Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Интервью


Как стать лучшим на студенческой олимпиаде "Я — профессионал": лайфхаки победителя


1 ноября 2022 года Московский авиационный институт


В этом году Московский авиационный институт в третий раз выступает соорганизатором Всероссийской студенческой олимпиады «Я профессионал» и представляет собственное направление «Авиастроение». На участие в маёвском треке зарегистрировались уже более 2000 человек. Участники будут бороться за денежные премии до 300 тысяч рублей, льготные условия для поступления в магистратуру или аспирантуру и возможность пройти стажировку в крупной профильной компании. Как обойти соперников и стать лучшим? Своим опытом поделился победитель прошлого года, студент магистратуры института № 6 «Аэрокосмический», сотрудник НИО-101 МАИ Кирилл Шелков.

Вы получили диплом бакалавра по направлению «Ракетные комплексы и космонавтика». Почему выбрали это направление и как вообще решили поступать в МАИ?

Никаких других направлений, кроме аэрокосмического, я не рассматривал. В школе меня очень интересовали космические исследования, а именно техническая сторона вопроса: ракеты-носители и их конструкция. При этом мне хорошо давались точные науки — физика, математика.

Университетов, которые готовят специалистов по ракетным комплексам, не так много: это МАИ, МГТУ имени Баумана, Самарский университет имени Королёва, Военмех. Баллов по результатам сдачи ЕГЭ у меня было достаточно для поступления на бюджет в любой из этих вузов. Но все же мой выбор пал на МАИ — профильный университет в аэрокосмической отрасли, имеющий тесную связь с ключевыми предприятиями, благодаря чему здесь можно получить крепкие теоретические и практические знания. Также это повышает шансы на трудоустройство по специальности.

Немаловажным фактором является и комфорт жизни во время обучения. С этой задачей МАИ тоже хорошо справляется, предоставляя удобные общежития и современную инфраструктуру для личного развития и досуга.

Вы стали золотым медалистом пятого сезона Всероссийской олимпиады студентов «Я — профессионал» по направлению «Авиастроение». Это направление вам близко? Почему выбрали его и решили участвовать?

Да, близко: авиация и космонавтика сильно связаны, особенно для инженера прочности, которым я и являюсь. На лекционных занятиях мы занимались расчётами и изучением устройства летательных аппаратов в целом — как ракет, так и самолётов. Поэтому, посмотрев задания и пообщавшись с участниками предыдущего сезона олимпиады, решил попробовать свои силы.

В треке «Авиастроение» участвовало более четырёх тысяч студентов. Вы были уверены в своих компетенциях или победа стала неожиданностью?

Финальное задание было интересным для меня, и после его выполнения я рассчитывал на хороший результат. Оно заключалось в разработке проекта транспортного беспилотного летательного аппарата. Я придумал концепцию собственного беспилотника и реализовал её в виде компьютерной модели, а также составил маршрутную сеть для данного летательного аппарата в одном из регионов страны. При этом победа действительно стала неожиданностью и большой радостью.

Что помогло победить?

Я много знаю об авиации, так как являюсь сотрудником лаборатории № 2 «Композиционные материалы и прочность конструкции» НИО-101 МАИ. Я работаю непосредственно с авиационной техникой и общаюсь со своими коллегами — профессионалами в данной отрасли, перенимаю их опыт.

Конечно же, я не смог бы победить без общих знаний об авиационной технике и отрасли, навыков проектирования и расчёта конструкций летательных аппаратов, знания аэродинамики... Все это было получено на занятиях в университете. Также большой вклад в победу внесли навыки построения компьютерных CAD-моделей летательных аппаратов, знания в области технологии и применения композитных материалов, которые частично были получены на лекциях, частично на работе. Немаловажным было умение проводить экономический анализ проекта, чему я научился, участвуя в программе Школы управления МАИ.

Как давно вы работаете в лаборатории НИО-101 МАИ? Почему решили трудоустроиться именно туда?

Я начал работать со второго семестра первого курса. Лаборатория открыта для студентов: большую часть коллектива составляют именно студенты различных форм обучения — бакалавриата, магистратуры и специалитета.

Решил пойти сюда, потому что здесь я могу работать по специальности и углублять свои компетенции, получаемые в процессе учёбы. Также я увидел, что это очень перспективное место в плане карьерного развития. Ещё мне пришлись по душе коллектив и руководство, которое с большим вниманием относится к своим сотрудникам и заинтересовано в их личностном росте.

Как студенту МАИ попасть на работу в лабораторию?

Трудоустройство происходит после изучения определенного объёма литературы и обучения работе в основных программных комплексах. Затем кандидат проходит экзамен, где нужно продемонстрировать общие знания о конструкции и прочности летательных аппаратов, технологиях производства, применении композитных материалов и выполнить практическое задание в программном комплексе.

Помимо профессиональных знаний и навыков, которые можно приобрести и во время работы, важен интерес к проектам лаборатории, а также готовность к продолжительному сотрудничеству. Лаборатория имеет большие планы на будущее развитие и заинтересована в надёжных сотрудниках.

В каких проектах лаборатории вы участвуете?

Самый интересный проект — российско-китайский самолёт CR929. Данный самолёт создаётся с широким применением композитных материалов, что требует особых методик и компетенций, связанных с проектированием и расчётом, которыми обладает наша лаборатория. Мы проводим прочностные расчёты, расчёты по определению внешних нагрузок, действующих на самолёт, связанные расчёты — аэродинамика плюс прочность, исследуем композитные материалы на микромеханическом уровне, осуществляем численное моделирование испытаний элементарных образцов, а также проводим эксперименты. Например, я проводил численное моделирование безопасного отделения двигателя при аварийной посадке, в результате которого не должно происходить повреждения кессона крыла.

Также в рамках проекта SSJ-100 у нас ведутся работы по созданию модернизированной версии SSJ-New. Здесь я тоже занимаюсь подготовкой и проведением расчётов грубой посадки.

Кроме этого, я участвовал в исследовании композитных материалов — численном моделировании различных испытаний элементарных образцов, проводил работы по исследованию композитного крыла прототипа маневренного самолёта.

Вы упомянули участие в Школе управления МАИ. Чем был полезен этот опыт?

В Школе управления мы вместе с представителями отрасли, преподавателями и другими студентами разрабатывали бизнес-модель базы данных материалов, которая позволяла бы использовать их без проведения общей квалификации. Программа включала в себя несколько недельных модулей, каждый из которых имел свою тематику. Первые два дня модуля проходили лекции от экспертов, затем проектно-аналитическая сессия, на которой и разрабатывался проект, в последний день — защита части проекта по тематике модуля.

Помимо экономики мы изучали управленческие технологии, организацию жизненного цикла проекта, сервис, прорабатывали кооперацию и финансирование для осуществления проекта.

Участие в Школе управления дало опыт подготовки проекта в сжатые сроки, общения с топ-менеджментом компаний, улучшило мои навыки выступления перед большой аудиторией.

Вы активно занимаетесь и научной деятельностью, расскажите о своих достижениях.

Я участник многих конференций, проводимых университетом: «Композитные материалы и конструкции», «Авиация и космонавтика», «Гагаринские чтения». Также участвовал в научно-техническом семинаре «Перспективные авиационные конструкции гражданских самолётов», который был организован в рамках работы Научного центра мирового уровня «Сверхзвук». На этих мероприятиях я представлял работы по численному моделированию композитных материалов с учётом расслоения и разрушения слоёв при ударном воздействии и оценки их остаточной прочности, по исследованию и определению жёсткости болтовых соединений композитных изделий, а также по общей методике моделирования и исследования аварийной посадки самолёта.

В этом году вы поступили в магистратуру. Какое направление выбрали?

Я продолжаю обучение по направлению «Ракетные комплексы и космонавтика» на кафедре 602 «Проектирование и прочность авиационно-ракетных и космических изделий». Рассчитываю, что магистратура позволит мне углубить имеющиеся и получить новые фундаментальные знания в области физики твёрдого тела и улучшить навыки расчёта на прочность летательного аппарата.

Возвращаясь к олимпиаде: как решили потратить 200 тысяч рублей, полученные за победу?

Денежный приз потрачу на языковые и профессиональные образовательные курсы и путешествия: планирую посетить города центральной части России и съездить на Кавказ.

Что бы вы посоветовали тем, кто собирается участвовать в олимпиаде первый раз?

Посоветую больше самостоятельно решать прикладные задачи в области проектирования и расчёта авиационных конструкций, так как это даст практический опыт и позволит закрепить навыки, полученные на занятиях. Также думаю, что стоит развиваться в 3D-моделировании, так как в финале необходимо представить концепт летательного аппарата, а высокое качество модели может приблизить к победе. Важны и навыки экономического обоснования проекта, построения бизнес-модели, поэтому необходимо изучить хотя бы базовые методики проведения анализа.

Какими качествами, знаниями и навыками должен обладать, по вашему мнению, настоящий профессионал в сфере авиастроения?

В первую очередь, это интерес к тому, что делаешь. Благодаря этому ты будешь развиваться, постоянно изучать новое, что позволит стать востребованным специалистом. Необходимо следить за отраслью и узнавать, какие новые технологии применяются в ней — как у нас, так и за рубежом. Важно постоянно оттачивать и улучшать свои навыки работы в программных комплексах. Сейчас в них проходит большая часть работы при создании новых летательных аппаратов. Также нужно развивать компетенции в смежных областях науки и техники — во-первых, это поможет при разработке новых летательных аппаратов и технологий для них, во-вторых, позволит устроиться в лучшие компании отрасли, так как они заинтересованы в таких специалистах.

Какие у вас дальнейшие планы с точки зрения карьеры и научной деятельности?

После обучения в магистратуре — поступление в аспирантуру. Планирую продолжать работать в лаборатории, заниматься научной деятельностью в области конструкций из композитных материалов. Надеюсь оставить свой след в разработке перспективных отечественных летательных аппаратов, таких как сверхзвуковой пассажирский самолёт и многоразовая ракета-носитель.

Каковы, на ваш взгляд, преимущества образования в МАИ?

МАИ — престижный университет, среди его выпускников много известных учёных и конструкторов, которыми были выкованы авиация и космонавтика в нашей стране.

Одно из главных достоинств МАИ — это преподаватели, которые имеют колоссальный практический опыт, так как многие из них непосредственно участвовали и продолжают участвовать в разработке космической и авиационной техники, работать в конструкторских бюро, проводить исследования. Во-вторых, как я уже говорил, это связь университета с отраслью и промышленностью. Благодаря этому можно начать приобретать необходимые компетенции и работать по специальности ещё во время обучения. В-третьих, университет предлагает широкие возможности для получения дополнительного образования. Причём это могут быть как связанные со специальностью знания, так и дополнительные компетенции.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Андрей Коршунов
Известия
«На Луне испытатели тестируют робота, напоминающего кентавра»
Елена Пономарева, Артем Рукавов
Интерфакс
Научный руководитель Института космических исследований РАН: Луна - не место для прогулок
Алена Чилей
Pro Космос
Новый российский космический корабль будет садиться в Амурской области
Матвей Мальгин
Взгляд
Как будет работать беспилотная «летающая «Газель»
Александр Пинчук
РИА Новости
Роман Таскаев: искусственный интеллект никогда не заменит экипаж самолета

ИА Report
Коммерческий директор AZAL: Цена билета не всегда зависит от желания авиакомпании

Reuters, Ростех
Сергей Чемезов — про ВПК, санкции, экспорт вооружений, авиастроение
Елена Мягкова
АТОР
От Калининграда до Китая и Таиланда: куда зимой будут рейсы из Пулково и какие новинки ждут пассажиров




Интерфакс
Первый замгендиректора "Роскосмоса": консолидируем промышленность вокруг Российской орбитальной станции
Владимир Гаврилов
Известия
«Мы рисовали самолет вокруг людей и их багажа»
Мария Агранович
Российская газета
Ректор МАИ Михаил Погосян рассказал "РГ" о подготовке суперинженеров, аэротакси и беспилотниках
Богдан Логинов
Вслух.ру
Командир вертолета Ми-26 Юрий Волосков: В нашей работе приходится импровизировать

РБК
Вице-президент «Ростелекома» — о беспилотных технологиях для бизнеса
Наина Курбанова
Известия
«Рейсы из Санкт-Петербурга в Москву будут каждые 15 минут»

RT
«Купол безопасности»: разработчик — о возможностях стационарного антидронного комплекса «Серп»
Андрей Коршунов
Известия
Генеральный конструктор КБ «Салют» имени В.М. Мясищева Сергей Кузнецов — о развитии новой российской тяжелой ракеты и ее модификациях
Денис Кайыран
РИА Новости
Алексей Варочко: выходим на серийное производство ракет "Ангара"
Роман Гусаров
NEWS.ru
Наследник Ан-24 самолет «Ладога»: когда полетит, зачем нужен

ФАУ "ЦАГИ"
105 лет: полет успешный
Мария Гришкина
86.ru
«Дико для мужчин видеть девушку в такой профессии»: история югорчанки, которая работает авиамехаником
Наталия Ячменникова
Российская газета
Как готовить специалистов по борьбе с кибератаками на самолеты

Транспорт России
Виталий Савельев: голосовать на выборах – значит разделять ответственность за будущее России
Андрей Коршунов
Известия
«Парение в невесомости Гагарин впервые испытал уже после полета в космос»
Надежда Алексеева, Алина Лихота, Екатерина Кийко
RT
Арктическая навигация: специалист ААНИИ — о развитии БПЛА в Северном Ледовитом океане
Андрей Смирнов
Pro Космос
Юрий Борисов: «Ракета «Амур-СПГ» и сверхлегкий носитель будут многоразовыми»
Наталия Славина
Российская газета
Новое поколение авиации: на чем будем летать. Интервью с академиком Сергеем Чернышевым
Андрей Коршунов
Известия
«На станции будут отрабатываться технологии для полетов на Луну или Марс»
Роман Гусаров
NEWS.ru
Вслед за вылетевшей из самолета дверью «улетает» и доверие к «Боингу»

NEWS.ru
Самолет МС-21 научили приземляться на автомате: почему это так важно
Евгений Гайва
Российская газета
Василий Десятков: Десятки аэропортов модернизируют в России в ближайшие годы
Мария Амирджанян
ТАСС
Генеральный директор "Яковлева": импортозамещенный МС-21 может получить новые версии
Вячеслав Терехов
Интерфакс
Научный руководитель Института астрономии РАН: космический мусор становится все более опасным
Артем Кореняко, Ирина Парфентьева
РБК
Глава «Победы» — РБК: «Приходится уходить на запасные аэродромы»
Евгений Гайва
Российская газета
Глава Росавиации: В этом году в Россию стало летать больше иностранных авиакомпаний
Мария Амирджанян
ТАСС
Замглавы Минпромторга: производство беспилотников будет только расти
Георгий Султанов, Анна Носова
ТАСС
Глава "Швабе" Вадим Калюгин: стремимся сделать наши БПЛА более устойчивыми к РЭБ
Наталия Ячменникова
Российская газета
Александр Блошенко: Мы впервые в истории садимся на Южный полюс Луны
Виктор Лошак
Ростех; Коммерсантъ
Вадим Бадеха: «Нет ничего более технически интересного, чем авиационный двигатель»

Интерфакс
Гендиректор аэропорта "Храброво" Александр Корытный: "Хотим вписать Калининград в накатанную авиатрассу между Китаем, Москвой и Петербургом"
Тимофей Дзядко, Артем Кореняко
РБК
Глава Внуково — РБК: «В ближайшие 10 лет не будет пассажиров в Европу»

Ростех
Евгений Солодилин: «Задачу, которую перед нами поставили акционеры, мы выполнили»
Наталия Ячменникова
Российская газета
Ректор МАИ Михаил Погосян - о том, какие профессии будут популярны в ближайшие пять лет, и почему стране нужны инженеры с креативным мышлением
Екатерина Москвич
ТАСС
Анна Кикина: космонавты летят в космос, чтобы жить
Мария Амирджанян
ТАСС
Гендиректор ОАК Слюсарь: испытания SSJ New с российскими двигателями начнутся осенью
Георгий Казачков, Гулия Леваненкова, Евгения Коткова
ТАСС
Посол Белоруссии в РФ: самолет "Ладога" сможет конкурировать с Airbus и Boeing

Известия
Заместитель генерального директора холдинга Т1 Алексей Волынкин: «Наша цель — запуск первой частной ракеты в космос уже в этом году»
Виталий Корнеев, Елена Новицкая
ТАСС
Глава оператора Пулково Леонид Сергеев: мы стали аэропортом №2 в России
Екатерина Москвич
ТАСС
Глава SR Space: в течение года мы перейдем от ракеты "Небо" к первому полету "Космоса"
Юлия Живикина
РБК
«Иллюзий нет, но справимся»: что происходит с авиакомпаниями в России
Артем Рукавов
Интерфакс
Гендиректор SR Space: идут работы над ракетой-носителем Cosmos с возможным возвратом первой ступени

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer