Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Интервью


Стартап-студия МАИ: Как воплотить в жизнь инженерную идею, а потом на её основе построить бизнес?


3 ноября 2022 года Московский авиационный институт


Как создать инженерный проект, который станет финансово успешным? Возможно ли совмещать инженерный талант и управление компанией? Как привлечь инвестиции для реализации стартапа и каким должен быть продукт, который точно станет востребованным у потребителей? Таких вопросов огромное количество у тех, кто хочет не просто создать технологическую идею, но и реализовать её в продукте и заработать на нём. Помочь с ответами на них, а также подсказать конкретные действия в направлении осуществления бизнес-идеи сегодня помогает пилотная акселерационная программа, реализуемая Стартап-студией МАИ совместно с Передовой инженерной школой МАИ и Центром маркетинга МАИ. Чтобы узнать подробнее о стартап-студии и особенностях акселерационной программы, мы обратились к Екатерине Фёдоровой, заместителю директора Дирекции института № 14 «Передовая инженерная школа» и идеологу данной программы.

Екатерина, расскажите, как родилась идея Стартап-студии МАИ?

На протяжении шести лет мы в МАИ реализовывали образовательные и акселерационные программы, задачей которых была разработка проектных решений в интересах наших индустриальных партнёров: авиастроительных и аэрокосмических конструкторских бюро, производственных предприятий, технологических компаний. Главная цель таких программ — поиск решения в проекте, формирование плана реализации проекта и подготовка проектной команды, способной решить поставленную задачу. Примерами таких проектов были, например, концепция сервиса и эксплуатации воздушного судна, формирование эффективной модели серийного производства космических аппаратов, разработка бизнес-модели инновационного проекта или выстраивание логики программного управления.

Но это в основном были большие и сложные программы с длительным сроком реализации. А для проектов научных коллективов и студентов МАИ требовалась, в первую очередь, работа по формулировке бизнес-идеи и бизнес-модели проекта в более короткие сроки.

Стартап-проекты отличаются от индустриальных и по циклам, и по методам вывода продуктов на рынок, поэтому для них нужна отдельная программа и особая экосистема, в которой могут развиваться подобные проекты.

Таких проектов в МАИ немало: одни находятся на стадии технологической идеи, другие — на стадии патентования, третьи — с уже разработанным продуктом. Последние представляли для нас особый интерес, поэтому в первую программу стартап-студии мы из 200 проектов отобрали шесть, которые и получили возможность принять участие в акселерации.

Что это за проекты?

Проекты самые разнообразные, что отражает идею диверсификации, которая является частью стратегии развития нашего университета. Помимо более традиционных для МАИ проектов: двигательные установки для кубсатов и МКА малой размерности и беспилотного самолёта для орошения полей, есть также медицинские проекты по диагностике болезни Альцгеймера и технологиям протезирования, проекты в пищевой промышленности, индустрии безопасности и другие.

Итак, вы отобрали шесть перспективных проектов, а что дальше? Как строится работа по ним?

Изучая проекты, мы понимаем их сильные и слабые места. Традиционно слабое место инженерного проекта заключается в том, что качественно реализованная и технологически оснащённая идея не учитывает требования рынка и потребности клиента. Поэтому акселерационная программа посвящена, в первую очередь, решению этих вопросов: что на самом деле нужно потребителям и какие у них потребности, какие продукты предлагают конкуренты и с какими характеристиками, как сделать свой продукт нужным потребителю и удовлетворяющим его нужды.

Программа состоит из 11 спринтов, каждый из которых длится две недели и предполагает два формата — развивающий команды, где наши эксперты тренируют участников по использованию маркетинговых и проектных инструментов, и развивающий проект, в рамках которого трекеры и эксперты вместе с командой работают над бизнес-моделью.
Задачи в рамках спринтов сосредоточены на вопросах анализа рынка, определения продукта, бизнес-планирования и бизнес-моделирования проекта, структурирования проекта для инвесторов.

Помимо проведения семинаров, как ещё помогают ваши специалисты помогают?

С каждой проектной командой работает трекер, который понимает суть акселерационной программы Стартап-студии МАИ и погружен в проблематику конкретного проекта. Трекер является, можно сказать, соруководителем проекта, помогает команде пройти все шаги, участвует в работе. При этом он не подменяет руководителя и лидера проекта, а является, скорее, «вторым пилотом».

Также с командами работают эксперты по продукту и рынку, привлечению инвестиций, по инженерно-технологической части.

Эксперты — это представители МАИ?

Не только. Мы привлекли пул экспертов, который наработали годами в рамках наших акселерационных программ для индустриальных корпоративных партнеров: это представители индустрии, бизнеса, фондов.

Но основная команда cтартап-студии — это сотрудники МАИ, представляющие Центр проектного обучения, Центр маркетинга, отдел научно-исследовательской работы студентов МАИ и другие.

К какому результату должны прийти участники?

Основной результат — упакованный верифицированный продукт и демонстрация его потенциальным инвесторам. По итогам программы запланирована питч-сессия с участием широкого пула инвесторов, которые смогут оценить проекты участников. Конечно, мы не гарантируем получение инвестиций, но мы гарантируем возможность для участников услышать комментарии от профессиональных инвесторов о том, что мешает проекту получить финансирование. И уже в дальнейшем ребята смогут усовершенствовать продукт самостоятельно или с нашей помощью.

На что будут потрачены инвестиции?

Мы считаем, что на этом этапе проектов имеет смысл использовать инвестиции для изготовления прототипа, соответствующего требования рынка, или доработке самого продукта.

Участники студии — это студенты МАИ?

Не только. Доля студентов около 30%, остальные — молодые сотрудники института. Мы заинтересованы в том, чтобы в МАИ появлялись такие проекты, которые можно развивать именно в бизнесовом подходе.

Планируете привлекать другие вузы?

Мы являемся координатором Консорциума аэрокосмических вузов, поэтому у нас есть цель сделать межвузовскую акселерационную программу, нацеленную на развитие стартапов в нашей отрасли. Но будем привлекать и проекты из смежных инженерных отраслей: электрификация транспорта, БПЛА, высокотехнологичная медицина и др.

Сколько проектов единовременно могут принимать участие в cтартап-студии?

Следующая программа стартап-студии стартует в марте, и мы планируем участие 15-20 проектов. Но мы ориентируемся в первую очередь не на количество, а на качество проработки проектов. Нам важно постепенно формировать и отрабатывать технологию с проектами, органически расти в количестве проектов и расширять масштаб стартап-студии, исходя из потребности проектных команд в развитии своих продуктов на нашей площадке.

Когда и при каких условиях техстартап сможет стать успешным?

У технологического стартапа больше шансов на успех, если при его создании думали о том, кто купит этот продукт и как он принесет пользу потребителю. Кажется, звучит просто, но на деле часто происходит по-другому. Сначала инженер создает технологию, а потом думает, кому она может быть нужна. В идеале должно быть наоборот. Мы должны понимать куда идет рынок, что будет с ними через 10-20 лет, кому технология/продукт может быть нужной и зачем, и уже потом приступать к полномасштабной разработке.

В каком направлении двигаться, в какую сторону смотреть инженеру, желающему привлечь инвестиции на свой продукт?

Я не буду давать конкретное технологическое направление, но отмечу два важных момента.

Первое. Именно наличие коммерческих компетенций позволяет проектной команде создавать продукты, отталкиваясь от рынка, а не от того, что мы умеем и можем. И я верю, что из инженера сделать предпринимателя можно, потому что настоящий инженер должен обладать системным мышлением, и он сможет освоить технологическое предпринимательство и продуктовую логику или компетенцию управления проектом.

Второе. Если есть желание заниматься не только наукой, но и бизнесом, нужно смотреть, куда идут инвестиции. Сейчас много информационных ресурсов, которые позволяют быть в курсе этого. Если ты начинаешь смотреть за движением денег, то начинаешь понимать, куда смотреть и в каком направлении двигаться, и что на самом деле может быть нужно рынку и потребителям.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Игорь Елков, Игорь Черняк
Российская газета
Сколько осталось пилотам? Летчик-испытатель Сергей Богдан - о боях между ИИ и человеком в авиации
Андрей Коршунов
Известия
«Российские двигатели будут безопасно возвращать ступени ракеты на Землю»
Илья Доронов
РБК
Глава «Роскосмоса» — РБК: «Бесплатная услуга — это разврат»
Наталия Ячменникова
Российская газета
Идея внедрить виртуального пилота набирает обороты. Сможет ли он обеспечить безопасность авиапассажиров

РИА "Новости"
"Мы видим спрос на кадры для беспилотной авиации"
Анастасия Львова, Герман Костринский, Ирина Парфентьева
РБК
Глава Red Wings — РБК: «Представление о Red Wings упрощенно»
Андрей Коршунов
Известия
«На Луне испытатели тестируют робота, напоминающего кентавра»
Елена Пономарева, Артем Рукавов
Интерфакс
Научный руководитель Института космических исследований РАН: Луна - не место для прогулок



Алена Чилей
Pro Космос
Новый российский космический корабль будет садиться в Амурской области
Матвей Мальгин
Взгляд
Как будет работать беспилотная «летающая «Газель»
Александр Пинчук
РИА Новости
Роман Таскаев: искусственный интеллект никогда не заменит экипаж самолета

ИА Report
Коммерческий директор AZAL: Цена билета не всегда зависит от желания авиакомпании

Reuters, Ростех
Сергей Чемезов — про ВПК, санкции, экспорт вооружений, авиастроение
Елена Мягкова
АТОР
От Калининграда до Китая и Таиланда: куда зимой будут рейсы из Пулково и какие новинки ждут пассажиров

Интерфакс
Первый замгендиректора "Роскосмоса": консолидируем промышленность вокруг Российской орбитальной станции
Владимир Гаврилов
Известия
«Мы рисовали самолет вокруг людей и их багажа»
Мария Агранович
Российская газета
Ректор МАИ Михаил Погосян рассказал "РГ" о подготовке суперинженеров, аэротакси и беспилотниках
Богдан Логинов
Вслух.ру
Командир вертолета Ми-26 Юрий Волосков: В нашей работе приходится импровизировать

РБК
Вице-президент «Ростелекома» — о беспилотных технологиях для бизнеса
Наина Курбанова
Известия
«Рейсы из Санкт-Петербурга в Москву будут каждые 15 минут»

RT
«Купол безопасности»: разработчик — о возможностях стационарного антидронного комплекса «Серп»
Андрей Коршунов
Известия
Генеральный конструктор КБ «Салют» имени В.М. Мясищева Сергей Кузнецов — о развитии новой российской тяжелой ракеты и ее модификациях
Денис Кайыран
РИА Новости
Алексей Варочко: выходим на серийное производство ракет "Ангара"
Роман Гусаров
NEWS.ru
Наследник Ан-24 самолет «Ладога»: когда полетит, зачем нужен

ФАУ "ЦАГИ"
105 лет: полет успешный
Мария Гришкина
86.ru
«Дико для мужчин видеть девушку в такой профессии»: история югорчанки, которая работает авиамехаником
Наталия Ячменникова
Российская газета
Как готовить специалистов по борьбе с кибератаками на самолеты

Транспорт России
Виталий Савельев: голосовать на выборах – значит разделять ответственность за будущее России
Андрей Коршунов
Известия
«Парение в невесомости Гагарин впервые испытал уже после полета в космос»
Надежда Алексеева, Алина Лихота, Екатерина Кийко
RT
Арктическая навигация: специалист ААНИИ — о развитии БПЛА в Северном Ледовитом океане
Андрей Смирнов
Pro Космос
Юрий Борисов: «Ракета «Амур-СПГ» и сверхлегкий носитель будут многоразовыми»
Наталия Славина
Российская газета
Новое поколение авиации: на чем будем летать. Интервью с академиком Сергеем Чернышевым
Андрей Коршунов
Известия
«На станции будут отрабатываться технологии для полетов на Луну или Марс»
Роман Гусаров
NEWS.ru
Вслед за вылетевшей из самолета дверью «улетает» и доверие к «Боингу»

NEWS.ru
Самолет МС-21 научили приземляться на автомате: почему это так важно
Евгений Гайва
Российская газета
Василий Десятков: Десятки аэропортов модернизируют в России в ближайшие годы
Мария Амирджанян
ТАСС
Генеральный директор "Яковлева": импортозамещенный МС-21 может получить новые версии
Вячеслав Терехов
Интерфакс
Научный руководитель Института астрономии РАН: космический мусор становится все более опасным
Артем Кореняко, Ирина Парфентьева
РБК
Глава «Победы» — РБК: «Приходится уходить на запасные аэродромы»
Евгений Гайва
Российская газета
Глава Росавиации: В этом году в Россию стало летать больше иностранных авиакомпаний
Мария Амирджанян
ТАСС
Замглавы Минпромторга: производство беспилотников будет только расти
Георгий Султанов, Анна Носова
ТАСС
Глава "Швабе" Вадим Калюгин: стремимся сделать наши БПЛА более устойчивыми к РЭБ
Наталия Ячменникова
Российская газета
Александр Блошенко: Мы впервые в истории садимся на Южный полюс Луны
Виктор Лошак
Ростех; Коммерсантъ
Вадим Бадеха: «Нет ничего более технически интересного, чем авиационный двигатель»

Интерфакс
Гендиректор аэропорта "Храброво" Александр Корытный: "Хотим вписать Калининград в накатанную авиатрассу между Китаем, Москвой и Петербургом"
Тимофей Дзядко, Артем Кореняко
РБК
Глава Внуково — РБК: «В ближайшие 10 лет не будет пассажиров в Европу»

Ростех
Евгений Солодилин: «Задачу, которую перед нами поставили акционеры, мы выполнили»
Наталия Ячменникова
Российская газета
Ректор МАИ Михаил Погосян - о том, какие профессии будут популярны в ближайшие пять лет, и почему стране нужны инженеры с креативным мышлением
Екатерина Москвич
ТАСС
Анна Кикина: космонавты летят в космос, чтобы жить
Мария Амирджанян
ТАСС
Гендиректор ОАК Слюсарь: испытания SSJ New с российскими двигателями начнутся осенью

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer