Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Интервью


Александр Леонов:
Глава НПО машиностроения: разрабатываем космический мини-аппарат с локатором на базе АФАР


23 августа 2021 года Сергей Бабкин, ТАСС


Создатель новейшего стратегического ракетного комплекса "Авангард" и гиперзвуковой крылатой ракеты "Циркон" — АО "ВПК "НПО машиностроения" (входит в корпорацию "Тактическое ракетное вооружение") — в настоящее время ведет техническое сопровождение межконтинентальных баллистических ракет УР-100Н УТТХ, занимается производством берегового комплекса "Бастион" и разрабатывает новый космический аппарат "Кондор-ФКА-М". О том, как продвигаются эти и другие работы, в интервью ТАСС на полях Международного военно-технического форума "Армия-2021" рассказал гендиректор — генеральный конструктор НПО машиностроения, Герой Труда России Александр Леонов.

Создатель новейшего стратегического ракетного комплекса "Авангард" и гиперзвуковой крылатой ракеты "Циркон" — АО "ВПК "НПО машиностроения" (входит в корпорацию "Тактическое ракетное вооружение") — в настоящее время ведет техническое сопровождение межконтинентальных баллистических ракет УР-100Н УТТХ, занимается производством берегового комплекса "Бастион" и разрабатывает новый космический аппарат "Кондор-ФКА-М". О том, как продвигаются эти и другие работы, в интервью ТАСС на полях Международного военно-технического форума "Армия-2021" рассказал гендиректор — генеральный конструктор НПО машиностроения, Герой Труда России Александр Леонов.

— Александр Георгиевич, что нового покажет ваше предприятие на форуме "Армия-2021"?

— На "Армии-2021" НПО машиностроения будет традиционно представлено на двух площадках. Это, конечно, демоцентр корпорации "Тактическое ракетное вооружение", в состав которой входит наше предприятие, где участники и посетители смогут увидеть модели подвижного берегового ракетного комплекса (ПБРК) "Бастион" и космического аппарата "Кондор-Э". В закрытом павильоне будет представлена самоходная пусковая установка комплекса "Бастион" и ряд перспективных изделий по основным тематическим направлениям деятельности предприятия.

— В этом году на базе НПО машиностроения открылся офис московского областного регионального отделения Союза машиностроителей России. Что это дает предприятию?

— НПО машиностроения уже давно является членом Союза машиностроителей. В 2020 году на базе предприятия начало работу Московское областное региональное отделение Союзмаш, а в этом году открылся общедоступный офис отделения. Считаю, что это были важные и полезные шаги не только для предприятия, но и для Московской области в целом. Координирующая роль такой крупной и влиятельной общественной организации, как Союз машиностроителей России, будет способствовать развитию промышленных предприятий региона. А предприятия области, в свою очередь, получили площадку для обсуждения проблем и актуальных задач. У нас уже появилось несколько очень перспективных предложений как по направлению диверсификации производства, так и в области подготовки кадров.

— Какие экспортные перспективы у космического аппарата (КА) "Кондор-Э"? 

— Экспортные перспективы такого аппарата, как "Кондор-Э", с радиолокатором с синтезированной апертурой, высокими техническими характеристиками, позволяющего осуществлять всепогодную съемку земной поверхности и получать высокодетальную информацию, являются достаточно хорошими. 
Один аппарат уже был изготовлен и передан иностранному заказчику. Полученные с его помощью снимки подтвердили все технические характеристики, заложенные при создании аппарата. Таким образом, до момента создания следующих поколений КА типа "Кондор" экспортные перспективы есть и у существующей модели.

— Как долго останется на боевом дежурстве межконтинентальная баллистическая ракета (МБР) УP-100Н УТТХ?

— Ракеты УР-100Н УТТХ уже имеют наиболее длительные сроки нахождения на боевом дежурстве, сейчас эти сроки продлены свыше 37 лет, что обеспечивает эксплуатацию комплекса в соответствии с планами РВСН. 

Задача по обеспечению столь длительной эксплуатации комплекса при сохранении боевых и технических характеристик была решена впервые в мире. Потребовалось реализовать множество научных исследований и опытно-конструкторских работ, объединенных в единую комплексную программу.

Определяются запасы прочности силовых конструкций, тщательно проверяется состояние топливных баков, анализируется состояние компонентов ракетного топлива, проводятся ускоренные испытания в климатических камерах, обеспечивающих эквивалентные воздействия параметров окружающей среды на конструкции узлов и агрегатов ракетного комплекса. Мероприятия, о которых я только что сказал, проводятся регулярно, и по их итогам год за годом мы продлеваем срок эксплуатации этих ракет. Делать прогнозы на отдаленную перспективу я не стал бы, но на 2022 год эти работы уже запланированы.

— Есть ли экспортные перспективы у ПБРК "Бастион"?

— Ни для кого, я думаю, не секрет, что подвижные комплексы "Бастион" уже поставлялись на экспорт, и потенциал у них в этом смысле очень хороший. Комплекс вообще во многом уникален и оснащен очень хорошей ракетой "Яхонт".

Стационарный комплекс, как и подвижный вариант, отличает высокая боевая живучесть и эффективность при сильном радиоэлектронном и огневом противодействии, а также полная автономность боевого применения. Скрытное заглубленное базирование и специальные средства маскировки затрудняют противнику определение конкретных координат элементов комплекса. Преимуществами комплекса являются также отсутствие ориентиров для высокоточного оружия и непоражаемость боеприпасами малого калибра. Поэтому, на наш взгляд, и у него есть экспортные перспективы.

— Нет ли планов возобновления пусков ракеты-носителя (РН) "Стрела"? Продолжаете ли поддерживать техготовность ШПУ на Байконуре?

— Шахтные пусковые установки (ШПУ) в настоящее время переданы в АО "ЦЭНКИ". По многим причинам планов по возобновлению пусков РН "Стрела" с космодрома Байконур нет.

— Как работается вашему Центру эксплуатации районов падения отделяющихся частей РН? 

— Центр эксплуатации районов падения действует в НПО машиностроения уже более двух десятков лет. В сферу его ответственности входит широкий спектр работ: оповещение о предстоящем пуске; эвакуация лиц, временно находящихся на территории района падения; ликвидация последствий аварийных пусков и многое другое. 

За два десятилетия центр обеспечил районами падения более 400 пусков, занимался открытием новых трасс запуска ракет, разработал уникальные методы нейтрализации и детоксикации обнаруженных отделяющихся частей ракет-носителей, которые запатентованы и успешно применяются. В ближайшее время центр также начнет работы по обеспечению пусков с космодрома Восточный.

— Как планируете на ближайшую перспективу развивать космическое направление деятельности вашего предприятия? 

— В 2020 году мы завершили эскизный проект по доработке космического комплекса "Кондор-ФКА" с созданием космического аппарата "Кондор-ФКА-М", завершили все необходимые согласования, прошли экспертизу в головных институтах Роскосмоса. В этом году начата разработка конструкторской документации. Это действительно перспективный космический аппарат с очень высокими техническими характеристиками: более высоким разрешением получаемой радиолокационной информации; более широкой полосой съемки, а также лучшей информативностью радиолокационного сигнала. 

Мы также продолжаем изготовление спутников "Кондор-ФКА", соблюдая сроки, заданные госконтрактом. С 2020 года на средства инновационного фонда нашего предприятия ведется разработка космического аппарата мини-класса с радиолокатором на базе АФАР (активной фазированной антенной решетки). Массогабаритные характеристики спутника позволяют выводить на орбиту группировку сразу из восьми космических аппаратов на одной ракете-носителе. Эти спутники больше ориентированы на гражданский сегмент нашей экономики. Они должны обеспечивать съемку больших площадей земной поверхности. К этому проекту проявляют большой интерес представители госкорпораций "Роскосмос" и "Росатом". 

С прошлого года начата проработка возможности обеспечения фактически в непрерывном режиме мониторинга Северного морского пути. Перед Россией стоит задача сделать эту водную транспортную артерию одной из самых востребованных в мире. Поэтому необходимо обеспечить съемку всей акватории Севморпути как минимум два раза в сутки. Таким образом можно будет отслеживать меняющуюся ледовую обстановку в этом непростом для судоходства районе. И любой из разработанных и создаваемых НПО машиностроения радиолокационных космических аппаратов в составе определенной группировки способен решать эту задачу в любое время суток и в любых погодных условиях.

— Не изменились ли сроки запуска КА "Кондор-ФКА"?

— В настоящее время предприятие выполняет контракт по поставке госкорпорации "Роскосмос" двух аппаратов "Кондор-ФКА". Их запуски намечены на 2022 и 2023 год. 




комментарии (0):













Материалы рубрики

Анастасия Львова, Герман Костринский, Ирина Парфентьева
РБК
Глава Red Wings — РБК: «Представление о Red Wings упрощенно»
Андрей Коршунов
Известия
«На Луне испытатели тестируют робота, напоминающего кентавра»
Елена Пономарева, Артем Рукавов
Интерфакс
Научный руководитель Института космических исследований РАН: Луна - не место для прогулок
Алена Чилей
Pro Космос
Новый российский космический корабль будет садиться в Амурской области
Матвей Мальгин
Взгляд
Как будет работать беспилотная «летающая «Газель»
Александр Пинчук
РИА Новости
Роман Таскаев: искусственный интеллект никогда не заменит экипаж самолета

ИА Report
Коммерческий директор AZAL: Цена билета не всегда зависит от желания авиакомпании

Reuters, Ростех
Сергей Чемезов — про ВПК, санкции, экспорт вооружений, авиастроение



Елена Мягкова
АТОР
От Калининграда до Китая и Таиланда: куда зимой будут рейсы из Пулково и какие новинки ждут пассажиров

Интерфакс
Первый замгендиректора "Роскосмоса": консолидируем промышленность вокруг Российской орбитальной станции
Владимир Гаврилов
Известия
«Мы рисовали самолет вокруг людей и их багажа»
Мария Агранович
Российская газета
Ректор МАИ Михаил Погосян рассказал "РГ" о подготовке суперинженеров, аэротакси и беспилотниках
Богдан Логинов
Вслух.ру
Командир вертолета Ми-26 Юрий Волосков: В нашей работе приходится импровизировать

РБК
Вице-президент «Ростелекома» — о беспилотных технологиях для бизнеса
Наина Курбанова
Известия
«Рейсы из Санкт-Петербурга в Москву будут каждые 15 минут»

RT
«Купол безопасности»: разработчик — о возможностях стационарного антидронного комплекса «Серп»
Андрей Коршунов
Известия
Генеральный конструктор КБ «Салют» имени В.М. Мясищева Сергей Кузнецов — о развитии новой российской тяжелой ракеты и ее модификациях
Денис Кайыран
РИА Новости
Алексей Варочко: выходим на серийное производство ракет "Ангара"
Роман Гусаров
NEWS.ru
Наследник Ан-24 самолет «Ладога»: когда полетит, зачем нужен

ФАУ "ЦАГИ"
105 лет: полет успешный
Мария Гришкина
86.ru
«Дико для мужчин видеть девушку в такой профессии»: история югорчанки, которая работает авиамехаником
Наталия Ячменникова
Российская газета
Как готовить специалистов по борьбе с кибератаками на самолеты

Транспорт России
Виталий Савельев: голосовать на выборах – значит разделять ответственность за будущее России
Андрей Коршунов
Известия
«Парение в невесомости Гагарин впервые испытал уже после полета в космос»
Надежда Алексеева, Алина Лихота, Екатерина Кийко
RT
Арктическая навигация: специалист ААНИИ — о развитии БПЛА в Северном Ледовитом океане
Андрей Смирнов
Pro Космос
Юрий Борисов: «Ракета «Амур-СПГ» и сверхлегкий носитель будут многоразовыми»
Наталия Славина
Российская газета
Новое поколение авиации: на чем будем летать. Интервью с академиком Сергеем Чернышевым
Андрей Коршунов
Известия
«На станции будут отрабатываться технологии для полетов на Луну или Марс»
Роман Гусаров
NEWS.ru
Вслед за вылетевшей из самолета дверью «улетает» и доверие к «Боингу»

NEWS.ru
Самолет МС-21 научили приземляться на автомате: почему это так важно
Евгений Гайва
Российская газета
Василий Десятков: Десятки аэропортов модернизируют в России в ближайшие годы
Мария Амирджанян
ТАСС
Генеральный директор "Яковлева": импортозамещенный МС-21 может получить новые версии
Вячеслав Терехов
Интерфакс
Научный руководитель Института астрономии РАН: космический мусор становится все более опасным
Артем Кореняко, Ирина Парфентьева
РБК
Глава «Победы» — РБК: «Приходится уходить на запасные аэродромы»
Евгений Гайва
Российская газета
Глава Росавиации: В этом году в Россию стало летать больше иностранных авиакомпаний
Мария Амирджанян
ТАСС
Замглавы Минпромторга: производство беспилотников будет только расти
Георгий Султанов, Анна Носова
ТАСС
Глава "Швабе" Вадим Калюгин: стремимся сделать наши БПЛА более устойчивыми к РЭБ
Наталия Ячменникова
Российская газета
Александр Блошенко: Мы впервые в истории садимся на Южный полюс Луны
Виктор Лошак
Ростех; Коммерсантъ
Вадим Бадеха: «Нет ничего более технически интересного, чем авиационный двигатель»

Интерфакс
Гендиректор аэропорта "Храброво" Александр Корытный: "Хотим вписать Калининград в накатанную авиатрассу между Китаем, Москвой и Петербургом"
Тимофей Дзядко, Артем Кореняко
РБК
Глава Внуково — РБК: «В ближайшие 10 лет не будет пассажиров в Европу»

Ростех
Евгений Солодилин: «Задачу, которую перед нами поставили акционеры, мы выполнили»
Наталия Ячменникова
Российская газета
Ректор МАИ Михаил Погосян - о том, какие профессии будут популярны в ближайшие пять лет, и почему стране нужны инженеры с креативным мышлением
Екатерина Москвич
ТАСС
Анна Кикина: космонавты летят в космос, чтобы жить
Мария Амирджанян
ТАСС
Гендиректор ОАК Слюсарь: испытания SSJ New с российскими двигателями начнутся осенью
Георгий Казачков, Гулия Леваненкова, Евгения Коткова
ТАСС
Посол Белоруссии в РФ: самолет "Ладога" сможет конкурировать с Airbus и Boeing

Известия
Заместитель генерального директора холдинга Т1 Алексей Волынкин: «Наша цель — запуск первой частной ракеты в космос уже в этом году»
Виталий Корнеев, Елена Новицкая
ТАСС
Глава оператора Пулково Леонид Сергеев: мы стали аэропортом №2 в России
Екатерина Москвич
ТАСС
Глава SR Space: в течение года мы перейдем от ракеты "Небо" к первому полету "Космоса"
Юлия Живикина
РБК
«Иллюзий нет, но справимся»: что происходит с авиакомпаниями в России

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer