчинников, исполнительный директор по перспективным программам и науке Александр Блошенко, заместитель по ракетостроению, эксплуатации наземной космической инфраструктуры, обеспечению качества и надежности Александр Лопатин, заместитель по реализации госпрограммы вооружения Олег Фролов и заместитель по космическим комплексам и системам Михаил Хайлов. Я перечислил не всех, конечно, но можно сказать, костяк я сохранил. 

Люди в команде разные, с разными позициями — считаю, это очень хорошо. Не хочу, чтобы со мной соглашались безоговорочно — хочу, чтобы спорили, доказывали свою точку зрения, думали! 

Не исключено, будут ещё назначения. Я в этом плане демократичен и считаю, заместители имеют право подбирать единомышленников, с кем им комфортнее работать. Для топ-менеджмента введён потолок зарплат. Создана система вознаграждений, адекватная экономическому состоянию корпорации. Когда ситуация коренным образом изменится, мы пересмотрим и систему поощрений тоже. Хотим мы того или нет, мы находимся в рынке, конкурируем за мозги и навыки. Я против популизма, но надо жить по средствам. 

Мы также оптимизировали структуру корпорации — с 670 человек до 609. Всё это позволит бюджету Роскосмоса сэкономить около 220 млн руб. в год. Подобные меры всегда болезненны, но они вызваны серьезной финансово-экономической ситуацией. Роскосмос живет на дивиденды с предприятий. А дивидендный поток в условиях санкционного воздействия и снижения доходов от международной деятельности серьезно просел. 

— Каково финансовое состояние госкорпорации сейчас?

— Госкорпорация, как и любое предприятие, имеет цель получить прибыль. Это достигается снижением себестоимости, поиском новых заказов, диверсификацией и инновациями. Сегодня финансово-экономическая ситуация в Роскосмосе говорит о том, что здесь, мягко говоря, не всё в порядке. В 2021 году убыток госкорпорации составлял 31 млрд. С учетом ситуации, сложившейся после 24 февраля, — отказа от ряда международных контрактов, в том числе по поставке двигателей, пусковых услуг — всё усугубилось. Прогнозируемые убытки по итогам 2022 года — больше 50 млрд руб. Основной источник убытков был связан с ненадлежащей организацией работы предприятий. Компании брались за выполнение госзаказа или за заказы самой госкорпорации, но не выполняли их в срок. Причины разные — от непоставки электронно-компонентной базы до недолжной организации процесса, хромала трудовая дисциплина в том числе. 

— Какие-то конкретные предприятия можете назвать?

— Практически все ведущие предприятия «Роскосмоса» не выполнили запланированные обязательства ни в 2021, ни в 2022 году. Это основная причина сложившегося финансового положения. Деньги под определенные сроки получили, а продукцию не сдали. Зарплату при этом вынуждены платить, нести накладные расходы — содержать здание, стендовую базу. Себестоимость работы вырастает. И прибыльный на старте контракт становится убыточным на финише.

— Как вы планируете решать эту проблему?

— В управлении ничего другого, кроме как кнут и пряник, пока не придумано. Первое, что было решено: нужно остановить стихийный перенос работ вправо. Сложнее всего было договориться о новых сроках с нашим основным заказчиком — Минобороны. По каждому случаю мы провели с военным ведомством детальный анализ причин и разработали догоночные графики выполнения работ. Они должны быть реалистичными, правдивыми и лежать в основе исправления ситуации. Мы многократно проанализировали укомплектованность электронно-компонентной базой, материалами, а также производственную и кадровую готовность предприятий, ну и, в конце концов, графики. Когда мы их согласовывали, главные конструкторы, менеджеры ставили подписи, мы их представляли заказчику, он соглашался с реальными сроками. Это и стало основой для исправления ситуации. 

В контракты всех менеджеров, руководителей предприятий, главных конструкторов мы внесли дополнительные условия: если срыв графиков идет на месяц, они подвергаются административному и материальному наказанию, в зависимости от тяжести и объективности. Если срыв на 2 месяца, значит, они не справляются, мы вправе расторгнуть контракты и пригласить кого-то другого. В условиях специальной военной операции за невыполнение гособоронзаказа предусмотрена и уголовная ответственность. Отступать некуда — я был вынужден вводить эти меры.  Но есть и пряник — если заказ выполняется раньше срока, нужно людей поощрять. Простые мотивационные вещи. После того, как стало понятно, когда мы рассчитываем завершить обязательства, сразу родился график по снижению дебиторской задолженности и просроченной дебиторской задолженности. Это бремя для нас, причина обращения в суды и выставления нам штрафных санкций. На каждой оперативке по вторникам мы уделяем особое внимание выполнению этих обязательств и серьезно анализируем предпосылки или факты срыва.

— Можете ли вы назвать текущий объем дебиторской задолженности?

— Она снижается. До разумных пределов, которые устроят и нас, как управленцев, и Минфин, как контролирующий орган, мы сведем её, наверное, к середине 2024 года.

— Разумный предел — это сколько?

— Это когда все деньги в работе, при этом, чтобы у тебя не было дефицита. Управленцы это должны чувствовать. 

— Близится 2023 год, и уже должна планироваться следующая Федеральная космическая программа. Будет ли меняться философия формирования ФКП?

— Будет меняться вся финансовая модель Госкорпорации – под новые цели и задачи. Федеральная космическая программа, как один из базовых источников финансирования, тоже будет пересмотрена. Но нельзя постоянно бегать за бюджетом, который всегда ограничен. 

Как я уже неоднократно говорил, ракетно-космическая отрасль сильно задолжала российской экономике. Количество и качество таких жизненно-важных услуг как связь, телевещание, ретрансляция, широкополосный доступ в интернет, навигация и дистанционное зондирование Земли определяются масштабом спутниковой группировки. При нынешней производственной модели — по сути, стапельной сборке, мы выпускаем по 15 спутников в год, теоретически можем нарастить производство до 42. Этого недостаточно. Наш основной приоритет — внедрить новую индустриальную модель производства космических аппаратов.

Основа серийного производства — выпуск однотипной надежной продукции. Вы же не можете строить завод и делать по 1-2 образца разных спутников. Поэтому унификация и стандартизация – два основных принципа, которые лежат в основе конвейерной сборки. Отрасль к этому была не готова. Мы с коллегами ищем пути, как её трансформировать, научиться массово выпускать спутники. 

Но это не самоцель. Цель — предоставление космической услуги. Она же предоставляется на земле. Информацию ещё нужно принять, обработать и раздать потенциальным потребителям. Это очень сложная задача. Значит, надо научиться делать универсальные космические платформы, которые будут перевыпускаться в большом количестве, служебную аппаратуру для спутников. Вот этот переход от стапельной сборки к конвейерной — достаточно серьезный и мучительный. Требует помимо перестройки производства и пересмотра подходов при проведении НИОКРов, смены привычного образа мыслить, люди не всегда готовы. Это беспокоит меня больше всего.

Как я уже сказал, одними бюджетными средствами здесь не обойтись. Инвестиции в проекты планируем привлекать в том числе и на рынке облигаций. Облигации, централизованно выпускаемые финансовой структурой «Роскосмоса», планируется размещать на российских биржевых площадках преимущественно среди уполномоченных банков, а также частных инвесторов на следующих условиях: предельный объем — до 50 млрд. рублей, срок —15 — 20 лет, выплата купонного дохода — каждый 181 день. Стартовый выпуск облигаций намечен на 2023 год в размере 10 млрд рублей. 

Эти средства станут основой для строительства двух серийных заводов для выпуска спутников. Один в кооперации с ИСС Решетнева — возможно в Красноярске, потому что там все компетенции. Другой — предположительно, в Московской области, потому что здесь куст других предприятий. Нужна оптимальная логистика, чтобы не возить материалы через всю страну.

Кроме того, мы планируем привлекать к строительству спутников частные компании — по этому пути давно идут США. 

— То есть, Мегафон и Сбер могут поучаствовать?

— Почему нет? Мегафон и Сбер, Газпром космические системы, Ситроникс, БАРЛ и много других компаний. Мы ведём переговоры, пытаемся выстроить взаимодействие. Много команд в Высшей школе – Физтехе, в Самарском государственном университете, в МГУ на космическом факультете, которые в той или иной степени занимаются разработкой перспективных технологий в достаточно широком диапазоне, а также спутникостроением. Без инноваций в отрасли прорывы невозможны. Только опираясь на новые проекты, мысли и людей можно что-то сдвинуть.

Разумеется, потребуется корректировка нормативной базы — рынок космических услуг должен стать привлекательным для частников. Эти услуги, как я уже сказал, должны продаваться, а не предоставляться бесплатно. 

— Что касается предоставления космических услуг — мы пока не можем их предоставить в нужном количестве и качестве?

— Сегодня космическая группировка России не обеспечивает в полном объёме весь тот перечень услуг, в котором нуждается наша экономика. Бизнес, ФОИВы, регионы опираются в том числе на информацию из космоса. По российскому законодательству, регулирующему космическую деятельность, все услуги бесплатные. Но само по себе понятие «бесплатные услуги» в рыночной экономике — нонсенс. Бесплатная услуга не стимулирует ни потребителя, ни ее производителя, который обеспечивает в том числе и качество. Все услуги должны быть платными. Безусловно, есть ряд потребителей, например, силовые структуры, которые продолжат их получать безвозмездно. 

— Изначально проект «Сфера» подразумевал развертывание группировки из 542 спутников, потом эти планы сузились до 162 аппаратов. Как сейчас оценивается потребность?

— «Сфера» — это совокупность космических группировок различного назначения. Количество спутников зависит от многих факторов. К примеру, чем больше спутников ДЗЗ обзорного типа находится на орбите, тем чаще вы видите ту или иную территорию, которая вас интересует. Вы можете поставить цель видеть эту территорию раз в сутки. Для этого нужна группировка с одним составом спутников. Можно поставить цель видеть ее 5 раз в сутки, а можно и через каждые 15 минут. Требования потенциальных потребителей услуг постоянно растут. Военные были бы удовлетворены, если вы видели любую территорию земного шара непрерывно. Информацию со спутников ДЗЗ нужно куда-то перебросить на Землю – в так называемую космическую магистраль, типа Старлинк как у Маска. Вот этим и определяется количество спутников в группировках и состав. «Сфера» сегодняшнего видения из-за финансовых ограничений носит характер в большей степени демонстрационный. Того, что погружено в ФКП и «Сферу», если пролонгировать это на рубеж 2030-го года, явно недостаточно для наших потребителей. И мы будем вместе с частными компаниями, с привлечением внебюджетных средств, работать над  созданием  более серьезной группировки. 

— Какой она должна быть?

— Идеология строения спутников и предоставления услуг во всём мире сильно изменилась. У нас исторически сложилось, что спутникостроительные фирмы в большей степени находятся в НИОКРах. Потому что они занимались строительством тяжелых спутников на высоких орбитах, а многоспутниковые системы — это как правило низкие орбиты. И гарантия качества услуг связана уже не с работоспособностью отдельного аппарата, а с состоянием всей космической группировки. Если там несколько сотен аппаратов, то выход из строя одного-двух не критичен. Более того, вы можете своевременно пополнить группировку. Снизились требования и по элементной базе, по срокам активного существования, изменились конструкторские решения. Цена стала во главу угла. То есть, космос стал прагматичным и бизнес-ориентированным. Если мы в России еще ведем разработку по принципу «затраты плюс», то во всем мире разрабатывают спутники под заданную стоимость. Нам нужно прийти к новой экономической модели, которая потянет за собой перестройку всей индустрии.

Мировая группировка сегодня — более 6700 космических аппаратов. И день ото дня она увеличивается. Сегодня Илон Маск выпускает по 6 спутников в день, планирует к 2030 году создать группировку аж в 42 тысячи спутников. Производственные мощности Китая — свыше 500 спутников в год. Активно наращивают производственные мощности Европа, Индия, все ведущие страны, а мы индустриальную модель проспали. Надо навёрстывать.

Хотим мы того или нет, но на рубеже 2025-2026 годов мы должны выпускать 200-250 спутников в год, вместо 15 сегодняшних. А к 2030 году выйти, как минимум, на спутник в день. Конечно, в одиночку это сделать тяжело, поэтому усилия коллег из частных компаний могут нам помочь. Мы вместе работаем над виртуальным обликом космической группировки, которая появится к 2030 году.

— Пока мы ищем решения, могли бы обратиться за помощью к тому же Китаю, у которого уже налажено серийное производство?

— Учиться никогда не поздно, и не нужно этого бояться. Сначала они учились у нас, теперь мы — у них. Да, мы учимся у них, выстраиваем контакты. Тем более, сегодня нас не очень-то ждут в Европе и в Америке… Будем выстраивать отношения с теми странами, которые хотят с нами работать.

— Как вы считаете, та правовая форма организации отрасли, которая совсем недолго существовала в середине прошлого десятилетия - промышленность отдельно (в лице ОРКК), а Роскосмос отдельно как федеральное агентство — была бы более рациональна сейчас? 

— Еще 10 лет назад у России было 40% на мировом рынке пусковых услуг. Мы упустили эти позиции. Давайте разберемся, почему и можно ли вернуться. Мы своевременно не озаботились созданием конкурентоспособной — и по техническим параметрам, и по экономическим показателям — ракеты-носителя.

Мы жили на старом багаже, доедая советское наследство. Мы просто проспали это время. Но постоянно ностальгировать по прошлому и возвращаться туда — не правильно. Надо четко рассчитывать свое будущее и место на мировом рынке. Россия не может себе позволить не иметь конкурентоспособную космическую отрасль. Мы должны и будем этим заниматься. И здесь важен правильный подход, опора на рыночные механизмы и рыночную экономику. Нужно делать это экономически выгодным, создавая конкурентоспособные решения, а не осваивать бюджетные средства и работать по принципу «затраты плюс» — постоянно находясь в НИОКРах и не выдавая результата. Я против подобной практики. Нам придется работать в условиях серьезной конкуренции. Но мы должны все равно иметь свою долю и на внешнем рынке и, как минимум в полной мере обеспечить космическими услугами потребности своей страны. Пока мы этого не делаем.

— Осталось ли какое-то взаимодействие с США, NASA — помимо МКС?

— Контакты продолжаются в основном, конечно, по теме функционирования МКС. Коллеги из НАСА и ЕКА заинтересованы в эксплуатации станции минимум до 2030 года. Я знаю, что они хотели бы и дальше.

— Но говорили же об уходе с МКС в 2024 году…

— Я говорил о выходе после 2024 года. Решение о выходе из проекта не моя прерогатива — это уровень постановления правительства. И все подскажет техника. Насколько станция будет способна функционировать на рубеже 2028 года. Никто сегодня не может с точностью до года, до месяца, сказать, что случится со станцией ближе к 2030 году. И мы должны иметь альтернативу, чтобы продолжать пилотируемую космонавтику ради будущих полетов к Луне, в дальний космос. Поэтому и родился проект Российской орбитальной станции, который мы сейчас форсируем. И в планах как раз на период 2028 года начинать формировать эту станцию, чтобы ни в коем случае не было перерыва в пилотируемой космонавтике. Надо учитывать американский опыт, когда они делали перерыв. Это очень серьезно отразилось на многих аспектах и компетенциях. Зачем повторять чужие ошибки?

— А когда будет построена РОС?

— В Роскосмосе еще денег на нее нет. Я не могу точно сказать, когда она появится. 12 апреля следующего года я надеюсь уже с исчерпывающими материалами прийти в Правительство РФ и к Президенту, доказать ее необходимость.

— Год назад гендиректор РКЦ «Прогресс» Дмитрий Баранов заявил, что Россия прекратила техническое проектирование сверхтяжелой ракеты «Енисей» для полетов на Луну. А вскоре занимавший тогда пост главы Роскосмоса Дмитрий Рогозин заявил, что разработка сверхтяжа никогда не прекращалась. Ведется ли сейчас разработка ракеты? Нужен ли нам сверхтяжелый носитель? 

— Если мы говорим о лунной программе и о полетах в дальний космос, тяжелый носитель абсолютно точно нужен. Но сегодня говорить о создании тяжелой ракеты как о первом приоритете мы не можем. Это не значит, что нужно сворачивать работы и вернуться к ним в 2035 или в 2040 году. Нельзя останавливать процесс освоения технологий, бросать заделы, эти работы будут продолжаться. Но сейчас на первой очереди космическая группировка. Во вторую очередь, надо развивать научный космос и пилотируемые программы. Конечно, мы должны задумываться и о дальнем космосе. Но надо правильно расставить приоритеты с учетом и финансово-экономических возможностей страны. Мы не можем идти, как шел Советский Союз, тратя огромные средства на пилотируемые программы в ущерб прикладным вещам. Приоритеты другие.

Но если бы вы услышали от меня, что мы не будем заниматься наукой и дальним космосом потому, что это не важно - меня надо было бы сразу снять с этого кресла и отправить улицы подметать.

— Геостационарные спутники «Экспрессы» начинены импортной ЭКБ (Thales Alenia и Aibus defence & space). Что будет завтра, когда, допустим, 1-2 выйдут из строя? Что вместо них будет запускаться и с какой начинкой? 

— Запускаться будут спутники с тем же функционалом, которые будет делать ИСС Решетнева, используя импортозамещение. Мы практически решили проблему импортозамещения в ГЛОНАСС. У нас же и там было достаточно серьезное присутствие иностранного ЭКБ и различного рода материалов. Как пример — «Глонасс-К2» в абсолютном большинстве опирается на отечественные решения. То же самое будет с «Экспрессами», то же самое мы сегодня закладываем и в «Сферу». Думаете, у нас есть иллюзии? Отнюдь. Мы живем в санкциях с 2014 года. А после 24 февраля о чем говорить?

— То есть российские предприятия уже делают необходимую отечественную оснастку?

— Электронная компонентная база — основа всей космической прибористики. Да, нам стало сложно покупать ее по сложившейся с 1990-х годов схеме у партнеров из Европы и Америки. Они перестали нам продавать. Сегодня всё это — под серьезными санкциями. Но они же не одни в мире. Существуют и другие страны, которые готовы с нами работать.

— Со следующего года финансирование проекта ГЛОНАСС будет урезано на 394,2 млн руб., а в 2024 г. – на 650,7 млн руб. Это связано «с невозможностью выполнения отдельных госконтрактов в условиях внешних санкционных ограничений», говорится в проекте бюджета на 2023-2025 гг. Не могли бы вы уточнить какие госконтракты не удалось выполнить и почему?

—  ГЛОНАСС содержит то количество спутников, которое предусмотрено, даже с резервом. И пополнение космической группировки идёт по мере выхода спутников из строя. На орбите несколько типажей спутников — «Глонасс-М», «Глонасс-К». Группировке уже несколько десятков лет и, естественно, промышленность выпускает новые улучшенные модификации. У них различные сроки активного существования, и на практике они их превышают. Пополняем по мере выхода из строя. Мы — по крайней мере, сегодня — не испытываем проблем с этой группировкой двойного назначения. Точностные характеристики, которые ждут от этой системы, сегодня вполне конкурентоспособные и с GPS, и с Галилео, и с Бэйдоу.

— Количество санкций, которые ввели, в частности, против космической отрасли — беспрецедентное. Как вы думаете, могут ли они в каком-то обозримом будущем быть сняты? Если нет, каков наш план?

— Наш план — работать и не создавать самим себе сложности. Желающих вокруг и так много. Потому что космос — достояние общечеловеческое. Нужно искать возможности объединять усилия, ведь познание дальнего космоса — дорогое удовольствие. Программа международной космической станции обогатила все страны. Это признают и европейцы, и японцы, и мы, и американцы. Мы не будем отказываться от сотрудничества. В сегодняшних условиях отгораживаться от кооперации там, где она еще есть и очень для нас важна — все равно, что самим себе отрубать пальцы.  Это в чистом виде популизм, вредный для страны и безответственный. Не хотят сегодня с нами работать Европа и США, это их выбор. Но есть другие страны, которые с нами с удовольствием сотрудничают. Будем строить отношения с ними. Соглашение по лунной программе с Китаем — пример этого. Нельзя замыкаться внутри одной страны, сейчас никто так не поступает. Жаль, что это случилось, но не в моих силах повлиять на политическую ситуацию. Важно помнить: любая война когда-нибудь заканчивается миром. На смену напряженности придёт разрядка. По крайней мере, надеемся на это.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Андрей Коршунов
Известия
«Российские двигатели будут безопасно возвращать ступени ракеты на Землю»
Илья Доронов
РБК
Глава «Роскосмоса» — РБК: «Бесплатная услуга — это разврат»
Наталия Ячменникова
Российская газета
Идея внедрить виртуального пилота набирает обороты. Сможет ли он обеспечить безопасность авиапассажиров

РИА "Новости"
"Мы видим спрос на кадры для беспилотной авиации"
Анастасия Львова, Герман Костринский, Ирина Парфентьева
РБК
Глава Red Wings — РБК: «Представление о Red Wings упрощенно»
Андрей Коршунов
Известия
«На Луне испытатели тестируют робота, напоминающего кентавра»
Елена Пономарева, Артем Рукавов
Интерфакс
Научный руководитель Института космических исследований РАН: Луна - не место для прогулок
Алена Чилей
Pro Космос
Новый российский космический корабль будет садиться в Амурской области



Матвей Мальгин
Взгляд
Как будет работать беспилотная «летающая «Газель»
Александр Пинчук
РИА Новости
Роман Таскаев: искусственный интеллект никогда не заменит экипаж самолета

ИА Report
Коммерческий директор AZAL: Цена билета не всегда зависит от желания авиакомпании

Reuters, Ростех
Сергей Чемезов — про ВПК, санкции, экспорт вооружений, авиастроение
Елена Мягкова
АТОР
От Калининграда до Китая и Таиланда: куда зимой будут рейсы из Пулково и какие новинки ждут пассажиров

Интерфакс
Первый замгендиректора "Роскосмоса": консолидируем промышленность вокруг Российской орбитальной станции
Владимир Гаврилов
Известия
«Мы рисовали самолет вокруг людей и их багажа»
Мария Агранович
Российская газета
Ректор МАИ Михаил Погосян рассказал "РГ" о подготовке суперинженеров, аэротакси и беспилотниках
Богдан Логинов
Вслух.ру
Командир вертолета Ми-26 Юрий Волосков: В нашей работе приходится импровизировать

РБК
Вице-президент «Ростелекома» — о беспилотных технологиях для бизнеса
Наина Курбанова
Известия
«Рейсы из Санкт-Петербурга в Москву будут каждые 15 минут»

RT
«Купол безопасности»: разработчик — о возможностях стационарного антидронного комплекса «Серп»
Андрей Коршунов
Известия
Генеральный конструктор КБ «Салют» имени В.М. Мясищева Сергей Кузнецов — о развитии новой российской тяжелой ракеты и ее модификациях
Денис Кайыран
РИА Новости
Алексей Варочко: выходим на серийное производство ракет "Ангара"
Роман Гусаров
NEWS.ru
Наследник Ан-24 самолет «Ладога»: когда полетит, зачем нужен

ФАУ "ЦАГИ"
105 лет: полет успешный
Мария Гришкина
86.ru
«Дико для мужчин видеть девушку в такой профессии»: история югорчанки, которая работает авиамехаником
Наталия Ячменникова
Российская газета
Как готовить специалистов по борьбе с кибератаками на самолеты

Транспорт России
Виталий Савельев: голосовать на выборах – значит разделять ответственность за будущее России
Андрей Коршунов
Известия
«Парение в невесомости Гагарин впервые испытал уже после полета в космос»
Надежда Алексеева, Алина Лихота, Екатерина Кийко
RT
Арктическая навигация: специалист ААНИИ — о развитии БПЛА в Северном Ледовитом океане
Андрей Смирнов
Pro Космос
Юрий Борисов: «Ракета «Амур-СПГ» и сверхлегкий носитель будут многоразовыми»
Наталия Славина
Российская газета
Новое поколение авиации: на чем будем летать. Интервью с академиком Сергеем Чернышевым
Андрей Коршунов
Известия
«На станции будут отрабатываться технологии для полетов на Луну или Марс»
Роман Гусаров
NEWS.ru
Вслед за вылетевшей из самолета дверью «улетает» и доверие к «Боингу»

NEWS.ru
Самолет МС-21 научили приземляться на автомате: почему это так важно
Евгений Гайва
Российская газета
Василий Десятков: Десятки аэропортов модернизируют в России в ближайшие годы
Мария Амирджанян
ТАСС
Генеральный директор "Яковлева": импортозамещенный МС-21 может получить новые версии
Вячеслав Терехов
Интерфакс
Научный руководитель Института астрономии РАН: космический мусор становится все более опасным
Артем Кореняко, Ирина Парфентьева
РБК
Глава «Победы» — РБК: «Приходится уходить на запасные аэродромы»
Евгений Гайва
Российская газета
Глава Росавиации: В этом году в Россию стало летать больше иностранных авиакомпаний
Мария Амирджанян
ТАСС
Замглавы Минпромторга: производство беспилотников будет только расти
Георгий Султанов, Анна Носова
ТАСС
Глава "Швабе" Вадим Калюгин: стремимся сделать наши БПЛА более устойчивыми к РЭБ
Наталия Ячменникова
Российская газета
Александр Блошенко: Мы впервые в истории садимся на Южный полюс Луны
Виктор Лошак
Ростех; Коммерсантъ
Вадим Бадеха: «Нет ничего более технически интересного, чем авиационный двигатель»

Интерфакс
Гендиректор аэропорта "Храброво" Александр Корытный: "Хотим вписать Калининград в накатанную авиатрассу между Китаем, Москвой и Петербургом"
Тимофей Дзядко, Артем Кореняко
РБК
Глава Внуково — РБК: «В ближайшие 10 лет не будет пассажиров в Европу»

Ростех
Евгений Солодилин: «Задачу, которую перед нами поставили акционеры, мы выполнили»
Наталия Ячменникова
Российская газета
Ректор МАИ Михаил Погосян - о том, какие профессии будут популярны в ближайшие пять лет, и почему стране нужны инженеры с креативным мышлением
Екатерина Москвич
ТАСС
Анна Кикина: космонавты летят в космос, чтобы жить
Мария Амирджанян
ТАСС
Гендиректор ОАК Слюсарь: испытания SSJ New с российскими двигателями начнутся осенью
Георгий Казачков, Гулия Леваненкова, Евгения Коткова
ТАСС
Посол Белоруссии в РФ: самолет "Ладога" сможет конкурировать с Airbus и Boeing

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer