Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Интервью


Александр Леонов:
Глава НПО машиностроения: разрабатываем космический мини-аппарат с локатором на базе АФАР


23 августа 2021 года Сергей Бабкин, ТАСС


Создатель новейшего стратегического ракетного комплекса "Авангард" и гиперзвуковой крылатой ракеты "Циркон" — АО "ВПК "НПО машиностроения" (входит в корпорацию "Тактическое ракетное вооружение") — в настоящее время ведет техническое сопровождение межконтинентальных баллистических ракет УР-100Н УТТХ, занимается производством берегового комплекса "Бастион" и разрабатывает новый космический аппарат "Кондор-ФКА-М". О том, как продвигаются эти и другие работы, в интервью ТАСС на полях Международного военно-технического форума "Армия-2021" рассказал гендиректор — генеральный конструктор НПО машиностроения, Герой Труда России Александр Леонов.

Создатель новейшего стратегического ракетного комплекса "Авангард" и гиперзвуковой крылатой ракеты "Циркон" — АО "ВПК "НПО машиностроения" (входит в корпорацию "Тактическое ракетное вооружение") — в настоящее время ведет техническое сопровождение межконтинентальных баллистических ракет УР-100Н УТТХ, занимается производством берегового комплекса "Бастион" и разрабатывает новый космический аппарат "Кондор-ФКА-М". О том, как продвигаются эти и другие работы, в интервью ТАСС на полях Международного военно-технического форума "Армия-2021" рассказал гендиректор — генеральный конструктор НПО машиностроения, Герой Труда России Александр Леонов.

— Александр Георгиевич, что нового покажет ваше предприятие на форуме "Армия-2021"?

— На "Армии-2021" НПО машиностроения будет традиционно представлено на двух площадках. Это, конечно, демоцентр корпорации "Тактическое ракетное вооружение", в состав которой входит наше предприятие, где участники и посетители смогут увидеть модели подвижного берегового ракетного комплекса (ПБРК) "Бастион" и космического аппарата "Кондор-Э". В закрытом павильоне будет представлена самоходная пусковая установка комплекса "Бастион" и ряд перспективных изделий по основным тематическим направлениям деятельности предприятия.

— В этом году на базе НПО машиностроения открылся офис московского областного регионального отделения Союза машиностроителей России. Что это дает предприятию?

— НПО машиностроения уже давно является членом Союза машиностроителей. В 2020 году на базе предприятия начало работу Московское областное региональное отделение Союзмаш, а в этом году открылся общедоступный офис отделения. Считаю, что это были важные и полезные шаги не только для предприятия, но и для Московской области в целом. Координирующая роль такой крупной и влиятельной общественной организации, как Союз машиностроителей России, будет способствовать развитию промышленных предприятий региона. А предприятия области, в свою очередь, получили площадку для обсуждения проблем и актуальных задач. У нас уже появилось несколько очень перспективных предложений как по направлению диверсификации производства, так и в области подготовки кадров.

— Какие экспортные перспективы у космического аппарата (КА) "Кондор-Э"? 

— Экспортные перспективы такого аппарата, как "Кондор-Э", с радиолокатором с синтезированной апертурой, высокими техническими характеристиками, позволяющего осуществлять всепогодную съемку земной поверхности и получать высокодетальную информацию, являются достаточно хорошими. 
Один аппарат уже был изготовлен и передан иностранному заказчику. Полученные с его помощью снимки подтвердили все технические характеристики, заложенные при создании аппарата. Таким образом, до момента создания следующих поколений КА типа "Кондор" экспортные перспективы есть и у существующей модели.

— Как долго останется на боевом дежурстве межконтинентальная баллистическая ракета (МБР) УP-100Н УТТХ?

— Ракеты УР-100Н УТТХ уже имеют наиболее длительные сроки нахождения на боевом дежурстве, сейчас эти сроки продлены свыше 37 лет, что обеспечивает эксплуатацию комплекса в соответствии с планами РВСН. 

Задача по обеспечению столь длительной эксплуатации комплекса при сохранении боевых и технических характеристик была решена впервые в мире. Потребовалось реализовать множество научных исследований и опытно-конструкторских работ, объединенных в единую комплексную программу.

Определяются запасы прочности силовых конструкций, тщательно проверяется состояние топливных баков, анализируется состояние компонентов ракетного топлива, проводятся ускоренные испытания в климатических камерах, обеспечивающих эквивалентные воздействия параметров окружающей среды на конструкции узлов и агрегатов ракетного комплекса. Мероприятия, о которых я только что сказал, проводятся регулярно, и по их итогам год за годом мы продлеваем срок эксплуатации этих ракет. Делать прогнозы на отдаленную перспективу я не стал бы, но на 2022 год эти работы уже запланированы.

— Есть ли экспортные перспективы у ПБРК "Бастион"?

— Ни для кого, я думаю, не секрет, что подвижные комплексы "Бастион" уже поставлялись на экспорт, и потенциал у них в этом смысле очень хороший. Комплекс вообще во многом уникален и оснащен очень хорошей ракетой "Яхонт".

Стационарный комплекс, как и подвижный вариант, отличает высокая боевая живучесть и эффективность при сильном радиоэлектронном и огневом противодействии, а также полная автономность боевого применения. Скрытное заглубленное базирование и специальные средства маскировки затрудняют противнику определение конкретных координат элементов комплекса. Преимуществами комплекса являются также отсутствие ориентиров для высокоточного оружия и непоражаемость боеприпасами малого калибра. Поэтому, на наш взгляд, и у него есть экспортные перспективы.

— Нет ли планов возобновления пусков ракеты-носителя (РН) "Стрела"? Продолжаете ли поддерживать техготовность ШПУ на Байконуре?

— Шахтные пусковые установки (ШПУ) в настоящее время переданы в АО "ЦЭНКИ". По многим причинам планов по возобновлению пусков РН "Стрела" с космодрома Байконур нет.

— Как работается вашему Центру эксплуатации районов падения отделяющихся частей РН? 

— Центр эксплуатации районов падения действует в НПО машиностроения уже более двух десятков лет. В сферу его ответственности входит широкий спектр работ: оповещение о предстоящем пуске; эвакуация лиц, временно находящихся на территории района падения; ликвидация последствий аварийных пусков и многое другое. 

За два десятилетия центр обеспечил районами падения более 400 пусков, занимался открытием новых трасс запуска ракет, разработал уникальные методы нейтрализации и детоксикации обнаруженных отделяющихся частей ракет-носителей, которые запатентованы и успешно применяются. В ближайшее время центр также начнет работы по обеспечению пусков с космодрома Восточный.

— Как планируете на ближайшую перспективу развивать космическое направление деятельности вашего предприятия? 

— В 2020 году мы завершили эскизный проект по доработке космического комплекса "Кондор-ФКА" с созданием космического аппарата "Кондор-ФКА-М", завершили все необходимые согласования, прошли экспертизу в головных институтах Роскосмоса. В этом году начата разработка конструкторской документации. Это действительно перспективный космический аппарат с очень высокими техническими характеристиками: более высоким разрешением получаемой радиолокационной информации; более широкой полосой съемки, а также лучшей информативностью радиолокационного сигнала. 

Мы также продолжаем изготовление спутников "Кондор-ФКА", соблюдая сроки, заданные госконтрактом. С 2020 года на средства инновационного фонда нашего предприятия ведется разработка космического аппарата мини-класса с радиолокатором на базе АФАР (активной фазированной антенной решетки). Массогабаритные характеристики спутника позволяют выводить на орбиту группировку сразу из восьми космических аппаратов на одной ракете-носителе. Эти спутники больше ориентированы на гражданский сегмент нашей экономики. Они должны обеспечивать съемку больших площадей земной поверхности. К этому проекту проявляют большой интерес представители госкорпораций "Роскосмос" и "Росатом". 

С прошлого года начата проработка возможности обеспечения фактически в непрерывном режиме мониторинга Северного морского пути. Перед Россией стоит задача сделать эту водную транспортную артерию одной из самых востребованных в мире. Поэтому необходимо обеспечить съемку всей акватории Севморпути как минимум два раза в сутки. Таким образом можно будет отслеживать меняющуюся ледовую обстановку в этом непростом для судоходства районе. И любой из разработанных и создаваемых НПО машиностроения радиолокационных космических аппаратов в составе определенной группировки способен решать эту задачу в любое время суток и в любых погодных условиях.

— Не изменились ли сроки запуска КА "Кондор-ФКА"?

— В настоящее время предприятие выполняет контракт по поставке госкорпорации "Роскосмос" двух аппаратов "Кондор-ФКА". Их запуски намечены на 2022 и 2023 год. 




комментарии (0):













Материалы рубрики

Андрей Коршунов
Известия
«В России разрабатывают вертолет, который в полете превращается в самолет»
Михаил Котов
Pro Космос
«Главное — не мешать нам»: гендиректор «ТерраТех» о создании системы «Грифон»
Игорь Елков, Игорь Черняк
Российская газета
Сколько осталось пилотам? Летчик-испытатель Сергей Богдан - о боях между ИИ и человеком в авиации
Андрей Коршунов
Известия
«Российские двигатели будут безопасно возвращать ступени ракеты на Землю»
Илья Доронов
РБК
Глава «Роскосмоса» — РБК: «Бесплатная услуга — это разврат»
Наталия Ячменникова
Российская газета
Идея внедрить виртуального пилота набирает обороты. Сможет ли он обеспечить безопасность авиапассажиров

РИА "Новости"
"Мы видим спрос на кадры для беспилотной авиации"
Анастасия Львова, Герман Костринский, Ирина Парфентьева
РБК
Глава Red Wings — РБК: «Представление о Red Wings упрощенно»



Андрей Коршунов
Известия
«На Луне испытатели тестируют робота, напоминающего кентавра»
Елена Пономарева, Артем Рукавов
Интерфакс
Научный руководитель Института космических исследований РАН: Луна - не место для прогулок
Алена Чилей
Pro Космос
Новый российский космический корабль будет садиться в Амурской области
Матвей Мальгин
Взгляд
Как будет работать беспилотная «летающая «Газель»
Александр Пинчук
РИА Новости
Роман Таскаев: искусственный интеллект никогда не заменит экипаж самолета

ИА Report
Коммерческий директор AZAL: Цена билета не всегда зависит от желания авиакомпании

Reuters, Ростех
Сергей Чемезов — про ВПК, санкции, экспорт вооружений, авиастроение
Елена Мягкова
АТОР
От Калининграда до Китая и Таиланда: куда зимой будут рейсы из Пулково и какие новинки ждут пассажиров

Интерфакс
Первый замгендиректора "Роскосмоса": консолидируем промышленность вокруг Российской орбитальной станции
Владимир Гаврилов
Известия
«Мы рисовали самолет вокруг людей и их багажа»
Мария Агранович
Российская газета
Ректор МАИ Михаил Погосян рассказал "РГ" о подготовке суперинженеров, аэротакси и беспилотниках
Богдан Логинов
Вслух.ру
Командир вертолета Ми-26 Юрий Волосков: В нашей работе приходится импровизировать

РБК
Вице-президент «Ростелекома» — о беспилотных технологиях для бизнеса
Наина Курбанова
Известия
«Рейсы из Санкт-Петербурга в Москву будут каждые 15 минут»

RT
«Купол безопасности»: разработчик — о возможностях стационарного антидронного комплекса «Серп»
Андрей Коршунов
Известия
Генеральный конструктор КБ «Салют» имени В.М. Мясищева Сергей Кузнецов — о развитии новой российской тяжелой ракеты и ее модификациях
Денис Кайыран
РИА Новости
Алексей Варочко: выходим на серийное производство ракет "Ангара"
Роман Гусаров
NEWS.ru
Наследник Ан-24 самолет «Ладога»: когда полетит, зачем нужен

ФАУ "ЦАГИ"
105 лет: полет успешный
Мария Гришкина
86.ru
«Дико для мужчин видеть девушку в такой профессии»: история югорчанки, которая работает авиамехаником
Наталия Ячменникова
Российская газета
Как готовить специалистов по борьбе с кибератаками на самолеты

Транспорт России
Виталий Савельев: голосовать на выборах – значит разделять ответственность за будущее России
Андрей Коршунов
Известия
«Парение в невесомости Гагарин впервые испытал уже после полета в космос»
Надежда Алексеева, Алина Лихота, Екатерина Кийко
RT
Арктическая навигация: специалист ААНИИ — о развитии БПЛА в Северном Ледовитом океане
Андрей Смирнов
Pro Космос
Юрий Борисов: «Ракета «Амур-СПГ» и сверхлегкий носитель будут многоразовыми»
Наталия Славина
Российская газета
Новое поколение авиации: на чем будем летать. Интервью с академиком Сергеем Чернышевым
Андрей Коршунов
Известия
«На станции будут отрабатываться технологии для полетов на Луну или Марс»
Роман Гусаров
NEWS.ru
Вслед за вылетевшей из самолета дверью «улетает» и доверие к «Боингу»

NEWS.ru
Самолет МС-21 научили приземляться на автомате: почему это так важно
Евгений Гайва
Российская газета
Василий Десятков: Десятки аэропортов модернизируют в России в ближайшие годы
Мария Амирджанян
ТАСС
Генеральный директор "Яковлева": импортозамещенный МС-21 может получить новые версии
Вячеслав Терехов
Интерфакс
Научный руководитель Института астрономии РАН: космический мусор становится все более опасным
Артем Кореняко, Ирина Парфентьева
РБК
Глава «Победы» — РБК: «Приходится уходить на запасные аэродромы»
Евгений Гайва
Российская газета
Глава Росавиации: В этом году в Россию стало летать больше иностранных авиакомпаний
Мария Амирджанян
ТАСС
Замглавы Минпромторга: производство беспилотников будет только расти
Георгий Султанов, Анна Носова
ТАСС
Глава "Швабе" Вадим Калюгин: стремимся сделать наши БПЛА более устойчивыми к РЭБ
Наталия Ячменникова
Российская газета
Александр Блошенко: Мы впервые в истории садимся на Южный полюс Луны
Виктор Лошак
Ростех; Коммерсантъ
Вадим Бадеха: «Нет ничего более технически интересного, чем авиационный двигатель»

Интерфакс
Гендиректор аэропорта "Храброво" Александр Корытный: "Хотим вписать Калининград в накатанную авиатрассу между Китаем, Москвой и Петербургом"
Тимофей Дзядко, Артем Кореняко
РБК
Глава Внуково — РБК: «В ближайшие 10 лет не будет пассажиров в Европу»

Ростех
Евгений Солодилин: «Задачу, которую перед нами поставили акционеры, мы выполнили»
Наталия Ячменникова
Российская газета
Ректор МАИ Михаил Погосян - о том, какие профессии будут популярны в ближайшие пять лет, и почему стране нужны инженеры с креативным мышлением

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer