Тамара Шорникова: А сейчас подключаем экспертов. Роман Гусаров, главный редактор портала Avia.ru. Здравствуйте, Роман Владимирович.
Роман Гусаров: Здравствуйте.
Дмитрий Лысков: Роман Владимирович, добрый день.
Тамара Шорникова: Изучили списки, направления и маршруты с Димой перед эфиром, куда можно будет улететь. Не нашли Москву, Санкт-Петербург и Сочи. То есть эти направления…
Дмитрий Лысков: Да и Симферополь тоже. То есть самые популярные туристические…
Тамара Шорникова: Курортные.
Дмитрий Лысков: …курортные направления оказались почему-то за бортом.
Тамара Шорникова: Почему, как вы думаете?
Роман Гусаров: Ну, я думаю, здесь все вполне объяснимо. Государство хочет поддержать и стимулировать развитие полетов на тех направлениях, которые действительно не являются популярными. Сочи, Симферополь, Москва – туда и так полетят люди, независимо от тарифов. И те, кто летают у нас на курорты, могут себе это во многом позволить.
Другой вопрос – наши огромные регионы и туристические центры внутри страны, на Дальнем Востоке, где действительно и заработки, и доходы населения пониже, и, наверное, как-то не очень развиты и не популяризируются настолько эти направления, чтобы туда путешествовать.
Я думаю, что это будет хорошим стимулом для того, чтобы хотя бы начать, слетать, посмотреть. А дальше, как говорится, людям понравится. И, может быть, мы доживем до тех времен, когда мы сможем и люди будут желать путешествовать в эти города, минуя Москву, без субсидий.
Дмитрий Лысков: Ну смотрите, какая получается ситуация. Про субсидии в сфере авиаперевозок мы слышим уже, наверное, лет десять, не меньше. Поправьте меня, если я ошибаюсь. И не только слышим, а субсидии действительно идут. Дальневосточное направление субсидируется, сибирские направления субсидируются. И все равно, я смотрел, летаем мы значительно меньше, чем в других странах. Вот как это объяснить? И поможет ли очередная субсидия все-таки увеличить авиасообщение?
Роман Гусаров: Да, действительно, это так. Но здесь, как говорится, всегда у каждой монеты две стороны. Действительно, мы летаем меньше, чем другие страны. И действительно, программа субсидирования уже у нас активно действует более десяти лет. В первую очередь они касаются Дальнего Востока, Сибири, того же Калининграда – то есть тех удаленных от центра России точек, куда полеты дороги и, в общем-то, не всем категориям граждан доступны.
Но если посмотреть все-таки на динамику развития и этих направлений, и вообще полетов в России в целом, то мы, действительно, начали с низкого старта, все-таки у нас в 90-е годы был глубокий кризис. Но с тех пор – и нулевые, и последующие, минувшие десятилетия – мы росли самыми быстрыми темпами в мире. Даже после кризиса 2015 года мы умудрились за 2017–2018 годы прибавить 40% объемов авиаперевозок. То есть такого роста не было нигде, ни в каком регионе мира, ни в какой стране. Мы здесь побили все рекорды.
Да, пандемия внесла свои коррективы. Ну и сейчас продолжает влиять, поскольку мы не можем путешествовать за рубеж в тех объемах, как это было раньше. Но полеты по России опять устанавливают новые исторические рекорды. И мы в этом, 2021 году будем летать по России значительно больше, чем это было во всю постсоветскую эпоху и даже в советский период. Мы даже уже побили рекорд советского периода.
Дмитрий Лысков: Ну, это обнадеживает.
Тамара Шорникова: Да. Нам присылают SMS. И вот одна из них, Москва: «А что будут считать семьей? Муж и жена – это семья? Если дети уже взрослые, то это семья?» Пока из того, что мы видели, из постановления Правительства и так далее: это семейная поездка, единое бронирование, как минимум один ребенок до восемнадцати и взрослый сопровождающий.
Дмитрий Лысков: И взрослый сопровождающий, да.
Тамара Шорникова: Это пока то, что известно. Возможно, как-то еще программа, может быть, будет корректироваться. Но вопрос все-таки про действительно льготные билеты. Дальневосточники не дадут соврать. Позвоните к нам в эфир, как раз время ваше, подходящее. Разлетаются как пирожки, конечно же, эти льготные билеты, моментально! И дальше – просто все, ты невыездной, потому что цена билета космическая на Большую землю, что называется. Вот здесь не получится ли так же? Потому что из того, что я видела, не менее 50 тысяч пассажиров за год обещают перевезти.
Дмитрий Лысков: За год обещают перевезти, да. Но я добавлю еще. Меня крайне смутила информация: стоимость билета, вот этого льготного, она составит от 4 тысяч до почти 11 тысяч рублей. Вообще-то, у нас, если верить опять же авиапорталам, средняя цена билета авиационного в России составила что-то, по-моему, 4,5 тысячи рублей, средняя цена вообще в целом по стране за прошлый год.
Роман Гусаров: Ну, действительно, как будет развиваться – мы посмотрим. По большому счету, как я понимаю, это некий такой «пробный шар» по стороны Правительства – запустить еще одну программу субсидирования, посмотреть, как она будет работать, и уже в последующем, может быть, вносить какие-то коррективы. Пока на сегодняшний день посчитаны конкретные тарифы, они в постановлении указаны, на каждую пару городов. И это максимальные тарифы указаны.
А дальше авиакомпании будут подавать заявки, как на аукцион, снижая свои тарифы. И будет выигрывать право получения субсидии та авиакомпания, которая предложит минимальный тариф. При этом понятно, что 50% будет субсидироваться, доплачиваться со стороны государства. Ну например, если человеку билет обойдется в 4 тысячи рублей, то государство авиакомпании еще такую же сумму за него доплачивает.
Думаю, что вилка тарифов вполне разумна. И вот этот конкурс, аукцион, соревнование между авиакомпаниями по заявкам, он даст еще снижение – и мы получим нормальную, адекватную и доступную для населения стоимость авиаперелетов.
Что же касается ограничений по бюджету. Да, действительно, на все программы действуют максимальные суммы, выделяемые на сезон, на год или на конкретно действующую краткосрочную программу. И зачастую, действительно, билеты быстро раскупаются, на всех не хватает. Но хорошо, что хотя бы эти программы уже есть и государство хотя бы через такой механизм возвращает сверхдоходы, добытые из других источников, в реальный сектор экономики и помогает населению.
Тамара Шорникова: Роман Владимирович, все-таки хорошо, что такой механизм существует. Мы сколько раз уже в этой студии обсуждали проблемы дорогих, недоступных авиаперелетов по стране. И каждый раз крутимся вокруг каких-то схем, механизмов и так далее. Если все упростить, государство может как-то контролировать сейчас стоимость внутренних перелетов, условно? Потому что мы начинаем обсуждать – и сразу начинается: «спрос», «высокий сезон», «воронки продаж», очень умные термины и так далее. И это абсолютно не понятно телезрителям, которые в советские годы… Если стоил билет, я не знаю, полтора рубля из пункта А в пункт Б, то он и летом стоил полтора, и зимой стоил полтора, в любой сезон и так далее. Почему…
Дмитрий Лысков: Может ли, я не знаю, верховная власть взять и сказать: «Билет будет стоить полтора рубля до Москвы! И все»?
Тамара Шорникова: Условно, да. По определенным направлениям, по как раз нужным нам региональным связкам, перевозкам.
Роман Гусаров: Ну, нет ничего невозможного. Конечно, может. Но для этого надо просто тогда воссоздать один-единственный государственный «Аэрофлот», который не будет коммерческой компанией, а будет субсидироваться весь полностью из бюджета, будет убыточным, планово убыточным. И государство будет устанавливать те тарифы, которые считает целесообразными или доступными для населения. То есть, таким образом, мы просто можем вернуться в Советский Союз. Ну, как вы понимаете, у нас было много в Советском Союзе таких отраслей. В конце концов, бюджет не выдержал – и экономика рухнула.
Дмитрий Лысков: Тамара, ты обратила внимание, что вот здесь-то собака и порылась. Вот недаром мы затронули именно схему, как все это будет работать. Хорошо, если в плановом порядке это невозможно – значит, наверное, возможно рыночным механизмом. Вы уже упомянули, что авиакомпании должны подавать заявки на эту дотацию, на конкурсной основе ее получать.
А в чем выгода, коммерческая выгода авиакомпании в данном случае? Это ведь дополнительные расходы, дополнительное администрирование (вот то, что я вижу), участие в аукционе, а потом перевозка, в принципе, за те же самые деньги, государство просто доплачивает. В чем выгода-то, маржа?
Роман Гусаров: Ну, выгода в том, что на сегодняшний день все равно сохраняется ситуация, когда наиболее доходные и возможные полеты – это из какого-то регионального центра в Москву. Задача же и государства, и желание авиакомпаний – попробовать за счет субсидий раскатать маршруты между парами городов, минуя Москву, то есть как-то стимулировать полеты граждан, чтобы обеспечить достаточный пассажиропоток, чтобы выполнять полеты на регулярной основе.
На сегодняшний день даже между крупными городами – например, между Казанью и Ульяновском – очень сложно летать на регулярной основе, потому что самолеты просто будут полупустые или совсем почти пустые. То есть нет достаточного пассажиропотока.
Если с помощью субсидий удастся реализовать, поднять население, сделать доступными билеты и как-то стимулировать внутренний туризм, то авиакомпании получат дополнительный пассажиропоток – дополнительный к Москве, дополнительный к зарубежным курортам – тот, которого сейчас нет. Поэтому им, конечно же, это очень интересно, а особенно в те времена, когда за рубеж летать невозможно.
Дмитрий Лысков: То есть государство фактически стимулирует увеличение пассажиропотока, в этом и есть выгода компаний.
Роман Владимирович, спасибо огромное.
Тамара Шорникова: Да, благодарим Романа Гусарова – это главный редактор портала Avia.ru.