Москва не будет пересматривать решение о выходе из Договора по открытому небу (ДОН). Об этом заявил глава делегации РФ на переговорах в Вене по вопросам военной безопасности и контроля над вооружениями Константин Гаврилов. В письменном экспресс-интервью, которое дипломат дал «Известиям», он также рассказал о том, будет ли РФ передавать Белоруссии свои наблюдательные самолеты и как в Москве относятся к разведке с помощью спутников.
«Ни о каком пересмотре решения России о выходе из ДОН не может быть речи»
— Какого числа Россия перестанет быть участницей ДОН?
— Российская Федерация окончательно выйдет из Договора по открытому небу 18 декабря 2021 года, то есть согласно статье XV Договора ровно через шесть месяцев после направления депозитариям (Венгрии и Канаде) и всем другим государствам-участникам официального уведомления о завершении соответствующих внутригосударственных процедур и принятом решении о выходе из ДОН.
— Есть ли шанс, что Россия всё-таки останется в договоре? Что для этого необходимо?
— На данный момент оснований для того, чтобы Россия вернулась в ДОН, нет.
Ранее мы выдвигали участникам ДОН условия, при которых можно было бы рассмотреть вариант продолжения членства в сообществе открытого неба. Среди них — предоставление гарантий того, что информация, полученная по итогам наблюдательных полетов над территорией Российской Федерации, не будет передаваться третьим государствам, а также подтверждение гарантий беспрепятственного наблюдения за военными объектами США в Европе для российско-белорусских миссий. Союзники США проигнорировали наши требования, полностью соответствующие договору.
Кроме того, мы не исключали варианта возможного возвращения Соединенных Штатов Америки в ДОН. Для этого были определенные предпосылки: нынешний президент США Джо Байден в своих предвыборных речах критиковал решение Дональда Трампа и призывал остаться в договоре. 19 мая госсекретарь США Энтони Блинкен дал понять, что окончательное решение Вашингтоном не принято, и 24 мая ему был передан развернутый документ с изложением российской точки зрения в отношении ситуации вокруг ДОН. Однако уже 27 мая Госдепартамент уведомил нас, что их решение о выходе из договора является окончательным.
Очевидно, что в нынешней ситуации ни о каком пересмотре решения России о выходе из ДОН не может быть речи.
«Вашингтон проигнорировал интересы собственных союзников»
— Как Москва намерена сотрудничать с Минском после выхода из ДОН? Обсуждается ли этот вопрос с белорусской стороной? Будет ли Россия дальше предоставлять республике свои самолеты?
— Вместе с денонсацией ДОН Россия была вынуждена выйти из российско-белорусского межправительственного соглашения от 21 февраля 1995 года о сотрудничестве в группе государств-участников Договора по открытому небу. О дальнейшем взаимодействии Москвы с Минском после выхода России из ДОН можно будет говорить только после принятия белорусскими коллегами решения о продолжении их участия в режиме открытого неба.
Предварительные консультации, разумеется, имеют место. Вопрос о предоставлении российских самолетов наблюдения Белоруссии, опять же при условии, что она примет решение остаться государством-участником ДОН, будет, конечно, обсуждаться, но это необязательное требование договора, так как большинство государств-участников не имеют собственных платформ открытого неба.
— Какие инструменты придут на смену ДОН? Спутники?
— Наряду с Венским документом и другими инструментами поддержания военно-политической стабильности Договор по открытому небу был для нашей страны важным элементом архитектуры безопасности в Евро-Атлантике. Пока что повременю делать прогнозы относительно возможной замены ДОН, так как сложившаяся военно-политическая обстановка в Европе, связанная с наращиванием сил и средств НАТО, а также искусственным созданием «очагов напряженности» вблизи российской границы, не способствует конструктивной дискуссии по этой тематике. Очевидно, что безопасность Европы невозможна без гарантий безопасности России и ее союзников.
Что касается спутниковой группировки, то США, судя по всему, сделали ставку именно на нее, считая, что благодаря ей можно проводить разведку территории России. Тем самым Вашингтон фактически проигнорировал интересы и озабоченности других государств-участников ДОН, в том числе собственных союзников. Ведь у европейцев, как мы понимаем, национальные средства спутниковой разведки весьма и весьма ограничены. Если ранее в рамках договора европейские страны могли самостоятельно проводить наблюдательные полеты и делать соответствующие выводы, то в случае прекращения его существования всё замкнется на том, что Дядя Сэм будет в одностороннем порядке решать, какую информацию и в каком виде передавать своим «коллегам по цеху» или диктовать свою оценку ситуации, ссылаясь на спутниковые разведданные, без предоставления их союзникам.
Надеемся, что рано или поздно здравый смысл возобладает, и утраченные элементы контроля над обычными вооружениями в Европе и мер доверия и безопасности будут восстановлены в том или ином виде, возможно, в рамках новой договоренности. Со своей стороны намерены выстраивать линию в строгом соответствии с интересами национальной безопасности России и интересами наших союзников.