Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Интервью


На крути своя: новая математическая модель поможет быстрее заменить МКС


3 октября 2022 года Денис Гриценко, Известия


Математическую модель, просчитывающую работу космических аппаратов на орбите, разработали российские ученые. Она предназначена для расчета свойств и оптимальных траекторий спутников, входящих в состав больших орбитальных группировок. При необходимости ее можно использовать и для оценки характеристик пилотируемых кораблей или станций. Это важно с учетом планов России после 2024 года выйти из проекта Международной космической станции (МКС) и начать формирование собственной орбитальной станции. Моделирование позволяет понять преимущества и недостатки аппаратов еще на этапе их проектирования и избежать ошибок в конструкции.

Прогноз нормальный

Специалисты МФТИ создали компьютерную программу «Интеграл» для моделирования работы спутниковых группировок на орбите. Она рассчитывает свойства и необходимые характеристики космических аппаратов, образующих единую сеть, еще до того, как они построены. Каждый спутник группировки может включать сотни элементов и иметь сложную структуру, практические качества которой сложно предсказать даже специалистам. А математические расчеты позволяют заранее сказать, как будет работать аппарат, оценить достоинства и недостатки его баллистики и выявить ошибки, допущенные при проектировании.

— В современном мире любая разработка требует подробного моделирования уже на этапе проектирования. Она позволяет предсказать, сколько будет работать аппарат, какие у него преимущества и недостатки. Благодаря этому может быть вскрыто очень большое количество проектных ошибок, — сказал «Известиям» доцент кафедры прикладной механики Физтех-школы аэрокосмических технологий Иван Завьялов.

Теоретически «Интеграл» может просчитать и свойства национальной орбитальной космической станции — ее создание планируется как альтернатива Международной космической станции (МКС). Однако, по словам разработчиков модели, делать расчеты для подобного объекта намного сложнее, чем описывать работу спутника. В состав станции входят специфические системы, которых нет на других космических аппаратах, например система жизнеобеспечения. Кроме того, она намного крупнее спутника и может быть гораздо чувствительнее к различным эффектам — вибрации, деформации и т.д. Однако такой расчет вполне возможен. Он потребует дополнительных усилий, но поможет в проектировании станции, которая придет на замену МКС, рассказали создатели «Интеграла».

Космическое импортозамещение

На данный момент у России есть несколько действующих спутниковых группировок, например спутники связи «Гонец» или система ГЛОНАСС. Однако нет универсальной программы для их моделирования. До 2014 года для этих целей можно было использовать западный софт, но он уже восемь лет под санкциями. Поэтому встал вопрос создания отечественного аналога, рассказали эксперты. Разработчикам поставили задачу написать программу, которая сможет выполнять комплексное моделирование, включающее в себя расчеты движения спутников по орбите, маршрутизацию данных по межспутниковым каналам связи, решение аппаратом целевой задачи и другие. Это позволяет вычислить, сколько необходимо спутников для достижения тех или иных целей, на каких орбитах их нужно разместить.

Специалисты начали с описания математическими формулами баллистического движения космических аппаратов по орбитам, а затем в расчеты добавили все остальные важные аспекты работы группировки. Земля — не идеально круглое тело, поэтому в модели нужно учесть все его особенности, которые влияют на движение спутника.

— Мы должны были просчитать эту сложную форму, чтобы понимать движение космических аппаратов. Мы реализовали эту задачу настолько успешно, что смогли рассчитывать за раз десятки тысяч объектов, причем намного быстрее, чем это делалось раньше, — сказал Иван Завьялов.

До последнего времени задача каждому спутнику ставилась оператором отдельно в специальной программе. Однако размеры спутниковых группировок постоянно растут. Сейчас счет может идти на сотни, а в будущем и на тысячи аппаратов. Давать задания каждому вручную становится все сложнее, поэтому специалисты стремятся автоматизировать этот процесс. После распределения задач модель должна просчитать, сможет ли каждый конкретный спутник с ней справиться с помощью того оборудования, которое на него установлено. Затем программа формируют для каждого аппарата собственное полетное задание, а потом оценивает, справится ли он с ним.

«Интеграл» можно использовать для моделирования работы как гражданских, так и военных группировок спутников, рассказали в МФТИ. Также программа позволяет оценивать возможности космических аппаратов потенциального противника.

Разработчики планируют увеличивать точность своей математической модели. Например, следует учитывать, что связь между аппаратами группировки может нарушиться, а съемка земной поверхности может сорваться, если спутник неудачно повернут или ему не удалось остановить собственное вращение. В перспективе модель будет открытой для всех разработчиков космической техники.

Одна для всех

В программу заложен принцип сквозного проектирования крупных космических группировок. В нее включают сразу весь функционал системы, что позволяет увидеть, как решения, принимаемые на уровне проектирования, влияют на конечные свойства всей группировки, пояснил «Известиям» главный конструктор спутникового направления SR Space Дмитрий Монахов.

— Такой подход позволяет скорректировать требования к подсистемам, убрать что-то лишнее, вовремя внести изменения, — подчеркнул эксперт.

Часто создатели спутников делают модели своими силами, сами их разрабатывают для своих группировок. Поэтому существование готовой программы, где все это сделано на общем уровне, облегчит жизнь разработчикам таких группировок, как «Скиф», «Марафон» и других, уточнил Дмитрий Монахов.

— Однозначно программный комплекс для моделирования существующих и перспективных автоматических космических систем и комплексов — полезная и нужная разработка для отечественной космонавтики, тем более если она будет открытой для использования всеми разработчиками космических аппаратов, — сказал руководитель направления «Частная космонавтика» центра «Аэронет» НТИ Роман Жиц.

Комплекс позволит не просто просчитывать работу аппаратов на орбите до их запуска, что минимизирует риски возникновения возможных ошибок уже на орбите, но и поможет разработчикам быстрее проектировать и производить аппараты, подчеркнул специалист.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Андрей Коршунов
Известия
«Российские двигатели будут безопасно возвращать ступени ракеты на Землю»
Илья Доронов
РБК
Глава «Роскосмоса» — РБК: «Бесплатная услуга — это разврат»
Наталия Ячменникова
Российская газета
Идея внедрить виртуального пилота набирает обороты. Сможет ли он обеспечить безопасность авиапассажиров

РИА "Новости"
"Мы видим спрос на кадры для беспилотной авиации"
Анастасия Львова, Герман Костринский, Ирина Парфентьева
РБК
Глава Red Wings — РБК: «Представление о Red Wings упрощенно»
Андрей Коршунов
Известия
«На Луне испытатели тестируют робота, напоминающего кентавра»
Елена Пономарева, Артем Рукавов
Интерфакс
Научный руководитель Института космических исследований РАН: Луна - не место для прогулок
Алена Чилей
Pro Космос
Новый российский космический корабль будет садиться в Амурской области



Матвей Мальгин
Взгляд
Как будет работать беспилотная «летающая «Газель»
Александр Пинчук
РИА Новости
Роман Таскаев: искусственный интеллект никогда не заменит экипаж самолета

ИА Report
Коммерческий директор AZAL: Цена билета не всегда зависит от желания авиакомпании

Reuters, Ростех
Сергей Чемезов — про ВПК, санкции, экспорт вооружений, авиастроение
Елена Мягкова
АТОР
От Калининграда до Китая и Таиланда: куда зимой будут рейсы из Пулково и какие новинки ждут пассажиров

Интерфакс
Первый замгендиректора "Роскосмоса": консолидируем промышленность вокруг Российской орбитальной станции
Владимир Гаврилов
Известия
«Мы рисовали самолет вокруг людей и их багажа»
Мария Агранович
Российская газета
Ректор МАИ Михаил Погосян рассказал "РГ" о подготовке суперинженеров, аэротакси и беспилотниках
Богдан Логинов
Вслух.ру
Командир вертолета Ми-26 Юрий Волосков: В нашей работе приходится импровизировать

РБК
Вице-президент «Ростелекома» — о беспилотных технологиях для бизнеса
Наина Курбанова
Известия
«Рейсы из Санкт-Петербурга в Москву будут каждые 15 минут»

RT
«Купол безопасности»: разработчик — о возможностях стационарного антидронного комплекса «Серп»
Андрей Коршунов
Известия
Генеральный конструктор КБ «Салют» имени В.М. Мясищева Сергей Кузнецов — о развитии новой российской тяжелой ракеты и ее модификациях
Денис Кайыран
РИА Новости
Алексей Варочко: выходим на серийное производство ракет "Ангара"
Роман Гусаров
NEWS.ru
Наследник Ан-24 самолет «Ладога»: когда полетит, зачем нужен

ФАУ "ЦАГИ"
105 лет: полет успешный
Мария Гришкина
86.ru
«Дико для мужчин видеть девушку в такой профессии»: история югорчанки, которая работает авиамехаником
Наталия Ячменникова
Российская газета
Как готовить специалистов по борьбе с кибератаками на самолеты

Транспорт России
Виталий Савельев: голосовать на выборах – значит разделять ответственность за будущее России
Андрей Коршунов
Известия
«Парение в невесомости Гагарин впервые испытал уже после полета в космос»
Надежда Алексеева, Алина Лихота, Екатерина Кийко
RT
Арктическая навигация: специалист ААНИИ — о развитии БПЛА в Северном Ледовитом океане
Андрей Смирнов
Pro Космос
Юрий Борисов: «Ракета «Амур-СПГ» и сверхлегкий носитель будут многоразовыми»
Наталия Славина
Российская газета
Новое поколение авиации: на чем будем летать. Интервью с академиком Сергеем Чернышевым
Андрей Коршунов
Известия
«На станции будут отрабатываться технологии для полетов на Луну или Марс»
Роман Гусаров
NEWS.ru
Вслед за вылетевшей из самолета дверью «улетает» и доверие к «Боингу»

NEWS.ru
Самолет МС-21 научили приземляться на автомате: почему это так важно
Евгений Гайва
Российская газета
Василий Десятков: Десятки аэропортов модернизируют в России в ближайшие годы
Мария Амирджанян
ТАСС
Генеральный директор "Яковлева": импортозамещенный МС-21 может получить новые версии
Вячеслав Терехов
Интерфакс
Научный руководитель Института астрономии РАН: космический мусор становится все более опасным
Артем Кореняко, Ирина Парфентьева
РБК
Глава «Победы» — РБК: «Приходится уходить на запасные аэродромы»
Евгений Гайва
Российская газета
Глава Росавиации: В этом году в Россию стало летать больше иностранных авиакомпаний
Мария Амирджанян
ТАСС
Замглавы Минпромторга: производство беспилотников будет только расти
Георгий Султанов, Анна Носова
ТАСС
Глава "Швабе" Вадим Калюгин: стремимся сделать наши БПЛА более устойчивыми к РЭБ
Наталия Ячменникова
Российская газета
Александр Блошенко: Мы впервые в истории садимся на Южный полюс Луны
Виктор Лошак
Ростех; Коммерсантъ
Вадим Бадеха: «Нет ничего более технически интересного, чем авиационный двигатель»

Интерфакс
Гендиректор аэропорта "Храброво" Александр Корытный: "Хотим вписать Калининград в накатанную авиатрассу между Китаем, Москвой и Петербургом"
Тимофей Дзядко, Артем Кореняко
РБК
Глава Внуково — РБК: «В ближайшие 10 лет не будет пассажиров в Европу»

Ростех
Евгений Солодилин: «Задачу, которую перед нами поставили акционеры, мы выполнили»
Наталия Ячменникова
Российская газета
Ректор МАИ Михаил Погосян - о том, какие профессии будут популярны в ближайшие пять лет, и почему стране нужны инженеры с креативным мышлением
Екатерина Москвич
ТАСС
Анна Кикина: космонавты летят в космос, чтобы жить
Мария Амирджанян
ТАСС
Гендиректор ОАК Слюсарь: испытания SSJ New с российскими двигателями начнутся осенью
Георгий Казачков, Гулия Леваненкова, Евгения Коткова
ТАСС
Посол Белоруссии в РФ: самолет "Ладога" сможет конкурировать с Airbus и Boeing

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer