Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Интервью


Лаборатория дальних полетов


13 ноября 2022 года Светлана Носенкова, "Русский космос"


В конце лета Роскосмос заключил госконтракт с Институтом медико-биологических проблем (ИМБП) РАН на отработку технологий освоения космического пространства для пилотируемых миссий. О направлениях исследований, новых разработках и перспективах дальних полетов рассказал директор ИМБП, академик РАН, доктор медицинских наук Олег Орлов.

— Олег Игоревич, есть ли у контракта с Роскосмосом какое-то особое значение для института?

— На мой взгляд, как минимум, два принципиальных, если угодно, символических, значения. Первое. Я не помню, чтобы в современной истории Роскосмос напрямую заказывал научно-исследовательские работы, во всяком случае в части, касающейся нас. Это отражало сложившуюся практику межведомственного взаимодействия (вернее, его отсутствия) в вопросах постановки задач и планирования научных исследований в интересах развития космонавтики.

Второе. В последнее время много внимания уделяется обсуждению перспективных пилотируемых межпланетных полетов, освоения Луны, полетов к Марсу, астероидам. В ряду рассматриваемых проблем вопросы медико-биологического обеспечения упоминаются в последнюю очередь, если вообще до них доходит дело. Все привыкли, что в этой части у нас все пока благополучно. Донести мысль, что межпланетные пилотируемые полеты – это во многом другая история и нужны опережающие исследования в этом направлении, чтобы потом не оказаться у «разбитого корыта», не всегда получается. Своим заказом Рос­космос фактически заложил основу планомерных работ в этом направлении.

— Контракт предполагает завершить работы до 2025 года. В какой степени планируемые изыскания отличаются от того, что вы делали раньше? Что в них появится нового?

— Работа формировалась не на пустом месте. В ее основе — определенный «задел» результатов, уже имеющийся, в частности, в ИМБП. А с другой стороны — исследования системы рисков применительно к перспективным программам, которые проводит ЦНИИмаш по заданию Роскосмоса. С учетом в том числе и этой «матрицы» сложилось конкретное наполнение программы работ, закрепленных в контракте. Большинство направлений впервые предлагается развивать на системном уровне, а полученный результат должен создать научный задел. В частности, особое внимание предполагается уделить вопросам управления радиационным риском при осуществлении полетов за пределы магнитосферы Земли, что является важным и широко обсуждаемым элементом безопасности межпланетных полетов.

С учетом автономности таких миссий возрастает значение бортовых систем поддержки принятия решений и обеспечения деятельности экипажа, которые мы в части медицинского сопровождения называем «интеллектуальным телемедицинским контуром». Это направление также нашло отражение в программе наших работ.

Биологические системы жизнеобеспечения, которые по мере удаления от Земли должны стать все более и более замкнутыми, самодостаточными, тоже рассматриваются. Это направление интенсивно и успешно развивалось в советское время, а потом было незаслуженно забыто на том недальновидном основании, что при орбитальных полетах такие системы избыточны. А как без этих элементов может существовать обитаемая лунная база, например? Предусмотрено также продолжение работ по искусственной гравитации.

К «новой» ветви исследований я бы отнес и изучение гипомагнитного риска полетов за пределы магнитного поля Земли. И, конечно, «поисковый» раздел определения возможности использования некоторых нетрадиционных подходов к развитию технологий перспективных систем гибернации.

Все важные направления, конечно, невозможно уместить в одну программу работ, да это и не требовалось. Важно, на мой взгляд, начинать системно двигаться вперед, решая поэтапно ключевые по значению и временному фактору вопросы, что позволит к нужному сроку собрать «пазл» в единую картину.

РОС — полигон для исследований

— В одном из интервью вы довольно скептически оценили идею проведения на борту разрабатываемой Российской орбитальной станции (РОС) коротких экспедиций. С чем это связано?

— Все разработки в области совершенствования системы медицинского обеспечения полетов проходят долгий путь апробации в наземных модельных исследованиях, прежде чем быть рекомендованными «на борт». Но на заключительном этапе крайне важно отработать то или иное средство или методику в условиях реального космического полета. Мы рассчитываем, что РОС позволит моделировать в какой-то части условия межпланетных миссий, станет своеобразной «лабораторией» для испытаний новых технологических элементов перспективных систем.

С другой стороны, научная программа медико-биологических исследований на борту РОС, видимо, будет также с определенным акцентом на межпланетный аспект. Все это требует постоянного присутствия экипажа на орбите. Продолжительность экспедиций — следующий вопрос. Он завязан в том числе с безопасностью.

— Вы также говорили, что изучается вариант размещения центрифуги короткого радиуса (ЦКР) на новой станции.

— Такая возможность действительно рассматривается. В качестве задела была выполнена инициативная работа РКК «Энергия» с нашим участием по обоснованию осуществимости установки бортового варианта ЦКР на трансформируемом модуле. К сожалению, в настоящее время практические работы в этом направлении не ведутся. На этапе эскизного проектирования мы будем отстаивать данное предложение.

Турбулентность в международном сотрудничестве

— Как бы вы охарактеризовали мировые тенденции в космических медицинских исследованиях?

— Несколько очевидных направлений можно назвать в числе основных. Во-первых, медико-биологическое обеспечение текущих миссий и перспективных программ. По текущим миссиям: обеспечение участников космических полетов (исследователей и разработчиков, то есть непрофессиональных космонавтов, а также туристов — людей разного возраста и с разным состоянием здоровья). По перспективным программам — Луна и Марс.

Во-вторых, изучение влияния комплекса факторов космического полета на организм человека и биологических объектов в более широком понимании. Безусловно, в этом направлении сделано очень много, но современные методические приемы и технологии позволяют углубляться в суть наблюдаемых процессов, а иногда и переосмысливать ранее полученные результаты.

И в качестве третьей тенденции я бы предложил: внедрение результатов космических исследований в интересах земных задач и использование условий космического полета для прикладных исследований.

— Достаточно ли тесная кооперация существует между профильными организациями во всем мире? Какие существуют проблемы международного взаимодействия?

— Не касаясь славной истории международного сотрудничества в области пилотируемой космонавтики, включая медико-биологическое направление, должен сказать, что сейчас кооперация проходит испытание на прочность. Причем если в прошлом в моменты «турбулентности» международных отношений партнерство в области космической биологии и медицины оставалось своего рода мостом, позволяющим странам поддерживать научные контакты и возможность сотрудничества, то теперь этот мост выглядит достаточно шатко.

В большинстве случаев ученые и специалисты разных стран заинтересованы в контактах и взаимодействии, чего нельзя сказать об официальных кругах. Скорее всего, в перспективе участники международной кооперации и формат сотрудничества могут измениться.

Гибернация и генная инженерия

— Едва ли не в каждом научно-фантастическом фильме герои, путешествующие по космосу, вводят себя в состояние гибернации. Что говорит наука? Может ли стать реальностью долгий искусственный сон?

— Цитирую героя популярного фильма: «Нау­ке это неизвестно». Пока неизвестно. Исследования, которые помогут ответить на этот вопрос, а главное — подсказать механизм и инструмент воздействия на него, ведутся. Всем хорошо знакомы аналоги такого состояния в природе – зимняя спячка некоторых видов животных. Мы же обратили внимание на некоторые практики традиционных религий. Изучая совместно с представителями этих школ физиологические процессы, происходящие во время их духовных практик, мы рассчитываем найти подсказки для дальнейших исследований в области искусственной гибернации.

— На ваш взгляд, существует ли области человеческих возможностей, которые еще слабо изучены, но могут пригодиться при полетах в дальний космос?

— В дальних космических экспедициях экипаж и каждый отдельный участник будут в большей степени предоставлены сами себе. В этих условиях способность управлять собой в самом широком смысле этого слова может стать в какой-то момент решающей. Следовательно, это предопределяет интерес к перспективным исследованиям в этом направлении и с наших, сугубо прикладных, позиций.

— Первопроходцами в космических исследованиях всегда выступали представители животного мира. Сегодня их роль не изменилась?

— Нет, не изменилась. Новые задачи требуют активного проведения исследований с участием животных как в лабораториях на Земле, так и в космосе. Пример: программа полетов биологических спутников серии БИОН. В настоящее время готовится полет «Биона-М» № 2, который даст дополнительную информацию к оценке безопасности пилотируемых полетов на потенциальной орбите РОС. Мы рассчитываем, что в дальнейшем программа БИОН будет продолжена в интересах межпланетной тематики.

— Часто говорится, что для межпланетных перелетов потребуется применять генные и клеточные технологии, медицинское воздействие на отдельные органы. Могли бы рассказать об этой идее?

— Воздействия на отдельные органы могут иметь достаточно широкую палитру, например, в вопросах радиационной безопасности – от локальной защиты до превентивного удаления. Генные технологии, безусловно, могут оказаться перспективными. В частности, активно обсуждается необходимость их внедрения в отбор космонавтов, что может быть востребовано, когда будет экспериментально доказана целесообразность и эффективность такого подхода. Применение клеточных технологий, в частности стволовых клеток, также активно рассматривается.

Любые вновь открывающиеся возможности воздействия на организм человека должны проходить оценку их перспективности с точки зрения повышения безопасности межпланетных миссий.

Заместитель директора Департамента научно-технических проектов Госкорпорации «Роскосмос» Игорь Поташный: «С самого начала космической эры исследования в области медико-биологического обеспечения пилотируемой космонавтики были одним из ключевых направлений освоения пространства. Им уделялось и уделяется очень много внимания. Достаточно сказать, что больше трети экспериментов, которые мы проводим на МКС, — это работы в области медицины и биологии. До сих пор мы фокусировались главным образом на околоземном космическом пространстве. Теперь пришло время задуматься и о дальних горизонтах. Конечно, мы искали подходы к решению этих задач и раньше. Такие работы были организованы в рамках комплексных НИР по исследованию и освоению космоса за пределами околоземной орбиты, и проводились они с привлечением специалистов и организаций различных направлений, включая Институт медико-биологических проблем. В итоге был сформирован круг вопросов, которые мы решили рассмотреть более системно, уже в рамках отдельной поисковой работы».




комментарии (0):













Материалы рубрики

Андрей Коршунов
Известия
«Российские двигатели будут безопасно возвращать ступени ракеты на Землю»
Илья Доронов
РБК
Глава «Роскосмоса» — РБК: «Бесплатная услуга — это разврат»
Наталия Ячменникова
Российская газета
Идея внедрить виртуального пилота набирает обороты. Сможет ли он обеспечить безопасность авиапассажиров

РИА "Новости"
"Мы видим спрос на кадры для беспилотной авиации"
Анастасия Львова, Герман Костринский, Ирина Парфентьева
РБК
Глава Red Wings — РБК: «Представление о Red Wings упрощенно»
Андрей Коршунов
Известия
«На Луне испытатели тестируют робота, напоминающего кентавра»
Елена Пономарева, Артем Рукавов
Интерфакс
Научный руководитель Института космических исследований РАН: Луна - не место для прогулок
Алена Чилей
Pro Космос
Новый российский космический корабль будет садиться в Амурской области



Матвей Мальгин
Взгляд
Как будет работать беспилотная «летающая «Газель»
Александр Пинчук
РИА Новости
Роман Таскаев: искусственный интеллект никогда не заменит экипаж самолета

ИА Report
Коммерческий директор AZAL: Цена билета не всегда зависит от желания авиакомпании

Reuters, Ростех
Сергей Чемезов — про ВПК, санкции, экспорт вооружений, авиастроение
Елена Мягкова
АТОР
От Калининграда до Китая и Таиланда: куда зимой будут рейсы из Пулково и какие новинки ждут пассажиров

Интерфакс
Первый замгендиректора "Роскосмоса": консолидируем промышленность вокруг Российской орбитальной станции
Владимир Гаврилов
Известия
«Мы рисовали самолет вокруг людей и их багажа»
Мария Агранович
Российская газета
Ректор МАИ Михаил Погосян рассказал "РГ" о подготовке суперинженеров, аэротакси и беспилотниках
Богдан Логинов
Вслух.ру
Командир вертолета Ми-26 Юрий Волосков: В нашей работе приходится импровизировать

РБК
Вице-президент «Ростелекома» — о беспилотных технологиях для бизнеса
Наина Курбанова
Известия
«Рейсы из Санкт-Петербурга в Москву будут каждые 15 минут»

RT
«Купол безопасности»: разработчик — о возможностях стационарного антидронного комплекса «Серп»
Андрей Коршунов
Известия
Генеральный конструктор КБ «Салют» имени В.М. Мясищева Сергей Кузнецов — о развитии новой российской тяжелой ракеты и ее модификациях
Денис Кайыран
РИА Новости
Алексей Варочко: выходим на серийное производство ракет "Ангара"
Роман Гусаров
NEWS.ru
Наследник Ан-24 самолет «Ладога»: когда полетит, зачем нужен

ФАУ "ЦАГИ"
105 лет: полет успешный
Мария Гришкина
86.ru
«Дико для мужчин видеть девушку в такой профессии»: история югорчанки, которая работает авиамехаником
Наталия Ячменникова
Российская газета
Как готовить специалистов по борьбе с кибератаками на самолеты

Транспорт России
Виталий Савельев: голосовать на выборах – значит разделять ответственность за будущее России
Андрей Коршунов
Известия
«Парение в невесомости Гагарин впервые испытал уже после полета в космос»
Надежда Алексеева, Алина Лихота, Екатерина Кийко
RT
Арктическая навигация: специалист ААНИИ — о развитии БПЛА в Северном Ледовитом океане
Андрей Смирнов
Pro Космос
Юрий Борисов: «Ракета «Амур-СПГ» и сверхлегкий носитель будут многоразовыми»
Наталия Славина
Российская газета
Новое поколение авиации: на чем будем летать. Интервью с академиком Сергеем Чернышевым
Андрей Коршунов
Известия
«На станции будут отрабатываться технологии для полетов на Луну или Марс»
Роман Гусаров
NEWS.ru
Вслед за вылетевшей из самолета дверью «улетает» и доверие к «Боингу»

NEWS.ru
Самолет МС-21 научили приземляться на автомате: почему это так важно
Евгений Гайва
Российская газета
Василий Десятков: Десятки аэропортов модернизируют в России в ближайшие годы
Мария Амирджанян
ТАСС
Генеральный директор "Яковлева": импортозамещенный МС-21 может получить новые версии
Вячеслав Терехов
Интерфакс
Научный руководитель Института астрономии РАН: космический мусор становится все более опасным
Артем Кореняко, Ирина Парфентьева
РБК
Глава «Победы» — РБК: «Приходится уходить на запасные аэродромы»
Евгений Гайва
Российская газета
Глава Росавиации: В этом году в Россию стало летать больше иностранных авиакомпаний
Мария Амирджанян
ТАСС
Замглавы Минпромторга: производство беспилотников будет только расти
Георгий Султанов, Анна Носова
ТАСС
Глава "Швабе" Вадим Калюгин: стремимся сделать наши БПЛА более устойчивыми к РЭБ
Наталия Ячменникова
Российская газета
Александр Блошенко: Мы впервые в истории садимся на Южный полюс Луны
Виктор Лошак
Ростех; Коммерсантъ
Вадим Бадеха: «Нет ничего более технически интересного, чем авиационный двигатель»

Интерфакс
Гендиректор аэропорта "Храброво" Александр Корытный: "Хотим вписать Калининград в накатанную авиатрассу между Китаем, Москвой и Петербургом"
Тимофей Дзядко, Артем Кореняко
РБК
Глава Внуково — РБК: «В ближайшие 10 лет не будет пассажиров в Европу»

Ростех
Евгений Солодилин: «Задачу, которую перед нами поставили акционеры, мы выполнили»
Наталия Ячменникова
Российская газета
Ректор МАИ Михаил Погосян - о том, какие профессии будут популярны в ближайшие пять лет, и почему стране нужны инженеры с креативным мышлением
Екатерина Москвич
ТАСС
Анна Кикина: космонавты летят в космос, чтобы жить
Мария Амирджанян
ТАСС
Гендиректор ОАК Слюсарь: испытания SSJ New с российскими двигателями начнутся осенью
Георгий Казачков, Гулия Леваненкова, Евгения Коткова
ТАСС
Посол Белоруссии в РФ: самолет "Ладога" сможет конкурировать с Airbus и Boeing

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer