Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Интервью


Гендиректор "Гонца": у оператора связи "Сфера" есть планы по выходу на зарубежный рынок


15 декабря 2022 года Екатерина Москвич, ТАСС


В декабре 2022 года АО "Спутниковая система "Гонец", которое является оператором одноименной орбитальной группировки, исполняется 25 лет. Сейчас на орбите находятся 18 космических аппаратов "Гонец", в перспективную группировку войдут 28 спутников. Летом текущего года путем реорганизации появилась компания — оператор спутниковой программы "Сфера" с одноименным названием. Контролирует ее АО "Спутниковая система "Гонец". О работе над абонентскими терминалами, защите орбитально-частотного ресурса группировок "Сферы", предполагаемой стоимости услуг программы и их приоритете над Starlink и OneWeb в России в интервью ТАСС рассказал гендиректор АО "Спутниковая система "Гонец" Павел Черенков.

— Павел Геннадьевич, с какими вызовами пришлось столкнуться компании в этом году?

— В этом году у нашей компании двойной юбилей. В конце декабря исполняется 25 лет с даты ее основания, а летом мы также отметили 30 лет с первого запуска спутников серии "Гонец". В 2022 году многие спутниковые операторы ушли с российского рынка или существенно ограничили свою деятельность, и на нашу компанию легли задачи обеспечения связью клиентов из различных сегментов спутниковой связи. Многие отключенные абоненты использовали подвижные терминалы, поэтому системе "Гонец" предстоит заместить сервисы ушедших с рынка операторов и сделать их максимально доступными. Из-за подорожания электронно-компонентной базы один терминал стоит сейчас порядка 150 тыс. рублей, а наша задача — снизить стоимость до 60–70 тыс. рублей за абонентский комплект. С этой целью мы интенсивно и плодотворно сотрудничали в этом году с двумя частными организациями, которые работают под нашим контролем и с нашим участием. 

— Число заявок на ваши услуги сильно выросло в последнее время?

— Да, мы видим кардинальное увеличение. Сейчас заявок на подключения на 2023 год, обеспеченных авансами или твердыми контрактами, уже в 10 раз больше, чем мы получили за весь 2022 год. Поэтому мы ожидаем, что наступающий год будет очень плодотворным.

— В этом году путем реорганизации образована компания "Сфера", которая станет оператором одноименной программы. Будет ли она оператором перспективного "Гонца"?

— Компания — оператор "Сферы" действительно создана, и ее деятельность станет основой для развития и эксплуатации перспективных орбитальных группировок систем "Скиф", "Марафон", "Экспресс-РВ" и "Гонец-М1". Чтобы избежать путаницы в словах, отмечу, что есть федеральный проект "Сфера" и есть одноименное юридическое лицо — его оператор.

В работе оператора выделяются две главные задачи. Первая — управлять спутниками и их ресурсом. Для этого существует штат специалистов, которые круглосуточно следят за состоянием и работой аппаратов, корректируют орбиты, составляют отчеты. Вторая, и более важная для пользователей, — создание абонентских сервисов. В этой части важно отметить, что система "Гонец" следующего поколения управляется компанией "Гонец", поэтому логично все связанные сервисы, в том числе проекта "Сфера", предоставлять из единого "окна". Это оптимизирует работу оператора и оказывает положительный эффект на качество и доступность сервисов. На сегодняшний день даже конкурирующие операторы ФГУП "Космическая связь" и АО "Газпром космические системы" по сути резервируют каналы связи друг друга, что обеспечивает гарантированный доступ к услугам.

— То есть через оператора "Сфера" можно будет сразу получить доступ и к широкополосному интернету, и к интернету вещей, и к телефонной связи?

— Да, интеграция всех возможностей "Сферы" для потребителей будет осуществляться на базе оператора, через которого можно будет получить полный комплекс услуг. Уже сейчас "Гонец" начал сотрудничать с существующими операторами связи, в том числе с ФГУП "Космическая связь" (ГП КС — прим. ТАСС). В целом, есть договоренность и с "Газпромом", и с ГП КС, что мы будем взаимодействовать на взаимовыгодных условиях, обслуживая потребителей соответствующих сегментов и предоставляя максимально возможный спектр абонентских сервисов. 

— Когда пользователям будут доступны услуги на базе группировки "Марафон"?

— Группировка "Марафон" будет строиться на основе тех же принципов, что и система "Скиф". На начальном этапе Роскосмосом будет запущен демонстрационный аппарат, который подтвердит состоятельность конструктивного замысла, — это запланировано на 2023 год. Сейчас проходит эскизное проектирование "Марафона", и по результатам будет приниматься итоговое решение о составе полезной нагрузки и облике космического аппарата. Затем Роскосмос планирует запуск демонстратора и отработку на нем заложенных технологий. На следующем этапе, ориентировочно в 2024 году, будет запущено еще пять спутников и начнется отработка взаимодействий уже на системном уровне. 

В 2025–2026 годах в планах Роскосмоса — развернуть половину орбитальной группировки "Марафона", что позволит нам, как оператору, начать предоставление услуг конечным потребителям. В отношении системы "Скиф" сейчас предстоит подтвердить орбитально-частотный ресурс с использованием спутника-демонстратора "Скиф-Д", запущенного 22 октября этого года с космодрома Восточный вместе с тройкой "Гонцов". 

— Что для этого потребуется?

— Сначала формируется международная заявка на полосы частот, которая была подана еще в 2016 году. Она содержит определенный набор данных: диапазоны частот, в которых будет функционировать система, характеристики бортовых и наземных радиоэлектронных средств, состав орбитальной группировки, параметры орбиты, информацию о заказчике проекта, компании-производителе и некоторые другие. 

Заявка на диапазон, необходимый для работы "Скифа", была подана одной из российских компаний, с которой наша организация заключила соглашение для получения необходимого набора прав в отношении орбитально-частотного ресурса.

Есть еще один важный момент. Частотный ресурс ограничен, но наша заявка поступила в Международный союз электросвязи в числе первых, до того момента, как туда были поданы заявки от Starlink и OneWeb. Соответственно, мы ожидаем, что она будет скоординирована с приоритетом перед всеми другими соискателями, подавшими свои заявки позднее нас. Насколько нам известно, таких организаций порядка 350, и все они претендуют именно на эту орбиту и на эти частоты.

— Получается, Starlink и OneWeb претендуют на те же частоты?

— Да, они претендуют именно на эти полосы частот для использования на территории России. По сути, мы находимся с этими системами в прямой конкуренции. Starlink и OneWeb уже выходили с предложением скоординировать частоты, но на сегодняшний день мы не приняли предложение пройти координацию, то есть фактически мы не разрешаем им использовать их спутниковые системы на территории РФ. 

— Как проходит защита прав на частотный ресурс?

— В этих целях запущенный демонстрационный аппарат должен в течение 90 дней передавать сигнал в заявленных диапазонах частот. При этом спутник должен находиться на орбите с указанными характеристиками высоты и наклонения. 

— То есть достаточно одного спутника, который сейчас находится на орбите?

— Да, чтобы подтвердить частоты, достаточно одного спутника, но в регламентах Международного союза связи строго прописано, что в течение первых трех лет должно быть развернуто не менее 10% от заявленной группировки. То есть, если у вас 100 спутников, вам надо запустить десять, если группировка состоит из десяти аппаратов, нужно запустить один. В нашей заявке 12 аппаратов, соответственно, для подтверждения прав на орбитально-частотный ресурс через три года нам нужно будет иметь на орбите еще как минимум один спутник "Скиф".

— А по "Марафону" будет отдельная заявка или та же?

— Для частот системы "Марафон" ситуация немного другая. Во-первых, мы предполагаем использовать нелицензируемые полосы частот, которые используются в том числе для передачи данных в системах IoT (интернета вещей — прим. ТАСС). Здесь некоторым драйвером сыграл рыночный фокус системы, ориентированной в значительной части на этот рынок. Также мы предполагаем использовать для "Марафона" полосы частот, которые уже были выделены под систему "Гонец". 

— А как выглядит ситуация с частотами для "Экспресса-РВ"?

— Для системы "Экспресс-РВ" есть валидная заявка на частоты, срок которой истекает в первом квартале 2026 года. Поэтому основная задача — запустить первый аппарат в конце 2025 года и подтвердить этим орбитально-частотный ресурс. В общем, мы находимся в своеобразной погоне за частотами. По сути, частотные диапазоны в связке с характеристиками орбит — это невосполнимый ресурс Российской Федерации, который мы не должны потерять.

— Для чего нужна эта погоня за частотами?

— Частоты бывают разные, и каждый диапазон имеет свои характеристики. Есть низкие частоты, средние, высокие, сверхвысокие и другие. Применительно к использованию в каналах связи — есть прямая зависимость между скоростью передачи данных и частотным диапазоном: чем выше частота, тем выше скорость передачи. Постоянное увеличение объемов передаваемых данных требует использования все более высоких диапазонов. Но в то же время чем выше мы поднимаемся по частотному спектру и, соответственно, укорачиваем длину волны, тем сложнее передавать информацию, так как атмосферные и прочие помехи приводят к затуханию сигнала. Именно поэтому, например, если обычная спутниковая тарелка установлена дома, в грозу и дождь связь со спутником может быть хуже. 

Здесь важно отметить, что диапазон, в котором работает "Скиф", — это один из бесценных секторов частотного спектра, в котором сочетание затухаемости сигнала от помех и скорости передачи данных является оптимальным. Именно поэтому все хотят закрепить за собой права именно на этот частотный ресурс.

— Получается, связь будет устойчивой и в плохую погоду?

— Диапазон, конечно, важен, но многое зависит и от абонентского устройства. Нужно обеспечить соответствующую чувствительность приемного тракта, применять гибкие программные алгоритмы для выделения требуемого сигнала из радиопотока, включая, например, возможность работы с отраженными сигналами. Поэтому здесь также существует объективная зависимость: чем выше уровень исполнения абонентского терминала и, соответственно, его стоимость, тем выше показатели надежности канала связи. И требуется искать оптимальный компромисс между сложностью и ценой терминала в соотнесении с его функционалом и надежностью. При соблюдении этого баланса — да, конечно, будет хорошо работать и в сложных погодных условиях.

— А кто будет изготавливать абонентские устройства?

— Компания "Сфера". В этом как раз заключается задача "Сферы" и вообще операторского бизнеса — обеспечить клиентов абонентской аппаратурой по оптимальной и приемлемой цене. Первый раз в истории Роскосмоса поставлена задача вести одновременную работу над орбитальной группировкой и абонентским оборудованием. Это относительно новый подход, который должен принести свои плоды. В отношении производственной площадки, думаю, не имеет смысла строить новый радиоэлектронный завод, так как уже имеется ряд профильных предприятий. Я пока не знаю, с кем будет заключен контракт на производство, но полагаю, что он будет размещен на имеющихся мощностях Роскосмоса.

— Сейчас есть понимание, сколько будет стоить такая спутниковая связь?

— Да, такое понимание есть. Все группировки, которые создаются Роскосмосом в рамках проекта "Сфера", проектируются под заданную стоимость. То есть изначально в ТЗ определяется стоимость космического аппарата на Земле и его стоимость с учетом выведения на орбиту, затраты на наземную инфраструктуру. Это позволяет иметь четкую и объективную картину в общей финансовой модели проекта и использовать как государственные, так и внебюджетные инвестиции. Что касается требований к конечной услуге и абонентскому оборудованию, наша позиция простая: конечные сервисы, которые будут предоставляться системой спутниковой связи, должны быть сопоставимы по стоимости с услугами, предоставляемыми в сотовых сетях. 

— То есть это тоже будет ежемесячная абонентская плата?

— Да, ежемесячная и ежегодная — в зависимости от тарифа. Стоимость и объемы подписок будут регулироваться тарифными планами. Что касается цен на оборудование, то в системе "Марафон" мы стремимся к тому, чтобы стоимость абонентского терминала была минимальной — единицы тысяч рублей. Это позволит каждому человеку приобрести, например, спутниковый трекер для личного использования. При этом мы не планируем изготавливать какие-то уникальные терминалы. Наоборот, наша цель — чтобы эти устройства были доступны для любого производителя радиоэлектроники за счет предоставления ему открытых форматов документации. Продажи мы планируем организовать так, что не нужно будет обращаться в узкоспециализированный магазин, а можно будет приобрести терминалы "Марафон" в обычных торговых сетях. 

В отношении системы "Скиф", ее основной целевой фокус — предоставление услуг коллективного доступа. За счет каналов системы будет формироваться магистральный узел сети, или хаб, который будет обеспечивать работу локальных сетей общего пользования. Такой хаб может быть интегрирован с сотовыми сетями пятого или существующих поколений. Предполагается, что услуги будут пользоваться спросом там, где нет доступа к сетям общего пользования, — например, вахтовые поселки, крупные инфраструктурные объекты. А если брать услугу в комплексе, то она включит интеграцию с сотовыми операторами, так что в ней есть поле для работы и в сотовых сетях с использованием обычных смартфонов.

— Возможна ли в будущем интеграция с мобильным телефоном оборудования, чтобы просто вставить в телефон чип и получить спутниковую связь?

— Для этого нужно создать такую систему, которая позволит из космоса и в космос передавать информацию с сотового телефона и на сотовый телефон. То есть, используя те же диапазоны частот, в которых работают сотовые сети, требуется передать данные с телефона на околоземную орбиту и одновременно принять в космосе эту информацию высокочувствительными антеннами. Такие проекты есть, и они постепенно реализуются. В частности, Илон Маск тестирует такой сервис на новой группировке Starlink, но пока это только небольшие сообщения. Это один из перспективных технологических векторов, но достаточно непростой в реализации.

— На кого будут ориентированы услуги группировки "Экспресс-РВ"? 

— Система "Экспресс-РВ" предназначена для широкополосного доступа в интернет, с особым фокусом на подвижные объекты. Это в первую очередь суда на Севморпути, железнодорожный и авиационный транспорт. В то же время в случае необходимости ничто не препятствует развернуть терминал и на стационарном объекте.

— А на подвижных объектах "Скиф" нельзя будет использовать? 

— Мы уже сейчас начинаем проработку антенны, которую можно будет устанавливать на подвижных объектах — автомобилях, железнодорожных вагонах, автобусах, самолетах. Тогда с помощью "Скифа" мы сможем обеспечить высокоскоростные каналы связи и на подвижных объектах.

— В будущем планируете выходить за рубеж? 

— Да, конечно. Было бы нелогично создавать глобальные спутниковые группировки в интересах одного государства, тогда как они могут использоваться по всему миру. В этом случае очевидная эффективность в разы снижается. 

Многие страны, включая Россию, имеют установленные правила и ограничения на предоставление услуг связи. Оператор, который намерен предоставлять услуги на территории РФ, должен иметь зарегистрированное в России юридическое лицо, необходимую инфраструктуру и выполнять определенные требования по подключению к сетям общего пользования и доведению трафика до конечных потребителей. Для спутниковых операторов открытие своих представительств в разных странах мира — давно установившаяся практика. Поэтому я думаю, что наша стратегия международного развития будет основана на формировании новых партнерств в других странах, что поможет обеспечить глобализацию операторской деятельности.  




комментарии (0):













Материалы рубрики

Андрей Коршунов
Известия
«Российские двигатели будут безопасно возвращать ступени ракеты на Землю»
Илья Доронов
РБК
Глава «Роскосмоса» — РБК: «Бесплатная услуга — это разврат»
Наталия Ячменникова
Российская газета
Идея внедрить виртуального пилота набирает обороты. Сможет ли он обеспечить безопасность авиапассажиров

РИА "Новости"
"Мы видим спрос на кадры для беспилотной авиации"
Анастасия Львова, Герман Костринский, Ирина Парфентьева
РБК
Глава Red Wings — РБК: «Представление о Red Wings упрощенно»
Андрей Коршунов
Известия
«На Луне испытатели тестируют робота, напоминающего кентавра»
Елена Пономарева, Артем Рукавов
Интерфакс
Научный руководитель Института космических исследований РАН: Луна - не место для прогулок
Алена Чилей
Pro Космос
Новый российский космический корабль будет садиться в Амурской области



Матвей Мальгин
Взгляд
Как будет работать беспилотная «летающая «Газель»
Александр Пинчук
РИА Новости
Роман Таскаев: искусственный интеллект никогда не заменит экипаж самолета

ИА Report
Коммерческий директор AZAL: Цена билета не всегда зависит от желания авиакомпании

Reuters, Ростех
Сергей Чемезов — про ВПК, санкции, экспорт вооружений, авиастроение
Елена Мягкова
АТОР
От Калининграда до Китая и Таиланда: куда зимой будут рейсы из Пулково и какие новинки ждут пассажиров

Интерфакс
Первый замгендиректора "Роскосмоса": консолидируем промышленность вокруг Российской орбитальной станции
Владимир Гаврилов
Известия
«Мы рисовали самолет вокруг людей и их багажа»
Мария Агранович
Российская газета
Ректор МАИ Михаил Погосян рассказал "РГ" о подготовке суперинженеров, аэротакси и беспилотниках
Богдан Логинов
Вслух.ру
Командир вертолета Ми-26 Юрий Волосков: В нашей работе приходится импровизировать

РБК
Вице-президент «Ростелекома» — о беспилотных технологиях для бизнеса
Наина Курбанова
Известия
«Рейсы из Санкт-Петербурга в Москву будут каждые 15 минут»

RT
«Купол безопасности»: разработчик — о возможностях стационарного антидронного комплекса «Серп»
Андрей Коршунов
Известия
Генеральный конструктор КБ «Салют» имени В.М. Мясищева Сергей Кузнецов — о развитии новой российской тяжелой ракеты и ее модификациях
Денис Кайыран
РИА Новости
Алексей Варочко: выходим на серийное производство ракет "Ангара"
Роман Гусаров
NEWS.ru
Наследник Ан-24 самолет «Ладога»: когда полетит, зачем нужен

ФАУ "ЦАГИ"
105 лет: полет успешный
Мария Гришкина
86.ru
«Дико для мужчин видеть девушку в такой профессии»: история югорчанки, которая работает авиамехаником
Наталия Ячменникова
Российская газета
Как готовить специалистов по борьбе с кибератаками на самолеты

Транспорт России
Виталий Савельев: голосовать на выборах – значит разделять ответственность за будущее России
Андрей Коршунов
Известия
«Парение в невесомости Гагарин впервые испытал уже после полета в космос»
Надежда Алексеева, Алина Лихота, Екатерина Кийко
RT
Арктическая навигация: специалист ААНИИ — о развитии БПЛА в Северном Ледовитом океане
Андрей Смирнов
Pro Космос
Юрий Борисов: «Ракета «Амур-СПГ» и сверхлегкий носитель будут многоразовыми»
Наталия Славина
Российская газета
Новое поколение авиации: на чем будем летать. Интервью с академиком Сергеем Чернышевым
Андрей Коршунов
Известия
«На станции будут отрабатываться технологии для полетов на Луну или Марс»
Роман Гусаров
NEWS.ru
Вслед за вылетевшей из самолета дверью «улетает» и доверие к «Боингу»

NEWS.ru
Самолет МС-21 научили приземляться на автомате: почему это так важно
Евгений Гайва
Российская газета
Василий Десятков: Десятки аэропортов модернизируют в России в ближайшие годы
Мария Амирджанян
ТАСС
Генеральный директор "Яковлева": импортозамещенный МС-21 может получить новые версии
Вячеслав Терехов
Интерфакс
Научный руководитель Института астрономии РАН: космический мусор становится все более опасным
Артем Кореняко, Ирина Парфентьева
РБК
Глава «Победы» — РБК: «Приходится уходить на запасные аэродромы»
Евгений Гайва
Российская газета
Глава Росавиации: В этом году в Россию стало летать больше иностранных авиакомпаний
Мария Амирджанян
ТАСС
Замглавы Минпромторга: производство беспилотников будет только расти
Георгий Султанов, Анна Носова
ТАСС
Глава "Швабе" Вадим Калюгин: стремимся сделать наши БПЛА более устойчивыми к РЭБ
Наталия Ячменникова
Российская газета
Александр Блошенко: Мы впервые в истории садимся на Южный полюс Луны
Виктор Лошак
Ростех; Коммерсантъ
Вадим Бадеха: «Нет ничего более технически интересного, чем авиационный двигатель»

Интерфакс
Гендиректор аэропорта "Храброво" Александр Корытный: "Хотим вписать Калининград в накатанную авиатрассу между Китаем, Москвой и Петербургом"
Тимофей Дзядко, Артем Кореняко
РБК
Глава Внуково — РБК: «В ближайшие 10 лет не будет пассажиров в Европу»

Ростех
Евгений Солодилин: «Задачу, которую перед нами поставили акционеры, мы выполнили»
Наталия Ячменникова
Российская газета
Ректор МАИ Михаил Погосян - о том, какие профессии будут популярны в ближайшие пять лет, и почему стране нужны инженеры с креативным мышлением
Екатерина Москвич
ТАСС
Анна Кикина: космонавты летят в космос, чтобы жить
Мария Амирджанян
ТАСС
Гендиректор ОАК Слюсарь: испытания SSJ New с российскими двигателями начнутся осенью
Георгий Казачков, Гулия Леваненкова, Евгения Коткова
ТАСС
Посол Белоруссии в РФ: самолет "Ладога" сможет конкурировать с Airbus и Boeing

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer